СТРЕСС и НЕВРОЗЫ «методология – теория – практика» «ЭТИОЛОГИЯ-ПАТОГЕНЕЗ-КИНИКА- ЛЕЧЕНИЕ» ПРОФИЛАКТИКА Владикавказ 28. 02. 2013 А.С.Татров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

Психологическая защита деловая игра деловая игра.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Подготовил Голобородько Евгений.
Презентация по обществознанию по теме: Сознание
Психосоматические расстройства. ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ Выполнила студентка отделения Лечебное дело.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Транксрипт:

СТРЕСС и НЕВРОЗЫ «методология – теория – практика» «ЭТИОЛОГИЯ-ПАТОГЕНЕЗ-КИНИКА- ЛЕЧЕНИЕ» ПРОФИЛАКТИКА Владикавказ А.С.Татров

СТРЕСС Общий Адаптационный Синдром ОАС Ганс Селье

Более 1200 научных работ, наиболее цитируемые A syndrome produced by diverse nocuous agents, "Nature", 1936, v. 138, s. 32; The stress of life, N. Y., [1956]; Experimental cardiovascular diseases, v. 12, В., 1970; Hormones andresistanse, v. 12, В., 1971; Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960; Профилактика некрозов сердца химическими средствами, М., 1961; Сорок лет научно-исследовательской работы в медицине, "Патологическая физиология и экспериментальная терапия", 1969, 3; Некоторые аспекты учения о стрессе, "Природа", 1970, 1; На уровне целого организма, М., 1972.

Ганс Селье Стресс без дистресса Стресс без дистресса

Фазы ОАС (общего адаптационного синдрома)

В.А. Гиляровский: «Неврозы это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфе­ре срывы личности в ее общественных взаимоотношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими измене­ ниями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».

Неврозы это: 1.это обратимые психические расстройства, 2.обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, 3. протекающие с осознанием больными факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира, и 4. проявляющиеся в основном психогенно- обусловленными и соматовегетативными расстройствами.

К. Ясперс: в основе лежит длительно сохраняющаяся, эмоционально значи­мая психотравма, подвергающаяся психологической переработке, с формированием и закреплением патологических форм реагиро­ вания; она звучит в переживаниях больного; после дезактуализации психотравмы реактивное состояние исче­зает.

Факторы, вызывающие: Факторы биологической природы – наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д. Факторы психологической природы – преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации. Факторы социальной природы – родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность. Общеистощающие вредности – длительное недосыпание, неправильное питание, физические и умственные нагрузки.

Ю.А. Александровский: теория «барьера психической резистентности» ()

D.Magnusson Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее зна­чимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психоло­гическим переживаниям. Психическая травма как событие или ситуация сто­ит в ряду иных жизненных ситуаций. Согласно классификации D.Magnusson, существует пять уровней определения ситуации: Стимулы отдельные объекты или действия. Эпизоды особые значимые события, имеющие причину и следствие. Ситуации физические, временные и психологические параметры, оп­ределяемые внешними условиями. Окружение обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций. Среда совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

При анализе фактора пси­хической травмы выделяются следующие ее характеристики: интенсивность; смысл; значимость и актуальность; патогенность; острота появления (внезапность); продолжительность; повторяемость; связь с преморбидными (предболезненными) личностными особенностями.

Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 1)массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, 2)ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения); 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация ли­шения, ситуация изобилия кумир семьи); 4) пролонгированные ситуационные, при­водящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряже­ния (истощающие).

Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 1)массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности, б) неак­туальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума);

Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 2)ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).

Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация ли­шения, ситуация изобилия кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые, б) неосознаваемые и непреодолимые;

Г.К.Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 4) пролонгированные ситуационные, при­ водящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряже­ния (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызыва­емые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объектив­ ных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.

Шкала стресса Holmes-Rahe (баллы) смерти супруга (100), развод (73), разлука супругов (65), тюремное заключение (63), смерть родных (63), женитьба (50), примирение супругов (45), выход на пенсию (45). В шкалу стресса даже такие ситуации, как заклад или заем суммы денег (17-34).

Актуальный конфликт, формирующийся на базе психической травмы, N.Peseschkian складывается из жизненных событий и микро­травм, роль которых выделяется этим автором особенно. К последним отно­сятся, например, такие, как непунктуальность, нечистоплотность, неспра­ведливость, непорядочность, неверность участника коммуникативного психотравмирующего про­цесса.

В.Н.Мясищев три основных типа невротических конфликтов: 1.истерический, 2.обсессивно-психастенический 3.неврастенический.

В.Н.Мясищев Типы невротических конфликтов: 1.истерический, опреде­ляется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающи­мися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных ус­ловий или требований окружающих. Следует подчеркнуть, что его отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого ти­па конфликта существенное значение приобретают история развития лично­сти и процесс формирования системы ее жизненных отношений.

В.Н.Мясищев Типы невротических конфликтов: 2. обсессивно-психастенический обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностя­ми, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.

В.Н.Мясищев Типы невротических конфликтов: 3) Неврастенический представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе с другой. Особенности конфликта этого типа чаще всего формиру­ются в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.

По мнению Ю.А.Александровского основными причинами и ус­ловиями возникновения социально-стрессовых расстройств являются: макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения; социально-стрессовые обстоятельства, носящие хронический, растяну­ тый по времени характер, их динамика непосредственно определяет компенсацию и декомпенсацию невротических нарушений; коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта; смена системы культуральных, идеологических, моральных, религиоз­ных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений; изменение социальных связей и жизненных планов; нестабильность и неопределенность жизненного положения; ухудшение соматического здоровья; усиление декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под воздействием «биогенного» воздействия экологических вредностей.

Что Делать? Психотерапия- система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.

Цели и методы психотерапии Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно: 1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы; 2) устраняет эмоциональный дискомфорт; 3) поощряет свободное выражение чувств; 4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы; 5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

Механизмы психологической защиты: Прошлая психологическая травма (стресс) Неприятные воспоминания Страх перед любыми неудачами Страх перед любыми изменениями Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм) Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

В современной психологии и психотерапии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента: 1.телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления); 2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты); 3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения); 4. ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

Основные вопросы требующие развития, диагностики и коррекции: 1.Общая характеристика сознания и самосознания. 2.Развитие сознания в онтогенезе. 3.Основные состояния сознания. 4.Взаимосвязь сознательного и бессознательного. 5.Механизмы психологической защиты. 6.Нарушение сознания и самосознания.

Наиболее важными обобщенными характеристиками сознания, требующими оценки в повседневной врачебной практике, являются следующие : 1.степень ясности сознания, т.е. уровень бодрствования (или люцидность); 2. объем сознания, т.е. широта охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний. Условно он подразделяется на предметное сознание (опознавание окружающего мира) и самосознание (опознавание соматического и личностного «Я»); 3.непрерывность сознания, т.е. его текучесть со способностью непрерывного опознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего; 4.содержание сознания, т.е. полнота, адекватность, критичность оценки используемых запасов памяти, мышления и эмоциональных отношений; 5.активность сознания, т.е. способность к произвольному избирательному сосредоточению сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях (связь с механизмами внимания и волевой активности).

Основные компоненты сознания и самосознания в «ядре» методик психотерапии 1.совокупностью знаний человека об окружающем мире с сохранностью процессов познания предметное сознание; 2. совокупностью знаний о самом себе со способностью отделения «Я» от «не- Я». Это самосознание, которое включает самооценку своего физического (телесного) «Я» и своей личности психического «Я»; 3.наличием адекватных эмоциональных оценок и переживаний в отноше­ниях с окружающими миром, людьми и самим собой; 4.наличием возможности постановки целей (целеполагания) и возможности сосредоточения при организации психической и иной деятельности.

Механизмы психологической защиты: Прошлая психологическая травма (стресс) Неприятные воспоминания Страх перед любыми неудачами Страх перед любыми изменениями Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм) Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

Целями и задачами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. 1.Глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, функционирования системы отношений. 2.Выявление и изучение механизмов, способствующих возникновению и сохранению состояния дезадаптации личности (невротической симптоматики). 3.Достижение у пациента осознания и понимания причинно- следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием (проблемой). 4.Помощь пациенту в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении отношения к ней, коррекция неадекватных реакций форм поведения. 5.Помощь пациенту в изменении отношений в сторону их зрелости, ведет к восстановлению полноценности его социального функционирования