РУКОВОДСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАМОК НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» Manual on Developing Qualifications Framework.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ Тюменский государственный университет Институт.
Advertisements

Компетентностный подход при формировании основных образовательных программ по направлению «Экология и природопользование» на географическом факультете.
Модернизация учебных программ по подготовке эколога- природопользователя с учетом требований работодателей на региональном рынке труда О.А. Столярова,
Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Региональная экономика в системе наук.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
- закрепление и углубление теоретических знаний студентов; - расширение профессионального кругозора обучающихся; - изучение опыта работы в организациях,
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Общая характеристика системы образования Российской Федерации 1.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Использование потенциала учреждений профессионального образования при решении задач охраны труда.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Транксрипт:

РУКОВОДСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАМОК НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» Manual on Developing Qualifications Framework for Ecology and Environmental Management О.Н. Барышникова, НГУ Международный круглый стол, г. Тюмень, 21 мая 2013 г.

Иерархия квалификационных рамок Квалификационная рамка (Рамка квалификаций) – это системное, т.е. структурированное, по уровням, описание квалификаций работника. С ее помощью проводится измерение результатов обучения и определение их взаимосвязи с конкретным уровнем квалификации; Устанавливается рейтинг или соответствие дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

Различаются транснациональные, национальные, региональные и отраслевые рамки квалификаций. Примером транснациональной рамки может послужить Европейская рамка квалификаций. Она представляет собой инструмент обеспечения сопоставимости академических степеней и квалификаций в странах-членах ЕС.

Национальная рамка квалификаций – это описание квалификаций работника, которое позволяет сопоставить академические степени и квалификации разных стран и установить национальные особенности компетенции работников.

- это описание квалификаций работника, соответствующее содержанию национальной квалификационной рамки с указанием региональных особенностей компетенции работников. Региональная рамка квалификаций

Отраслевая рамка квалификаций - это описание профессионально- специализированных квалификаций работника конкретной отрасли

На первом этапе формирования региональной квалификационной рамки направления «Экология и природопользование» было установлено положение этой рамки в иерархической системе квалификационных рамок.

Иерархия системы квалификационных рамок Уровень иерархииНаименование квалификационной рамки (КР) ГлобальныйЕвропейская рамка квалификаций Национальные рамки квалификаций стран-участниц Болонского процесса РегиональныйТерриториальные КРОтраслевые КР Региональные рамки квалификаций для территорий экономических районов Рамки квалификаций для территорий субъекта федерации Отрасли производственной сферы Отрасли сферы услуг МестныйРамки квалификаций для территорий экономических образований низшего звена (внутри субъектов федерации) Рамки квалификаций конкретных предприятий и организаций отраслей хозяйства, расположенных на конкретной территории

В качестве регионов, для которых целесообразно разрабатывать региональные рамки квалификаций, авторы настоящего «Руководства…» предлагают рассматривать экономические районы России. В отличие от Федеральных округов России, экономические районы представляют собой целостную территориальную часть экономики страны, имеющую производственную специализацию и внутренние экономические связи.

Любая рамка квалификаций является инструментом сопряжения сфер труда и образования, именно деление страны на экономические районы должно быть положено в основу уточнения квалификационных требований к работникам регионов. Подготовка к работе на рынке труда является доминирующим направлением в реформе образования.

Движущей силой Болонского процесса стала обеспокоенность предпринимателей и правительств тем, что текущие системы образования многих европейских стран предоставляют студентам недостаточную подготовку для успешной реализации их потенциала на рынке труда. В целях формирования актуальных для конкретного региона компетенций работников и был предложен перечень регионов, для которых, в соответствии с их рыночной специализацией, необходимо формирование особого сочетания квалификационных требований к работникам.

Рамка квалификаций направления «Экология и природопользование» в системе региональных рамок Уровень иерархииНаименование квалификационной рамки Территориальные КРОтраслевые КР Региональный Региональная рамка квалификаций Западно- Сибирского экономического района Отрасли производственной сферы: нефтяная; газовая; лесная; деревообрабатывающая; угольная, металлургическая; электроэнергетика; машиностроение (сложное, энергетическое, транспортное сельскохозяйственное, оборудование для нефтегазовой промышленности); сельского хозяйства; пищевой промышленности; легкой промышленности. Отрасли услуг: транспорт и связь; наука; образование (начальное, среднее профессиональное; высшее по направлению « экология и природопользование»); здравоохранение; торговля и общественное питание; финансирование и кредитование; органы МВД; органы обороны; органы управления; рекреация и туризм

Рамка квалификаций, разработанная в ходе реализации проекта TEMPUS, представляет собой отраслевую рамку квалификаций, отражающую профессиональную специализацию и особенности ее применения на территории Западно-Сибирского экономического района. Она занимает особое положение среди отраслевых рамок, т.к. отражает все аспекты природопользования и предпосылки решения экологических проблем региона, возникающих в процессе природопользования.

Выпускники вузов, получающие образование по направлению «Экология и природопользование» занимают должности инженера-эколога или инженера по охране окружающей среды на предприятиях отраслей производственной сферы; в органах управления, комитетах по природным ресурсам и охране окружающей среды разного уровня (краевых, областных, районных, местных органов управления); в научно-исследовательских и проектных организациях; в учреждениях образования; в сфере рекреации и туризма.

Отсюда следует, что региональная рамка квалификаций направления «Экология и природопользование» должна представлять собой комбинацию знаний, умений и компетенций, относящихся к уровням Европейской и Национальной рамок квалификаций, а так же относящихся к профессионально- специализированным рамкам квалификаций тех отраслей, в которых могут работать выпускники направления «Экология и природопользование», не приобретая дополнительных квалификаций.

В процессе разработки содержания шестого и седьмого уровней региональной рамки квалификаций направления «Экология и природопользование» авторами были выполнены следующие условия:

разработанная нами рамка квалификаций совместима с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации и Европейской рамкой квалификаций; характеристики знаний, умений и компетенций, содержащиеся в двух первых рамках, конкретизируются в региональной рамке квалификаций; включение дополнительных компетенций в региональную квалификационную рамку обосновано и прозрачно (на основе оценки квалифицированных экспертов со стороны рынка труда, науки, образования и потребителей образовательных услуг); учтены особенности географических условий ведения хозяйства в регионе, которые требуют от работников дополнительных компетенций; учтены потребности существующих и возможных отраслей специализации региона в работниках определенной квалификации; установлена связь между государственными требованиями к образовательным программам по направлению «Экология и природопользование», требованиями к работникам сферы экологии и природопользования и критериями региональной квалификационной рамки направления «Экология и природопользование».

В соответствии с этими принципами, при формировании квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» необходимо проводить исследования в нескольких направлениях, согласовывая промежуточные результаты работы со всеми заинтересованными сторонами данного процесса. Работа, проделанная участниками проекта TEMPUS, включала несколько этапов:

1 этап Сравнительный анализ государственных требований к образовательным программам направления «Экология и природопользование» и должностных инструкций, используемых для регламентации трудовой деятельности работников сферы экологии и природопользования.

Требования Европейской рамки квалификаций, государственного образовательного стандарта к бакалавру экологии и природопользования, квалификационные требования к работникам национальной сферы экологии и природопользования Наименования компетенц ий в ЕКР Квалификационные требования к работникам сферы экологии и природопользован ия Компетенции бакалавра экологии и природопользования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

2 этап Установление особенностей географических условий ведения хозяйственной деятельности, которые могу потребовать от работников конкретного региона дополнительных квалификаций (например, в регионах Сибири это ведение хозяйства в зоне многолетней мерзлоты или работа в районах нового освоения).

3 этап Установление для конкретных регионов существующих и возможных отраслей специализации и их потребностей в работниках определенной квалификации (это позволит сократить расходы, связанные с выпуском специалистов, не востребованных региональной экономикой). Отраслевая структура регионов существенно влияет на особенности задач, которые приходится решать работникам сферы экологии и природопользования.

Отрасли специализации Западно-Сибирского экономического района Отрасли производственной сферы: нефтяная; газовая; лесная; деревообрабатывающая; угольная, металлургическая; электроэнергетика; машиностроение (сложное, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, оборудование для нефтегазовой промышленности); сельское хозяйство; пищевая промышленность; легкая промышленность. Отрасли услуг: транспорт и связь; наука; образование (начальное, среднее профессиональное; высшее по направлению «экология и природопользование»); здравоохранение; торговля и общественное питание; финансирование и кредитование; органы МВД; органы обороны; органы управления; рекреация и туризм

4 этап Анализ анкетирования руководителей и сотрудников предприятий и организаций сферы экологии и природопользования с целью выявления современных профессиональных требований к выпускникам вузов по направлению «Экология и природопользование» и формирование рекомендаций для создания или модернизации отраслевых квалификационных рамок.

Дополнительные требования к выпускникам ВУЗов, сформулированные работодателями Алтайского края и Тюменской области Критерии сравнения Алтайский крайТюменская область Знания Обладать знанием законодательства РФ, умением работать с правоустанавливающими документами, законами, подзаконными актами; знать нормативно-правовую базу в сфере природопользования и охраны окружающей среды и уметь работать с нормативно-правовой документацией в этой сфере экологии и природопользования Знать основы агрометеорологии, особенности системы природопользования в Алтайском крае Обладать знанием процессов нефтепереработки, знанием методов по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их последствий (для работы в нефтегазовой отрасли) Знание узкопрофильных аспектов управления природопользованием (недропользованием, водопользованием и т.д.) Разработка документации по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий Знание основ аграрного природопользования и умение применять методы специальных исследований при изучении систем аграрного природопользования Знать теоретические основы лесоведения, лесного почвоведения (для работы в структурах, связанных с изучением и использованием лесных ресурсов) Знание основ рекреационного природопользования и умение применять методы специальных исследований при изучении систем рекреационного природопользования Знать возможные воздействия нефтяной отрасли на окружающую среду и здоровье населения Знание функций управления природопользованием (готовить программы лицензирования, проводить анализ стоимости природных ресурсов и т.д.) Умения Ведение регионального кадастра отходов производства и потребления (для контрольно-экспертной деятельности) Владеть методами проектирования (ландшафтного планирования, экологического проектирования; проектирование перемещения отходов, выбросов, создание санитарно-защитной зоны и т.д.) и владение методами территориального планирования Владеть методами экологического картографирования и уметь применять ГИС-технологии Владеть методами обработки данных дистанционного зондирования, в т.ч.: - подготовки данных, тематической интерпретации данных дистанционного зондирования, аппаратно- программной обработки данных дистанционного зондирования (для работы в проектной организации); - работа с пакетами спецпрограмм (ГИС, расчетные) для научно-исследовательской деятельности, разработка раздела проектно-сметной документации « Историко-архитектурные изыскания » (для проектно- производственной деятельности) Осуществлять международное сотрудничество (в области менеджмента, аудита, сертификации)

5 этап Анализ анкетирования выпускников образовательных учреждений по направлению «Экология и природопользование», с целью определения степени удовлетворения их ожиданий и потребностей по формированию профессиональных компетенций.

Распределение опрошенных выпускников по типам организаций, в которых они работают (в % к общему числу опрошенных)

Результаты оценки значимости знаний и умений, которые необходимы для успешной работы в сфере экологии и природопользования Дополни- тельные знания, умения и компетенц ии Процент к общем у числу опрош енных по всем вузам АлтГУ, геог ра- фич ес- кий факу льте т НГУ, факульт ет естеств енных наук ОмГПУ, хими ко- биоло гичес кий факул ьтет ТюмГУ, биологи ческий факульте т ТюмГУ, эколо го- геогр афи чески й факул ьтет Знание иностранн ого языка 40,0635,926,041,163,433,9 Знание специальн ых компьюте рных программ 36,754,716,934,236,641,1 Знание законов и норматив ных актов 36,1650,028,642,529,330,4 Навыки подготовк и заявок на гранты, проекты и т.п. 31,218,837,719,217,121,4 Умение готовить документ ы, служебны е тексты 29,4820,332,524,719,510,7 Умение вести переговор ы, общаться с людьми 22,8448,420,823,331,723,2 Умение управлять людьми 21,5418,841,635,643,916,1 Никаких дополните льных навыков не нужно, всего достаточн о 5,5809,12,7016,1

Оценка качества подготовки выпускников ВУЗов к профессиональной деятельности, %

6 этап Экспертная оценка содержания компетенций представителями образовательных учреждений и научных школ региона, которые, как правило, формируются под влиянием региональных особенностей. В качестве экспертов выступают компетентные преподаватели университетов и научные сотрудники, специалисты по конкретной проблеме, привлекаемые для вынесения оценки по поставленной задаче.

В данном случае в качестве экспертов выступают компетентные преподаватели университетов и научные сотрудники, специалисты по конкретной проблеме, привлекаемые для вынесения оценки по поставленной задаче. Для формирования регулярной сети экспертов и оценки ими содержания региональной рамки квалификаций по направлению «Экология и природопользование» наиболее приемлемо применение Дельфийского метода экспертной оценки. Дельфийский метод – метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура с целью дополнительного обоснования оценки экспертов в последующем туре.

Специфика региональной рамки квалификаций состоит в том, что она не нивелирует реальность, а учитывает специфику регионов и их отдельных территориальных единиц Региональная рамка квалификаций учитывает: пространственные особенности социума; пространственные особенности социума; роль природной среды; роль природной среды; экологических порогов развития; экологических порогов развития; демографическую специфику регионов; демографическую специфику регионов; культурно-конфессиональные особенности; культурно-конфессиональные особенности; политическую ситуацию; политическую ситуацию; Цивилизационную специфику. Цивилизационную специфику.