Административные избирательные технологии на стадии агитации Россия. Год 2012 Опорные слайды для семинара А..Бузин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предвыборная агитация. Условия её проведения и установленные законом ограничения.
Advertisements

О новом в избирательном О новом в избирательном законодательстве законодательстве.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. 1. НОСИТЕЛЕМ СУВЕРЕНИТЕТА И ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ВЛАСТИ В РФ ЯВЛЯЕТСЯ: 1. Президент РФ; 2. Федеральное Собрание РФ; 3. органы.
РЕГЛАМЕНТ УИК Настоящий Регламент определяет порядок деятельности участковой избирательной комиссии избирательного участка (далее - комиссия), осуществляющей.
Мы с вами будущие избиратели. Роль избирателя сложна и ответственна. Любой выбор – это принятие решения.
Кировградская городская территориальная избирательная комиссия 2013 год.
Организация деятельности участковой избирательной комиссии Председатель ТИК Индустриального района г.Перми – Штирбу Валентина Михайловна.
«Повторным выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования» в районах Саратовской области в октябре 2009 года: Район Число избирателей,
Тема урока: «Избирательная система РФ». Законы РФ (политические права граждан РФ) Избирательное право граждан РФ Политическое поведение граждан РФ Роль.
Политика, блок 3: Политические процессы. Занятие 2\2.
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Избирательная комиссия,
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? (Избиратель)
Сухоложская городская территориальная избирательная комиссия Тема 10 Юридическая ответственность и правовые санкции за нарушение избирательного законодательства.
Участие граждан в политической жизни Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
Роль процедуры (лат. продвигаться), официально установленного порядка действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, становится понятной, если принять.
ТЕМА 2. Основные избирательные системы на выборах в Российской Федерации, Свердловской области.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА Деятельность наблюдателей при проведении выборов Методическое пособие.
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Избирательные системы их виды Урок права 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей категории «Государство и право»
Субъекты избирательных правоотношений. их правовой статус и полномочия.
Транксрипт:

Административные избирательные технологии на стадии агитации Россия. Год 2012 Опорные слайды для семинара А..Бузин

Стадии избирательной кампании Финансовая отчетность Голосование и подсчет голосов Агитация Выдвижение и регистрация кандидатов Назначение выборов Образование избирательных округов и/или территорий для территориальных групп

Агитация. Определение Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). (ФЗГ, п.4 ст.2) Агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (ФЗГ, п.1 ст.2) Агитация – это юридическое понятие. Называя то или иное действие агитацией, надо опираться на определения, которые даны в законе.

Агитация. Признаки (ФЗГ, п.2 ст.48) Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Агитация. Основные правила 1.Агитация, требующая материальных или финансовых затрат должна оплачиваться из избирательного фонда 2.Агитация может проводиться с момента выдвижения до дня, предшествующего дню голосования 3.Агитация должна удовлетворять дополнительным (довольно жестким) требованиям, описанным в законе 4.Нарушения некоторых правил агитации влекут за собой отмену регистрации, некоторые – предупреждения и изъятие агитматериалов. 5.Предусмотрены права на бесплатное размещение агитационных материалов в СМИ (но это не играет серьезной роли) 6.Надо делать вид, что Вы отличаете агитацию от информирования, хотя на практике это сделать невозможно.

Агитация и информирование Требования к агитационным материалам вступают в противоречие с конституционными правами на распространение информации. В связи с этим была сделана попытка разграничить понятия «агитация» и «информирование»: «Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений» Массированное «информирование» через аффилированные с администрацией СМИ является основным способом влияния на волеизъявление избирателя

Пример информирования 1 Государственная газета «Южные горизонты» Слева: Газета информирует о том, что председатель избиркома вручил удостоверение кандидата лидеру партийного списка. Справа: Информирование о деятельности депутатов, одновременно являющихся кандидатами

Пример информирования 2 Информирование по телевизору о детских спортивных соревнованиях в период избирательной кампании

Пример информирования 3 Информиров ание через социальную рекламу

Формы агитации 1.В СМИ (печатные, телевидение, радио, Инет) (ст.50-52) 2.Посредством публичных мероприятий (ст. 53) 3.Посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов (ст.54) 4.Другие формы: « Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц » (ФЗГ, п.4 ст.48) (обзвон, ОДД, автопробеги, аэростаты и др.) Закон выделяет 4 формы агитации, каждой из которых посвящена отдельная статья

СМИ. Общие условия СМИ подразделяются на государственные (+муниципальные) и негосударственные (частные, партийные). Государственные и муниципальные СМИ (за определенными исключениями) ОБЯЗАНЫ предоставлять медиапространство (печатную площадь и эфирное время) для агитации, как на бесплатной, так и на платной основе. Список государственных и муниципальных СМИ публикуется избиркомом. Негосударственные СМИ имеют право участвовать в агитации: партийные СМИ всегда, другие – если зарегистрированы не позднее, чем за год до назначения выборов. Для участия в агитации они обязаны опубликовать расценки на размещение агитационных материалов. Медиапространство, выделяемое государственными СМИ распределяется жеребьевкой Частные СМИ обязаны соблюдать равные условия для кандидатов и избирательных объединений. Партийные и учрежденные кандидатом СМИ не обязаны соблюдать равные условия. Обязательность договоров на размещение агитматериалов При размещении агитматериала обязательно указывать информация о его оплате из избирательного фонда или о бесплатном размещении. Для эфирных передач это требование – формально.

СМИ: трудности и рекомендации Не надо рассчитывать на бесплатное медиапространство: оно бывает мизерным. Тем не менее, его надо максимально использовать. Платное медиапространство бывает очень дорогим. Но даже, если у вас много денег, вам могут отказать, ссылаясь на отсутствие «технических» возможностей. Иногда наблюдаются массовые отказы частных СМИ от участия в агитации. Печатные СМИ фактически надо использовать как листовки – распространять на улицах и по почтовым ящикам Ведите мониторинг агитационных материалов соперников

Публичные мероприятия Попадают под регулирование ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Встречи с избирателями (собрания – не требуют уведомления) Встречи в помещениях. Они строго регламентированы законом (ФЗГ, ст. 53). Избиркомы организуют и следят за такими встречами Встречи вне помещений законом не регламентированы. Неадминистративным кандидатам рекомендуется использовать именно такие встречи. Пикеты Одиночные (не требуют разрешения) При участии в пикетах более одного человека требуется разрешение

Публичные мероприятия: трудности и рекомендации «Административные» кандидаты любят встречаться с избирателями на «производственных» мероприятиях: рабочих встречах, торжественных собраниях (ветеранов, учителей, врачей и т.д.), «праздниках города», открытиях новых магазинов (спортплощадок, фонтанов и т.д.), родительских собраниях и собраниях трудовых коллективов. Следует по возможности посещать и снимать на камеру такие мероприятия. Агитация на таких мероприятиях запрещена (ФЗГ, ст.40, п.5, подпункт ж) На встречах с избирателями вы можете встретиться с провокаторами Пикеты довольно часто подвергаются нападениям

Шествия Выборы в Мордовии Начало несанкционированного шествия Конец несанкционированного шествия

Листовки, баннеры и прочее Экземпляры печатных материалов сдаются в регистрирующую комиссию вместе со сведениями о заказчике и изготовителе На печатных материалах должны присутствовать указанные в законе реквизиты Закон обязывает выделять специальные места для размещения листовок и плакатов, но на практике ими пользуются мало.

Листовки, плакаты На практике листовки и плакаты обычно клеят на поверхностях, принадлежащих муниципалитетам Сотрудники ЖКХ зачищают несанкционированные листовки, одновременно расклеивая листовки административных кандидатов

Листовки и плакаты «Административные» кандидаты предпочитают размещать плакаты в защищенных местах. Закон требует, чтобы собственники государственного и муниципального имущества предоставляли кандидатам равные условия размещения агитматериалов

Баннеры и растяжки Основная проблема: владельцы рекламных поверхностей обычно бывают аффилированы с администрацией, либо сильно зависят от нее. Часто они пренебрегают заключенными договорами.

Другие формы аудивизуальной агитации

Ограничения при проведении предвыборной агитации Электоральные юристы разделяют эти ограничения на две группы: Те, за которые могут отменить регистрацию (или результат выборов) и Те, за которые не могут отменить регистрацию. Ограничения второго вида: Использование детей до 18 лет (кроме своих); Использование изображений или высказываний физических лиц без их разрешения Нарушение сроков агитации; Благотворительность (если ее можно отличить от подкупа); Коммерческая реклама; Другие нарушения, кроме попадающих в первую группу.

Нарушения, за которые могут отменить регистрацию (ст.76) или отменить результаты выборов (ст.77) 1.Агитация не должна содержать признаки экстремизма; возбуждать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности публичное демонстрировать нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходную с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

2. Не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности. Это – очень размытые формулировки. Вот листовка, за которую сняли кандидата (якобы – нарушение интеллектуальной собственности).

3. Подкуп избирателей Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, воздействовать на избирателей, посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Определение подкупа избирателей ( ФЗГ, ст. 56, п.2). Читайте внимательно!

Другие нарушения, за которые предусмотрена отмена регистрации 4. Оплата агитации помимо избирательного фонда в размере более 5% от предельного размера 5. Неоднократное нарушение запрета на критику по телевизору 6. Неоднократное нарушение запрета на использование должностного и служебного положения

5. Использование должностного и служебного положения: определение а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда; Определение: использование должностного и служебного положения (ФЗГ, п.5 ст.40)

Использование должностного и служебного положения (продолжение) г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; д) ведение предвыборной агитации, лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности), за исключением политических партий, в ходе служебных командировок; Определение: использование должностного и служебного положения (ФЗГ, п.5 ст.40)

Использование должностного и служебного положения (продолжение) е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании, в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда. Определение: использование должностного и служебного положения (ФЗГ, п.5 ст.40)

Государственные и муниципальные служащие (определяются ФЗ «О системе государственной службы РФ») Лица, замещающие государственные и выборные муниципальные должности Должности, устанавливаемые Конституциями, уставами и законами. Будучи кандидатами, не должны уходить в отпуск. Государственные и муниципальные служащие Должности, обеспечивающие функционирование государственных и муниципальных органов. Будучи кандидатами, должны уходить в отпуск. Использование должностного и служебного положения в целях, способствующих избранию кандидата, запрещено всем. Наиболее актуально оно для лиц, замещающих государственные и выборные муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих.