(4 часа) Новым законом введено понятие энергетического обследования, объектом которого могут стать выпускаемая продукция, технологические процессы и организации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Advertisements

Энергоаудит: порядок проведения энергетического обследования Ермаков Михаил Викторович Заведующий НТЦ ИСЭМ СО РАН, к.т.н. Заместитель генерального директора.
Лекция 4 Энергетические обследования и программа энергосбережения.
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
1 «Энергетические обследования». Энергетические обследования (энергоаудит) 2 органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные.
Основные положения по проведению энергетических обследований (энергоаудита) Байдаков В.И. Генеральный директор ОАО «НЭЦ»
ООО «Энерг Индустри». Наши услуги : 1) Энергетические обследования 1) Энергетические обследования 2) Тепловизионная диагностика 2) Тепловизионная диагностика.
Энергетический паспорт – итоговый документ энергетического обследования Волков Михаил Валерьевич, ведущий электроник Регионального центра ресурсосбережения.
LOGO Энергоаудит Цели. Задачи. Этапы. Результаты энергетического обследования.
МИНПРОМЭНЕРГО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЭНЕРГЕТИКЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ПОДСЕВАЛОВ Александр Борисович Заместитель руководителя.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Энергопаспорт - один из основных документов для предприятия, дающий его количественную и качественную характеристику как промышленного потребителя топливно-энергетических.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
ЭНЕРГОАУДИТ. Определение энергоаудита Энергоаудит – технико-экономическое обследование систем энергогенерирования, энергораспределения и энергопотребления.
1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Транксрипт:

(4 часа)

Новым законом введено понятие энергетического обследования, объектом которого могут стать выпускаемая продукция, технологические процессы и организации – потребители энергетических ресурсов. Комплексной задачей энергетического обследования является разработка перечня мероприятий по энергосбережению и определению их стоимости. Для этого производится изучение объема потребляемых энергетических ресурсов и определяется эффективность их использования.

Проведение обязательных энергетических обследований позволит предприятиям выявить области нерационального использования энергетических ресурсов, и путем оптимизации и внедрения энергосберегающих технологий повысить эффективность своей деятельности, получить экономический эффект непосредственно за счет экономии энергетических ресурсов, и за счет снижения себестоимости продукции или услуг, что в свою очередь приведет к повышению конкурентной способности продукции на рынке. Более того, работа по энергосбережению позволит избежать существенных штрафов, предусмотренных новым законом для потребителей энергетических ресурсов не нацеленных на внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.

Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. (ФЗ 261. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе) Энергетическое обследование. Общие положения

Энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности их использования и выработки экономических мер по их повышению (ГОСТ Р ).

Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Основными целями энергетического обследования являются: 1)получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; 2)определение показателей энергетической эффективности; 3)определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4)разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом 261-ФЗ от оно должно быть проведено в обязательном порядке.

Задачи, решаемые при проведении энергетического обследования, условно можно разделить на основные, формальные и дополнительные. Основными задачами энергетического обследования логично считать те, которые преследуют основную цель энергетического обследования экономию средств предприятия за счёт энергосбережения. Это задачи любого энергоаудита, их последовательное решение, основа разработки эффективных мероприятий энергосбережения. К ним можно отнести следующие задачи: Задачи энергоаудита

Оценка доли затрат и возможности снижения издержек предприятия по каждому из направлений энергопользования. Определение приоритетных направлений энергосбережения. Оценка потенциала энергосбережения по выбранным направлениям. Экспертиза энергетической эффективности проводимых или планируемых на предприятии инноваций. Разработка эффективных мероприятий для реализации выявленного потенциала энергосбережения. Разработка предложений по организации системы энергоменеджмента на предприятии. Составление программы энергосбережения.

Формальные задачи энергоаудита обусловлены требованиями законодательства в области энергосбережения. К формальным задачам энергоаудита относятся следующие: Разработка энергетического паспорта. Разработка «перечня типовых, общедоступных мероприятий» энергосбережения. Закон «Об энергосбережении...» Закон «Об энергосбережении...» при проведении энергоаудита требует разрабатывать для предприятия «перечень типовых, общедоступных мероприятий» энергосбережения, а настоящую работу энергоаудитора оставляет на желание заказчика. (Мнение Андрея Ланцова)

Обоснование удельных норм расхода топлива на выработку тепловой и электрической энергии, норм запаса топлива и норм технологических потерь тепловой и электрической энергии в распределительных сетях энергоснабжающих организаций.

Иногда, по договоренности с заказчиком, энергоаудиторы могут решить дополнительные задачи. Это довольно большой круг задач, к которым относятся, например, следующие: Сделать заключение по техническому состоянию оборудования. Дать рекомендации по организации безопасной и надежной эксплуатации. Провести экспертизу существующих инновационных проектов. Разработать удельные нормы энергопотребления. И т.п.

Обязательное энергетическое обследование (ФЗ 261. Статья 16) 1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; 2)организации с участием государства или муниципального образования; 3)организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4)организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; 5)организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год; 6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

2. Вышеуказанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона 261-ФЗ от г. до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет.

3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у: 1) организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов; 2) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Организации, проводящие энергетические обследования, и требования к ним Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». (ФЗ 261. Статья 18)

Саморегулируемая организация создается на базе некоммерческого партнерства. Некоммерческая организация приобретает статус СРО в области энергетического обследования при соблюдении ряда условий. Необходимо соблюдение численного состава, в количестве не менее двадцати пяти юридических лиц или индивидуальных предпринимателей или не менее сорока физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, или в её составе должно находиться не менее пятнадцати юр.лиц или предпринимателей и не менее десяти физических лиц.

Для получения статуса саморегулируемой организации некоммерческим партнерством должны быть разработаны стандарты и правила, обязательные для выполнения всеми членами СРО, должен быть сформирован компенсационный фонд для обеспечения имущественной ответственности ее членов перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

Требования к организациям, допущенным к проведению энергетических обследований, устанавливаются Положением (стандартом) СРО «О порядке выдачи свидетельства о допуске к работам по энергетическому обследованию предприятий и организаций» с установлением области компетенции.

20 февраля 2010 года было подписано « Постановление правительства 67 « О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ». Уполномоченным органом по контролю и ведению реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования было назначено Министерство Энергетики Российской Федерации. Как уполномоченный орган Минэнерго будет осуществлять присвоение статуса саморегулируемой организации, проводить плановые и внеплановые проверки.

Энергоаудитором могут привлекаться другие энергоаудиторы для выполнения отдельных видов работ в рамках проводимых энергетических обследований. К таким работам можно отнести: обследования технологических и специальных процессов, расширение возможностей энергоаудитора по обследованиям энергетических и энергопотребляющих установок, привлечение необходимого приборного парка и других средств, способствующих получению более точных данных, сокращению продолжительности обследований, расширению перечня энергосберегающих мероприятий.

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Права и обязанности обследуемых организаций-потребителей топливно- энергетических ресурсов Обследуемые организации-потребители ТЭР имеют право: выбирать энергоаудиторскую организацию среди допущенных к проведению энергетических обследований; составлять техническое задание;

согласовывать заключение энергоаудиторской организации, проводившей обследование, и рекомендации по энергосбережению; заключать договоры на проведение энергетического обследования; определять время проведения энергетического обследования (кроме случаев обязательных энергетических обследований).

Обследуемые организации-потребители ТЭР обязаны: обеспечить доступ энергоаудиторов к обследуемым объектам; предоставить собственный персонал для содействия в проведении обследования; предоставить всю необходимую техническую документацию (схемы энергетических коммуникаций, данные об энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты, регламенты, сведения об источниках энергоснабжения и т. п.);

предоставить данные о хозяйственно- финансовой деятельности (данные по объему производимой продукции, ценам и тарифам, отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, лимиты потребления, договоры на поставку ТЭР, сведения об использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражениях и т. п.); оплатить в соответствии с договором выполнение работ по энергетическому обследованию.

Методическая база энергетических обследований Методическое обеспечение проведения энергетических обследований относится к числу актуальнейших задач практической реализации политики энергосбережения. Среди оснований для выдачи лицензии на проведение энергетических обследований важнейшим является наличие методических материалов, позволяющих оценивать эффективность использования энергетических ресурсов.

Виды энергетических обследований, технология их проведения и основополагающие методические материалы регламентируются в настоящее время следующими нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Приказ Минэнерго РФ 182 от г. «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил предоставления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»

Постановление Правительства РФ 558 от г. «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» Постановление Правительства РФ от г. 832 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»

Приказ Минпромэнерго 141 от г. «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований» Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок (утв. Приказом Ростехнадзора от г. 212)

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) V. Оформление результатов энергетических обследований (энергоаудита) 5.1. По результатам энергетических обследований (энергоаудита) оформляется следующая документация: отчет о проделанной работе с результатами инструментального обследования, расчетными материалами, топливно-энергетическим балансом; Правила проведения энергетических обследований

энергетический паспорт, т.е. документ, составленный в соответствии с Приказом Минэнерго РФ 182 от г., и отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности; энергетический паспорт гражданского здания - документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий их соответствие требованиям нормативных документов; программа (предложения) по повышению эффективности использования ТЭР, снижению затрат на топливо - и энергообеспечение и внедрению энергосберегающих мероприятий для обследуемого предприятия (организации). Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита)

5.2. В результатах энергетического обследования (энергоаудита) дается оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрываются причины выявленных нарушений и недостатков в их использовании, определяются имеющиеся резервы экономии ТЭР, предлагаются технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в натуральном и стоимостном выражении и оценкой стоимости их реализации. Косвенная оценка параметров эффективности использования ТЭР не допускается. Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита)

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) 5.3. Рекомендации по энергосбережению и эффективному использованию ТЭР не могут снижать экологические характеристики оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и комфортности работы персонала, качество продукции и безопасность персонала В ходе энергетического обследования (энергоаудита) организаций, для которых установлен порядок регулирования потребления или потерь ТЭР, проверяется соответствие регулируемого показателя фактическим потребностям и обоснованность этих величин.

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) 6.2. При проведении энергетического обследования (энергоаудита) потребитель ТЭР назначает лицо, ответственное за его проведение и предоставляет: а) необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо- и энергоиспользующей технике и оборудовании, а также данные о технике и оборудовании, используемой для транспортировки, хранения и отпуска ТЭР, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.п.); б) данные о потреблении и использовании ТЭР;

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) в) документы по хозяйственно- финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты топливо- и энергопотребления, договоры на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по переданным транзитом ТЭР и отпущенным другим потребителям, их потерям и т.п.) – в соответствии с действующим законодательством и программами проведения энергетических обследований (энергоаудита); г) при очередном и внеочередном обследовании – энергетический паспорт, программу (рекомендации) по внедрению энергосберегающих мероприятий и отчеты о выполнении этой программы (рекомендаций).

III. Виды энергетических обследований (энергоаудита) Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) 3.1. При проведении энергетического обследования (энергоаудита) производится оценка эффективности использования, в т.ч.- по показателям энергоэффективности, всех видов ТЭР потребляемых (используемых) потребителем ТЭР, а также вторичных энергоресурсов. Под показателем энергоэффективности понимается абсолютная, удельная или относительная величина потребления (использования) или потерь энергетических ресурсов для продукции (услуг) любого назначения или технологического процесса. Анализу подвергаются все аспекты деятельности потребителя ТЭР в сфере рационализации топливо- и энергопотребления. По результатам энергетического обследования (энергоаудита) составляется энергетический паспорт установленного образца, либо уточняется существующий.

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) 3.2. По срокам проведения энергетические обследования потребителей ТЭР подразделяются на: а) первичные. Проводятся в отношении потребителей ТЭР, ранее не подвергавшихся энергетическим обследованиям (энергоаудиту) или перерыв в обследованиях которых составляет более 5 лет;

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) б) очередные. Проводятся не реже одного раза в пять лет, и не чаще, чем один раз в два года в плановом порядке - для сравнения текущих показателей энергоэффективности с показателями, определенными предыдущим обследованием, сертификации потребителя ТЭР в системе добровольной сертификации РИЭР (рациональное использование энергоресурсов), внесения изменений в энергетический паспорт и т.д.;

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) в) внеочередные. Проводятся при выявлении у потребителя ТЭР роста объемов потребления ТЭР, снижения эффективности использования ТЭР, роста себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т.д., а также в случае обращения потребителя ТЭР в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием ТЭР; при проверке обоснованности заявленных технологических потерь ТЭР и тарифов при утверждении, а также оценки их составляющих; при изменении вида используемого топлива - независимо от количества потребляемых ТЭР; при увеличении потребности в ТЭР более чем на 25% от установленной в результате плановых проверок;

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) г ) предэксплуатационные. Проводятся перед началом или в начале эксплуатации оборудования потребителем ТЭР для определения первичных характеристик энергоэффективности и их соответствия паспортным, проектным и нормативным показателям - для основного энергопотребляющего оборудования (более 5% от потребляемого вида ТЭР), генерирующего оборудования и оборудования в составе систем энергоснабжения - при его замене, капитальном ремонте, изменении условий и режимов эксплуатации.

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) 3.3. По объемам проводимых работ энергетические обследования (энергоаудит) потребителей ТЭР подразделяются на: а) экспресс - обследования (экспресс- аудит). Проводится по сокращенной программе, как правило, с минимальным использованием или без использования приборного оборудования и носит ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом может производиться оценка эффективности использования всех или одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергии; твердое, жидкое или газообразное топливо), вторичных энергоресурсов, функционирования отдельной группы оборудования (отдельного агрегата), либо отдельных показателей энергоэффективности и т.д.;

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) б) полные инструментальные обследования. Проводятся по всем видам ТЭР с инструментальными замерами, необходимый объем которых определяется энергоаудитором в соответствии с согласованной программой данного энергетического обследования;

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) в) комплексные обследования. Обследования, совмещающие в себе различные цели проведения данных работ и совмещающие различные виды аудита (энергетический и экологический, энергетический и сертификация по системе добровольной сертификации РИЭР, экологический и сертификация по системе добровольной сертификации РИЭР и пр.); г) обследования технологических процессов.

Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудита) 3.4. В зависимости от целей проводимых работ допускаются любые комбинации видов энергетических обследований и энергоаудитов.

Проведение экспресс-энергоаудита, в основном, предусмотрено для зданий. Например, Постановлением Правительства Москвы 452-ПП проведение экспресс-аудита ограничивается распространением на жилые дома и здания бюджетных учреждений города с целью выявления фактического энергопотребления объектов и разработки укрупненных проектов мероприятий по энергосбережению. Экспресс-энергоаудит

За рубежом очень серьезное внимание уделяют вопросам энергетического обследования зданий. Так, Европейский парламент и Совет Европейского Союза по энергетическим характеристикам зданий разработали директиву 2002/91/ЕС от года, согласно которой для всех стран, входящих в Европейский Союз, обязательно составление энергетического паспорта эксплуатируемого здания как результат энергоаудита. Государства-участники обязуются, что при сооружении, продаже или сдаче в аренду здания владельцу передается или владелец передает будущему покупателю или арендатору энергетический паспорт, из которого следует, каковы энергозатраты данного здания в сравнении с рекомендуемыми нормами и стандартами. В США в своей 20-минутной инаугурационной речи президент Барак Обама обратил внимание на то, что в процессе реализации новой энергетической программы планируется проверить возможности энергосбережения (выполнить энергоаудит) у трех четвертей общественных зданий и 2 млн жилых домов.

В нашей стране, несмотря на неоднократные призывы к выполнению энергетического обследования и паспортизации эксплуатируемых жилых зданий, только с выходом закона ФЗ261 начинаются широкомасштабные работы по проведению энергоаудита. Однако до сих пор нет четкого определения, что должен включать в себя экспресс-аудит энергопотребления.

Существует мнение, что экспресс- энергоаудит следует проводить для выявления энергорасточительных зданий, теряющих наибольшее количество тепловой энергии на отопление из-за низкого качества теплозащиты наружной оболочки. Поэтому предлагается сопровождать его тепловизионной съемкой наружных поверхностей зданий и ставить для него задачу выявления первоочередных зданий для капитального ремонта с утеплением.

Экспресс-энергоаудит следует проводить также для выявления величины превышения фактического тепло- и водопотребления зданий над требуемым значением и разработки мероприятий по устранению перерасхода тепловой энергии.

Экспресс-энергоаудит эксплуатируемых жилых зданий включает задачи определения теплопотребления на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электропотребление на освещение мест общего пользования, лифтовое хозяйство и другие специфические элементы инженерного оборудования.

Энергетический паспорт здания, который составляется в результате экспресс-аудита, содержит точную информацию о теплозащите дома, его энергопотреблении. Также он подтверждает соответствие реальных показателей энергоэффективности дома нормативным значениям. В паспорте указывается категория энергетической эффективности дома. Она оценивается величиной потребляемой тепловой энергии на 1 м² площади. Сейчас принята единая форма энергопаспорта, хотя не так давно, к примеру, Германия насчитывала около 30 вариантов документа. Энергопаспорт здания заполняется в три этапа: при разработке проекта здания, при сдаче его в эксплуатацию и в самом процессе эксплуатации (желательно, чтобы оцениваемое здание в эксплуатации побыло около года). Последняя стадия процесса называется энергоаудитом.

По нему можно проверить правильность представления о том, что энергоэффективность запроектированного здания соответствует требованиям норм, и установить минимально необходимое теплопотребление здания за определенный период времени при соответствии фактических и проектных теплотехнических характеристик наружных ограждений или выявить их несоответствие в процессе натурных испытаний.

Используя данные энергетического паспорта, можно оценить вклад каждого ограждения в величину теплопотерь и объем снижения теплопотребления от реализации того или иного энергосберегающего мероприятия, установив тем самым приоритеты выполнения каждого с учетом их инвестиционной привлекательности. Помимо определения требуемого удельного теплопотребления обследуемого здания с учетом его реальных теплотехнических показателей наружных ограждений и степени автоматизации систем отопления, паспорт позволяет рассчитать лимит необходимой тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.

Метрологическое обеспечение энергетических обследований Для расчета показателей эффективности использования топливно-энергетических ресурсов необходимы разработка (использование) методики расчета показателей и проведение измерений с помощью специальных приборов. Измерения применяются с целью восполнения либо проверки информации, необходимой для расчета показателей энергетической эффективности объекта.

Место, вид измерения и перечень необходимых приборов устанавливаются в программе ЭО данного предприятия. В зависимости от задачи проводят следующие виды измерений: Однократные измерения – это измерения одной величины в процессе исследования отдельного объекта при работе в определенном режиме, например измерение КПД котла. Для снижения погрешностей, возникающих от действия случайных факторов, следует проводить не менее трех измерений и находить конечный результат как среднее арифметическое значение.

Балансовые измерения применяются при составлении баланса распределения какого–либо ресурса между отдельными потребителями. Предварительно должны быть составлены схема распределения энергоносителя и план замеров. Для проведения балансовых измерений желательно иметь несколько приборов для одновременных замеров в различных точках. Возможно использование стационарных приборов, имеющихся на предприятии.

Регистрация параметров – определение изменения какого-либо параметра во времени, например снятие суточного графика нагрузки. Для этого вида измерений необходимо использовать приборы с устройствами записи и хранения данных и возможностью передачи их на компьютер.

Инструментальное обеспечение энергоаудита Для проведения энергетических обследований предприятий и организаций энергоаудитору необходимо располагать специализированными приборами. Приборная база энергоаудитора должна включать инструментарий для неинвазивного (т.е. без вмешательства в схему и технологический процесс) контроля большинства параметров энергопотребления.

Российские фирмы могут применять оборудование, имеющееся на мировом рынке без всякой адаптации, достаточным условием является наличие сертификата Госстандарта. На сегодняшний момент существуют две концепции построения энергоаудиторской лаборатории:

1.Энергоавтобус с центральным ИВК. Транспортное средство (чаще всего – микроавтобус) оснащается измерительно-вычислительным комплексом (ИВК), к которому подключаются выносные датчики. Автобус подгоняется на возможно близкое расстояние, а датчики с помощью длинных измерительных кабелей устанавливаются на объект измерений. Регистрация многих параметров происходит одновременно, центральный компьютер ИВК обрабатывает данные в реальном времени. Энергоаудиторская лаборатория в таком построении не практична и чрезвычайно дорога. В настоящее время по такой схеме строятся специализированные диагностические лаборатории, для общего энергоаудита, а общепринятой становится вторая концепция.

2. Набор автономных портативных приборов. В этом случае транспортным средством служит обычный легковой автомобиль, в багажнике которого размещается набор необходимых приборов. Каждый прибор обладает следующими характеристиками: портативность – вес не более 15 кг, исполнение в защищенном корпусе или наличие защитного чехла; автономность – наличие встроенного источника питания, обеспечивающего несколько часов работы; возможность регистрации данных – наличие внутреннего запоминающего устройства или, в крайнем случае, унифицированного выхода для подключения внешнего запоминающего устройства. связь с компьютером – наличие порта и программного обеспечения для передачи данных на ПК;

Полный состав портативной измерительной лаборатории Ультразвуковой расходомер жидкости (накладной), позволяющий проводить измерение скорости, расхода и количества жидкости, протекающей в трубопроводе, без нарушения его целостности и снятия давления; электрохимический газоанализатор, определяющий содержание кислорода, окиси углерода, температуру продуктов сгорания;

(Ультразвуковых расходомеров должно быть не менее двух для сведения баланса в гидравлических сетях. По крайней мере, один из них должен быть оснащен высокотемпературными датчиками, работающими при температуре теплоносителя до 200 ° С. Электрохимические газоанализаторы должны быть оснащены датчиками для определения концентрации окислов азота и серы в дымовых газах, а также пылемерами.)

набор термометров с различными датчиками: воздушными, жидкостными (погружными), поверхностными (накладными, контактными) и пр.; люксметр; анемометр; гигрометр; накопитель данных для записи переменных сигналов. Накопитель должен иметь не менее двух температурных каналов для непосредственного подключения температурных датчиков, а также не менее двух токовых или потенциальных каналов для регистрации стандартных аналоговых сигналов; портативный компьютер (ноутбук) для сбора и оперативного анализа данных.

анализатор качества электроэнергии (гармонических искажений, импульсов, провалов, фликера напряжения), некоторые модели анализаторов дооснащаются этими функциями за сравнительно небольшую плату; тестер электроизоляции; тестер заземления; электроанализатор, измеряющий и регистрирующий токи и напряжения в 3-х фазах, активную и реактивную мощности, потребленную активную и реактивную электроэнергию; бесконтактный (инфракрасный) термометр с диапазоном измерения от 0 до 600° С;

микроомметр для проверки контактных сопротивлений; корреляционный определитель мест повреждения трубопроводов; различные течеискатели и детекторы газов; тепловизор; высокотемпературный инфракрасный термометр (пирометр) с верхним пределом 2000° С ; толщиномер для определения толщины стенок трубопроводов и резервуаров; расходомер для стоков;

манометры и дифманометры на различные пределы измерений; определитель качества воды (солесодержание, pH, растворенный кислород); ахометр; динамометры для измерения усилия и крутящего момента; автономные логгеры для длительной регистрации температуры воздуха; тепломеры для измерения теплового потока; оборудование для тестирования помещений на инфильтрацию.

1. Тепловизионный комплекс (тепловизор) Бесконтактный контроль температуры поверхностей твердых (сыпучих) тел, газовых струй и расплавов различных материалов по их тепловому (инфракрасному) излучению; визуализация, запись, обработка, анализ изображений тепловых полей.

2. Комплект расходометриста Измерение количества и расхода жидкости (нефти, мазута, нефтепродуктов, воды, жидких химических веществ), пара, газа для технологических и коммерческих измерений.

3. Пирометр Бесконтактное измерение температуры объектов по их тепловому (инфракрасному) излучению. Осуществление в труднодоступных местах: диагностики электрооборудования; места повреждения теплоизоляции

4. Термометр контактный Измерение, при постоянном или оперативном (выборочном) контроле температуры жидких, сыпучих, вязких, воздушных и газовых сред, поверхностей твердых тел, относительной влажности воздушно-газовых сред, точки росы, а также расплавов цветных и черных металлов.

5. Течетрассопоисковый комплект Определение местоположения и глубины залегания скрытых коммуникаций (кабель, трубопровод) на глубине до 5м; определение мест повреждения кабельных линий; поиск утечек из трубопроводов.

6. Газоанализатор Измерение состава дымовых газов для настройки теплоэнергетических установок, контроля выбросов NОx (наладка режимов горения, экологический контроль); контроль и сигнализация о превышении содержания в воздухе рабочей зоны токсичных, взрывоопасных газов.

7. Измеритель тепловых потоков Измерение плотности тепловых потоков, проходящих через ограждающие конструкции сооружений, через облицовку и теплоизоляцию энергообъектов. Определение теплопроводности материалов.

8. Клещи токоизмерительные Позволяют измерять силу тока бесконтактным способом с высокой точностью, не прерывая подачу электроэнергии потребителям.

9. Анализатор качества электроэнергии Измерение и регистрация показателей качества электр. энергии (ПКЭ), измерение электроэнергетических величин в одно- и трехфазных сетях, регистрация активной, реактивной и полной мощности через заданный интервал времени.

10. Дальномер Устройство, предназначенное для определения расстояния от наблюдателя до объекта.

11. Измеритель-регистратор Индикация, регистрация с привязкой по времени и хранения данных различных физических величин (температура, влажность, давление, вес) при транспортировке, хранении и в технологических процессах с последующей распечаткой в виде графиков и таблиц. передачей их на компьютер для визуализации в виде таблиц и графиков

12. Анемометр Прибор для измерений скорости, а в некоторых конструкциях и направления ветра или скорости движения газов в трубах, каналах

13. Люкоискатель Поиск и идентификация металлических предметов в диэлектрических (сухой силиконовый песок, дерево и т.п.) и слабо проводящих средах (грунт, кирпичные стены и т.п.). Максимальная глубина обнаружения – 250см.

14. Мегомметр Мегомметр или мегаомметр (от мега..., ом и...метр), прибор для измерения очень больших (свыше 105 ом) электрических сопротивлений. Мегаомметры применяются для измерения сопротивления изоляции электрической проводов, кабелей, разъёмов, трансформаторов, обмоток электрических машин и других устройств, а также для измерения поверхностных и объёмных сопротивлений изоляционных материалов.

15. Люксметр Измерение энергетической освещенности, освещенности, создаваемой различными источниками, яркости и коэффициента пульсации оптического излучения в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра

16. Тахометр Применение для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания практически на всех типах транспортных средств (автомобилях, тракторах, тепловозах, судах, самолётах). Также применяются тахометры для контроля частоты вращения рабочих органов технологических машин.

17. Шумомер Измерение и анализ шума и вибрации в жилых, производственных и полевых условиях, оценка общей и локальной вибрации, измерение уровней звука и уровней звукового давления.

18. Указатель правильности чередования фаз Предназначен для проверки энергетических трехфазных установок в диапазоне междуфазных напряжений от 100 до 600 В. Питание измерителя осуществляется от измеряемой установки (отдельного питания не требуется). Прибор показывает наличие напряжения всех фаз; контролирует симметрию всех напряжений и отсутствие симметрии и определяет правильность чередования фаз. Все результаты отражаются посредством ярких, хорошо видимых светодиодов.

Найти и устранить места наибольших тепловых потерь можно с помощью тепловизионной съемки. Тепловые обследования позволяют своевременно выявить некачественную работу при строительстве или ремонте, места с наибольшими потерями энергии, которые в процессе дальнейшей эксплуатации значительно увеличивают издержки и могут привести к авариям. Тепловизионная съемка производится по методу получения информации об объекте путем бесконтактной регистрации всех видов излучения объекта в инфракрасном диапазоне спектра (термографический метод) с помощью прибора - тепловизора. Тепловизионная съемка как инструмент оценки энергосберегающего потенциала

Пример термограммы участка стены

Эффект от внедрения: - для объекта своевременное обнаружение слабых мест конструкции, оборудования, тепловой или электрической сети, сокращение аварийных ситуаций; - для предприятия значительная экономия топлива, своевременное предотвращение аварий, наличие возможности определения мест требующих экстренного или первоочередного финансирования.

Ведущие энергоаудиторские фирмы реализуют на практике, как правило, свои методики проведения обследования энергохозяйства в целом, его отдельных систем (топливо-, тепло-, электро-, водо-, воздухо- и холодоснабжения), его отдельных участков, агрегатов и установок. Однако эти методики не все прошли экспертизу и утверждение в соответствующих инстанциях. О методиках проведения энергетических обследований

Например, в состав работы компании ЭСКО energy входит: 1) формирование базы данных по потребителям топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на обследуемом предприятии; 2) анализ объемов потребления ТЭР, как по предприятию в целом, так и по отдельным его объектам; 3) обобщение сведений об энергетических системах предприятия, обеспечивающих потребителей энергетическими ресурсами, и составление схематического отображения специфики энергетического обеспечения;

4) сбор и систематизация сведений по отдельным видам энергетического оборудования (вырабатывающего, передающего и потребляющего ТЭР), имеющего наибольший удельный вес в энергохозяйстве предприятия; 5) изучение и анализ необходимой технической документации (договора с энергосистемами, паспорта на энергетическое оборудование, здания и установки, отчетные документы службы главного энергетика и оперативные журналы по эксплуатации энергетического оборудования); 6) проведение необходимого визуального и инструментального обследования энергетических объектов предприятия;

7) системный анализ собранной базы данных, в результате которого: - оценивается временнόе изменение уровня потребления энергоносителей (по годам, сезонам года и по времени суток); - определяется взаимосвязь потребления энергоресурсов и объемов выработки продукции (фактические удельные нормативы) и рассматривается перспектива повышения энергоэффективности; - рассчитываются энергетические балансы по видам энергоносителей и т.п. 8) оценка состояния системы управления энергетическим обеспечением предприятия;

9) разработка технических предложений по созданию системного энергетического мониторинга и прогрессивной системы нормирования; 10) определение уровня эффективности использования энергоресурсов на объекте; 11) выявление основных энергосберегающих мероприятий с экспертной оценкой их технико- экономических показателей и с определением приоритетов; 12) составление "Энергетического паспорта предприятия".

Итоговыми документами энергоаудита являются: 1) отчет о проведенном энергетическом обследовании; 2) программа по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), снижению затрат на топливо и энергообеспечение, внедрению энергосберегающих мероприятий; 3) энергетический паспорт предприятия - документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности.

В результате энергетического обследования должна быть дана оценка эффективности использования ТЭР, определены имеющиеся резервы экономии ТЭР, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также соотношение между потенциальными сбережениями и инвестициями на реализацию мероприятий.

Для программы энергосбережения административного здания система индикаторов может выглядеть так: 1. Доля энергетических расходов в бюджете учреждения, % 2. Удельный расход электроэнергии на 1 сотрудника, кВт.ч/чел.год. 3. Удельный расход тепловой энергии на 1 сотрудника, Ккал./чел.год. 4. Удельный расход воды на 1 сотрудника, м 3 /чел.год. 5. Доля инженерных систем, оснащенных приборами учета, %

6. Доля тепловой энергии, используемой для учебно-научно-производственных целей, % 7. Расчетные потери электроэнергия в сетях, %. 8. Расчетные потери тепловой энергии в сетях, %. 9. Расчетные потери воды в сетях, %. 10. Утвержденные лимиты на энергоресурсы и проведение энергетического обследования. 11. Объем затрат на усиление теплозащиты зданий, т. руб.

Абсолютные значения индикаторов позволяют сравнивать эффективность энергосбережения в организациях со сходными производственными процессами. Динамика изменения индикаторов за некоторый промежуток времени позволяет делать выводы об эффективности энергосберегающих мероприятий.

Анализ деятельности предприятия - потребителя ТЭР по энергосбережению При проведении энергетического обследования отдельным этапом работ должен быть предусмотрен анализ организационной, научной, технической и экономической деятельности предприятия по энергосбережению. Анализ этой деятельности следует проводить, руководствуясь соответствующей ГОСТ Р структурной схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Структурная схема

Отчет об энергетическом обследовании предприятия Отчет должен содержать следующие разделы: аннотацию; техническое задание на обследование; общую характеристику предприятия, потребляемых видов энергии, основной продукции; определения подлежащих обследованию объектов, видов энергоресурсов (согласно ТЗ); метрологическое обеспечение энергетического обследования: виды и объекты измерений, их параметры, перечень использованных измерительных приборов, их характеристики; методику проведения обследования;

расчет показателей энергетической эффективности, их анализ и сравнение с нормативными значениями; деятельность предприятия по энергосбережению; заключение о рациональности расходования топливно–энергетических ресурсов; рекомендации по повышению эффективности использования ТЭР и энергии; рекомендации по энергосбережению; литературу.

Все расчеты, выводы, заключения должны быть достаточно аргументированы и изложены с указанием литературных источников, нормативных материалов и др. Рекомендации по энергосбережению необходимо представить в виде плана последовательных действий с указанием приоритетов, расчетных затрат и потенциальных сбережений.

Чтобы это было достаточно выразительно, просто и доступно для восприятия, полезно использование графиков, схем, таблицы и т.п. Подробные результаты измерений, вычисления, а также справочные сведения целесообразно представить в приложениях. В случае применения внесистемных физических величин – обязательна их идентификация.

Продолжительность проведения работ по энергетическому обследованию, в первую очередь зависит от масштабов предприятия и решаемых при его обследовании задач. В несколько меньшей степени она зависит от квалификации и количества привлекаемых специалистов. Привлечение большого количества специалистов, по принципу: числом, а не уменьем, обычно не ведёт к значительному сокращению продолжительности, а вот качество может значительно пострадать, за счёт непременной рассогласованности их взаимодействия и утраты системного подхода к обследованию. Продолжительность энергоаудита

Продолжительность проведения работ по энергетическому обследованию может колебаться от 3 до 18 месяцев. (Оценка Андрея Ланцова) Причём, меньшая цифра относится к малому предприятию с одной, двумя технологиями, например, дошкольное или общеобразовательное учреждение, небольшое транспортное предприятие и т.п. Бóльшая цифра относится к большим, многопрофильным предприятиям и объединениям.

Об эффективности разработки мероприятий энергосбережения При соответствующем профессионализме энергоаудиторов, возможно выявление фактов нерационального использования энергоресурсов и определение путей их устранения.

Высокопрофессиональные энергоаудиторы способны выявить места нерационального ресурсопотребления, иногда даже те, которые не заметны специалистам эксплуатационных служб предприятия, находящихся в текучке производственного процесса. По каждому такому факту энергоаудиторы готовы оценить финансовые потери предприятия и разработать соответствующие меры по устранению этих потерь, причём эффективные и экономически целесообразные меры.

На основании опыта проведения энергетических обследований можно утверждать, что в среднем, на один рубль, вложенный в проведение энергоаудита, предприятия могут получить программу мероприятий, при реализации которой возможная экономия может составить сто и более рублей.

Однако следует уточнить, что максимальный потенциал повышения энергоэффективности имеет место на предприятиях, характеризующихся: - низким уровнем производственной активности, - значительными структурными изменениями основного производства, - примитивной кадровой политикой омоложения и сокращения штатов, - бессистемно реализуемой модернизацией объектов энергохозяйства, приводящей к деградации проектных схем ресурсообеспечения.

На современных, устойчиво работающих производствах потенциальные возможности увеличения эффективности использования ресурсов минимальны. Поэтому, гарантий какой-либо результативности при оценке энергетической эффективности энергопользования вам никто не даст.

О препятствиях достижению высокой эффективности энергоаудита Целесообразность проведения энергоаудита заключается во внешней, независимой оценке энергетической эффективности использования энерготехнологического оборудования. Отсутствие заинтересованности в независимой оценке производственной ситуации (в последнее время часто наблюдаемое) делает энергетическое обследование заведомо бесперспективным.

Иногда заказчики требуют значительного объёма отчётной документации. Вместо детальной проработки рекомендуемых проектов, энергоаудитору приходится ту же жижу разводить пожиже искусственно наращивая объём отчётной документации.

Ещё хуже, если заказчик платит за толщину отчёта, не вдаваясь в его содержание. Значительный объём, в таком случае, лишь усугубляет это положение сложно читать объёмный технический документ. Но самым распространенным препятствием для достижения экономической эффективности проведения энергоаудита является отказ от финансирования работ по внедрению мероприятий энергосбережения.

Это происходит несмотря на то, что обычно программа энергосбережения формируется из многократно согласованных мероприятий, эффективность которых доказана, а затраты на внедрение приемлемы. О высокой экономической эффективности энергетического обследования в подобных случаях говорить не приходится. А в последнем случае, в качестве результата энергоаудита, предприятие получает просто бумагу, но очень дорогую и уже использованную. Не инновации меняют мир, а инвестиции. Альфред Чандлер

Стоимость энергоаудита Основная проблема энергоаудита ценообразование. По этому поводу уже немало копий было сломано, а воз и ныне там: на одном из тендеров по проведению энергетического обследования крупного объединения, ценовые предложения дюжины энергоаудиторов лежали в диапазоне от 3 до 74 миллионов рублей. Прозрачно обосновать свою цену на проведение энергетического обследования, как правило, очень сложно и тому есть веские причины.

Зачастую, объявляя цену на энергетическое обследование предприятия, энергоаудитор имеет о нём лишь очень общие и крайне скудные сведения: общие цифры объёмов потребления ТЭР; количество зданий и сооружений; состав основного оборудования и его общее количество. Эти сведения не позволяют с достаточной степенью обоснованности оценить затраты времени, сил и средств по предстоящему энергетическому обследованию. Эта ситуация усугубляется тем, что объявить свою цену необходимо накануне проведения тендера, когда ещё не определены условия будущего договора и технического задания к нему.

Для всех было бы гораздо удобнее, если бы обоснование цены происходило на основе общепринятых прейскурантов или ценников. Вообще–то, такие документы есть, например, Ценник, который был разработан Московским агентством по энергосбережению и утверждён Правительством Москвы в 1998 году. Препятствует его широкому применению несколько основных проблем. Он предполагает, точнее сказать заточен под, обследование объектов коммунального хозяйства.

Другие документы, например Прейскуранты, утвержденные Севзапгосэнергонадзором (2000 г.) или Свердловгосэнергонадзором (2001 г.), могут лежать в основе аргументации на переговорах по ценовым вопросам, но не могут быть основанием для составления смет, как в привычном понимании, так и по структуре этого документа. (Андрей Ланцов)

Предлагается, может быть не самый удобный и прозрачный, но, пожалуй, один из справедливых и широко применяемых способов оценки стоимости инжиниринговых услуг, в том числе по энергоаудиту, он осуществляется путём оценки основных затрат на выполнение работ.

Основные составляющие затрат при проведении энергетических обследований В энергоаудите самое ценное специалисты. Для того, чтобы у энергоаудитора были специалисты, а для выполнения таких работ нужны высококлассные специалисты, их труд необходимо справедливо и своевременно оплачивать (для примера, обозначим это как ЗП = р.). (Ланцов) Теоретически, за счёт различных отчислений, объём средств, доступных для оплаты труда специалистов, может составить не более трети от доходов средней Российской компании (обозначим это как p = 1 / 3). Минимальная продолжительность работ по обследованию составляет 3 месяца (обозначим её как t = 3).

Минимально необходимое количество специалистов для проведения такого обследования 3 человека (обозначим их как n = 3). Таким образом, оценить минимальные затраты непосредственно на проведение энергетического обследования, можно из следующего соотношения. З = ЗП × t × n / p = × 3 × 3 × 3 = р. Второй серьёзной составляющей затрат являются командировочные расходы, по величине они сопоставимы с заработной платой специалистов (обозначим их как k = 2). З = ЗП × k × t × n / p = × 2 × 3 × 3 × 3 = р.

Причём три месяца занимает обследование очень небольшого предприятия, три человека, это действительно, самый минимум для работоспособной группы специалистов, занятых на одном объекте, ну и размер оплаты труда специалистов такого уровня более чем минимален.

Следует заметить, что это только затраты энергоаудитора, причём только основная их часть. Кроме того, у энергоаудиторов есть ещё очень большое число разнообразных статей расходов, начиная от аренды помещений и затрат на содержание специализированного приборного обеспечения, заканчивая затратами на расходные материалы, бумагу, например. Правда все эти затраты текущие, и в меньшей степени влияют на стоимость конкретного договора по энергоаудиту.

Д.Д. Огородников, зам. директора энергоаудиторского подразделения «ЭКОПРОК» считает, что справедливый зароботок для высококвалифицированного энергоаудитора – около 4600$ в месяц.

Стоимость энергетического обследования, может рассчитываться также из совокупного объема всех потребленнных топливно-энергетических ресурсов в год. Из мировой практики энергоаудита, стоимость энергетического обследования составляет 2-5% от потребленного ТЭР. На стоимость энергоаудита влияет необходимость проверки систем вентиляции, кондиционирования, жизнеотведения, рекупирации, вторичных источников энергии. В последнее время энергоаудиторы включают в цену своей работы разработку программ энергоэффективности и энергосбережения.

В отечественной практике цена энергетического обследования объектов жилищно-гражданского назначения расчитывается от стоимости одного квадратного метра, при этом надо учитывать этажность, удаленность, сложность и т.п. Вышеперечисленные факторы влияют на конечную стоимость энергоаудиторских услуг. В данном случае имеется в виду качественные услуги энергоаудитора, затраты на которого ЗАКАЗЧИК обязательно восполнит и получит прибыль, реализуя энергоэффективные мероприятия. При определении окончательной стоимости энергообследования стоит учесть стоимость проведения экспертизы энергопаспорта.

Смета на энергетическое обследование зависит от технического задания на энергоаудит. В самом ТЗ (ТЗ может быть составлено энергоаудитором ) заказчик фактически определяет объем работ на своем объекте, и что он хочет в итоге увидеть на выходе. Например, в ТЗ дается установка на обследование систем электроснабжения, теплоснабжения, топливоснабжения, анализ режимов, анализ договорных величин, проверка систем коммерческого учета, выявления потерь, утечек. В ТЗ заказчик может определить цель по оптимизации и экономии ТЭР на основном производстве, вспомогательном производстве, в административных зданиях. ТЗ может содержать задачи по разработке энергоэффективных мероприятий по каждому ТЭР, по потребленному ТЭР - на основное производство, освещение, вентиляцию, кондиционирование, возобновляемым источникам энергии.

Сам факт составления энергопаспорта, отчет по результатам энергообследования, применения приборного парка, командировки до мест энергоаудита тоже стоит денег. Поэтому из поэлементного объема работ на энергоаудит и составляется смета на энергообследование. Эта смета аргументируется для заказчика и является основой договорной цены на энергоаудит. Но в итоге все решает заказчик. Бывает, энергоаудитор все просчитает, аргументирует, а заказчик, возьмет расчеты и уходит "думать" и может совсем пропасть или уйдет к другому энергоаудитору.

Для работы с заказчиком и работы на конкурсах и тендерах рекомендуется пользоваться укрупненными и предварительными данными по определении цены на энергоаудит. Различные СРО рекомендуют пользоваться определенными документами (ГОСТами, Прейскурантами) для составления сметы.

Таким образом, энергетическое обследование, на настоящий момент, не может быть дешёвым мероприятием. С другой стороны, энергоаудит, как инструмент снижения затрат предприятия, должен окупаться, а это значит, что его цена не должна превышать стоимость предмета обследования. Тем не менее, такое случается.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным издание нормы, превращающей изложенный и скорректированный практикой подход, в общеупотребимое правило. А директора предприятий будут заключать контракты с энергоаудиторами, также задумываясь не слишком надолго.