Проблемы использования Интернет-ресурсов в учебном проектировании и исследовании Московский институт открытого образования лаборатория информационной поддержки развития образования Педагогическое сообщество учебного проектирования Дмитриева Н.В.
Группы, активно использующие интернет- ресурсы 1.Журналисты, использующие данные Интернета при написании статей. 2.Читатели. 3.Научные сотрудники, которым необходимо при публикации ссылаться на источник. 4.Студенты и школьники. 5.И многие другие группы
Дополнительные возможности 1.Ссылки не только на статьи, но и радио и телепередачи. 2.Новые источники информации форум; комментарии к статьям; социальные сети; твиттер; онлайн-конференции; иные формы интерактивного общения 3.Возможность получить информацию, которую нельзя найти никаким другим способом.
Преимущества Интернет-ресурсов как источника информации. 1.Дигитализации информационного пространства. 2.Доступность интернет-ресурсов. 3.Экономическая и экологическая целесообразность. 4.Удобный механизм поиска и возможность оперативного получения информации. 5.Функции не только электронной библиотеки, но и электронного издательства. 6.Уникальность получаемой информации
Проблемы 1.Нестабильность интернет-ресурсов 2.Отсутствие автора 3.Проблема доверия к информации, полученной из интернет- ресурсов 4.Около 80% информации представлено на английском языке 5.Процент «мусора» во «всемирной паутине» на порядок выше, чем в самых плохих библиотечных фондах [14] 6.Не отработан механизм цитирования электронных ресурсов
Подходы к решению Нестабильность интернет-ресурсов - Скриншот страницы сайта - Услуги сайта Archive.org Проблема доверия - тип сайта -наличие автора
Доменные адреса первого уровня Российская государственная библиотека
Классификация источников Интернет (Е.Л. Игнатова [15]) 1.По способу представления информации 2.По языковому признаку 3.По территориальному признаку 4.По виду и характеру представляемой информации: – Тематическая информация – Научные публикации – Справочная информация – Новости 5.Официальные сайты российских и зарубежных университетов
Прежде чем искать: 1. Ясно определить потребность в информации; 2. Определить, какого типа ресурсы возможно найти; 3. Понять, какие инструментальные средства поиска имеются в распоряжении, чтобы найти информацию наиболее соответствующую для данного исследования; 4. Тщательно и критически оценить найденную информацию. [15]
Если полноценность и достоверность информации вызывает сомнения или неочевидна, то следует ответить на следующие вопросы: 1. Что это за разновидность информации; 2. Представляет ли она факты или является мнением; 3. Имеется ли в документе что-нибудь вреде документации, библиографии, сносок, сведений об авторе и т.д.; 4. Чем является найденная информация: правительственным отчетом, официальным документом, статьей, монографией, рекламой; 5. Что можно узнать относительно репутации автора, его научного (ученого) статуса; 6. Является ли данная информация первичной или же она получена из вторичного источника; 7. Когда возник этот источник, своевременна ли она и употребительна; 8. Подтверждают ли ее другие источники (своего рода перекрестная проверка с помощью различных источников). [15]
Поддубная М.В., Интернет как источник информации для исследователя, http://
Около 80% информации представлено на английском языке развитие умений просмотрового чтения на русском и английском языке. [15]
Выводы: Ссылки на интернет-ресурсы обязательно станут неотъемлемой частью научного аппарата. Должна быть выработана методика цитирования интернет-ресурсов. Должны быть выработаны методы хранения данных в Интернете.
Работа с Интернет-ресурсам имеет опережающее конкурентное преимущество в образовательной, научной и профессиональной работе. Поиск и анализ качественной информации в сети Интернет постепенно становится отдельной профессиональной компетенцией [13]
Особенности использования Интернет- ресурсов для учителя возможность находить необходимые альтернативные источники информации для проведения предметных проектов, повышать квалификацию и получать оперативную методическую поддержку, возможность общения с единомышленниками, возможность публиковаться в сети Интернет.
Проблема: Н едостаточная информационная культура учителя: – недостаточное владение информационными технологиями, – неумение осуществлять информационный поиск самому и незнание психолого-педагогических аспектов обучения принципам и приемам сбора, систематизации, обобщения и использования информации; – незнание российских и зарубежных поисковых систем, – отсутствие ссылок на заимствованный материал, – неумение правильно оформить ссылку.
Особенности использования Интернет- ресурсов для учащегося. не сформирована информационная компетентность учащихся недостаточная информационная культура учащегося -неумение искать информацию -неумение правильно цитировать -плагиат возможность выхода детей на ненадлежащие сайты (отсутствие цензуры) – Контент-фильтры – Детский-интернет – Предварительная организация информационного пространства для выполнения учебного проекта или исследования психологическая зависимость учащихся от Интернет ресурсов Выполнение проектов в социальных сетях
Контент-фильтр Материал из Википедии свободной энциклопедии Ко́нтент-фильтр, или програ́мма ограниче́ния веб-ко́нтента (англ. Content-control software или web filtering software) устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра. Контент-фильтр работает по статистическому принципу, т.е. подсчитывает заранее определённые слова текста и определяет категорию, к которой относится содержимое сайта. Целью таких устройств или программ является ограничение доступа в Интернет для школ, предприятий, религиозных организаций и т.д. Чаще всего контент-фильтры используются для ограничения доступа для детей и подростков, в учебных заведениях, библиотеках и на рабочих местах в различных учреждениях, а также игровых клубах и интернет-кафе.
Пример: учебный проект: «Свойства воды» nuzhno-ekonomit-vodu.html
Программа антиплагиат. Сайт antiplagiat.ru предоставляет зарегистрированным пользователям широкий спектр услуг. В режиме "гость" можно осуществить быструю проверку текста объемом не более 5 тыс. символов. Программа выдаст процент оригинальных и заимствованных фраз, ссылки на источники и сопутствующую статистику. Зарегистрированные пользователи могут загружать и ставить в очередь на проверку целые файлы, сохранять их на сервере в отдельных папках и заносить в базу данных, в которой на сегодняшний день находится около 10 млн документов.
Единый информационный ресурс Педагогического сообщества учебного проектирования и лаборатории информационной поддержки развития образования
Информационное пространство Сайт База данных Единый информационный ресурс Подписка на рассылку
Использованные интернет-ресурсы: Все картинки к презентации взяты с сайта Данияр Сабитов, Интернет-ресурсы как источник информации, kak-istochnik-informacii/, http://sabitov.kz/2011/02/25/internet-resursy- kak-istochnik-informacii/ Поддубная М.В., Интернет как источник информации для исследователя, TICLES/2006/PoddubnajaMV/, TICLES/2006/PoddubnajaMV/ den-za-dnem.ru/files-00003/k-017.doc, den-za-dnem.rufiles-00003/k-017.doc Дополнительная литература