Средства музыки, литературы и живописи Понятовская Юлия Николаевна учитель начальных классов МОУ гимназия 1 г. Данков Липецкая область 1 слайд Дорогие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина Презентацию выполнила Керимова Гульнара Муталимовна учитель русского языка и литературы МКОУ«Башлыкентская СОШ»
Advertisements

Выполнила: Учитель музыки Щукина Л.Н. МОУ УСОШ г.
закрепление знаний учащихся в области лексикологии, словообразования, морфологии; подготовка к написанию сочинения ассоциативного характера. повышать.
Лексический анализ текста стихотворения Никитина.
Родные поэты И.З.Суриков И.С.Никитин Ф.И.Тютчев А.А.Фет Презентацию выполнила учитель МКОУ «СОШ 1» г. Изобильного Голубова Алла Львовна.
………… самая изобразительная часть речи. ………… могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. В. В.
Двадцать шестое апреля.. Глагол или существительное? На то и печь, чтобы пироги в ней печь. Стою на нашем берегу, покой границы берегу. Снежное покрывало.
М ОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ Е СЕНИН С ЕРГЕЙ А ЛЕКСАНДРОВИЧ Выполнил ученик 8 «Б» класса Симонов Илья Выполнил ученик 8 «Б» класса Симонов Илья.
Урок развития речи в 5 классе.. Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения.
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ Глагол, наречие, союз. Существительное, числительное, глагол.
Урок литературы по теме: «Русские поэты о Родине и родной природе» Автор: Болхова В.Г. Учитель русского языка и литературы, высшая. Оборудование: мобильный.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Канкулова Марита Лябидовна у читель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Обобщающий урок по теме: « Осень пришла» 2 класс УМК « Планета знаний» Подготовила: учитель МОУ « ООШ с. Ленинское» Чинченко Л.А.
Мир внешний и внутренний. Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен и очень интересен. Устроен он чрезвычайно сложно, и вместе с тем во всём имеет.
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
Тема: Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы»
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
Читаем Букварь на стр Найди дорожку от ребят к рыбке, которую они поймали.
Зимушка-зима в картинах русских художников. Эх…. Зима! Светло-пушистая, Светло-пушистая, Снежинка белая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая чистая, Какая.
Транксрипт:

средства музыки, литературы и живописи Понятовская Юлия Николаевна учитель начальных классов МОУ гимназия 1 г. Данков Липецкая область 1 слайд Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада снова вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами будем говорить о произведениях искусства. - А какие виды искусств вам известны? (музыка, живопись, литература, фотография архитектура, кино, театр) 2 слайд (по щелчку появление объектов) - Что такое литература? (стихотворения, рассказы, сказки, повести) - Что необходимо для создания литературных произведений? (слова) - Что такое живопись? (это картины) - Какие жанры живописи вам известны? (пейзаж, потрет, натюрморт) - Чем их рисуют? (карандашами, фломастерами, красками, углём) - Итак, поэт рисует словом, художник – красками. - А знаете ли вы, что рисовать можно музыкой? - Для этого композитор использует звук. В музыке есть даже такое слово - звукоизобразительность. - Как вы думаете, что оно обозначает? (звукоизобразительность - это звук + изображение) 3 слайд (по щелчку анимация объектов) - Изображение звука или изображение с помощью звука? - Что можно изобразить звуком? (звуки природы, настроение, чувства) - Сегодня нам с вами предстоит увидеть и сравнить эти виды искусства, и их изобразительные средства. 4 слайд (анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку) Птичка Яков Полонский Пахнет полем воздух чистый... В безмятежной тишине Песни птички голосистой Раздаются в вышине. Есть у ней своя подруга, Есть у ней приют ночной, Средь некошеного луга, Под росистою травой. В небесах, но не для неба, Вся полна живых забот, Для земли, не ради хлеба, Птичка весело поет.

Литературно – музыкальная гостиная Изобразительные Внемля ей, невольно стыдно И досадно, что порой Сердцу гордому завидна Доля птички полевой! - О чём хотел рассказать нам поэт? - Какие слова он для этого использовал? - Послушайте, как композитор Сергей Прокофьев изобразил пение птицы. С. Прокофьев «Птичка» - Какое настроение передали вам звуки музыки? Что вы услышали? Что представили? - Один французский композитор, его звали Мессиан, очень любил птиц и хорошо их различал. Он написал своеобразное произведение – огромный оркестр подражал пению птиц. Самых разных – можно было услышать кукушку, соловья, жаворонка – и ещё около 20 птиц! Для этого он часами ходил по лесам и полям с нотной тетрадкой и записывал услышанное. Эксперимент удался - во время концерта у слушателей создавалось полное впечатление, что они пришли утром в лес. - Попробуйте угадать, какая птица здесь изображена. Л. К. Дакен «Кукушка» 5 слайд (воспроизведение звукового файла по щелчку, появление объектов по щелчку) - Как вы догадались? Какие звуки вы услышали? - А как изобразить природное явление, например – дождь? Или метель? - Как бы вы изобразили бурю? - Наверно, нужны специальные инструменты, которые могут завывать подобно ветру, стучать как дождь. - Музыка должна быть быстрой или медленной? - Послушайте, как описывает бурю С. Есенин. 6 слайд (воспроизведение звукового файла по щелчку, анимация объектов по щелчку) Буря С. Есенин Дрогнули листочки, закачались клены,С золотистых веток полетела пыль...Зашумели ветры, охнул лес зеленый,Зашептался с эхом высохший ковыль...Плачет у окошка пасмурная буря,Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,И качают ветки, голову понуря,И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревет сердито грозная река,Подымают брызги водяные кручи,Словно мечет землю сильная рука. - Какие слова передают нам приближение бури? - А вот как звучит произведение А. Вивальди с тем же названием. А. Вивальди «Буря» - Это картина И. А. Айвазовского «Буря на море». - Какие краски использовал художник? - Похоже, ли изображение бури в этих видах искусства: литературе, живописи, музыке? - Чем? - Музыка может изобразить и хорошую погоду. - Например – лунный свет летней ночью. Попробуйте закрыть глаза и представить эту картину – светлая лунная ночь, лёгкий ветерок. - Вот так изображает Лунную ночь М. Иваненко. - А это И. А. Айвазовский «Лунная ночь». 7 слайд (анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку) Лунной ночи сияние Владислав Крапивин Дремлют в светлом лунном небе Перья облаков, Под луною снег искрится Стайкой огоньков. Вдалеке дрожит в окошке Жёлтый свет огня. Спит земля в сияньи ночи Голубого дня. Резкий лунный свет струится В комнату мне из окна, Голубой квадрат ложится На пол. В доме тишина. Дом заснул, лишь мне не спится, Сон бежит от меня. Хорошо сиянье ночи Голубого дня. К. А. Дебюсси «Лунный свет» - С помощью музыки можно изобразить даже характер человека, его чувства, переживания. - Как вы думаете это можно сделать? - Знаете сказки «Тысячи и одной ночи»? Там был грозный шах, который казнил девушек, и прекрасная Шехерезада, которая знала столько сказок, что шах передумал её казнить. Послушайте внимательно музыку, и вы легко узнаете, где жестокий шах, а где Шехерезада.

8 слайд (анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку) Н. А. Римский-Корсаков «Шехерезада» - А теперь загадка. Послушайте музыкальный фрагмент, и догадайтесь, что изобразил композитор. 9 слайд (анимация объектов по щелчку, воспроизведение звукового файла по щелчку) Э. Григ «Утро» - Что вы услышали? - Какая музыка: тревожная, спокойная, грустная? - Если представить картину, то, что на ней должно быть изображено: пейзаж, портрет, натюрморт? - А можно догадаться какое время года, время суток? - Где происходит действие: в лесу, в поле, на лугу, на реке? - А может быть, вы догадаетесь о названии музыкального произведения по картине И.И. Шишкина? - Вы почти отгадали название произведения – «Утро». - Что изобразили в своих произведениях художник и композитор? - Какое настроение вам передалось? - А вот как изображает утро поэт И.С. Никитин. Утро И.С. Никитин Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... А восток все горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поет, По плечу молодцу все тяжелое... Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое!

- Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итог. - Как изображают одни и те же явление, предметы художник, поэт и композитор? - Чем же различаются их произведения? (средствами, которые используют) - Что такое звукоизобразительность? - Как вы думаете, а нарисовать музыку или описать её словами можно? - Сейчас вы послушаете произведение Э. Грига (в исполнении композитора). Подумайте, кого изобразил композитор? (название детям неизвестно) Э. Григ «Бабочка» - Попробуйте дома нарисовать того, кого изобразил Григ. - А в следующую наше встречу мы посмотрим, верно ли вы поняли звуки музыки или нет. - До новых встреч!

ЛитератураЛитература МузыкаМузыка ЖивописьЖивопись

изображение + звукЗвукоизобразительностьЗвукоизобразительность

С.С. Прокофьев (1891 – 1953) С.С. Прокофьев (1891 – 1953)

Л.К. Дакен (1694 – 1772) Л.К. Дакен (1694 – 1772)

А. Вивальди (1678 – 1741) А. Вивальди (1678 – 1741)

К.А. Дебюсси (1862 – 1918) К.А. Дебюсси (1862 – 1918)

Н.А. Римский - Корсаков (1844 – 1908) Н.А. Римский - Корсаков (1844 – 1908)

Э. Григ (1843 – 1907) Э. Григ (1843 – 1907)

Э. Григ (1843 – 1907) Э. Григ (1843 – 1907)

ССЫЛКИ - книги - Прокофьев - Вивальди - Римский - Корсаков - Луи Клод Дакен - Григ - Дебюсси - Чайковский - птичка - Айвазовский «Буря» - Шехерезада - кукушка - М. Иваненко - Айвазовский Лунная ночь - Шишкин Утро в сосновом лесу - Шишкин Туманное утро