Рефлексивные технологии на уроках литературы (на основе УМК Т.Ф.Курдюмовой)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебники для школ с полиэтническим составом учащихся Учебники углубленного уровня Учебники базового уровня.
Advertisements

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы Джигун Татьяны Викторовны.
предметные метапредметные личностные становление личности и её жизненной модели; формирование компетентности как способности личности осуществлять профессиональную.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
Элективный курс для обучающихся гуманитарной направленности 10 класса общеобразовательных школ.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
1. Новые требования к методам и технологиям обучения. 2. Современные образовательные технологии в преподавании литературы. 3. Дидактический потенциал.
Окружающий мир 3 класс Учитель: Разумова О. В. УМК «Школа России»
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Комплект создан на основе личностно - ориентированного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Основные технологии Образовательной системы «Школа 2100» ©Малова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1, 2010г.
Транксрипт:

Рефлексивные технологии на уроках литературы (на основе УМК Т.Ф.Курдюмовой)

Содержание 1. Рефлексивные технологи на уроке литературы. 2. Программа литературного образования Т.Ф. Курдюмовой. Принципы изучения литературы. 3. Дидактический потенциал УМК Т.Ф.Курдюмовой (7 кл.): типология заданий.

Педагогическая технология цель (целостная, конкретная, специальным образом организованная система обучения для достижения конкретной образовательной цели) содержаниесредства

Рефлексивные технологии - «технологии обучения мышлению», основанные на личностных механизмах мышления осознание, самокритика, самооценка, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, формирующие культуру мышления, его самостоятельность Цель: овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые в дальнейшем входили бы в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий Рефлексивные технологии: технология развития критического мышления; творческие мастерские; проектная технология; проблемное обучение; дискуссионные технологии

Особенность урока литературы: 3 субъекта урока Текст-полноправный субъект урока текст диалог при общении с искусством человек участвует в этом общении (как творец и как сотворец, реципиент) как личность понимание законов художественно го творчества Усиление субъектной позиции школьника

Как организовать диалог с текстом? учитывать особенности восприятия учеником художественного произведения найти точки пересечения с художественным миром на основе образности, «включение» ассоциативного мышления найти «ключевой» вопрос «Хороший» вопрос- это… найти точки пересечения с другими учениками эссеистическое изложение учеником своей интерпретации вести поиск новых форм и методов и приёмов работы

Формирование компетентного читателя. Восприятие является основой любого анализа, в противном случае этот анализ не будет иметь адресата. А каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад, Как самый последний, случайный, Всю жизнь промолчавший подряд. А.Ахматова Восприятие не есть простое фотографирование, простой прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. «Эстетическое воспитание будет успешным, только если оно опирается на творческую активность самой формирующейся личности и учитывает особенности ее жизненного мира и интересов. А спонтанное творчество не может стать действительно художественным без соответствующего обучения и овладения культурным наследием. Общая основа того и другого - пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир» И. С. Кон

Проблемное обучение Проблемная ситуация на уроках литературы приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства: Проблемные ситуации на уроках литературы: эмоциональная деятельность и интеллектуальная (сопереживание Разрешение ситуации: принцип дополнительности Сделать так, чтобы объяснение не убило волнения Возбуждение эмоций создаётся новым открытием произведения, присвоением нового, личностно значимого смысла средством создания проблемной ситуации являются читательское восприятие, критические разночтения произведения, иллюстрация и другие внетекстовые выражения авторской позиции (письма, дневники, статьи, мемуары писателя) Формы проблемного обучения: проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность

Анализ. Использование рефлексивных методов и приёмов для организации поисковой и творческой деятельности учащихся Метод сравнения. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Метод эвристического исследования. Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Метод смысловых ассоциаций. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально- образного видения и изображения объекта. Приём «Чтение с пометками» Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Приём «Продолжи предложение» «Синквейн» Вторичное восприятие

«Шаги рефлексии» В процессе реализации технологий рефлексивного обучения важно научить школьников ориентироваться на «шаги рефлексии». Доктор психологических наук, профессор О.С.Анисимов в своих работах определяет следующие пять шагов : 1 шаг – «исследовательский» - умение отвечать на вопросы «Что и как я делал?»; 2 шаг – «критический» - «Почему у меня не получилось?», «В чем я был неуспешен?», «Что и почему я не знаю?»; 3 шаг - «помощь» - «Что (кто) мне может помочь в решении этой проблемы?»; 4 шаг – «прогноз» - «Что я должен сделать?»; 5 шаг - «деятельность» - «Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию». Приемы работы технологии рефлексивного обучения помогают выстроить совместную деятельность учителя и ученика так, что поиск и творчество создают условия для развития участников образовательного процесса. Внутренний диалог Приёмы рефлексии

Литература Т.Ф.Курдюмова

Система заданий первого блока: вопросы, направленные на понимание текста (беседа о первом впечатлении- ориентир в последующей работе) анализ интерпретация (высказанная рефлексия) оценка творчество, интеграция

Принципы изучения литературы по программе Т.Ф.Курдюмовой принцип деятельности принцип сознательности принцип вариативности принцип творчества

Ведущий аспект курса в 5 классе -сюжет В 6 классе - герой В 7 классе - проблема рода и жанра В 8 классе проблема времени, позиция автора В 9 классе – классика и современность

7 класс. Жанровая жизнь слова

Учебник 7 кл.

Типология заданий учебника Сравните Ч.1. С.37 Прочитайте все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить 2 из них – те, которые Вам больше понравились… Ч.1.С Сравните элегии А.С.Пушкина («Безумных лет угасшее веселье…»)и М.Ю.Лермонтова («О! Если б дни мои текли…»). Что в них общего и что отличает эти стихотворения? Почувствовали вы разницу в мироощущении, отношении к жизни, невзгодам этих двух поэтов?

Типология заданий учебника С.115. Поразмышляйте над некоторыми стихотворениями Лермонтова, жанр которых не указан. Определите их жанр. С.108. Запишите в тетради все известные вам произведения А.С.Пушкина. Определите жанр каждого. Сравните свои записи с тем, что написали одноклассники, и на основе общих наблюдений сделайте вывод о жанре пушкинских произведений. Назовите эти жанры.

Типология заданий учебника Ч.1.С.150.Назовите признаки эпоса и лирики в балладе Жуковского «Светлана» и поэме Лермонтова «Мцыри». Ч.2.С.142. Какие жанровые особенности дают основание утверждать, что произведение Паустовского («Радость творчества») – эссе?... Какой из отличительных признаков эссе более всего представлен в этом произведении (1,2,3)

Типология заданий учебника М.Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. Ч.2.С.28 В последнем монологе многообещающего редактора есть утверждения, которые вполне перекликаются с живой практикой сегодняшнего дня. Прочитайте его и попробуйте оспорить или подтвердить правильность его суждений. Какие художественные приёмы, свойственные сатире, наиболее активно использованы в этом рассказе? Какие из них так же активно использовал в своей сказке Щедрин?

Типология заданий учебника Споры о жанре Ч.1.С.47, 49. Одну и ту же балладу переводили разные поэты. Так, В.А.Жуковский и М.Ю Лермонтов перевели произведение Ф.Шиллера «Перчатка». Сам Шиллер назвал его рассказом, поскольку оно написано не в строфической форме, а как повествование. Жуковский назвал повестью, а Лермонтов Жанр не обозначил. Белинский считал это произведение балладой. Споры идут до сих пор. Прочитайте перевод Жуковского и решите, к какому жанру вы его отнесёте. Жанр и «нарушение» жанрового ожидания

Типология заданий учебника А.С.Пушкин Ч Как объяснить, почему любовное послание невесте носит название «На холмах Грузии лежит ночная мгла» Я Вас любил: любовь ещё, быть может… Ч.1.С.63. Какие приёмы использует автор, раскрывая своё чувство к адресату послания?

Типология заданий учебника Ч.1.С. 146.Существует словарь рифм Лермонтова.. Попробуйте создать словарик рифм из двух первых строф поэмы «Мцыри» С.29. Ч.2. С.31. Напишите юмористический рассказ, в основе которого будет «Жалобная книга» с современными записями.

Типология заданий учебника Ч.1.С.87. Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Иван Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте её использовать для объяснения причины их плохих отношений. Нарисуйте групповой портрет уездных барышень. При его создании используйте то, что Вы узнали в начале повести о Лизе Муромской.

Типология заданий учебника Материал для проектной деятельности Ч.1, С.29.Ч.2. С Жанр сонета в литературе разных стран. С.38. Жанр басни в истории литературы. Ч.1.С.145. «Мцыри» М.Ю.Лермонтова изобразительном искусстве и музыке.

Баллада («На ворот выезжают три витязя и ряд …») Баллада («На ворот выезжают три витязя и ряд …») Первые два стиха являются переводом начальных стихов старинной немецкой народной песни «Die drei Ritter». Дальнейший текст – оригинальный. Первые два стиха являются переводом начальных стихов старинной немецкой народной песни «Die drei Ritter». Дальнейший текст – оригинальный. Первый и отчасти второй стих перевод начала нем. нар. песни «Три рыцаря» («Die drei Ritter»), впервые опубл. в сб. Л. А. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (180608). Указание на источник дано Т. Фребергом (см. Ф. Шиллер). Автограф стихотворения не сохранился, до нас дошел ряд позднейших копий, содержащих существенные разночтения. … в одно и тоже время – в конце 1837 – начале 1838 г. Адресатом названных трех стихотворений, возможно, является Прасковья Арсеньевна Бартенева...

Блок заданий второго типа помогает оценить художествен ное своеобразие текста Блок заданий первого типа помогает понять текст Алгоритм формирования читательских умений Блок заданий третьего типа подводит итоги наблюдениям, помогает творческому использованию прочитанного текста; реализует требования к метапредметным результатам обучения по каждой изучаемой теме, служит для выстраивания межпредметных связей

Результат сделать знания о мире своими, личностно значимыми; понимать себя, других людей, саморазвиваться; испытать радость открытия, радость познания; уметь вступать в диалог с автором, сверстниками, героями… заговорить «на своём» языке

Благодарим за внимание!