Разработка измерительных материалов для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проектирования компетентностно- ориентированных заданий Криволапова Н.А., д.п.н.,профессор, первый проектор - проректор по науке инновационной.
Advertisements

Реализация комптентностного подхода в образовании: проблемы, перспективы, опыт работы учителей школы. Цель: осмысление проблемы компетентностного подхода.
Компетентностно- ориентированные задания на уроках математики при обучении учащихся СКОШ VIII вида КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная.
Разработка компетентностно- ориентированных заданий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
« Компетентностно - ориентированные задания как один из видов контрольно - измерительных материалов основных видов универсальных учебных действий »
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Семинар заместителей директора учреждений образования города Новозыбкова Технология проведения проблемного педсовета МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Педагогическая мастерская «Анализ дидактического аппарата учебников: новый взгляд с позиции ФГОС ООО» Цель: показать роль пактикоориентированных заданий.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Компетентностный подход в преподавании химии Компетентностный подход в преподавании химии.
Транксрипт:

Разработка измерительных материалов для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся

Компетентностно-ориентированное задание состоит из: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Применение компетентностно- ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе: использования дополнительных возможностей изучаемого материала; адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.

Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала: прикладной характер содержания темы; содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;

материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.); содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры;

содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов); содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности;

содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.

Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо соответствующим образом организовать освоение содержания темы. Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно- ориентированные задания, можно назвать:

организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя, укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнение полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.

Проблема Ученики хорошо овладели набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Виды КОЗ задания, направленные на проектирование действий на основе предметного знания: Пример 1: Многие ораторы, выступая в большом помещении, говорят медленно, отделяя слова длительной паузой, хотя в обычной речи этого не наблюдалось. Вам тоже предстоит выступать в большом зале. Используете ли Вы этот прием? Ответ аргументируйте. (Тема «Волновое движение. Звуковые волны», 9,11 класс)

Пример 2: Большую роль в установлении объективного знания микромира играет открытие английским физиком Э. Резерфордом существования атомного ядра и разработка идеи о планетарном строении атома. Используя результаты экспериментов Резерфорда, оцените значимость его открытий. С этой целью разработайте и напишите текст в жанрах «Похвала», «Благодарность», «Восхищение», «Представление к награде» и т.п. (Тема «Строение атома», 8 класс)

задания, направленные на прогнозирование результата действий на основе предметного знания Пример 3: Вы выбираете себе зонт. Продавец, предлагая разные по цвету зонты, вдруг поинтересовалась, с какой целью Вы хотите приобрести зонт, поясняя свой вопрос тем, что для защиты от солнца лучше взять белый или красный зонт, а для защиты от дождя – зеленый или черный. Воспользуетесь ли Вы советом продавца, или посчитаете это простой рекламой зонтов? Ответ аргументируйте. (Тема «Световые волны», 11 класс)

задания, направленные на проектирование действий на основе предметного знания в свободном тематическом поле Пример 4: Наступило жаркое лето. Можно сменить одежду. Однако некоторые люди надевают ватные халаты и чалму на голову (особенно в южных странах). Вам предлагают сделать то же самое. Каковы будут ваши действия: последуете их предложению или откажитесь?

задания, направленные на прогнозирование результата действий на основе предметного знания в свободном тематическом поле Пример 5: Вас приг ласили в качестве консультанта в конструкторский отдел научно-исследовательского института и поручили разработать конструкцию дома для крайнего севера и крайнего юга. Предложите дизайн-проект таких домов.

задания, направленные на проектирование действий на основе интеграции знаний из разных предметов в заданном или свободном тематическом поле. Пример 6: Опишите наш мир через минуту после прекращения хаотического движения частиц вещества.

задания, направленные на освоение или осмысление предметного знания на основе работы с текстами разных типов (текстов учебника, публицистических, научно- популярных).

Результатом выполнения подобных заданий является разработка текстов в различных жанрах (при освоении нового знания – жанры представление, записка, дневник, письмо; при осмыслении предметного знания – совет, рекомендация, экспертное заключение, размышление, благодарность)

пример: Учащимся предлагаются тексты, содержащие взгляды Лукреция Кара, М. Ломоносова, Р.Декарта, Ю. Майера на проблему сохранения разных видов движения и превращения одного вида в другой. Предлагается следующее задание (с целью осмысления закона сохранения и превращения энергии):

Мы уже знаем, что закон сохранения и превращения энергии проявляется в механических и тепловых явлениях. Сформулируйте закон сохранения и превращения энергии, который проявляется в процессах изменения агрегатного состояния вещества. Дополните этой формулировкой ряд изложенных мыслей творцов науки (ученых). Составьте диалог, который мог бы состояться между Л. Каром, М. Ломоносовым, Р.Декартом, Ю. Майером и Вами на основе вышеизложенных взглядов ученых

проектные и поисково-исследовательские задания, способствующие формированию универсальных способов деятельности (моделирование проектирование, прогнозирование). технологические задания (технологические карты), обеспечивающие сопровождение действий учащихся на каждом этапе реализации проекта или исследования. Это достигается за счет того, что предельно конкретно прописаны этапы, определен результат и продукт каждого этапа.

Пример: технологическая карта, обеспечивающая качественную реализацию проекта учащихся 7-хклассов «Физика – это…»

Этапы деятельности ПродуктРезультат Формулирование первоначального представления о физике ТекстНаправления исследования Уточнение содержания направлений исследования и формулирование тем исследования Самоопределение учащихся в направлении исследования Формулирование задач исследования и поиск способов их решения Выбор способа решения задачи исследования Осуществление способов решения задач Текст–интерпретация понятия «Физика» Фиксация результатов исследования Публичное представление результатов исследования Слайд-фильм, текст презентации Понимание разных смыслов понятия «Физика» Формулирование учащимися нового представление о физике ТекстОсмысление понятия «Физика»

диагностические задания для типовых компетентностно-ориентированных заданий. Для выявления уровня развития естественнонаучной грамотности при выполнении задания Пример 1: Многие ораторы, выступая в большом помещении, говорят медленно, отделяя слова длительной паузой, хотя в обычной речи этого не наблюдалось. Вам тоже предстоит выступать в большом зале. Используете ли Вы этот прием? Ответ аргументируйте. (Тема «Волновое движение. Звуковые волны», 9,11 класс), учащимся предлагается диагностическое задание следующего характера:

Разработать и написать текст-жанр для конкретной жизненной ситуации, выбрав адресата на основе задания (совет, памятка, рекомендация, обращение к…, инструкция) А при выполнении задания Пример 6 (Опишите наш мир через минуту после прекращения хаотического движения частиц вещества)– следующее:

Разработать и написать текст-жанр для конкретной жизненной ситуации: Экспертное заключение физика-теоретика Впечатления человека, оказавшегося в указанной заданием ситуации Размышление человека, оказавшегося в указанной заданием ситуации

Диагностический потенциал текста-жанра заключается в исследовании двух аспектов. Первый аспект – это развитие предметного знания (на основе содержательного плана текста: тема – проблема, тезис, аргументы и языка общения - бытовой, научный). Второй аспект – социальное (личностное) развитие на основе выделения в текстах задач автора, способов (реальных или потенциальных) решения задач, используемого речевого инструментария.