Сказуемое. Простое глагольное сказуемое урок русского языка в 8 классе Автор: Никитина Н.А. МБОУ СОШ 22.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое урок русского языка в 8 классе.
Advertisements

Составное именное сказуемое 8 класс 8 класс Презентация Погребняк Н.М.
Типы сказуемых. Простое глагольное сказуемое выражается в форме изъявительного, условного, повелительного наклонения а также может быть выражено : 1)
Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое.. Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Сытый голодного (не)разуме..т.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Составное глагольное сказуемое. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложение – это __________________________ По строению грамматической основы.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое»
Сказуемое Выполнила: Ямалиева Ф.А. Учитель русского языка МАОУ «СОШ с УИОП 3» г. Березники.
Cказуемое Фотина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 г. Калуги.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Подготовка к ЕГЭ Типы сказуемых. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения ПГС одно слово: 1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Сказуемое, типы сказуемых 1 Т.Н.Самсонова, Сузунская СОШ 2.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Транксрипт:

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое урок русского языка в 8 классе Автор: Никитина Н.А. МБОУ СОШ 22

1. Трое из одноклассников победили в конкурсе. 2. Отец с сыном пошёл на футбол. 3. Быть образованным престижно. трое победили молодцы! 4. Я взял книгу, которая стояла на первой полке. Что является грамматической основой предложений? трое из одноклассников победили отец с сыном пошёл отец пошёл быть образованным престижно быть престижно стоялакоторая стояла

Запишем предложения Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Подчеркните грамматические основы

Чем отличаются сказуемые в этих предложениях? Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. В каком слове выражено лексическое и грамматическое значение сказуемого в каждом случае? ГЗ ЛЗ+

Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. На какие 2 группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? ГЗ ЛЗ+ 1 слово 2 слова

Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Чем отличаются сказуемые второй группы (составные)? ГЗ ЛЗ+

Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Какое из них можно назвать глагольным, а какое именным? Почему? ГЗ ЛЗ

Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Какое из них можно назвать глагольным, а какое именным? Почему? глагол н.ф. глаг. имя прилаг. глагол

СКАЗУЕМОЕ СОСТАВНОЕГЛАГОЛЬНОЕИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ + Н.Ф. ГЛАГОЛАГЛАГОЛ + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрите примеры Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилался. Белый пар по лугам будет расстилаться. Белый пар по лугам расстилайся. Белый пар по лугам расстилался бы. Выполните морфологический разбор глагола постоянные признаки глагола постоянные признаки глагола непостоянные признаки глагола непостоянные признаки глагола

Постоянные признаки глагола I.Вид II.Спряжение III.Переходность IV.Возвратность Несовершенный вид (что делать? что делает? что будет делать?) Совершенный вид (что сделать? что сделает? что сделал?) Если безударное личное окончание, то ставим в неопределённую форму, ко 2 спряжению относятся: 1.все на –ить (кроме брить и стелить); 2.11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть. Переходные глаголы сочетаются с существительным в В.п. без предлога (прямое дополнение). Показатель возвратности глаголов – суффикс –ся (-сь).

Непостоянные признаки глагола 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) лицо (если есть); 4) число; 5) род (если есть). Изъявительное - обозначают реальное действие, которое происходило (наст. вр.), происходит (прош. вр.) или будет происходить (буд. вр.) на самом деле. Повелительное - обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить. Условное - обозначают действие, возможное при определённом условии (есть частица бы). По временам изменяются глаголы в изъявительном наклонении. 1 лицо2 лицо3 лицо я что делаю? мы что делаем? ты что делаешь? вы что делаете? он что делает? они что делают? Единственное или множественное. В прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении.

Белый пар по лугам расстилается. Белый пар по лугам расстилался. Белый пар по лугам будет расстилаться. Белый пар по лугам расстилайся. Белый пар по лугам расстилался бы. Чем выражается сказуемое в данных предложениях? ИН, наст. вр. ИН, прош. вр. ИН, буд. вр. ПН УН

Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим ПодлежащееСказуемое Примеры Мало, много, большинство, множество + сущ.в Р.п. Сказуемое обычно в ед.ч., мн.ч. допускается, если подлежащее – название живых существ. Два, три, четыре и т.д. + сущ. в Р.п. Сказуемое обычно во множественном числе. Около, всего, только, лишь перед подлежащим, выраженным числ. + сущ. в Р.п. Сказуемое в единственном числе. Двое, трое, четверо, пятеро Сказуемое во множественном числе. Множество звуков вливается (ед.ч.) в ночной птичий хор. Большинство ребят согласилось (ед.ч.) со мной. Большинство ребят хорошо отвечали (мн.ч.) на экзамене. Какие-то три солдата стояли (мн.ч.) рядом у самого спуска и молчали. Около пятнадцати учеников получило (ед. ч.) пятёрки. Трое поднимались (мн. ч.) по лестнице.

Физминутка

НЕ слитно НЕ раздельно (не)пришёл (не)высокий (не)доумевал (не)высокий, а низкий (не)крашеный пол(не)дописанное письмо письмо (не)дописано (не)правда (не)правда, а ложь (не)широкая, но глубокая река ничуть (не)интересно (не)закрывая учебник (не)закрытая учеником тетрадь (не)кому не(от)кого

СлитноРаздельно 1. Без НЕ не употребляется.1. С числительными, союзами, частицами, предлогами. 2. В глаголах и деепричастиях с приставкой НЕДО-. 2. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. 3. С существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е, если можно заменить синонимом без НЕ. 3. С сущ., прилаг., нареч., если есть противопоставление с союзом А, слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ЕДВА ЛИ, ОТНЮДЬ и т.д. 4. С полными причастиями, если нет противопоставлений и зависимых слов. 4. С полными причастиями, если есть противопоставление и зависимые слова 5. В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях. 5. В отрицательных местоимениях с предлогом.

Тренировочные упражнения

Записать предложения под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу, указать способ выражения простого глагольного сказуемого. Какое сказуемое относится к другому типу? Почему? Проверим Моя сестра пошла в магазин, а я буду рисовать. Слава весь год бил баклуши и не сдал экзамен. Артём взял быка за рога и победил в этом матче. Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу (И.А. Крылов) Мой брат учится в педагогическом университете, я тоже собираюсь туда поступать. наст.вр. пр.вр.буд.вр. фразеологизм,пр.вр. фразеологизмпр.вр. междометиенаст.вр. составное глагольное сказуемое

1.Глаголом в форме какого- нибудь наклонения Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри. 2. Глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто 3. Глаголом быть со значением наличия, существования: У него есть всё, что необходимо для охоты. 4. Фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении После победы он задрал нос. Природа так явно бросалась в глаза человеку 5. Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац Легче тени Татьяна прыг в другие сени Но царевна в обе руки хвать – поймала А он прыг в воду и поплыл 6. Инфинитивом в значении изъявительного наклонения И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин) Простое глагольное сказуемое

1.Чем могут быть выражены простые глагольные сказуемые? 2.Чем отличаются простые и составные сказуемые? 3.Чем отличаются составное именное и составное глагольное сказуемое?

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ = ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение + НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА лексическое значение

Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить прекратить уметь успеть желать мечтать хотеть стараться любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться рад должен готов обязан достоин иметь желание сделать усилие дать согласие Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение ГЗ +ЛЗ

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ = ГЛАГОЛ-СВЯЗКА выражает грамматическое значение (время и наклонение); ГЗ + именная часть выражает лексическое значение (ЛЗ)

Виды глаголов-связок в составном именном сказуемом Вид связки по значениюТипичные глаголыПримеры 1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Он был врачом. Он будет врачом. Он врач. Он был больным. Он будет больным. Он больной. Он является больным. Лирика есть самое высокое проявление искусства. 2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может. A.возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться; B. сохранение признака: остаться; C.проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться; D.оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть; E.название признака: зваться, называться, почитаться. Он стал больным. Он остался больным. Он бывал больным каждую осень. Он оказался больным. Он считался больным. Он казался больным. Он является больным. Он слыл больным. Их называли больными. 3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). A.Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять; B.глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить; C.глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть. Она сидела усталая. Он ушёл сердитый. Он вернулся расстроенный. Он жил отшельником. Он родился счастливым. Он умер героем.

Способы выражения именной части в составном именном сказуемом ФормаПримеры 1. Имя существительное 1.1. Существительное в именительном или творительном падеже Он мой брат. Он был моим братом Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Штурман был в забытьи. Я без гроша. Этот дом – Мешкова Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки) Зять был молчаливой породы. Эта девушка высокого роста. 2. Имя прилагательное 2.1. Краткое прилагательноеОн весел. Он стал весел Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже Он весёлый. Он стал весёлым Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени Здесь звуки музыки были слышнее. Ты самый лучший. 3. Причастие 3.1. Краткое причастиеОн ранен. Стекла были разбиты Полные причастия в именительном или творительном падеже Стекла были разбитые. Стекла были разбитыми. 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением Вся рыба – ваша. Это что-то новенькое. 5. Числительное в именительном или творительном падеже Их изба – третья с краю. Их изба была третьей с краю. 6. НаречиеЯ был настороже.Его дочь замужем за моим братом.

простое глагольное сказуемое составное глагольное сказуемое составное именное сказуемое Оцените эмоциональное состояние и успешность на уроке, используя сказуемые разных типов: узнал, запомнил, заинтересовался, не понял… начал разбираться, смог усвоить, должен был понять… было интересно, стало понятным, показалось простым, оказалось трудным …