1 Состояние и перспективы создания современных систем связи Докучаев Владимир Анатольевич генеральный директор АПОС, д.т.н., профессор Коллегия Минкомсвязи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Advertisements

Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
5 апреля 2012 года, II Межрегиональный форум «INNOMED» , г. Пенза МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии развития.
Разработка мер стимулирования отечественного машиностроения и развития экспортного потенциала продукции российского машиностроения с учетом членства РФ.
Актуальные вопросы повышения рентабельности промышленных предприятий и обновления основных фондов. Докладчик: Платонов Валерий Михайлович.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
1 Проект ID «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВ ООО «ВБМ-групп» о приобретении 100% акций ОАО «Волгабурмаш» и 100%
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
На базе научно-технического задела институтов СО РАН работают 96 российских организаций и 3 зарубежные фирмы 26 институтов СО РАН входят в число учредителей.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Техническое перевооружение и модернизация оборудования Метрологическое обеспечение Кадровое обеспечение Правовое обеспечение Нормативное обеспечение Научно-
1 ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДА 11 месяцев 2013 года Материал подготовлен управлением промышленной политики департамента экономического.
СУАЛ-Холдинг 0 Участие государства в развитии алюминиевой отрасли: позиция металлургического бизнеса.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Транксрипт:

1 Состояние и перспективы создания современных систем связи Докучаев Владимир Анатольевич генеральный директор АПОС, д.т.н., профессор Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г. 1997

2 Без отечественного телекоммуникационного оборудования и технологий безопасность российских систем и сетей связи невозможна 1997 Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

3 Краткая история вопроса 1997 Середина 1990х годов В стране порядка тысячи компаний, занимающихся разработкой и производством телекоммуникационного оборудования В 1997 г. Минсвязи принимает Приказ 8 «О мерах по защите интересов российских производителей телекоммуникационного оборудования» Активно работают НТС ОАО «Телеком», РАСУ, Минсвязи Ставка ввозных таможенных пошлин благодаря инициативам Минсвязи, ОАО «Связьинвест», АПОС на изделия товарной группы 8542 снижена с 60% до 5-10%. Российские компании поставлены в равные условия с зарубежными Создан ряд совместных предприятий с ведущими транснациональными компаниями (Alcatel, NEC, Nortel, Siemens, Huawei, AT&T, IskraTel, Nokia) В стране появляются первые российские системы коммутации, способные конкурировать с зарубежными при емкости до 2 тысяч номеров К 2000 году доля отечественных цифровых систем коммутации достигает порядка процентов (систем передачи – больше) Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

4 Краткая история вопроса 1997 Настоящее время Число компаний, занимающихся разработкой и производством телекоммуникационного оборудования сократилось на порядок Попытки многих отечественных компаний выйти на рынок коммутационного оборудования емкостью свыше 2 тыс. номеров привели к их несостоятельности Отечественные компании покидают «отцы-основатели» - носители Советской инженерной школы (в силу возраста) Сохранившиеся серийные заводы (Псковский и Узловской «АДС», Морион, БСС, Белгородский завод АТС) выживают исключительно за счет госзаказов (численность работающих сократилась на 4-10 тыс. человек на завод) СП прекратили свое реальное существование (исключение ИскраУралТел) Ставка ввозных таможенных пошлин товарной группы 8542 составляет от 0% до 10%. Однако появились «новые» (забытые) подзаконные распоряжения – 1 кг микросхем не может стоить меньше 600 долларов США В руководящих документах о российских производителях до 2009 забыли К 2009 году нет достоверных статистических данных о доле отечественных ИКТ систем, установленных на сети. Можно предположить, что она не превышает 35-40% Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

5 Проблема 1. Несовершенство законодательства и работы госслужб 1997 Отсутствие у большинства компаний доступа к информации по льготам, которыми может воспользоваться отечественный производитель Несовершенство и Непрозрачность Таможенных Правил Сложность и затянутость процедур получения разрешений на использование радиочастотного спектра увеличивает сроки внедрения новых типов оборудования и технологий (выделение полосы частот юридическим и физическим лицам, осуществляющим разработку, изготовление (серийное производство) … радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в том числе … при проведении научно- исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Положение ). Новые, трудно выполнимые, требования сертификации ЭРИ для изделий специального назначения Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

6 Проблема 2. Кадры 1997 Отсутствие научных и педагогических школ (базовый оклад профессора 5620 руб., средний оклад доцента технического университета тысяч рублей). Средний возраст профессорско- преподавательского состава в технических ВУЗах – 65 лет. Кто в этих условиях будет заниматься новыми исследованиями и разработками? Завышенные ожидания выпускников ВУЗов (просят первую зарплату в размере тысяч рублей) Не хватает: Квалифицированных рабочих Техников Инженеров Очень остро стоит проблема с инженерами-конструкторами Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

7 Проблема 3. Кредиты, тарифы на энергоносители 1997 Процентная ставка по кредитам в 2009 году составляет порядка 20% Банки требуют от предприятий ОБЕСПЕЧЕНИЕ кредита (необходимо предоставить в залог оборудование, имущество и т.д. в 2 раза превышающее сумму кредита) По данным заводов, расходы на энергоносители в среднем выросли с начала 2009 года до 45% Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

8 Проблема 4. Тендеры, целевые программы 1997 Остался практически единственный критерий победы в тендере – минимальная стоимость оборудования и работ. Технические параметры оборудования отошли на второй план Заказчик, как правило, оплачивает не более 40% стоимости контракта в качестве аванса. Это ставит российские компании в заведомо проигрышную ситуацию по сравнению с зарубежными (в состав акционеров последних, как правило, входят крупные банковские структуры) I-й квартал 2009 года закончился – ситуация с бюджетом и госзаказами непонятна (выпуск продукции в Iм квартале 2009 г. сократился примерно на 60-70% по сравнению с тем же периодом 2008 г.) Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

9 Проблема 5. Об инновациях нужно не говорить, а поддерживать 1997 Отсутствие «длинных денег» в экономике приводит к тому, что не хватает средств на исследования и создание новых современных типов оборудования и технологий Для создания по-настоящему инновационной экономики необходимо привлечение государственного финансирования исследований и создания новых технологий и средств (стоимость разработки современной IP – АТС составляет порядка 80 тысяч долларов США) Необходимо крайне осторожно подходить к созданию специализированных фондов для финансирования и поддержки технического перевооружения отечественных ИКТ систем Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

10 Проблема 6. Кризис доверия 1997 Решения, принимаемые Федеральными органами власти, на местах трактуются «крайне специфически» Во многих регионах прошли совещания в Администрациях по поддержке промышленных предприятий – результатов нет Складывается впечатление, что большинство совещаний, конференций и т.п. проводятся исключительно с целью получения «доходов» их организаторами Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

11 Проблема 7. Пассивность компаний в защите своих интересов 1997 Выражается: Неучастие в подготовке решений и предложений НКО в адрес Правительства и других госструктур Неучастие в процессе подготовки и принятия НПА и Регламентов Неучастие в формировании программ работы Общественных Советов, НТС и т.п. Министерств и Ведомств Такая пассивность во многом вызвана Проблемой 6 Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

12 Что делать? (вечный российский вопрос) 1997 Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

13 Российским промышленным предприятиям в области разработки и производства ИКТ оборудования нужна новая бизнес-модель 1997 В условиях глобального экономического кризиса появляются уникальные возможности покупки на Западе не только оборудования и технологий, но и результатов НИОКР, которые можно использовать как ступеньку для создания своего конкурентоспособного оборудования. Появляется все больше и больше невостребованных западными компаниями высококлассных специалистов, которые готовы работать на российские компании (в отличие от 90х годов, когда эту модель эффективно использовали в своих интересах транснациональные компании). Индийский и китайский аутсорсинг теряет привлекательность. Экономические и геополитические риски вынуждают американские технологические компании возвращать заказы на аутсорсинг в свою страну. Появляется надежда, что опять с запозданием, но и отечественные компании откажутся от зарубежного аутсорсинга и рабочие места вернутся в Россию. Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

14 1. В области законодательной и правовой деятельности 1997 Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Формирование национальной протекционистской политики в отношении отечественных производителей Для этого необходимо подготовить и рассмотреть пакет документов корректирующих и координирующих положения Федерального закона О связи, Концепции развития телекоммуникационных услуг Российской Федерации, ФЦП Электронная Россия, Концепции развития рынка телекоммуникационного оборудования РФ на гг.и др., с целью обеспечения безопасности телекоммуникационных и информационных систем Российской Федерации. При этом, желательно иметь постоянно действующий механизм предварительного обсуждения с бизнесом и экспертизы последним принимаемых Законов и Решений. Возможно, такими площадками станут Общественные Советы профильных Министерств и Агентств Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Определение стратегически значимых направлений развития промышленности средств связи в первую очередь обеспечивающих безопасность телекоммуникационных и информационных систем страны, приоритетность решения задач государственного управления, национальной безопасности, борьбы с проявлениями терроризма, улучшения здоровья и повышения качества жизни населения страны Необходимы скоординированные действия Минкомсвязи, Россвязи, Минпромторга, Промышленных Предприятий, Операторов Связи, представителей Силовых структур с целью понимания и согласования типов, номенклатуры оборудования и технологий, которые могут быть востребованы на сетях связи страны. Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Решение вопроса о выкупе земли под промышленными предприятиями Данному вопросу особое внимание было уделено в выступлении В.В.Путина на XIII - XIV съезде РСПП, однако решение вопроса находится в «спящем» режиме Гармонизация тарифов на энергоносители и их взаимоувязка со всеми отраслями промышленности и сельского хозяйства, которые государство считает целесообразным поддерживать и развивать Увеличение цен естественных монополий имеет серьезные негативные последствия для всей страны, в том числе, и для промышленности средств связи. Высокие тарифы и их постоянные изменения снижают конкурентоспособность российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках, не позволяют прогнозировать издержки предприятий и ведут к постоянному снижению рентабельности промышленных предприятий. Необходимо отказаться от применения штрафных санкций за потребление предприятиями энергоресурсов ниже установленного договором на их поставку предела. Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

18 2. В области организационной деятельности 1997 Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Целесообразно вернуться к рассмотрению проблемы создания на новом уровне Телекоммуникационных Бизнес- Технопарков (в виде инновационно-промышленных холдингов, корпораций, частно-государственного партнерства), объединяющих кадровый и технологический потенциал сохранившихся заводов (в первую очередь – ОПК), опыт инновационных предприятий - разработчиков, представляющих малый и средний бизнес, с возможностью привлечения ограниченных инвестиций иностранных компаний в данные предприятия. На первом этапе создания данных интегрированных структур возможно заключение лицензионных соглашений с иностранными компаниями на производство современного телекоммуникационного оборудования, что позволит сократить сроки разработки и освоения продукции в серийное производство. Также представляется целесообразным более активное участие в данных интегрированных структурах университетов и колледжей, что обеспечит замкнутость инновационного цикла наука – производство – эксплуатация - наука Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Необходимо крайне аккуратно подойти к реализации высказанной руководством страны идеи «вывода государства по окончании кризиса» из участия в ряде промышленных компаний При продаже оставшихся государственных пакетов акций необходимо проводить тщательный отбор претендентов на основе реальных бизнес планов развития предприятий, а не руководствоваться сиюминутной целью получения разового максимального дохода от продажи предприятий. Существует реальная опасность, что государственные пакеты акций могут перейти в руки так называемых Региональных Инвестиционных Фондов (РИФов), которые в результате ваучерной приватизации являются владельцами от 10 до 30 процентов акций предприятий ОПК и главной целью которых являются спекулятивные действия, подрывающие возможность развития предприятий. Необходимо незамедлительно разработать четкие и прозрачные механизмы послекризисной приватизации Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Создание конкурентной рыночной среды в части закупок телекоммуникационного оборудования Необходимо обеспечить «прозрачность» и «разбюракратизировать» конкурсные процедуры закупки оборудования и технологий. Необходимо предоставить больше прав региональным компаниям, в части формирования и проведения закупок оборудования и технологий. Необходимо при решении вопросов закупки оборудования больше прислушиваться к мнению технических специалистов Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Требуется разработка программы подготовки кадров всех уровней управления и производства, обладающих реальными техническими знаниями Особо остро стоит проблема подготовки кадров имеющих среднее техническое образование, а также высококвалифицированных рабочих, закончивших профессионально-технические учебные заведения (которых крайне мало). На эту проблему особое внимание было уделено на XIV съезде РСПП в выступлении В.В.Путина. В настоящее время все большую остроту принимает дефицит Инженеров. Само понятие «Инженер», которое обозначает «Изобретатель, проводник Инноваций» заменили на «Специалист». Программы подготовки специалистов должны быть жестко увязаны с потребностями бизнеса Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Необходимо организовать проведение независимой экспертизы надежности предприятий и информационной безопасности производимого оборудования средств связи, устанавливаемого на сеть связи общего пользования и в органы государственной власти 1997 Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

24 3. В области финансово- инвестиционной деятельности 1997 Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Ввести налоговые льготы на продажу оборудования и услуг, предлагаемых в рамках целевых государственных программ: "Электронная Россия", "Дети России" и т.д. Это позволит повысить уровень качества реализации этих программ, обеспечив применение оборудования мирового класса в низко бюджетных проектах Рассмотреть возможность предоставления льготного налогообложения и льготных кредитов операторам связи при закупке отечественного телекоммуникационного оборудования Необходимо вернуться к рассмотрению вопроса предоставления госгарантий при закупках. Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Ввести специальный налоговый режим либо на определенный временной период, либо на определенную деятельность В частности, на финансирование программ по разработке новых типов телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения (НИОКР). Это позволило бы сохранить научный и интеллектуальный потенциал российских специалистов-разработчиков, а также сохранить и создать под современные типы аппаратуры новые высоко - квалифицированные рабочие места и производственные возможности на уровне мировых стандартов. Также возможно рассмотреть возможность отнесение затрат предприятий на разработке национальных и международных стандартов (НПА, Регламентов и т.п.) на себестоимость выпускаемой продукции. Очевидно, что научно-исследовательские работы по созданию современных типов оборудования, технологий и стандартов, подкрепленные реальным финансированием, могут вызвать интерес у молодежи к техническим специальностям Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Необходимо минимизировать барьеры на пути поставок за рубеж средств связи и технологий отечественного производства В частности, представляется целесообразным отмена НДС, проблемы с возвратом которого делают экспорт продукции за рубеж не привлекательным для большинства российских предприятий. Возможно введение заявительного порядка возмещения НДС. Необходимо сделать более эффективной и избирательной систему предотвращения вывоза государственных секретов – эта система не должна создавать препятствия для коммерческой деятельности, не имеющей никакого отношения к подобным секретам. Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

Гармонизировать таможенные пошлины на ввоз готового телекоммуникационного оборудования в случае существования аналогичного оборудования российского производства Выстроить систему мониторинга состояния рынка электронной продукции, разрабатываемой и выпускаемой отечественными производителями. Путем проведения независимой экспертизы выявлять конкурентоспособное отечественное оборудование, для импортных аналогов которого устанавливать более высокие ввозные пошлины (данная работа по подготовке предложений Правительству, в части гармонизации таможенных пошлин постоянно проводится Россвязью). Необходима государственная гарантийная поддержка экспорта (финансовая поддержка, сокращение числа межведомственных согласований и т.п.). Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

29 Перечисленные в докладе проблемы и пути их преодоления не претендуют на полноту и всеобъемлемость. Решение приведенных выше задач могло бы позволить преодолеть существующие проблемы, возродить и развить российскую промышленность средств связи, обеспечить экспансию российской продукции промышленности средств связи на первом этапе на рынок стран СНГ, а в дальнейшем на рынки Азиатско-Африканского региона, Латинской Америки и Европы. Специалисты предприятий-членов АПОС совместно со всеми заинтересованными сторонами готовы принять участие в разработке программы конкретной реализации данных предложений Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.

30 Спасибо При решении перечисленных проблем, российские производители телекоммуникационного оборудования и технологий могут и должны стать успешными, конкурентоспособными нишевыми игроками Коллегия Минкомсвязи России, Москва 13 мая 2009г.