Театральная постановка как средство гуманистического развития детей. Портнова Екатерина Николаевна Учитель русского и литературы МБУ СОШ 70, классный руководитель 6 « В » класса Тольятти 2013
Пролог 1. Как и всякий пролог хочется начать со слов когда - то. Итак, когда - то в институте я слушала увлекательный курс современной литературы. Конечно, современная литературы не может пройти мимо личности Валентина Григорьевича Распутина. В предисловии к его самому известочному из изучаемых в школе рассказов – « Уроки французского », В. Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть - Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и « разбойники » вскоре преобразились. Вот именно эта мысль, выхваченная из контекста, меня и поразила.
Пролог 2. прежде всего, то, что дети пришли не только из разных классов, но из разных школ, таким образом, класс разбился на обособленные группки. Конечно, идея с организацией театральных постановок вспомнилась не сразу. Катализатором послужило традиционное в нашей школе мероприятие – « Новогодняя сказка ». Когда в прошлом году 1 сентября я встретилась со своим тогда 5 « В », я сразу поняла, что первым на повестке дня стоит организация классного коллектива. Среди сложностей оказалось,
Цель и задачи исследования Поэтому целью этого исследования – посмотреть, как осуществляется нравственное воспитание через театральные постановки. Задачами исследования являются: Дать определение гуманистического направления нравственного воспитания на основе научной литературы. Определить психологические особенности театральных постановок как метода воспитания. Инсценировать отдельные произведения. Обобщить собственный опыт работы.
Немного теории Прежде чем говорить о театральной постановке как методе воспитании, несколько слов о морально-нравственном воспитании. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Среди гуманистических тенденций функционирования морально- нравственного воспитания необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой культуры.
Процесс формирования. Безусловным плюсом именно этого метода морально-нравственного воспитания является самостоятельное освоение норм поведения. Сначала происходит понимание нравственно-моральных основ поступков героев, затем проживание их во время репетиций и на сцене, и затем присвоение их, осознание как своих. Таким образом, можно выработать алгоритм: чужая жизненная установка – принятие чужой установки - проживание чужой жизненной установки – присвоение жизненной установки.
К чему мы стремимся ? Какие же нормы мы воспитываем, ставя театральные постановки? Культуру речи: умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка; Культуру общения: формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.; Культуру внешности: формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой; Умение бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу; Умение беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры; Способность творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.
Готовность учеников. Основной психологической чертой подростков является то, что от воспитания взрослыми они отказываются и признают только самовоспитание. И здесь важно, чтобы они захотели освоить необходимые морально-нравственные нормы. Индикатором их готовности являются умение выстраивать хронологию своей жизни. Для нас важной точкой являются их слова: «Я хочу …». То есть четкое осознание желания попробовать свои силы.
Как мы работали. 16 февраля 2012 года. Драматический театр « Колесо », большая сцена, спектакль « За двумя зайцами ».
Как мы работали. 25 марта 2013 года. ДКиТ, фестиваль театрального искусства.
Как мы работали. « Маленькие ведьмы » Первым самостоятельным опытом стало мини - представление « Маленькие ведьмы » в рамках станции литературы « В гостях у сказки » на конкурсе « Праздник знаний, ума, таланта ».
Как мы работали. 9 мая Следующее наше мероприятие – литературно - музыкальная композиция « День Победы ». Она позволила учащимся примерить на себя разные роли : и не ожидавших нападения выпускников, и солдат той войны, и участников агитбригад, и матерей, теряющих своих детей.
Как мы работали. « Джек - бобовое зернышко » В рамках лингвистического летнего лагеря с помощью учителей английского языка была поставлена сказка « Джек - бобовое зернышко » на английском языке. Это дало детям необходимую языковую практику. И как никогда учило подставлять дружеское плечо в трудную минуту.
Как мы работали. Свадьба После изучения на уроках литературы устного народного творчества мы инсценировали один из семейных народных обрядов – свадьбу.
Как мы работали. « Барышня - крестьянка » В этом году в рамках недели русского языка и литературы мы поставили одну из пушкинских повестей Белкина – « Барышня - крестьянка ». Актуально это было еще и потому, что постановка совпала с изучением « Повестей покойного Ивана Петровича Белкина » на уроках литературы.
Как мы работали. « Сказка о попе и работнике его Балде » В рамках той же недели русского языка и литературы была поставлена пушкинская « Сказка о попе и работнике его Балде »
Как мы работали. « Василиса Прекрасная » В этом году на конкурсе « Новогодняя сказка » мы готовили сказку « Василиса Прекрасная », которая помогла детям осознать, что главное достоинство человека – не внешняя, а душевная красота.
Как мы работали. В качестве рефлексии мы часто проводим классные часы с просмотром наших инсценировок, снятых на видеокамеру, и обсуждаем игру каждого актера. Один из видов рефлексии – стенгазеты.
Итоги исследования В ходе исследования мы пришли к выводу, что театральная постановка – действенный метод гуманистического морально - нравственного воспитания школьника. Особую актуальность этот метод приобретает в связи с переходом на ФГОС второго поколения основной школы. Метод театральных постановок как никакой другой дает возможность формирования межпредметных универсальных учебных действий, таких как : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, смысловое чтение, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора, умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи и так далее.
Спасибо за внимание.
Список использованной литературы 1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г. 2. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1987г. 3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г. 4. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1968г. 5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.