Рабочее место в организации представляет собой зону приложения труда, в которой одним или группой исполнителей трудовой процесс осуществляется соответствии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения Педагог-психолог МДОУ детского сада комбинированного вида 16 «Радуга» Головкина Н.А.
Диагностические методики, позволяют выявить индивидуальные склонности и способности, чтобы оптимизировать усилия по построению профессиональной карьеры.
Система оценки качества дополнительного образования детей.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации.
И ЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА. П ЛАН Человек как системный объект исследования. Человек как субъект труда. Психические состояния в процессе трудовой.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
ЛУШНИКОВА О.А. Развитие творческих способностей обучающихся в ГПД.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Профессиональная пригодность. Профессиональная пригодность совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Транксрипт:

Рабочее место в организации представляет собой зону приложения труда, в которой одним или группой исполнителей трудовой процесс осуществляется соответствии с требованиями содержания работы, т. е. принятой технологической схемой регулирования этой работы. Понятие рабочего места интерпретируется также в аспекте системы трудовых отношений. Человек, занятый на данном рабочем месте, реализует свои возможности и способности в качестве субъекта экономической и социальной активности.

Роль работника, оценивающего свой образ жизни и собственное отношение к условиям труда на рабочем месте посредством поэлементного анализа. Поэлементный анализ включает следующий набор оценок: элементарная чистота и порядок на рабочем месте; личная гигиена; рабочая поза, трудовой ритм и темп; характер трудовых операций; режим труда и отдыха; личная безопасность работника; гигиенические факторы внешней физической среды труда; психологическая комфортность социальной микросреды труда; эстетическая комфортность рабочего места, включая все зоны видения в интерьере.

Современные компьютерные технологии меняют содержание труда, но не избавляют от потребности в знаниях техники безопасности и системы охраны труда. Все более усложняются функции гигиены труда, инженерной психологии, эргономики.

В течение многих лет формируется система принципов, определяющих социальную норму для условий труда и качества трудовой жизни. Они закладываются в основы управления экономикой. Эта система включает принципы: принцип гуманизации; гигиенический принцип «не навреди»; развитие личного интереса к труду; принцип трудового ориентирования.

К личным потребностям работников кроме удовлетворенности трудом относят обеспечение: материальных потребностей; потребности в общении; чувства личного возвышения (самоуважение, самоконтроль, независимость, свобода, и т.п.); чувства самовыражения (профессиональный рост, самореализация); самосознания, самоценности места в обществе.

Иерархия потребностей личности, структурированных на фоне условий реализации этих потребностей, анализируется в пространстве противоположных целей: слияние личности с социальной средой; выделение своего «Я» в качестве автономной единицы как субъекта деятельности и поведения.

Модель объекта исследований включает четыре блока. Главная пара блоков: оценка ситуации индивидом; поведение, зависящее от этой оценки по критериям: творчество; самостоятельность; ответственность; организованность; исполнительность в труде; избирательность на досуге. Оценка объединяет два блока: обобщенные психологические свойства личности; диспозиционные, социально-нормативные «регуляторы».

Оценка ситуации индивидом, принятие решения 1 Социально- нормативные «регуляторы»: ценности и нормы поведения в определенных сферах 2 Поведение, зависящее от этой оценки по критериям: творчество самостоятельность, ответственность, организованность, исполнительность в труде 5 Обобщенные психологические свойства личности: интеллект, адаптивность - ригидность, целенаправленность - импульсивность, активность 3 Диснозициониые «регуляторы»: ценностные ориентации, доминирующая направленность 4

Личностная тревожность, нерешительность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности, поскольку существует рациональный индивидуальный уровень полезной тревоги.

Воля - это сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели. Воля формируется в процессе деятельности, при овладении человеком законами природы.

Волевые действия выполняют две взаимосвязанные функции: а)побудительную, обеспечивающую активность субъекта, б)тормозную, проявляющуюся в сдерживании активности. Обе функции реализуются в ситуациях: - выбора решений из равных по значимости мотивов и целей (в случае борьбы мотивов); - отсутствия у субъекта потребности в действии; - очевидных препятствий к достижению целей и т. д.

Проявление воли личности в организации интегрируется в ее социальные функции: целевая - поддержание, формирование стратегии организации, интегративная - объединение по системам ценностей; поддерживающая (изменяющая) - воспроизведение функциональной структуры организации в динамике социальных статусов и индивидуальных социально-ролевых структур; адаптивная, в том числе к индивидуальному и групповому труду.

Оценка в бал­лах Вид труда Мера участия воли в труде 1 Автоматический рефлекторный трудВолевые импульсы Рефлекторны 2 Полуавтоматический привычный труд Воля пассивна 3 Шаблонный исполнительский труд Воля малоактивна 4 Самостоятельный труд в пределах задания Воля активна 5Свободный творческий труд Необходимо высокое волевое напряжение

Баллы12345 Признаки 1. ЗаданияНеизменныОднообразныМногообразны, но заранее известны, подробно изложены в инструкциях Только в общем виде: идея, цель, программа Выбор свободен 2. Приемы и навыки НеизменныОднообразныВыбор приемов ограничен Выбор свободен. Требуется модифицировать Свободный выбор из неизвестных ранее 3. Ритм труда Заданный, монотонный Заданный переменный. Сложный прерывистый Заданный переменный, но регулируемый самим рабочим Свободный 4. Движения работающего Простейшие, однообразные, рефлекторные Комбинированные, однообразные, полуавтоматические Комбинированные, заученные, многообразные Разнообразные, свободные, модифицируемые на ходу Требуется высокая точность 5. Работа внимания способности суждения интуиции Рефлекторный труд. Можно не включать создание Необходима работа внимания Необходима работа внимания и памяти Работа внимания памяти, способности и суждения Работа внимания памяти, способности, суждения, интуиции. Требуется выдумка композиции

Для усваивания понятия направленность личности и социальное время личности в аспекте деятельности необходимо приобретение таких умений и опыта: самооценка и прогнозирование своего поведения; использование личностных тестов для получения информации о себе и других людях; ориентирование в собственном временном пространстве и в познании путей управления своим временем; осмысление субъективных оценок масштабов затрат своего времени и потенциала, в нем заключенного.

Чувство времени определяет работоспособность и дееспособность человека. В этом ряду - физическое здоровье, а также степень развития волевых и интеллектуальных качеств, таких как способность ориентировки, решительность, быстрота реакции, умение сосредоточить свое внимание на предмете труда, состояние мышечной, сердечно-сосудистой систем и т. д. Универсальное чувство времени привычно для человека, но сочность его восприятия развита у всех по-разному. Психологи и физиологи утверждают, что способность мысленно, не сверяясь с часами точно отсчитывать небольшие промежутки времени поддается тренировке.

Используются простейшие общеизвестные методики, которые дают представление об универсальной способности нервной системы реагировать на стимул (сигнал).

Чувство времени, как и скорость реакции, вошли в набор профессиональных качеств в период, когда профессия оператора стала массовой. Чувство времени - это одна из способностей, которая поддается тренировке и развитию, но в определенном диапазоне, который задан индивидуально психофизиологическими врожденными возможностями человека.

Групповая работа имеет очевидные преимущества в сравнении с индивидуальной. Информация, которой располагают отдельные члены группы, суммируется, и сумма может быть использована каждым ее членом. продуктивность труда человека в присутствии других людей повышается. В группе на основе синергетического эффекта повышаются наблюдательность, объективность критики, продуктивнее выбор решений и т. д. Коллектив способен решать более сложные и разнообразные задачи, поскольку его участники обладают существенно большим совокупным опытом, знаниями, квалификацией.

Личностная тревожность, нерешительность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая личностная тревожность вызывает нарушение внимания, а иногда - и тонкой координации. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности, поскольку существует рациональный индивидуальный уровень полезной тревоги. Уровень и динамика тревожности соотносится с личностным опытом и сложившимися представлениями о себе. Самооценка может успешно использоваться как руководство в целях саморегуляции и в психокорреционной деятельности.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом своих внутренних психических состояний и того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами, группами, общностями. Рефлексия - это знание и понимание субъектом самого себя и выяснение, как другие знают и понимают того, кто «рефлектирует»: его личностные особенности, эмоциональные реакции, представления. Это процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга, содержанием которого выступают воспроизведение, воссоздание моделей личностных особенностей друг друга.

К критериям-параметрам социально-психологического климата относят следующие: конфликтность-сотрудничество; индивидуальная автономия, самостоятельность; различия в социальном статусе; доверие и сотрудничество; помехи в работе вследствие администрирования и бюрократизма; отсутствие благодушия и удовлетворенности при высоком уровне достижений; справедливость и последовательность поощрений, зависимость между успешностью деятельности и системой поощрений; четкость и эффективность организации и администрирования; ответственность, действенность решений; централизация при принятии решений и делегирование ответственности.

Групповая дискуссия - одна из форм рациональной и эффективной организации сложных видов труда. Механизм упорядоченной дискуссии проявляется в: приобретается способность становиться на точку зрения другого члена группы; расширяются возможности взаимопонимания; формируются навыки самостоятельного творческого мышления; рождается умение четко формулировать свои мысли и позиции, свободно обмениваться мнениями; вырабатываются привычка и потребность коллегиального решения сложных проблем; может изменяться отношения к обсуждаемой проблеме и общие социальные установки.

инструментальные (деловые, функциональные); властные (силы и зависимости, «силовая игра»); отношения при ведении переговоров (более открытые, паритетные, строящиеся на осознании взаимной зависимости).

Освоение избранной профессии в любом случае предполагает оценку собственных возможностей и способностей к выполнению того дела, на которое человек себя ориентирует. Учиться разбираться в себе означает одновременно учиться понимать других людей. Специалист должен владеть знаниями в области диагностики профессиональной предрасположенности и пригодности к овладению специфическими навыками. Экономистов, социологов и психологов давно занимает проблема наиболее полного использования способностей и возможностей к труду каждого работающего члена общества. Недостаточная компетентность будущих специалистов - одна из причин потерь рабочей силы, объемы которой трудно оценить.

Понятие о творческих способностях связываются с особенностями мышления, раскрывающимися такими элементами: оригинальность; любознательность; воображение; интуиция; нестандартность мышления; эмоциональность, эмпатия; чувство юмора; творческое отношение к профессии.

Личностный дифференциал - это прием, пригодный для описания черт личности на основе изучения внутренней факторной структуры «модели личности», существующей в культуре и формирующейся у каждого человека в результате социального и языкового опыта. Методика основана на наборе сопряженных личностных черт, в наибольшей степени характеризующих полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.

Методика может быть использована при решении двух типов задач: для индивидуальной самооценки, для взаимооценки, в частности для оценки психоклимата в группе. При использовании методики личностного дифференциала для самооценки: фактор оценки отражает уровень самоуважения, осознания; фактор силы свидетельствует о мере развития волевых сторон личности; фактор активности свидетельствует об экстравертированности личности.