Мир в 17 в. 1.Люди 17 в. 2.Новая наука 3.Искусство 17 в.
1. Люди 17 в. Питание В 17 в. люди стали лучше питаться В Средиземноморье жизнь была дешевле Распространенные злаки – рожь, ячмень, просо Много овощей В пост – рыба Мясо: в Англии – баранина, в Восточной Европе – говядина, птица – везде
В 17 в. возросло потребление сахара Стали пить кофе ( привозили из американских колоний и с арабского Востока) Чай – из Китая Курение табака переняли у индейцев
В Америку европейцы завезли: Лошадей Овец Крупный рогатый скот Зерновые Виноград Рис Сахарный тростник Оливковые деревья Хлопок
Для работы на плантациях Америки потребовалось большое количество рабочей силы Ее ввозили из Африки Так Африканцы попали в Америку
В 17 в. установились новые правила поведения за столом Появились новые приборы: подставки для яиц Половник для супа Нож с закругленным концом Фарфоровые тарелки Вилки
Одежда У знати – вычурная и манерная Ткани: бархат и парча, расшитые драгоценными камнями и жемчугом Испания – законодательница мод (и политический лидер)
После Реформации: -Покрой одежды стал проще -Популярным стал деловой костюм из простого сукна с белыми воротниками и манжетами
Шелк и кружева оттеснили бархат и металл Одежда стала живописнее Со второй половины 17 в. Развитие моды определял двор Людовика 14: - Начали носить парики с локонами Людовик 14
Быт и жилище В домах зажиточных горожан крыши покрывали черепицей Полы выкладывали керамической плиткой В домах у знати настилали паркет Окна стеклили Королевский дворец в Амстердаме
В городском доме устраивали гостиную Появились бумажные обои Посуду выставляли для всеобщего обозрения Мебель украшали резьбой
2. Новая наука 17 век – век научной революции Он заложил основы современной науки Новое научное знание было основано на эксперименте Это нашло отражение в формуле Фрэнсиса Бэкона «Знание – сила»
Ф. Бэкон: -Юрист -Литератор -Лорд- канцлер при короле Англии Якове 1 -Поставил над собой эксперимент: как влияет холод на процесс гниения тканей человека -В 1626 г. простудился и умер Яков 1
Ф. Бэкон и Рене Декарт считали: -Цель науки – польза человека -Общая задача всех наук – установление власти человека над природой -Наука – средство, а не цель Рене Декарт (1596 – 1650)
В 17 в. царицей научного знания становится механика Все уподобляли механизму: -Природу -Человека -общество «Отцы механики»: -Исаак Ньютон ( ) -Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) -Иоганн Кеплер (1571 – 1630)
В 17 в. Стремились систематизировать знания Но сделать это сумели в 18 в. Французские просветители во главе с Д.Дидро Они приступили к изданию «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Состояла из 35 томов и выходила в свет в течение 30 лет
Вершиной новых научных достижений стал переворот в астрономии, начатый в 16 в. Николаем Коперником Его последователи – Кеплер и Галилей Их открытия вызвали смятение в умах, ожидание «конца света» Н.Коперник ( )
Английский поэт Джон Донна ( ) Все в новой философии-смятенье, Огонь былое потерял значенье, Нет Солнца, нет Земли – нельзя понять, Где нам теперь их следует искать? Все говорят, что смерть грозит природе, Раз и в планетах, и не небосводе Так много нового, мир обречен, На атомы он снова раздроблен. Все рушится, и связь времен пропала, Все относительным отныне стало
Затормозить развитие научной мысли было невозможно: -Опровергнута геоцентрическая система Птолемея (Земля – в центре Вселенной, мир конечен и неподвижен) -Коперник, Галилей, Кант – Вселенная бесконечна, мир гармоничен и существует в движении Иммануил Кант (1724Иммануил Кант ( )1804
Вопросы: Каковы предпосылки и сущность научного переворота вв.? Что нового появилось в научном знании 17 в.? Как люди воспринимали новые знания? Объясните термин « картина мира» Чем различались картина мира в 17 в. и предшествующие века?
3. Искусство 17 в. Барокко: В конце 16-начале 17 в. в искусстве появилось новое направление – барокко ( от итал. «странный», «причудливый») Стилю свойственны причудливость, изощренность форм
Произведения барокко: -Эмоциональны -Динамичны -Построены на контрастах -Тяготеют к грандиозности -Декоративность
Если раньше девизом эпохи была Гармония, то теперь – Противоречие Формы барокко не обладают пропорциональностью и уравновешенностью Они стремятся к нарушению симметрии
Барокко в музыке: В Германии большое внимание уделяли органной музыке Фуги Иоганна Баха подобны математическим формулам, отражают педантичность и рационализм И.Бах ( )
Живопись: Две школы: фламандская и голландская Фламандская школа представлена Питером Рубенсом В его картинах – образ сильного, здорового мужественного человека Питер Пауль Рубенс ( 1577 – 1640)
П.Рубенс – «Падение Фаэтона»
Ван Дейк: -Создатель жанра народного портрета -Ученик Рубенса -Придворный художник Карла 1, короля Англии Ван Дейк (1599 – 1641)
В.Дейк – «Портрет дамы в черном»
Классицизм: Пришел на смену барокко Расцвета достиг во Франции Главное – подчинение личности интересам государства, принесение пользы Музыка превратилась во вненациональную и внерелигиозную Первый оперный театр в Венеции
В конце 17 в. Появилась классическая опера Ее создателем был Жан Батист Люлли, итальянец, привезенный во Францию для работы поваренком Он предложил исполнение увертюры перед оперой Жан Батист Люлли ( 1632 – 1687)