Технология развития критического мышления. Критическое мышление Критическое мышление - мышление оценочное, рефлексивное. Открытое мышление, не принимающее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Advertisements

Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Ну - ка, покажи дружок ! Готов ли ты начать урок ? Все правильно сидят ? Все ли весело глядят ? Слушайте внимательно, Работайте старательно !
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
Цели обучения описывать взаимодействие человека и экосистемы Цель урока Все учащиеся смогут описывать антропогенные факторы Большинство учащихся:
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Развитие творческого потенциала личности через применение технологии критического мышления Учитель начальных классов высшей категории: Трегубова И.В. Муниципальное.
Тема:,,Зачем творить добро?,, (беседа с учащимися нач.школы) Юдина Т.М.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления

Критическое мышление Критическое мышление - мышление оценочное, рефлексивное. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления. И критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно. Критическое мышление решает проблему выбора информации, овладение ею, критической ее оценки относительно точности и ценности данной информации, осмысления, применения.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать Джуди А. Браус и Дэвид Вуд

НАВЫКИ МЫШЛЕНИЯ (по Джуди А.Браусу и Д.Вуду) Фокусирующие навыки: определение проблем, формулирование целей и задач; Навыки запоминания: хранение информации в долговременной памяти и ее восстановление; Навыки организации: сравнение и классификация данных, представление новой информации; Навыки анализирования: определение идей, характеристик понятий, причинно-следственных связей, ошибок; Навыки генерирования: выделение значимого, прогнозирование; Навыки интегрирования: переформулирование и комбинирование идей; Навыки оценивания : формулирование критериев оценивания, проверка правильности оценивания

К годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. Однако, это не означает, что навыки критического мышления в одинаковой степени развиты у каждого из нас. (Жан Пиаже)

Критическое мышление – направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью

Уважать мнение других людей При решении задач искать различные источники информации Уметь рассматривать ситуацию с разных точек зрения

Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления Поэтому введение отдельного курса в школе неэффективно Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности Сегодня признается необходимость внедрения компонентов курса развития критического мышления в предметные методики

Три фазы технологии РКМЧП ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Реализация смысла получение новой информации Рефлексия осмысление, рождение нового знания Вызов побуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации

ТИПЫ ТЕКСТОВ, используемые на уроке ИНФОРМАЦИОННЫЙХУДОЖЕСТВЕННЫЙ Какие типы текстов используются на уроках?

Кластеры («гроздья») – графический прием систематизации материала 1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий) 2) Объединение понятий в виде схемы ПОНЯТИЯПОНЯТИЯ На стадии рефлексии На стадии вызова Исправление ошибок Установление причинно- следственных связей Поиск новых кластеров 1)Наполнение содержанием готовой схемы 2 ) Называние обозначенных кластеров 3) Самостоятельная работа с текстом

старшие школьники самостоятельно выделяют систематические группы, младшим школьникам выделять смысловые блоки помогает учитель через 2-3 раза технология осваивается учащимися

Рекомендации по использованию приема КЛАСТЕРОВ Как данная технология может использоваться на уроке РКМЧП? 1) Учащиеся должны понять: можно ли в тексте выделить большие и малые смысловые единицы? 2) Составление учащимися вопросов к тексту поможет им обнаружить основные смысловые элементы текста 3) Ученики должны проговаривать составление схемы 4) Необходимо выделить время на объяснение учащимися причинно-следственных связей

Один из вариантов сценария урока Беседа с учителем по предложенной теме Составление кластеров Чтение текста (поиск подтверждения своим идеям) Обоснование верных и неверных утверждений (+ Повторное чтение )

ИНСЕРТ – прием смысловой маркировки текста на полях книги V - уже знал(а) + - новое – - думал(а) иначе ? - не понял(а) 1)Первичное чтение и маркировка текста 2)Повторное чтение и коррекция обозначения 3)Заполнение таблицы: V +-? текст ИНТЕРАКТИВНАЯ РАЗМЕЧАЮЩАЯ СИСТЕМА для эффективного ЧТЕНИЯ и ПИСЬМА 4 ) Обсуждение записей

Урок. Олимпийские игры 1) Групповая мозговая атака: выделение понятий Олимпийские игры Греция Прекращение войн Гора Олимп Виды спорта БегБорьба Метание диска Лавровый венок Эстафета олимпийского огня Прославление победителя 2) Прием «кластер» (на основе предположений) Место проведения НаградыПравила проведения

Урок. Олимпийские игры 3) Чтение текста и использование приема «ИНСЕРТ» V - уже знал(а) + - новое – - думал(а) иначе ? - не понял(а) 3) Чтение текста-2 и заполнение таблицы V +-? текст 4) Составление нового КЛАСТЕРА 5) Обсуждение результатов

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия это городок в Южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элида: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще храм Зевса, а при храме место для знаменитых олимпийских состязаний. Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умнее. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских игр, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состяза­ний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головой одной рукой» весит 143,5 кг это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы: они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало. Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх: Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победите­лем и двух сыновей своих видел такими же четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»

Прочитайте текст «Олимпийские игры» Что Вы узнали нового? Внесите изменения в ранее составленный «кластер»

1) Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2) Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3) Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

Урок. Олимпийские игры Выделите фазы урока, характерные для технологии критического мышления 1)Групповая мозговая атака: выделение основных понятий 2)Использование приема «КЛАСТЕР» (на основе имеющихся сведений) 3)Чтение текста и использование системы пометок (ИНСЕРТ) 4)Повторное чтение текста и заполнение таблицы (ИНСЕРТ-2) 5)Обновление, корректирование исходного «Кластера» 6)Обсуждение результатов ВЫЗОВРЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛАРЕФЛЕКСИЯ

Какие особенности должен учесть учитель при использовании приема «КЛАСТЕР»? ВРЕМЯ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ МАТЕРИАЛА ОПЫТ РАБОТЫ СВЯЗЬ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ

МОЖНО ЛИ ПРИЕМ «КЛАСТЕР» ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Урок. Какие птицы зимуют в наших краях ? Ребята, вспомните, что вам известно о перелетных птицах? Какие птицы не боятся холода? Какие птицы покидают наши края зимой? Какие птицы остаются у нас зимовать? Утки…Воробьи… СНЕГИРЬ Дети описывают снегиря и размышляют о его жизни Дети записывают мини-фантазии на тему «Путешествие снегиря» Слушание рассказа «Снегирь» и рисование Работа в парах. Ребенок рассказывает, что изобразил его сосед по парте Выставка рисунков детей Укажите работу детей, связанную с составлением кластеров Какие фазы урока мы можем выделить?

Коллаж составляется следующим образом: учитель поочередно прикрепляет к листу бумаги или магнитной доске яркие, разноцветные фигуры, на которых по- английски и по-русски написаны слова-понятия. При необходимости (в работе с младшими школьниками или дошкольниками) под фигурами можно прикрепить соответствующие рисунки. Сначала прикрепляется материал, связанный с ключевым ядром, затем по мере удаления от ключевого слова материал добавляется. Порядок проведения урока при этом таков:

в начале урока дети смотрят на яркую фигуру и рисунок к ней, а преподаватель рассказывает о предмете на русском языке (рассказ составляется на основе английского текста), затем ученики повторяют вслед за преподавателем названия на английском языке, отвечают по-английски на вопросы, заданные по-русски (вопросы формулируются так, чтобы дети обязательно включили в свой ответ слово- понятие), предварительно освоив незнакомые слова текста, ученики слушают текст, связанный с понятием, на английском языке, далее учитель задает по-английски те же вопросы о данном понятии, что он задавал по-русски, затем учитель знакомит детей со словами-спутниками таким же образом, при этом постоянно идет повторение уже освоенного материала (с опорой на знакомые детям рисунки и фигуры), когда часть коллажа или весь коллаж уже отработан таким способом, ученики составляют рассказ о понятии на русском, вставляя в него основные понятия на английском, показывая соответствующие картинки на коллаже, учитель убирает с коллажа сначала рисунки, а потом и сам коллаж, и ребенок повторяет свой рассказ, ученики сами составляют коллаж, ученики рассказывают о понятии без использования коллажа ( на продвинутом этапе обучения).

СНЕГИРЬ Это необыкновенное зрелище: важный, гордый, большой, красногрудый снегирь где-нибудь на ветке рябины среди красных гроздей. А вокруг белый снег. Первый снег и первый снегирь! За это свойство появляться с первым снегом и назвали снегиря снегирем. Но еще радостнее станет на душе, если не одного снегиря увидишь на ветке, а целую стайку, птиц пять или семь. Удивительно красиво! Правда, самки у этих птиц не так ярки, как самцы: у них грудь не красная, а серовато-бурая. Совсем не похожи снегири на чечеток. Те непоседливы, неугомонны, а эти неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. При этом они извлекают из рябиновых плодов только семена, а мякоть выбрасывают. Если найдешь поддеревом такие выеденные плоды, значит, кормились здесь именно снегири. (Дрозды и свиристели, тоже пирующие в эту пору на рябине, глотают плоды целиком.) Не только на рябине кормятся снегири, но и на ясене, на клене, на высоких травах, на разных кустарниках. Полюбовались мы на снегирей в начале зимы, а потом как-то переста­ли их замечать. Оказывается, откочевали снегири (большая часть) к югу. Ближе к весне они снова у нас появятся. Значит, возвращаются на север. В глухие хвойные леса. Или в смешанные, но такие, в которых много елей. Там, в гуще ветвей, соорудят снегири гнезда. Впрочем, и у нас какая-то часть птиц останется. Но удалятся они в дальние лесные уголки, где людей почти не бывает. Живут там парами, очень скрытно. Поэтому мы и не видим снегирей летом.

Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы Ждеймс Тайбер Умеем ли мы правильно и осмысленно задавать детям вопросы на уроке? Какие типы вопросов Вы знаете? Для чего предназначены вопросы учителя?

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ I. ЗНАНИЕ II. ПОНИМАНИЕ III. ПРИМЕНЕНИЕ IV. АНАЛИЗ V. СИНТЕЗ VI. ОЦЕНКА РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ТАКСОНОМИЯ БЛУМА

!!! Определяющим при планировании занятий является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

Уточняющие вопросы Правильно ли я понял(а), что…? Можно ли на основании твоих слов сделать вывод о том, что….? Ты действительно так думаешь?

Оценочные вопросы Эмоции влияют на наше мышление Какие чувства у тебя вызывает этот отрывок? Как ты относишься к этому герою? Что ты чувствуешь, решив эту задачу?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ВОПРОСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ по теме «Сказки разных народов» Рваная Щека Жил-был один человек, и была у него дочка-красавица. Многие юноши сватались к ней, но она всякому отвечала, что не собирается выходить замуж. «Одумайся, говорил ей отец, многие женихи богаты и храбры». «А на что мне муж? отвечала девушка. Отец и мать заботятся обо мне. У нас хороший вигвам, много теплой и красивой одежды из кожи и мехов, сумки для дичи никогда не пустуют. О чем же еще беспокоиться?» Какими могут быть варианты вступительного слова учителя на стадии вызова? Здравствуйте, дети! Сегодня мы вместе будем читать индейскую сказку. Кто мне напомнит, кто такие индейцы? (1) Они живут в Америке, ходят с томагавками и в перьях... и красят лица... Против них ковбои воюют, я еще фильм смотрел... Спасибо, ребята. Как вы сказали, индейцы отличаются от нас, но так же как и у нас, у них принято детям рассказывать сказки. Представьте, что я индейская женщина, а вы индейцы. (Кто-то засмеялся, кто-то, взяв линейку-томагавк, воинственно стал размахивать ею над головой соседа. Но интерес к сказке «взял свое» через несколько секунд в классе стало тише). Какие вопросы можно задать после чтения этого отрывка? Ребята, кто из вас знает что такое «вигвам»? (2) Это такая одежда, индейская. Нет, это такой дом. Типа палатки. А кто может его нарисовать? После того как нечто пирамидообразное было изображено на доске цветными мелками, учительница поинтересовалась: А как вы считаете, почему девушка не хотела выходить замуж? (3) Ей и так было хорошо дома. Она ждала другого жениха. Она боялась чего-то. Поблагодарив всех за интересные предположения, учительница продолжила читать сказку. Только теперь к первоначальному интересу у детей прибавилось желание проверить свои версии '

Итак, сказка называется «Рваная Щека». Так звали одного индейского юношу. У них принято давать такие имена. (Как не странно, но почти никто в классе не отреагировал на такую «особенность»; значит хотят слушать дальше). Какие вопросы можно задать после чтения этого отрывка? Ребята, кто из вас может сказать, что такое мокасины? (4) Ответом ей было лишь молчание. Может быть, кто-то попытается угадать. Ничего страшного, если ошибетесь. Напомню, что «юноша носил старую, рваную одежду, а вместо мокасин какие-то обноски». Может быть, это такие ботинки? Верно. А что тебя навело на такую мысль? (5) Ну, об одежде говорится же.И что? Я и подумал, что должны быть ботинки. Вскоре после этого разговора племя Ворона устроило большой праздник. Каждый юноша старался перещеголять другого в раскраске лица и тела, в богатстве украшений, в ловкости и в искусстве танца. И вновь многие из них сделали предложения девушке, но она отказала всем и Быкам, и Лисицам, и воинам из других племен, приглашенным на праздник. Тогда отец девушки рассердился и сказал: Как же так? Самые лучшие воины сватались к тебе, и всем ты отказала. Выслушай меня, отец, отвечала девушка. Солнце запретило, мне выходить замуж. Оно сказало так: «Ты принадлежишь мне. Будь послушна, и я награжу тебя счастьем и долголетием. Но остерегайся нарушить мой приказ». Ну что ж! воскликнул отец. Воля того, кто над нами, должна быть исполнена. И больше об этом он не заводил разговора. Жил в том же племени бедный юноша-сирота. Не было у него ни родственников, ни своего дома. Сегодня он ночевал в одном вигваме, завтра в другом. Юноша носил старую, рваную одежду, а вместо мокасин какие-то обноски. И хотя он был строен и силен, лицо его портил длинный шрам на левой щеке. Так его и звали Рваная Щека.

Спасибо. Да, мокасины это такая обувь из кожи зве­рей, расшитая узорами. Она почти не похожа на ботинки. Ребята, как вы считаете, что дальше произойдет в этой сказке? (6) После минутной паузы возникли первые версии. Этот юноша, Рваная Щека, пойдет к Солнцу, и оно его вылечит. Денег даст. На девушке разрешит жениться. Он сразится с Солнцем и победит его... Нет, Солнце должно светить... Ребята, прервала спор учительница. Каждое мнение для нас очень важно. Всем спасибо. Давайте проверим наши предположения и послушаем сказку дальше. Однажды, вскоре после праздника, несколько грубых юношей повстречали бедняка со шрамом и стали насмехаться над ним: Почему бы тебе не посвататься к этой девушке? Парень ты богатый и собой красавец! Рваная Щека посмотрел на них без улыбки и спокойно ответил: Ваша правда. Пойду попытаюсь. Насмешники приняли его слова за шутку. А Рваная Щека спустился к реке, к тому месту, где женщины брали воду и стал ждать. Вскоре та, которую он дожидался, пришла к реке. Он подошел к ней и сказал: Мне нужно поговорить с тобой. Поговорить не тайком, не ночью, а среди ясного дня здесь. Пусть Солнце все слышит и видит. Говори же, молвила девушка. Долго я смотрел на тебя. Видел, как ты отказывала всем женихам богатым, красивым и храбрым. Сегодня они смеялись надо мной. Почему бы и тебе, говорили, не посвататься к ней? Я беден. Нет у меня ни дома, ни еды, ни одежды. Нет у меня родственников все они давно умерли. И все же прошу будь моей женой. Смутилась девушка и долго молчала, а потом сказала так: Это правда, что я отказала многим. Они богаты, а ты беден. Но это не важно. Мой отец даст тебе собак, моя мать устроит нам жилище, мои родственники дадут нам одежды и меха. Я согласна стать твоей женой. Обрадовался юноша, протянул было руки к девушке, чтобы обнять и поцеловать ее, но она отстранилась: Подожди. Солнце запретило мне выходить замуж. Оно обещало мне счастье и долголетие, если я буду послушна его воле. Отправляйся к Солнцу и скажи: «Та, с которой ты говорил, была послушна тебе и не совершила ничего дурного. Но теперь она хочет выйти замуж. Позволь же мне взять её в жены». И пусть Солнце снимет с тебя этот шрам. Это будет знак, что она согласно и не в обиде на нас. Но если Солнце откажет в просьбе, или ты не сможешь найти дорогу к его жилищу, тогда не возвращайся ко мне.

«Ах! воскликнул Рваная Щека. Сперва твои слова были как светлый день, теперь как ночь. Мое сердце убито. Где он, дом Солнца? Как я найду дорогу туда, где не бывал еще ни один из людей?» Какие вопросы можно задать после чтения этого отрывка? Ребята, как вы считаете, где находится жилище Солнца? (7) Нигде, кто-то отрезал. Так как же поступит Рваная Щека? Он встретит кого-нибудь, кто ему поможет, ответил тот же мальчик, который только что сказал «нигде». Почему ты так считаешь? А в сказках всегда так. Получается, что ты сравнил эту сказку с другими, известными тебе, и сделал предположение? (8) М-м. Ученику, по всей видимости, не терпелось послушать историю дальше. Итак, продолжим, после некоторой паузы сказала учительница. «Запасись мужеством», ответила ему девушка, и на этом они расстались. Долго сидел Рваная Щека на берегу реки, долго горевал и размышлял, наконец поднялся и пошел к одной старой женщине, которая всегда была добра к нему. «Я ухожу, сказал он. Сделай милость, помоги мне; снарядиться в дорогу». «Далеко ли идешь? И в какую сторону?», спросила его старушка «Сам не знаю, отвечал юноша, но путь мой будет долгим. Больше ничего не могу тебе сказать». Пожалела его старуха. Сшила ему в дорогу семь пар мокасин, собрала в кожаный мешок еду вяленое мясо и сало. И Рваная Щека отправился в путь. А как добрался до вершины холма, посмотрел еще раз на место, где жило его племя Воронов, и печалью затмилось его сердце. «Помоги мне, Солнце!» воскликнул юноша и зашагал, сам не зная куда. Много дней провел он в пути, много оставил за спиной лесов и рек, миновал и высокие горы, и широкие прерии. Похудел его мешок с едой, да и сам он исхудал в дороге. Порой удавалось ему добывать пропитание охотой, а если не попадалось никакой дичи, он собирал ягоды, выкапывал съедобные коренья тем и кормился. Какие вопросы можно задать после чтения этого отрывка? Дети, что такое «прерии»? (9) Это деревья такие. Баобабы. (Далее ученики перечислили несколько версий, но так и не назвали верной. Поэтому пришлось достать справочник и из него зачитать значение этого слова.) Так он шел и шел и пришел к волчьему логову. «Ха! удивился волк. Что ты делаешь в этих краях, вдали от человеческого жилья?» «Я ищу дом Солнца, отвечал Рваная Щека, мне нужно с ним поговорить». «Много я скитался по прериям, по лесам и по горам, проворчал волк, но нигде не попадалось мне жилище Солнца. Разве что медведь знает, он мудрее меня». На следующий день Рваная Щека снова пустился в путь. Шел он и шел и к вечеру пришел к медвежьей берлоге. «Что ты делаешь здесь, вдали от человеческого жилья?» прорычал медведь. «Ищу дом Солнца. Может быть, ты, о мудрый медведь, подскажешь мне, где его искать?» обратился к медведю юноша. «Подсказал бы, если б знал. Много я странствовал по горам и чащобам, но нигде не встречал жилища Солнца. Разве что барсук знает. Он, полосатый, много чего ведает», посоветовал медведь. На следующий день пришел Рваная Щека к барсучьей норе. «Эй, полосатый братец, выходи!» позвал он барсука. «Что тебе нужно, брат мой?» отозвался барсук и выглянул из норы. «Я ищу дом Солнца. Я должен поговорить с ним», ответил юноша. «Дом Солнца? переспросил барсук. Нет, так далеко я не забирался. Но не горюй. Вон там, в сосновом бору живет росомаха. Она рыщет повсюду и знает все, что творится на свете». Пришел Рваная Щека в густой бор. Искал, искал нет нигде росомахи. Присел он на поваленное дерево и говорит сам себе: «Кончилась у меня еда, сносились мокасины, суждено мне, видно, сгинуть в этой чаще». Вдруг прямо над ним раздался голос: «О чем горюешь, брат мой?». Поднял юноша глаза, видит сидит на дереве росомаха. «Послушай меня, о мудрая росомаха!. Та, которую люблю, принадлежит Солнцу. Не знаешь ли ты, где его дом и как мне добраться туда?»

« Знаю, отвечает росомаха. Сейчас уже поздно. Но на рассвете я укажу тебе дорогу к Большой воде. За Большой водой, на другом берегу живет Солнце. Рано поутру пустились они в путь. Росомаха показала юноше тропу, которая вскоре привела его к Большой воде. Поглядел на широкие волны Рваная Щека и сердце его сжалось от тоски и страха. Никогда в жизни видел он такой безбрежной воды, таких огромных и шумных волн. «Не переплыть мне этой Большой воды, вздохнул юноша. Значит, нет для меня пути ни вперед, ни назад. Пусть же я умру здесь, на этом берегу». Но едва он успел так подумать, как вдруг большой белый лебедь опус­тился прямо перед Рваной Щекой и спросил: «Откуда ты, юноша? И что делаешь здесь, на краю света?» «Я пришел сюда умереть, отвечал Рваная Щека. Моя возлюбленная принадлежит Солнцу. Я шел много дней, чтобы просить его позволения жениться на ней. Но теперь путь мой окончен. Я не могу перебраться через Большую воду и вернуться домой тоже не могу. Остается одно умереть». «Нет, не говори так, взмахнул крылом лебедь. Я перенесу тебя через море. Садись ко мне на спину». Рваная Щека послушался лебедя, сел к нему на спину, и они полетели. Страшно было лететь им, потому что в Большой воде жили огромные звери и злые демоны вот-вот утянут вглубь, в бездонную пучину. И все-таки лебедь благополучно перенес юношу на другой берег. «Иди по этой тропе, сказал он на прощанье, и она приведет тебя к жилищу Солнца» Пошел Рваная Щека по тропе, вдруг смотрит: лежат на земле воинские доспехи щит, лук и колчан со стрелами. В жизни своей не видел Рваная Щека такого великолепия! Однако не позволил себе даже прикоснуться к прекрасным вещам, лишь поглядел и двинулся дальше. А тут навстречу воин молодой идет. Длинноволос, строен, одежда сшита из какой-то невиданной кожи, а мокасины украшены цветными тесемками и перьями.

Какие вопросы можно задать после чтения этого отрывка? Ребята, как вы думаете, кто это? (10) Это волшебник... Он поможет индейцу найти дом Солнца Почему ты так считаешь? (11) Говорите. Мы все можем немного пофантазировать. Ну, он был такой необычный.На нем была одежда из невиданной кожи, и, по-моему, это и есть Солнце. Хорошо, что ты связала свое предположение с тем, что услышала. « Видел ли ты оружие на земле?» спросил воин. «Да, видел», ответил Рваная Щека. «Трогал ли ты его? » «Нет. Я подумал, что тот, кто оставил эти вещи сам вернется и заберет их. И потому не стал ничего трогать». «Ты не заришься на чужое, заметил незнакомец. Как твое имя и куда ты идешь? И, получив ответ, сказал: «Меня зовут Утренняя Звезда. Я сын Солнца. Пойдем, я провожу тебя к нашему жилищу. Отца дома нет, но к вечеру он вернется». Высокий вигвам Солнца украшали изображения диковинных зверей и птиц. У входа висели боевые доспехи Солнца. Внутри вигвама сидела женщина в светлых одеждах. Это была Луна, жена Солнца и мать Утренней Звезды. Она приветливо заговорила с гостем, предложила ему еды, а когда он поел, спросила: «Что привело тебя сюда? Здесь не бывал еще никто из людей». Рваная Щека рассказал ей свою историю, и Луна обещала ему помощь и свое покровительство. Между тем наступил час, когда Солнце возвращается домой. Луна спрятала гостя в углу под грудой одежды. Но утаиться от Солнца было не­возможно. «Здесь кто-то чужой!» сказало оно, едва переступив порог. Пришлось Рваной Щеке выбираться из своего убежища. Какие вопросы можно задать после чтения этого отрывка? Как думаете, что произойдет дальше? (12) Солнце пощадит Рваную Щеку. Почему? Он честный, и его спасет Луна и ее сын. А почему ему все помогают? (13) Он хочет помочь своей любимой. Некоторое время ребята делились своими предположениями. «Что же было хорошего в Рваной Щеке?» (14), «Почему Луна прятала Рваную Щеку?» (15). «Солнце не любило любовников» и др. Спустя одну-две минуты она продолжила урок.

Это мой друг, сказал Утренняя Звезда. Он пришел издалека, из земли людей». Солнце посмотрело на гостя и благосклонно кивнуло: «Мы рады твоему приходу. Можешь оставаться у нас сколько пожелаешь. Моему сыну порой бывает одиноко. Ему нужен друг». На следующий день, когда юноши собрались на охоту, Луна сказала гостю: «Запомни одно. Можете охотиться где хотите, только держитесь подальше от Большой воды. Там на берегу живут птицы с длинными острыми клювами. Эти птицы убивают всякого, кто приблизится к ним. У меня было много сынов, но почти все они погибли от клювов этих страшных птиц. Утренняя Звезда мой последний сын. Не позволяй же ему подходить к берегу». Много дней провел Рваная Щека в жилище Солнца, и каждый день; они с Утренней Звездой ходили на охоту. И вот однажды они случайно ока­зались невдалеке от берега и увидели огромных птиц, которые парили над водой. «Давай поохотимся на них», предложил Утренняя Звезда. «Нет, это опасные птицы, они могут убить нас», возразил Рваная Щека. Но Утренняя Звезда не послушался. Он воинственно закричал и побежал к берегу, а Рваная Щека поневоле бросился следом. Длинноклювые птицы налетели хищной и шумной стаей, но Рваная Щека выступил вперед и перебил их всех своим острым копьем, так что ни одной не осталось в живых. Какие вопросы можно задать после чтения этого отрывка? Ребята, мне очень любопытно, почему Рваной Щеке удалось перебить всех птиц, а сыновьям Солнца нет. Давайте пофантазируем, попробуем объяснить этот факт. (16) Наверное, Рваная Щека знал какие-то приемы...А может быть, этих птиц только люди могли победить?Может, просто Солнце решило проверить Рваную Щеку? Поясни, пожалуйста. (17) Ну, может, и не было никаких братьев просто Солнце решило проверить, храбрый он или нет: будет он драться или убежит. Да, достоин ли он своей невесты, добавил кто-то. Потом дети наперебой стали вспоминать схожие сцены из различных фильмов. Их творческая фантазия пробудилась! Учительнице пришлось попросить их остановиться. Все ваши версии хороши! Давайте продолжим читать сказку!

Когда они вернулись домой и показали Луне отрубленные головы птиц, она расплакалась от радости и стала обнимать Рваную Щеку. «Сын мой, воскликнула она. Мы с мужем никогда не забудем, от какой беды ты нас избавил». Как только Солнце вернулось домой, Луна тут же ему все рассказала. «Сын мой! просияло от радости Солнце. Мы с женой навсегда твои должники! Скажи: не могу ли я тебе чем-нибудь помочь? Нет ли у тебя какого желания?» «Есть, ответил Рваная Щека, и помочь мне можешь только ты. Я хочу жениться на одной девушке из нашего племени, и она дала мне согласие, но оказалось, что она принадлежит тебе и не может выйти замуж без твоего позволения». «Это правда, сказало Солнце. Я знаю, что она была послушна и не совершила ничего дурного. Теперь я отдаю ее тебе. Вас и всех ваших детей я награжу счастьем и долголетием. Скоро ты отправишься назад, к своей невесте. Запомни же то, что я тебе расскажу. Я владыка и повели­тель всего мира. Все на свете принадлежит мне. Я сотворил землю, и реки, и горы, и леса, и прерии. Я сотворил людей и зверей. Я бессмертен. Правда, зимою я делаюсь дряхлым и слабым, но каждую весну сила и молодость возвращаются ко мне. А знаешь, кто из животных мудрее всех? Ворон! Он везде находит пищу и никогда не остается голодным. А какое животное людям следует почитать больше всех? Бизона! Он мой любимец и сотворен для людей, чтобы давать им кров и пищу. А какие из растений священны? Те, что дают съедобные ягоды. Теперь идем со мной, я покажу тебе мир!» И Солнце подвело юношу к самому краю неба. Они поглядели вниз и увидели весь мир. Он был круглый, плоский и со всех сторон круто обрывался вниз. И тогда Солнце сказало: «Когда у женщины заболеет муж, она должна построить Дом для врачевания и посвятить его мне. Тогда я могу исцелить ее мужа. А построить его нужно так. Выкопать яму, возвести над ней стены и крышу из ста деревянных жердей крыша должна быть выпуклая, как небесный купол. Одну ее половину следует покрасить в красный, солнечный свет, а другую в черный, цвет ночи». Солнце подробно объяснило юноше, как устроить Дом для врачевания и лечить в нем людей, потом коснулось его щеки своей рукой, и шрам тотчас исчез.

А еще Солнце вручило юноше два вороньих пера: «Вот знак твоей невесте, что я разрешаю жениться на ней. Пусть отныне эти перья носит всякий, кто познал искусство врачевания». Вскоре Рваная Щека собрался домой. Солнце и Утренняя Звезда богато одарили его на прощание. Добрая Луна напоследок расцеловала юношу и заплакала: так жаль ей было отпускать его! Солнце показало юноше самую короткую дорогу назад к людям. Это была Волчья Тропа, теперь ее еще называют Млечным Путем. По ней Рваная мая Щека быстро добрался до дома. На земле в это время стояла на редкость жаркая погода. Шкуры на вигвамах были подняты, люди прятались в тени. Вождь племени Ворона! велел своей жене приготовить еду и питье, и каждый, кто хотел, заходил к нему поболтать и выкурить трубку. Один из гостей рассказал вождю, что на склоне холма, неподалеку от селения, на самом солнцепеке сидит и отдыхает какой-то пришлый человек. «Скорей зовите его сюда! распорядился вождь. Он, должно быть, проголодался и ослабел от жары». Несколько юношей тотчас побежали туда, где сидел незнакомец, закутанный в дорожную одежду. «Разве тебе не жарко? спросили они. Идем с нами, сам вождь приглашает тебя подкрепиться и отдохнуть в его вигваме». Тут незнакомец поднялся на ноги и сбросил свою дорожную накидку. Юноши из племени Ворона раскрыли рты от удивления: никогда ни на ком не видели они такой богато украшенной одежды, никто в их краях не умей' делать такое прекрасное оружие! Но самое удивительное было то, что перед ними стоял их старый знакомый Рваная Щека, только шрама у него на лице как ни бывало. Помчались юноши в селение собирать народ. «Рваная Щека вернулся! Он теперь богатый, красивый, и шрама у него больше нет!» Навстречу им отовсюду спешили люди. «Кто дал тебе эту одежду?» спрашивали они у Рваной Щеки. «Откуда такой лук и щит?» завидовали ли другие.

Но юноша никому не отвечал, а когда подошла его невеста, он снял с головы два вороньих пера и протянул ей: «Всемогущее Солнце посылает тебе вот это в знак согласия». Обрадовалась девушка возвращению возлюбленного, и вскоре они поженились. А потом, как наказывало Солнце, построили первый на земле Дом для врачевания. Солнце подарило супругам долгую и счастливую жизнь. Много лет прожили они вместе в окружении детей, а потом и внуков и ни разу даже не захворали. А когда наконец пришел их смертный час, тени их вместе откочевали к Песчаным Холмам. Друзья, вот сказка и закончилась, но мне бы хотелось за­дать вам один непростой вопрос. Этот вопрос волнует меня. У меня нет на него ответа. Может быть, Вы мне поможете? Как вы считаете, кто записал эту сказку, кто ее придумал? Может, сам Рваная Щека? Может его дети? Или кто-то еще? (18) Подумайте и запишите свой ответ на половинках листков. Желающие могут их мне потом подарить. А кому-то, возможно, захочется зачитать их перед всем классом? У вас есть семь минут.

Творческие вопросы Творчество – это особый склад ума Какие из перечисленных качеств связаны с творческим мышлением? Умение вжиться в роль другого человека Критичность Фантазия Склонность к прогнозам Способность глядеть на вещи под разным углом Умение вести споры Навык игры на пианино Тяга к изобретениям Логичность мышления Стремление находить новое применение известным вещам Какие еще особенности творческого ума могут дополнить данный список? Сочинение сказок, стихов, историй, мелодий Решение нестандартных заданий по физике, математике Умение рассмешить компанию Рационализаторство

Творческие вопросы Если бы какой-то природный катаклизм погубил войска Чингизхана, как бы выглядела политическая карта мира? Если бы на Земле вдруг исчезли все микроорганизмы (бактерий), как протекала бы жизнь других организмов? Что бы вы чувствовали на месте Татьяны Лариной? Как бы люди осуществляли вычисления, если бы не было дробей? Какие преимущества получат земляне, если расположат международную космическую станцию на поверхности Луны? Как изменится жизнь людей, если произойдет глобальное таяние снегов в горах, Арктике и Антарктике? ПО ИСТОРИИ ПО БИОЛОГИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ФИЗИКЕ ПО ЭКОЛОГИИ

Творческие вопросы Практические советы по составлению творческих вопросов Не делите фантазии детей на правильные и неправильные Не задавайте творческий вопрос, если вам не интересно услышать на него ответ Дайте возможность ответить на вопрос детям, сами на него не отвечайте Не критикуйте предложенные ответы Урок не должен быть перегружен творческими вопросами, достаточно 4-5 Выдержите небольшую паузу после высказывания детей, может быть еще кто-нибудь захочет что-либо добавить Поблагодарите каждого ребенка за каждую версию ответа

Обществознание и др. гуманитарные дисциплины Практические вопросы Как мы можем изменить ситуацию? Как я буду использовать то, что узнал на практике? Как можно эти знания применить в реальной жизни? Как мы можем рассчитать подъемную силу газа? Как мы можем определить правописание … приставок? Как мы можем справиться со стрессом? Как следует поступать, когда не знаешь, с чего начать дело? Естественные науки

Практические вопросы Практические советы по составлению практических вопросов Начинать вопрос со слов «Как мы можем…» У ребенка должен быть информационный источник, где он может найти ответ на поставленный вопрос Критиковать и оценивать ответы детей должны сами дети, а судьей выступал бы текст Вопрос нужно формулировать максимально точно Желательно, чтобы в вопросе звучала проблема, решение которой было бы интересно и важно для учеников

Практические вопросы Упражнения Задайте практический (точно сформулированный) вопрос, связанный с темой «Всемирный закон тяготения», на основе сказки «Курочка Ряба» С какой высоты должно упасть золотое яйцо, чтобы разбиться при падении, если учесть, что прочность скорлупы позволила ему остаться невредимым при нескольких ударах о стол старыми людьми? Задайте несколько практических вопросов, связанных с учебным предметом «Охрана и безопасность жизни» (как вести себя в разговоре с незнакомыми людьми), на основе сказки «Красная шапочка» Какие неприятности могут подстерегать одинокую маленькую девочку в темном лесу? Что с ней может случиться? Как должна была вести себя бабушка, чтобы не попасть в пасть злому Серому волку?

ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? «Рефлексия» означает размышление, осознание, осмысление Л.Н. Толстой говорил, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти». Гипотеза – это есть не что иное, как результат рефлексии

Развитие способности рефлексии Упражнения МЫШЛЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ Какие технические проблемы могут быть связаны с природными явлениями? Зоркость в поисках проблемы Молоко (творог), белок яйца, снег… Недостаток света – помеха для фотосъемки, гроза нарушает прием сигналов сотового телефона, высокая температура способствует перегреву двигателей автомашин… Назовите природные объекты, которые одновременно характеризуются как: мягкий, белый и съедобный. Быстрота мышления Посмотрите на следующий список слов: стрела, пчела, крокодил, рыба, коршун, яхта. Составьте из них 2-3 группы, выделив как можно больше классов. 1. Живое /неживое 2. По способу передвижения (воздух / вода) 3. По способу передвижения (скольжение / взмахи /комбинированное) 4. По способу рулевого управления (лопасть \ перо) и др. Множественные группировки

Развитие способности рефлексии Упражнения МЫШЛЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ Перечислите природные объекты, к которым применимо слово «СУХОЙ». Сухая трава, сухая кожа, сухой остаток, сухое вино; он поздоровался очень сухо, сухое русло воды… Легкость ассоциаций Дайте описание какой-нибудь ситуации, например, что произойдет, если начнется дождь и будет идти не переставая. Подумайте как можно больше следствий. Возможные последствия Наводнение, нарушение газообмена в почве, размывание грунта… Перечислите все известные вам профессии, которые связаны со словом «ВОДА» Символизация Водовоз, водолаз, продавец воды, водопроводчик, акварюмист, гидролог, мореход, маринист…

Развитие способности рефлексии Упражнения МЫШЛЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ (в действии) СОТЫ Используя принцип сот, предложите свой проект строительного сооружения, которое, на ваш взгляд, возможно возвести в городе, во дворе вашего дома и т.д. Докажите его целесообразность, экономичность и привлекательность Используя принцип движения мух или пауков, предложите свой проект личного транспорта, полезного для передвижения в условиях леса, пересеченной местности, города и т.д. Объясните, когда и зачем его можно применять. «От обратного» Если поверить древним церковным канонам, что Земля не вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, определите, какой бы был на нашей планете климат? Приведите аргументы в пользу утверждений: «В России развита рыночная экономика», «В России НЕ развита рыночная экономика»,.

Ассоциативные игры, направленные на закрепление материала «Синквейн» (фран.) – «пять строк» Фраза из четырех слов (личное отношение автора) Два прилагательных (или наречия) Три глагола Предмет о котором идет речь (сущ. или местоимение) Одно слово (сущ.) (суть предмета или объекта) АТОМ быстрый, вездесущий существует, мигрирует, рассыпается мельчайшая незримая частичка бытия материя

Ассоциативные игры, направленные на закрепление материала Хокку (или хайку) – японская стихотворная форма в три строки Хокку обычно выражает первое впечатление писателя от предмета, окружающего мира или события 111 пять слогов семь слоговЯ был… Я видел…Где и что делалОпределение (как) Я был листом Растущим в лесу, давая пищу Не желая того

Ассоциативные игры, направленные на закрепление материала Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, в которой первая и последняя строка, представлены противоположными понятиями сущ.2 прилаг.3 гл.4 сущ.3 гл.2 прил.1 сущ.темаопределениедействиеассоциации, антонимыдействиеопределениетемарождение ЛИСТ ДЕРЕВАЛИСТ ДЕРЕВА зеленый, яркийрастет, радует, освежаетжара, движение, покой, холодкраснеет, увядает, опадаеттемный, сухойсмерть

Фиксирование и запоминание учебного материала Глоссарии – словари, объясняющие смысл понятий, часто для этого используется рисунки Опорные схемы- конспекты В.Ф. Шаталова Игры «Шифровальщик», «Дешифровщик» Стихи-рисунки Ролевые игры: «Пресс-конференция», «Интервью». Ведение диалога с продолжением логики рассуждения собеседника. «Почемучка». Дискуссии и дебаты.

Методика построения денотатного графа: 1.Выделите ключевое слово или словосочетание. 2.Чередуйте имя и глагол в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). 3.Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). 4.Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". 5.Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Денотатный граф

Педагогическая информационная технология формируетвключаетразвиваетявляетсяспособствует информационно- образовательную среду информационно- образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации ау ди о ви зу ал ьн ые ау ди ов из уа ль ны е

Схема «Рыбьи косточки» - (диаграммы) «фишбоун» профессор Кауро Ишикава,