Межведомственная рабочая группа по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Программа создания и развития Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на годы Э.Ф. Крючков Проректор МИФИ.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Стриханов М.Н. 15 июня 2012г. О вхождении ассоциации вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом» в состав некоммерческого партнерства «Национальный.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Национальная система ПОД/ФТ и концепция создания общероссийской системы подготовки и переподготовки ее кадрового ресурса 1 Федеральная служба по финансовому.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
1 июня 2012 г., г. Сочи 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 17 2 Значительный рост экспортно-импортных перевозок для ОАО «РЖД» (к 2015.
16 декабря 2010, г. Санкт-Петербург «Формирование инновационной научно-образовательной инфраструктуры транспортного вуза» Президент Ассоциации вузов транспорта.
О реализации первого этапа Программы развития Южного федерального университета и стратегических задачах на годы Ректор В.Г.Захаревич К заседанию.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Транксрипт:

Межведомственная рабочая группа по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Концепция развития Федерального ядерного университета МИФИ на годы и на период до 2020 года ФЯУ МИФИ формируется как составная часть создаваемой сети федеральных университетов в целях системной модернизации высшего образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики. Принципиальной особенностью университета является сочетание его федерального уровня и отраслевой направленности. М.Н. Стриханов Ректор МИФИ 28 мая 2008 г.

Ренессанс мировой атомной энергетики ЕвропаСеверная Америка АТР Южная Азия Ближний Восток и Северная Африка Африка южнее Сахары Южная и Центральная Америка Экспертная оценка ЦНИИАИ Инерционный сценарий Оптимизированный сценарий Потребность в дополнительных мощностях АЭС по регионам мира на 2030 г. Прогноз, ГВт Росатом претендует на 15-20% от объема перспективного рынка Россия и СНГ 19 48

Ренессанс атомной отрасли России Программа развития атомной отрасли Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 г. 4483), Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Ядерно- энергетический комплекс (ЯЭК) Ядерно- оружейный комплекс (ЯОК) Комплекс ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) Научно- технологический комплекс (НТК) ФЦП «Развитие атомного энергопромышлен- ного комплекса России на годы и на перспективу до 2015г.» ФЦП «Развитие ядерно-оружейного комплекса РФ на годы и на перспективу до 2015г.» ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015г.». Проект ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на годы» 11 блоков 11 блоков до блок 21 блок ( г) БН-800 Плавучие АЭС Хранилища ОЯТ Модернизация и развития ядерно- оружейного комплекса России. строительство хранилищ РАО рекультивация территорий повышение безопасности разработка реакторов нового поколения водородная энергетика термояденый синтез Цель: обеспечение расширенного воспроизводства продукции атомной отрасли на основе развития ядерно-оружейного, ядерно-энергетического и научно-технического комплексов, а также комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, повышения международной конкурентоспособности и совершенствования потенциала государственного управления.

Характеристика кадрового потенциала атомной отрасли Ключевые задачи для отрасли: привлечение и закрепление молодежи в отрасли, снижение среднего возраста персонала целевая переподготовка высвобождающихся в результате реструктуризации кадров, ускоренная подготовка специалистов, рабочих и техников оптимизация численности персонала за счет вывода непрофильных активов и внедрения новых технологий. Численность работников, занятых в атомной отрасли ~ 300 тыс.чел Численность работников, занятых в атомной отрасли ~ 300 тыс.чел. Ежегодная потребность в молодых квалифицированных кадрах всех уровней подготовки составляет от до человек, переподготовки – более человек (с учетом реструктуризации отрасли) П роблемы системы воспроизводства кадров: кадров: Нехватка кадров, способных работать с новыми инновационными технологиями Демографический кризис Конкуренция за кадровый ресурс между крупными инвесторами Удорожание социальной инфраструктуры Старение кадров Старение материально-технической базы учебных заведений Атомной отрасли – консолидированное ядерное образование мирового уровня.

Базовые сценарии создания консолидированной системы подготовки кадров для атомной отрасли СЦЕНАРИЙ 1 СЦЕНАРИЙ 2 СЦЕНАРИЙ 3 Создание и развитие кооперации в рамках консорциума ядерных вузов Создание и развитие консолидирован- ной структуры ФЯУ МИФИ как сетевого регионально- распределенного образовательно- го комплекса Создание нового ядерного университета «с нуля» Оценив риски и преимущества сценариев, был выбран сценарий 2.

ФЯУ объединит 6 профильных высших учебных заведений, 13 учреждений среднего и 5 учреждений начального профессионального образования Всего 24 образовательных учреждения: 40 тыс. учащихся 40 тыс. учащихся 7250 сотрудников 7250 сотрудников 2750 человек – штат ППС, в том числе 2750 человек – штат ППС, в том числе более 1600 человек с учеными степенями более 1600 человек с учеными степенями и званиями. и званиями. учебные площади – более 500 тыс. кв.м. учебные площади – более 500 тыс. кв.м. Федеральный ядерный университет МИФИ Впервые предлагается отраслевой территориально-распределенный принцип формирования в 5 федеральных округах и в 9 ЗАТО. 5 ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ 9 ЗАТО Цель создания ФЯУ МИФИ : кадровое и научно-инновационное обеспечение развития атомной отрасли и других высокотехнологичных секторов экономики Российской Федерации; системная модернизация высшего и среднего профессионального образования; комплексное развитие регионов на основе интеграции науки, образования и производства и эффективного стратегического партнерства с бизнес-сообществом.

МИФИ г.Москва ОГТУАЭ г.Обнинск Колледжи и техникумы – 4 НИЦ КИ, ВНИИНМ, ВНИИАЭС, ИТЭФ, НИКИЭТ, ГНЦ РФ-ФЭИ, АЭС: Курская, Калининская Смоленская СГТА г.Северск Колледжи и техникумы – 4 Училища-2 СХК, ГХК, КГПИИ «ВНИПИЭТ» АЭХК, ХМЗ, ЗабГОК, НЗХК, ППГХО СГФТА г.Снежинск НГТИ г.Новоуральск Филиалы МИФИ (г.Озерск г.Лесной, г.Трехгорный) Колледжи и техникумы – 2 Училища-3 РФЯЦ-ВНИИТФ ПО «Маяк», «ЭХП», ИРМ, УЭХК, Белоярская АЭС Решение задач подготовки кадров будет осуществляться региональными образовательными учреждениями разного уровня, расположенными на территории Центрального, Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов в зоне действия градообразующих предприятий Росатома (АЭС, НИИ, ПК). СГФТИ г.Саров Колледжи и техникумы – 2 РФЯЦ-ВНИИЭФ, НИАЭП, ОКБМ, НИИАР, АЭС: Балаковская, Нововоронежская Центральный ФО Уральский ФО Приволжский ФО Сибирский ФО Техникум – 1 Волгодонская АЭС Южный ФО

В целях создания ФЯУ МИФИ выполнены следующие мероприятия Проведено 7 совещаний и рабочих встреч представителей Минобрнауки России, Рособразования, Росатома, Роснауки, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителей 24 образовательных учреждений, реорганизация которых планируется в ходе создания ФЯУ МИФИ Получены решения органов законодательной и исполнительной власти 11 субъектов Российской Федерации о создании ФЯУ МИФИ Получены положительные решения ученых советов 6 вузов, реорганизуемых в целях создания ФЯУ МИФИ, общих собраний коллективов 13 образовательных учреждений СПО и 5 образовательных учреждений НПО Подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о создании ФЯУ МИФИ Разработана Концепция развития ФЯУ МИФИ Разработана Программа развития ФЯУ МИФИ

Конкурентоспособность ФЯУ МИФИ Создана мощно развивающаяся ГК «Росатом» - весомая часть энергетического комплекса России. Существует гарантированный заказ отрасли на подготовку кадров. В подготовку кадров будут вложены значительные внебюджетные средства ГК «Росатом». Существует масштабный запрос на экспорт образовательных услуг со стороны дальнего и ближнего зарубежья. Большое число высококлассных ученых и специалистов, готовых участвовать в образовательном процессе, сосредоточено в регионах.

Задачи создания ФЯУ МИФИ Модернизация образовательной деятельности с учетом специфики ядерного образования, особенностей развития регионов и регионально- отраслевых потребностей в квалифицированных кадрах. Модернизация научно-инновационной деятельности на основе интеграции науки, образования и производства атомной отрасли, инновационного развития регионов. Развитие инфраструктуры и совершенствование материально-технической базы университета с учетом системы многоуровневой подготовки кадров. Создание системы управления федерального университета на основе современной инфокоммуникационной среды в рамках единого образовательного пространства. Развитие кадрового потенциала на основе многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров для атомной отрасли и обеспечения стратегического партнерства с бизнес-сообществом.

Владение нормами и правилами профессиональной деятельности в ядерной сфере (базовая естественнонаучная и инжиниринговая подготовка). Умение работать на всех этапах жизненного цикла техники, разрабатывать и внедрять новые технологии. Владение методами проведения компьютерных и натурных экспериментов и оценки достоверности данных. Владение проектированием и аналитикой, готовность к принятию решений и способность к управлению проектами. Умение решать многофакторные оптимизационные задачи инновационного развития. Профессиональная компетентность в области информационных технологий. Умение учить и учиться, работать в коллективе, управлять людьми, взаимодействовать со специалистами из смежных областей. Умение работать в международных проектах, уверенное владение иностранным языком. «Портрет» выпускника ФЯУ МИФИ (базовые компетенции)

Мероприятия по модернизации образовательной деятельности с учетом специфики ядерного образования, особенностей развития регионов и регионально-отраслевых потребностей в квалифицированных кадрах разработка и модернизация стандартов образования, учебных планов и основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета, среднего специального образования, в том числе программ на иностранном языке, с учетом требований международных стандартов обучения и образования; разработка образовательных контентов и ресурсов нового поколения, внедрение новых видов и технологий обучения; разработка и модернизация образовательных программ для системы дополнительного образования; развитие системы электронных библиотек и доступа к ним обучаемых; формирование единого образовательного пространства; обеспечение общественно-профессионального признания образовательных программ.

Основные принципы и формы реализации образовательных программ в рамках единого образовательного пространства кредитно-модульная система организации обучения; использование компетентностного подхода, формирование требований к содержанию учебных программ на основе согласованных с требованиями работодателей компетенциями; междисциплинарный подход, усиливающий роль естественно - научной, профессиональной и информационно-аналитической подготовки; гибкость, позволяющая оперативно менять программы обучения и учебные планы при изменении требований работодателя; мобильность преподавателей и студентов (мобильные бригады, общие базы практики и лабораторные центры) повышение роли дистанционного обучения

Профили (специальности), структурированные по блокам в соответствии с приоритетными направлениями инновационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности ФЯУ МИФИ Блоки профилей высшего профессионального образования: образования: Ядерно-физический Ядерно-инжиниринговый Высокие технологии Отраслевое управление и экономика Информационные технологии Блоки специальностей среднего профессионального образования: образования: Инженерно-технический Технологический Информационные технологии

Профили (специальности) ВПО Профиль (специальность) Комплекс Физика атомного ядра и частицЯОК, НТК Физика пучков, заряженных частиц и ускорительная техникаЯОК, НТК Физика конденсированного состояния веществаЯОК, НТК Ядерные реакторы и энергетические установкиЯЭК, ЯОК, НТК Безопасность и нераспространение ядерных материаловЯЭК, ЯОК, ЯРБ Радиационная безопасность человека и окружающей средыЯЭК, ЯОК, ЯРБ Атомные электростанции и установкиЯЭК Электроника и автоматика физических установокЯЭК, ЯОК Средства поражения и боеприпасыЯОК Ядерно-физические профилиЯдерно-инжиниринговые профили

Профили (специальности) ВПО Профиль (специальность) Комплекс Химическая технология материалов современной энергетикиЯЭК Технология машиностроенияЯЭК, ЯОК Материаловедение и технология новых материаловЯЭК, НТК Автоматизация технологических процессов и производств ядерно-химической отрасли ЯЭК Электронные приборы и устройстваЯЭК, ЯОК Машины и аппараты химических производствЯЭК Прикладная математика и информатикаЯОК, ЯЭК, НТК Автоматизированные системы обработки информации и управления ЯОК, ЯЭК Комплексное обеспечение информационной безопасностиЯЭК, ЯОК Профили высоких технологий Профили информационных технологий

Мероприятия по модернизации научно-инновационной деятельности на основе интеграции науки, образования и производства атомной отрасли, инновационного развития регионов Интеграция научной и образовательной деятельности. Развитие и интенсификация научно- исследовательских работ в интересах атомной отрасли. Развитие и оснащение инновационной инфраструктуры для совершенствования учебно- научной деятельности. Реализация инновационных проектов с учётом регионального развития.

Мероприятия по созданию системы управления федерального университета на основе современной инфокоммуникационной среды в рамках единого образовательного пространства Создание структуры управления, формирование управляющих органов ФЯУ МИФИ Создание современной информационно-коммуникационной среды университета, обеспечивающей сетевое взаимодействие между регионально-распределенными образовательными комплексами Мероприятия по развитию инфраструктуры и совершенствование материально-технической базы университета с учетом системы многоуровневой подготовки кадров Капитальное строительство Модернизация зданий и сооружений Модернизация учебно-научного оборудования

Структура управления ФЯУ МИФИ Попечительский совет Ректор оценивает эффективность выполнения программы и контролирует достижение плановых значений индикаторов, рассматривает и утверждает план мероприятий на долгосрочную и текущие целевые индикаторы, проводит внутренний и внешний аудит; контролирует эффективное использование средств, формирует заказ на целевую подготовку специалистов. оценивает эффективность мероприятий и контролирует достижение плановых индикаторов; формирует рабочие группы, комитеты, комиссии; разрабатывает текущие индикаторы и сметы; организует мониторинг реализации Программы Ректорский совет ЦЕНТРЫ: кадрового аудита, управления карьерами, передачи технологий, профориентации и трудоустройства, качества и другие СОВЕТЫ: учебно-производственный, учебно-методический, по информационным ресурсам и др. Ученый совет Непосредственное руководство ФЯУ МИФИ и Программой развития

Этапы развития ФЯУ МИФИ 1. Этап формирования (2008 – 2009 гг.) 2. Завоевание лидирующих позиций в российском научно-образовательном пространстве (2010 – 2011 гг.). 3. Завоевание и закрепление позиций в группе лидеров на мировом научно- образовательном пространстве (2012 – 2020 гг.).

Бюджет ФЯУ МИФИ на годы Минобрнауки России Правительство Российской Федерации Госкорпорация «Росатом» Федеральный бюджет 17,5 млрд. руб. Целевой заказ 4.5 млрд. руб. Федеральный ядерный университет МИФИ

Основные целевые индикаторы и показатели эффективности Наименование индикатора 2011г 2015г 2020г 1 Место в рейтинге российских университетов высокотехнологического сектора, по оценкам работодателей Top10Top5Top3 2 Место в рейтинге ядерных университетов мира Top20Top15Top10 3 Доля обучаемых по новым профильным образовательным программам для атомной отрасли, % Уровень доступности информационных ресурсов в рамках единого образовательного пространства, % Доля профессорско-преподавательского состава, ведущего исследовательскую научную работу, % Научная мобильность (доля преподавателей и исследователей, имеющих опыт работы в ведущих зарубежных и российских научных ядерных центрах), %

Системные эффекты от создания ФЯУ МИФИ ФЯУ МИФИ окажет системное влияние на развитие: ядерного энергетического, ядерного оружейного комплексов, комплекса ядерной и радиационной безопасности, научно- технологического комплекса России, их эффективное кадровое обеспечение; социальной сферы и экономики регионов России, экономических и социальных предпосылок для политической стабильности и устойчивого развития регионов и страны в целом; профессионального образования за счет применения инновационных образовательных технологий, согласования потребностей предприятий, интересов университета и бизнес- структур.