АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Белешникова Татьяна Евгеньевна, заместитель директора МОУ «Лицей 102 имени академика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектный метод на уроках русского языка и литературы Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Сеспельская СОШ» Канашского р-на ЧР Филиппова.
Advertisements

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Д ЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению ; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
«Роль инновационной деятельности в развитии системы образования». «Роль инновационной деятельности в развитии системы образования». Расскажи мне – и я.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников.
Сероштан Е.А. зав. учебно-методическим отделом СПб ГБОУ СПО «ПКГХ», преподаватель информатики высшей квалификационной категории.
II Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» Преподавателей общеобразовательных учреждений, Посвященного 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева г. Москва.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
М ЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА (из опыта работы преподавателя филиала АлтГУ в городе Камень-на-Оби, учителя истории и обществознания.
формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,
Исследовательский проект как способ повышения мотивации обучающихся на уроках биологии Плониш Юлия Юрьевна, к.б.н., учитель биологии БОУ г. Омска «Гимназия.
Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр.
Транксрипт:

АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Белешникова Татьяна Евгеньевна, заместитель директора МОУ «Лицей 102 имени академика М.Ф. Решетнёва»

Хотя чужое знание может нас чему- нибудь научить,мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ Участник федерального Проекта информатизации системы образования ( ) в качестве основной апробационной площадки по апробации и экспертизе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), инновационных учебно- методических комплексов (ИУМК), электронных информационных источников сложной структуры (ИИСС), а также методических материалов к ним. Экспериментальная площадка кафедры развития образовательных систем Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации по проблеме отработки модели профильного обучения в условиях закрытого административно-территориального образования.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ Базовое общеобразовательное учреждение по организации профориентационной работы и подготовки учащихся к контрактно-целевому набору по специальностям, востребованным ОАО «ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва». Базовое общеобразовательное учреждение по проведению ЕГЭ (11 класс) и новой формы итоговой аттестации по математике (9класс).

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ Спортивный центр для жителей микрорайона. Опорная площадка экспериментальной деятельности по теме: «Развитие профессионального уровня педагога через внедрение учебных пособий нового типа» в российском Проекте сетевой организации методических служб по теме «Сетевая модель как новая форма организации муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования» и т.д.

ПРОЕКТЫ ЛИЦЕЯ Сайт лицея ( - 6 лет - лауреат краевого конкурса школьных сайтов 2007 года, лауреат конкурса Всероссийского школьного портала – 2008г. Газета «Лицеист» - 7 лет - специальный диплом 6 Всероссийского конкурса школьных изданий, номинация «Гвардия конкурса» –2007г.

ПРОЕКТЫ ЛИЦЕЯ Краеведческий лагерь «Палеос» – 7 лет; Театральная студия «Пока горит свеча...» – 5 лет; Радиопередача «Пятничка» – 17 лет; Лицейский медиафестиваль – 1 год.

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности; Быть методически грамотным; Владеть навыками межкультурного общения; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Обладать базисными навыками работы в сетях; Уметь работать с большими объемами информации; Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Работать в команде, выполняя разные социальные роли. Принимать самостоятельные аргументированные решения.

TIMSS – Международная ассоциация по оценке образовательных достижений PISA – Международная организация экономического сотрудничества и развития Россия : TIMSS – с 1995 годаPISA – с 2000 года TIMSS: уровень освоения школьных программ по математике и естествознанию (4-8 класс) PISA - способность 15-летних применять полученные знания в реальной жизни; оценка математической и естественнонаучной грамотности, грамотности чтения, умения решать проблемы надпредметного содержания. 1.международные сравнительные исследования в образовании TIMSS и PISA

TIMSS: 12-е из 49PISA: е из 40 Доля российских школьников, выполняющих задания TIMSS на самом высоком уровне В странах – лидерах (Франция, Канада, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Япония) Вывод : основная школа – слабое звено в системе российского образования 2. Место школьников России 6%24-44%

Грамотность чтения Естественнонаучная грамотность Математическая грамотность Способность работать с текстами различных видов и жанров (художественные произведения, личные письма, статьи, документы, схемы, деловые инструкции, рекламные объявления, диаграммы, таблицы, рисунки, графики, географические карты). Способность решать задачи типа: оценка последствий глобального потепления, выбор диетических продуктов, выбор места строительства электростанции и т.п. Умение решать практические задачи средствами математики, физики, биологии, химии. 4. PISA - грамотность

Россия: е места из 40 странСтраны-лидерыРоссия Базовый уровень ( необходимый для успешной адаптации в обществе) Высокий уровень - способность понимать сложные тексты; - способность критически оценивать информацию; - способность формулировать гипотезы и выводы и т.д. Не осваивают базовые навыки % учащихся 36% учащихся 1% - 8% 2% 12-16% 13% 5. PISA - исследование: грамотность чтения

Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика ЧтениеЕстествознание Решение проблем

В целом не умеют: определять цель написания данного текста; выделять основную мысль (мысли), содержащуюся в тексте; определять адресата текста, т.е. к кому текст обращен; отличать в тексте содержание от стиля, т.е. что написано от того, как написано 8. Что не умеют наши школьники?

Резюме Не умеют: самостоятельно проводить анализ, обобщать; выдвигать гипотезы, делать выводы на основании источников, представленных на разных языках (графики, схемы, диаграммы, таблицы, символы); интерпретировать факты; аргументировать свою точку зрения; коммуницировать (работать в команде).

Ключевые (базовые, универсальныея ) компетенции – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, для решения практических и теоретических задач. Около 30 лет образование США и Европы развивается в русле компетентностного подхода Резюме : и содержание образования и система контроля и оценки в школе предполагают не усвоение и проверку предметных знаний как таковых, а способность применять их в практически условиях. 10. Ключевые компетенции

Универсальные компетенции Познавательные; Деятельностные; Коммуникативные.

Школьники России: е места из 40 странСтраны-лидеры Соответствуют требованиям XXI века к квалифицированной рабочей силе 70 – 73% 43% Высокий уровень: - могут системно подходить к решению проблемы; - учитывать различные условия и выявлять зависимость между ними; - организовывать и контролировать каждый шаг своих размышлений; - создавать свои собственные решения; - понятно и ясно представлять свое решение в словесной или иной форме % 12% Не достигают установленной нижней границы компетентности % 23% 12. Исследование: компетентность в решении проблем Россия

Содержание образования нацелено на усвоение логики предмета, а не связано с жизненными ситуациями Ученик проявляет интеллект в решении формальных задач, лишенных коммуникативно-деятельностного, практического содержания Знаниевая парадигма преобладает Компетентностная парадигма в зародышевом состоянии Следствие: равнодушие к учебе, отсутствие любознательности, формальное отношение к школьным обязанностям. NB!: применение измерителей PISA среди школьников и учащихся начальных классов дало высокие результаты! Резюме: мы имеем дело с великолепным человеческим материалом, который позднее, при обучении в школе, гасится. Нынешнее школьное образование препятствует становлению гражданского общества; оно плодит безответственных, не умеющих самостоятельно мыслить людей. 13. Ущербность российского образования

1.Перегруженность фактологическим материалом (загружается память, но не обеспечивается свободный перенос знаний при работе с ситуациями, отличными от учебных). 2.Слабое внимание формированию общеучебных и интеллектуальных умений (особенно в основной школе). Отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации.

«О приоритетных направлениях развития образовательных систем РФ»... Необходимо снизить недельную нагрузку учебного плана. Программа «Америка на пути в XXI век»: учебный год в США должен быть удлинен до 240 дней... Для этого школа должна перейти от шести к семи урокам в день, от 5 - дневной недели к 6- дневной… Если американцы хотят быть конкурентоспособными в следующие десятилетия, это именно то, что они должны сделать… РоссияСША 18. Для сравнения

ОСОБЕННОСТИ ГИА: специфика условий проведения экзамена; инновационность КИМ: возрастные познавательные особенности девятиклассников, специфика целей и содержания обучения в основной школе; ориентирование в природной и социальной реальности; проверка умений применять знания, в т.ч. в практических жизненных ситуациях; информационно-коммуникативная деятельность; сформированность комплекса умений, связанных с получением, анализом и применением эмпирических данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА ПО АЛГЕБРЕ В 2009г. При выполнении первой части работы учащихся в наибольшей степени затруднили задания категории «решение задач». Проблемы были связаны не с применением вычислительных алгоритмов, а с неумением разобраться в несложной фабуле.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА ПО АЛГЕБРЕ В 2009г. Вызывают затруднения задания, в которых требуется интерпретировать условие, переходить с одного математического языка на другой. Это, по всей видимости, связано с тем, что такого рода задания для итоговой аттестации являются качественно новыми, и нужные акценты в учебном процессе по разным причинам еще не расставлены.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2009г. Недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учетом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Отсутствие представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2009г Чтение диаграммы – около 40% выполнения Составление плана текста – до 20% не приступают к выполнению Аргументация собственного мнения – до 40% не приступают к выполнению Привлечение контекстных знаний – до 40% не приступают к выполнению

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2009г. Задание, проверяющее умение осуществлять поиск социальной информации в различных источниках и формах (в виде диаграммы или таблицы), оказалось наиболее трудным среди заданий с кратким ответом (средний процент выполнения - 38%).

ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ В ПРОЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Исследовательский; Творческий; Игровой; Информационно-поисковый; Практико-ориентированный.

ПО ПРЕДМЕТНО- СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ Культурологический; Литературный; Музыкальный; Лингвистический; Естественнонаучный; Экологический; Спортивный; Географический; Исторический.

ПО ХАРАКТЕРУ КООРДИНАЦИИ ПРОЕКТА С открытой координацией (жёсткий); Со скрытой координацией (гибкий).

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА Личностный; Парный; Групповой.

ПО ШИРОТЕ ОХВАТА СОДЕРЖАНИЯ Монопредметный; Межпредметный; Внепредметный.

ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ (СТЕПЕНИ ОХВАТА) В рамках класса; В рамках школы; В масштабе города; В масштабе региона; В масштабе страны.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 1.Подготовительный или вводный (погружение в проект): – выбор темы и её конкретизация, определение жанра проекта; – определение цели и формулирование задач; – формирование проектных групп, распределение в них обязанностей; – выдача рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т. д.); – утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы; – установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 2. Поисково-исследовательский этап: – определение источников информации; – планирование способов сбора и анализа информации; – подготовка к исследованию и его планированию; – проведение исследования, сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы; – организационно-консультационные занятия, промежуточные отчёты учащихся.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 3. Трансляционно-оформительский этап: – «предзащита» проекта; – доработка проекта с учётом замечаний и предложений; – подготовка к публичной защите проекта. 4. Заключительный этап: – публичная защита проекта; – подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА 1.Подходите к проведению этой работы творчески. 2.Не сдерживайте инициативу учащихся. 3.Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно. 4.Помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или научится делать) самостоятельно. 5.Не спешите с вынесением оценочных суждений. 6.Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать. 7.Старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию. 8.В процессе работы не забывайте о воспитании.

ИТОГИ Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Е. Полат

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ 1.Изучить всем подробно материалы педсовета на диске Z в папке Белешниковой Т.Е. (в течение января 2010г.) 2.Заполнить отчёт по результатам проекта «Развитие профессионального уровня педагога через внедрение учебных пособий нового типа» на диске Z в папке Кудиновой В.И. (до 18 января -участники проекта). 3.Провести семинары по использованию метода проектов с приглашением О.О.Ламберг, методиста ГМЦ, и Соболевской Ж.В., преподавателя ИПКППРО (в течение 3-й четверти). Отв. Лесняк В.А. 4.Провести открытые уроки с применением метода проектов в начальной и средней школе в течение 2-го полугодия. Отв. Винокурова Л.В., Кудинова В.И.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ 6. Школьным методическим объединениям продумать организацию творческих каникул для реализации проектов. 7. Организовать парад (смотр) школьных проектов.