Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В. 2009 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ 6» г. Сергиев Посад.
Advertisements

Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Основы общей биологии. Предмет и задачи курса. Методы исследования биологии. Связь биологии с другими науками.
Нервная система человека Строение нервной системы человека Стресс и болезни психосоматического характера Профилактика заболеваний психосоматического.
Нервная система.Рефлекс.Инстинкт. Презентация к уроку биологии 7 класс. Подготовила Кольцова Ольга Павловна, учитель биологии ГБОУ СОШ 372, Московского.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.

Регуляция функций Нейронная регуляция Рефлекторная деятельность нервной системы.
Высшая нервная деятельность (ВНД) - деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней.
Высшая нервная деятельность -Значение нервной системы? (регулирует работу органов и систем организма, обеспечивает постоянство внутренней среды организма,
Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но для того, чтоб научиться делать. М.Горький.
1 вариант 1.г) 2.б) 3.в) 4.в) 5.а) 2 вариант 1.в) 2.в) 3.г) 4.а) 5.г)
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: Курс лекций Профессор В.И. Максимов (ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина) Лекция 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРИНЦИПУ.
Нервная система. Особенности организации. Учитель биологии МБОУ «Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна.
Нервная система выполняет две важнейшие функции: 1) нормального взаимодействия организма с внешним миром, обеспечения его поведения в соответствии с условиями.
«Значение, строение и функционирование нервной системы» Учитель биологии-химии МОУ «СОШ р.п. Озинки» Хорова Людмила Владимировна.
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Транксрипт:

Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год

Деятельность мозга и психическая деятельность связаны. Но, как?

Клавдий Гален (129 или 131 около 200) античный медик. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперек, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза

Рене́ Дека́рт французский математик, философ, физик и физиолог(16-17вв) Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».

Особое место в истории развития понятия о рефлексе принадлежит прежде всего чешскому ученому И. Прохаске. С него начинается переход от механического декартовского к биологическому пониманию рефлекса.

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ( ), русский физиолог, основоположник учения о психической регуляции поведения и новой психологии. В своей ставшей классической работе Рефлексы головного мозга (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Сеченов показал, что, поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом Сеченов пополнил учение о рефлексах существенным дополнением, рассмотрев влияние прежних воздействий, а не только непосредственно действующих.

Павлов, Иван Петрович ( ) великий русский физиолог, академик АН СССР, создатель учения о высшей нервной деятельности.

По И.П.Павлову, в основе ВНД лежит взаимодействие безусловных и условных рефлексов.

Принципы поведения по И.П.Павлову 1.Принцип причинности - в организме не происходит ни одного нервного явления без причины. 2.Принцип структурности – отдельные функции организма связаны с определенными участками ЦНС. 3.Принцип единства анализа и синтеза – любое воздействие мозг вначале анализирует, а затем формирует поведение.

Князь Алексей Алексеевич У́хтомский (13 (25) июля августа 1942) российский физиолог. Создатель учения о доминанте. Доминанта в физиологии - очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения. Доминанта выражается в готовности определённого органа к работе и поддержании его рабочего состояния. Доминанта в высших центрах головного мозга служит физиологической основой ряда психических явлений (например, внимания и др.).

Пётр Кузьми́ч Ано́хин (1898, Царицын 5 марта 1974, Москва) советский физиолог, создатель теории функциональных систем. Для понимания приспособительной активности индивида следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании, а организацию целостных соотношений организма со средой. Суть подобных организаций состоит в том, что отдельные вовлеченные в них компоненты не взаимодействуют, а взаимосодействуют, т.е. координируют свою активность для получения конкретного результата.

Итак, поведение – форма взаимодействия с окружающей средой. Поведение обусловлено: Наследственностью Влиянием факторов среды Воспитанием Поведение изучают: Психофизиология – наука о физиологических механизмах поведения. Этология – наука о поведении животных. Зоопсихология – наука о психике животных. и др.

Какой вклад в развитие теории поведения сделан учеными: К. Гален Р. Декарт Й. Прохаска И. М. Сеченов И. П. Павлов А. А. Ухтомский И. К. Анохин

Деятельность мозга и психическая деятельность связаны. Но, как? Домашнее задание: §24, рабочая тетрадь с.61 задание 2-3