LOGO Формирование системы профориентации в ОУ ГОУ «КРИРПО», ЦПиПС Килина И. А., к.пс.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кому нужна профориентация? Детям? Школе? Обществу?
Advertisements

Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы МБОУ Лицей.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
: Проблемы организации поститернатного сопровождения выпускников УИТ в образовательных учреждениях профессионального образования Т. Н. Михайлова, методист.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
«Планирование жизни и карьеры воспитанников детских домов» Корпоративный Фонд «SOS Детские деревни Казахстана» Комитет по охране прав детей Министерства.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
« Социальное партнерство как условие эффективной профориентации учащейся молодежи»
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Транксрипт:

LOGO Формирование системы профориентации в ОУ ГОУ «КРИРПО», ЦПиПС Килина И. А., к.пс.н.

Директивный подход к профориентации и выбору Решение о выборе профессии принимают старшие, имеющие на это право и власть. Выбор профессии согласуется с традицией, культурной нормой. (отсутствие самостоятельного выбора)

Информативный подход к профориентации и выбору решение принимает сам человек, основываясь на предлагаемых альтернативах. Задача профориентации - предоставить наиболее полное представление о различных профессиях, их особенностях (предоставление максимально широкого выбора)

Индивидуальный подход к профориентации и выбору решение о профессии основывается на особенностях индивидуальности человека, его сильных и слабых сторонах. Задача профориентации – диагностика (выбор обоснован, исходя из особенностей субъекта)

Постмодернистский подход к профориентации и выбору невозможно утверждать что-либо о мире и человеке, поскольку они изменяются каждый момент времени. Задача профориентации - научить использовать информационные потоки, анализировать их, деконструировать, усложнять и обогащать информацию о профессии, активизировать собственную поисковую деятельность, дать ориентиры (выбор уходит за пределы профориентации, производится самостоятельно в каждый момент выбора профессии)

Системный подход к профориентации и выбору решение о выборе разворачивается в контексте системы ресурсов, возможностей, актуальной социальной, экономической ситуации. Задача профориентации - включение индивидуальных особенностей, способностей в систему общественной необходимости (выбор основан на особенностях субъекта и внешнего мира)

Основные понятия Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И.). Профориентация - специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения личности; система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору. Профориентация рассматривается как система, обладающая характеристиками: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени ( КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ФГАУ «ФИРО» ) Company Logo

Противоречия в сфере профориентации педагоги общеобразовательных школ недостаточно ориентированы на формирование у школьников потребности в информации о мире профессий и послешкольном образовании (НПО, СПО), помощь школьникам в моделировании собственной профкарьеры; существующие психолого-медико-социальные центры не ориентированы на системный подход к решению проблем профориентации (разовые акции); на государственном уровне данная деятельность лежит в сфере интересов Министерств: Министерство образования и науки (педагог-психолог), Министерство труда и социального развития (Служба занятости); ограничение ориентационной работы только на профиль (профильной ориентации) способствует, с одной стороны, становлению индивидуального жизненного, образовательного сценария, расширению пространства маневра, с другой – для ряда обучающихся с разнонаправленными интересами и склонностями неизбежно ограничение это пространства самим фактором своего существования (рамками учебного предмета); введение ЕГЭ практически сводит на нет профориентационную работу в школах, в результате вузы получают абитуриента, не ориентированного на получение конкретной профессии. Company Logo

Противоречия в сфере профориентации Внутренние, личностно-психологические: между склонностями, способностями обучающихся и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Противоречия социально- экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими представлениями об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места; потребностью ОУ СОШ, УИТ, ПО в специалистах – профориентаторах и отсутствием штатной единицы, подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами. Company Logo

Системный подход за рубежом Западными специалистами используется системный подход, с помощью которого профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином переходные услуги. Комплексная система переходных услуг - это спектр координированных последовательных действий в отношении учащихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности. Различные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных служб занятости (агентств и бюро по трудоустройству) составляют главные элементы организационной структуры профориентации молодежи. Наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности. Company Logo

Система помощи учащимся в выборе профессии в Канаде Основа первичной профессиональной ориентации - усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. Структура профессиональных программ в ОУ изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, одна из задач которых - изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров. Формой познания мира профессий для учащихся являются самостоятельные занятия в центрах проф.ориентации (центрах выбора), располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами, информацией о более 4000 профессий: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда. Company Logo

Company Logo Формирование системы профориентации в России Государство (власть) Бизнес (работодатель) Образование (личность)

Центр социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО 50% учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, знакомые); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в т.ч. не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателю», не владеют умениями анализа своих возможностей в профвыборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда Company Logo

Принципы профориентационной работы 1.Право на свободный выбор профессии (Чего я ХОЧУ?) 2.Опора на потенциальные и актуальные ресурсы (Что я МОГУ?) 3.Учет потребностей общества и особенностей рынка труда (Кому это НУЖНО?) 4.Согласование интересов и возможностей личности и общества 5.Длительность, этапность профориентации 6.Системность как единство целей, последовательность, преемственность, непрерывность профориентационной работы субъектов (Центры, ОУ, педагоги, родители, обучающийся…) 7.Деятельностный характер профориентации Профориентация рассматривается как система социально- экономических, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи подросткам, молодежи, взрослым в профессиональном самоопределении. Системность профориентационной работы обеспечивается взаимодействием социальных институтов: школа, семья, центры детского творчества, профессиональные учебные заведения, психологические центры, Центры занятости, научные центры, медицинские учреждения, правоохранительные органы, СМИ, общественные организации, представители власти. Company Logo

15 Схема взаимодействия работников ОУ Заместитель директора по воспитательной работе Учитель предметник Библиотекарь Классный руководитель Психолог Медицинский работник Педагог социальный

Система профориентации и её подсистемы Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации. Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным, профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально-профессиональная адаптация. Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, характеризующегося активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера. Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона. Company Logo

Company Logo Этапы профориентации Профинформирование Ориентировочно- побудительный (5-7 классы) Ориентировочно- производительный (8-9 классы) Ориентировочно- подготовительный (1-4 классы) Ориентировочно- подготовительный (1-4 классы) Ориентировочно- заключительный (10-11 классы) Ориентировочно- заключительный (10-11 классы)

Company Logo Направления профориентации Профинформирование Профконсультирование Профотбор Профподбор Психологическая поддержка

Company Logo Система профориентации Профориентация как система Последовательная и закономерная смена этапов работы по становлению профессионала (по возрастам) Ряд направлений профориентационной работы: профинформирование, профдиагностика и консультирование и др.

Company Logo Задачи профориентации школьников и обучающихся НПО/СПО Основные задачи Сформировать осознанный выбор будущей профессии, заинтересовать, представить профессию так, чтобы школьник захотел учиться в НПО/СПО, получить востребованную рабочую профессию Подтвердить правильность профвыбора, продемонстрировать возможности, перспективы жизненной и профкарьеры, привить обучающимся любовь к выбранной профессии

Company Logo Современные направления профориентационной деятельности Портфолио, конкурсы, гранты,олимпиады, акции, форумы, сайты, медиацентр Детско-взрослые научно-образовательные производства, соцпрактика Ассоциация старшеклассников- предпринимателей, проекты Формы, методы профориентации

Company Logo Система повышения квалификации в сфере профориентации On-lein: вебинар, форум, дистанционный курс, видеоконференция Консультации: тематические, методические Конкурсы. Конференции. ЭП. Формы повышения квалификации ГОУ «КРИРПО» ЦПиПС Семинар, семинар-практикум Курс повышения квалификации

Company Logo Дополнительные профессиональные образовательные программы Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий Организация профориентации обучающихся в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения Организация профориентации обучающихся в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи

Программное обеспечение ПК Company Logo

Результаты анкетирования участников ПК Company Logo

Соотношение состава участников по итогам вебинаров (2012г.)

Участники конкурса «ПРОФориентир» Company Logo

Мероприятия ЦПиПС г. Областной конкурс для обучающихся и воспитанников «Рабочие профессии – будущее Кузбасса» г. Курс повышения квалификации «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения» г. Темат.консультация «Основы ведения регионального банка данных о детях-сиротах» г. Темат.консультация «Технологии построения проф. карьеры» г. Международная НПК « Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век» Секция 2 «Опыт, проблемы и перспективы развития системы профориентации подростков и молодежи» г. Вебинар «Системный подход к организации профориентации в ОУ (из опыта работы)» (III часть) г. Фестиваль рабочих профессий (награждение победителей конкурса «Рабочие профессии – будущее Кузбасса») г. Темат.консультация «Организация соц.партнерства с работодателями по вопросам содействия трудоустройству и адаптации молодых специалистов к региональному рынку труда» Company Logo

Приглашаем к сотрудничеству! ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Центр профориентации и постинтернатного сопровождения е-mail: р.т. 8(3842) Группа ЦПиПС в социальных сетях: « Одноклассники »