Государственная энергетическая политика и стратегия развития инновационной энергоэффективнойэкономики России Модуль 1 Программа повышения квалификации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Advertisements

1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Source: 2 Об Агентстве Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России было создано 22 декабря.
Российское энергетическое агентство сСистема «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Технология разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Транксрипт:

Государственная энергетическая политика и стратегия развития инновационной энергоэффективнойэкономики России Модуль 1 Программа повышения квалификации «Управление энергосбережением и повышение энергетической эффективности на предприятиях АПК

Мировой опыт энергосбережения

3 Кто эффективно использует энергию, тот предотвращает разбазаривание природных ресурсов и охраняет окружающую среду Энергоэффективность и энергосбережение – это, прежде всего, бережное отношение к энергии в любой сфере и ее предельно безвредное производство

4 Лидиры в гонке за «зеленой» энергией По итогам 2009 г. наибольшие капиталовложения в сектор экологически чистой энергетики сделаны в Китае, инвестиции в этот сектор в Китае составляют $32 млрд., (США - $18,6 млрд.) В процентном отношении к размеру ВВП лидирующее положение заняла Испания По объему установленной мощности ВИЭ лидируют Китай, Германия и Испания Источник: Bloomberg

5 К 2050 году Европа может полностью перейти на возобновляемую энергию ВЭС Северной Европы и Северного моря Солнечные фабрики Северной Африки Электростанции на биомассе ГЭС в Скандинавии и Альпах Подводные турбины «Сверхумная» электросеть

6 В Европе выросли уже два поколения людей, для которых сбережение всех видов ресурсов является частью повседневной жизни. Население экономит свои деньги и заодно вносит посильный вклад в общее дело вносит посильный вклад в общее дело снижения потребления энергии Среднестатистическому европейцу нравится иметь имидж человека, который заботится не только о собственном бюджете, но и об окружающей среде В моду входит особый экологичный life-style: тратить меньше топлива и пользоваться энергосберегающими приборами.

7 Дания: чудеса бывают… Когенерация Энерго- и ресурсосбережение ВИЭ Эффективная и экологически чистая энергетическая система страны Централизованное теплоснабжение Газ Био- топливо

8 Программа конверсии ТЭЦ I-й этап: реконструкция самых крупных источников тепла в системах ЦТ, работающих на угле и газе (около крупных 30 станций были превращены в небольшие ТЭЦ суммарной электрической мощностью примерно 465 МВт) II-й этап: оставшиеся установки на угле, средние по мощности станции на газе и часть станций, работающих на жидком топливе в системах ЦТ (в основном перевод на сжигание отходов и на природный газ) III-й этап: реконструкция небольших систем ЦТ с их последующим присоединением к системам с ТЭЦ на природном газе или к системам, работающим на биотопливе Параллельно велась работа по переоборудованию районных электростанций с целью получения от них дополнительного тепла и передачи его в сети централизованного теплоснабжения крупных городов

9 была осуществлена централизация систем теплоснабжения крупных городов и населенных пунктов большинство источников переведены в теплофикационный режим (суммарная установленная мощность малых ТЭЦ в системах ЦТ превысила 1300 МВт) был осуществлен перевод источников с жидкого топлива (нефти) и частично угля на экологически чистые природный газ и биотопливо Дания: теплоснабжение

10 Дания: смена парадигм Источник: A*STAR Energy Technology R&D Program, Prof Ho Hiang Kwee, Program Director Крупные электростанции Распределенная генерация Потребление Предложение МВт Крупные электростанции Мелкие электростанции ВЭС

11 Дания: методы стимулирования Источник: A*STAR Energy Technology R&D Program, Prof Ho Hiang Kwee, Program Director На вырабатываемую ТЭЦ электроэнергию установлена фиксированная цена, которая соответствует собственным долгосрочным производственным затратам плюс сэкономленные капитальные затраты Законодательно закреплены экономические гарантии крупным ТЭЦ, сохраняющим комбинированное производство энергии Действует инвестиционная субсидия для перевода систем централизованного теплоснабжения на работу от ТЭЦ и установок на биомассе (в общей сложности выделялось до 50 млн. датских крон в год) Действуют инвестиционные гранты для строительства сетей ЦТ и ремонта тепловых сетей в случае обязательного подключения к магистральной сети (компенсация 30…60% капиталовложений) Действует субсидия на производство электроэнергии, поставляемой ТЭЦ на газе и возобновляемых энергоресурсах в электросеть общего пользования (100…170 датских крон за 1 МВт-ч)

12 Дания: методы стимулирования Источник: A*STAR Energy Technology R&D Program, Prof Ho Hiang Kwee, Program Director Действуют инвестиционные субсидии для проведения энергоэффективных мероприятий в промышленности и торговле, включая ТЭЦ Действуют инвестиционные субсидии для устройства центрального отопления в жилых домах, построенных до 1950 г., в районах с системами централизованного теплоснабжения (30…50% общей суммы затрат) Часть тарифа на электроэнергию размером 10 ДК/МВт-ч тратится на энергосбережение (половиной этой суммы распоряжаются энергораспределительные компании, а другой половиной – фонды энергосбережения) Энергокомпании обязаны поощрять своих клиентов внедрять меры по энергосбережению

13 Дания: Дания: Энергетический план на гг. полный отказ от использования угля и нефти при производстве тепловой и электрической энергии переход на возобновляемые энергоресурсы и природный газ (доля последнего в энергетическом балансе страны не превысит 45%)

14 США: пробуждение В 2006 г. более 60 ведущих организаций, представляющих различные заинтересованные стороны со всей страны, объединили усилия для разработки Национального плана действий по повышению энергетической эффективности В этот план включены основы стратегии Перспектива- 2025, предусматривающей действия по достижению и оценке поступательного развития в направлении к поставленной цели Мы будем инвестировать $15 млрд. в год в разработку таких технологий, как энергия ветра и солнечная энергия, перспективные виды биотоплива, обогащенный уголь и более экономичные легковые и грузовые автомобили, собираемые здесь, в Америке (Президент Обама; февраль 2009 г.)

15 «Перспектива-2025» «План действий» получил широкую поддержку со стороны правительств штатов, энергетических компаний и потребителей на всей территории Америки При подготовке Перспективы-2025 использовался опыт более двух десятилетий работы в области повышения энергоэффективности К 2007 г. был достигнут значительный прогресс: около половины всех штатов приняли программы повышения энергоэффективности установлены строительные нормативы для новых домов и зданий примерно в одной трети штатов установлены целевые показатели энергосбережения и устранены препятствия, мешавшие коммунальным компаниям получатьприбыль от продажи дополнительной энергии Штаты, энергетические компании и другие организации расходуют около $2 млрд. в год на программы энергосбережения. В результате: сокращение затрат электроэнергии в объеме, который равен производительности 30 электростанций общей мощностью более 500 МВт снижение выбросов парниковых газов в объеме, соответствующем выхлопам 9 млн. автомобилей в год сокращение затрат на приобретение энергии потребителями почти на $6 млрд. в год

16 США: финансирование программ повышения энергоэффективности $5 млрд. $5 млрд. в фонд Программы помощи с утеплением (программа действует с 1976 г.; оплачивает расходы по ремонту домов семей с низким доходом с целью энергосбережения). Благодаря этой программе более 5,6 миллиона семей с низким доходом повысили уровень комфорта своих домов и снизили расходы на электроэнергию. $4 млрд. $4 млрд. на модернизацию государственного жилья, находящегося в ведении Министерства жилищного строительства и городского развития США, для повышения энергоэффективности. $300 млн. $300 млн. на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы. $3,2 млрд. $3,2 млрд. на гранты штатам и местным органам власти для поддержки осуществления проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения в государственных зданиях.

17 США: финансирование программ повышения энергоэффективности $4,2 млрд. $4,2 млрд. для Администрации общих служб США на преобразование зданий, принадлежащих федеральному правительству, в высокопроизводительные экологически чистые здания, в которых сочетаются методы энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии. 6,9 млрд. 6,9 млрд. – Федеральной администрации по пассажирским перевозкам для передачи местным службам общественного транспорта с целью инвестиций в проекты по энергосбережению и расширению возможностей систем общественного транспорта. 50 млн. 50 млн. на усилия, направленные на повышение энергоэффективности информационных технологий и технологий связи. Увеличение налоговых льгот для домовладельцев и предприятий, которые за собственный счет осуществляют модернизацию своих объектов недвижимости с целью повышения энергоэффективности.

18 Япония: ставка на солнечную энергетику Правительство Японии оплачивает треть стоимости установки батарей В конце 1997 г. солнечные батареи были установлены на 8 тыс. жилых домов. В 2010 г. установлены солнечные батареи на 1 млн. жилых домов Цена 1 кВт-ч «солнечной» энергии снизилась с 30 тыс. иен в 1973 г. до 140 иен в 2000 г. (такой уровень приемлем для использования солнечных батарей в быту)

19 Япония: бытовой сектор отказ от пультов дистанционного управления электронной аппаратурой ежедневные добровольные выключения кондиционеров на 1 час в августе месяце, на который приходится пик потребления электричества отказ от поддержания высокой температуры воды в электрочайниках в течение ночи. Основная проблема электроэнергетики Японии – бытовой сектор, расходы энергии в котором продолжают увеличиваться. Поэтому сегодня большое внимание в стране уделяется обучению граждан способам сбережения энергии. Среди них выделяются: Правительство Японии планирует также сократить потребление электроэнергии бытовыми электроприборами, в том числе кондиционерами воздуха - на 63%, холодильниками - на 30% и т.д.

20 Япония: промышленность повышения энергоэффективности заводской котельной налаживания естественного охлаждения промышленной воды в зимний период внедрения использования зимой естественного сухого воздуха в системе кондиционирования расширения вторичного применения тепловых отходов на производстве Завод по производству фотобумаги компании «Коника» в городе Одавара (префектура Тиба) поднял эффективность энергопользования на 40% за последние 10 лет. Это достигнуто путем:

Государственная политика России в области энергосбережения

Общий потенциал повышения эффективности использования энергии в РФ оценивается примерно в 420 млн. т у.т Потенциал энергоэффективности в России

Топливно-энергетический баланс Западной Сибири в 2007 г, млн. т у.т.

Пути обеспечения экономического роста России Комплексное ресурсосбережение в промышленности, коммунальном хозяйстве и на транспорте Техническая и инфраструктурная модернизация ТЭК, ускорен-ное развитие топливно-сырьевой базы Снижение доли нефти и газа в товарной структуре внешней торговли и постепенное замещение необработанных энергоносителей наукоемкой продукцией российского производства Оптимизация внутреннего энергетического баланса, поощрение использования возобновляемых источников энергии, охрана окружающей среды Развитие диверсифицированных высококонкурентных внутренних энергетических рынков Повышение роли государственного регулирования в реализации энергетической стратегии

Барьеры на пути энергосбережения в России Человеческий фактор – основная причина, по которой энергосберегающие технологии с трудом приживаются в России: пока сбережение энергетических ресурсов не станет частью культуры ситуацию с внедрением энергоэффективных решений трудно будет изменить Недостаток знаний в области энергосбережения как в бизнес- среде, так и среди обывателей Отсутствие достоверной системы статистической отчетности по показателям энергоэффективности Тарифная политика: энергетической отрасли пора переходить к дифференцированной тарификации, приводя ее в соответствие с принципами ценообразования на мировом рынке Отсутствие реально работающих налоговых и административных инструментов экономического стимулирования Отсутствие отечественного аналога ISO – международного стандарта на системы менеджмента энергосбережения (только появился необходимо повсеместное внедрение)

Государственная стратегия России до 2030 года Главной целью новой Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России. Основные приоритетами развития отечественной экономики энергоэффективность экономики и энергосбережение; совершенствование топливно-энергетического баланса страны и структуры ТЭК; создание цельной системы законодательных актов в сфере использования топлива и энергии, достаточной для государственного регулирования; энергетическая безопасность (устойчивость энергоснабжения, техническая и экологическая безопасность ТЭК, поддержание энергетического потенциала как фактора внешней и внутренней политики).

Государственная стратегия России до 2030 года Три этапа реализации Первый этап (ориентировочно по годы) - выход из кризиса и формирование основ новой экономики. Второй этап - переход к инновационному развитию и формирование инфраструктуры новой экономики. Третий этап - развитие инновационной экономики. В электроэнергетике Прогнозируется в 2 - 2,5 раза увеличение объемов производства электроэнергии на базе атомных электростанций и возобновляемых источников энергии. В целом предусматривается увеличить к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии долю нетопливных источников в производстве электроэнергии примерно с 32 % (2008 год), до не менее чем 38 %.

Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года Правительство РФ одобрило госпрограмму энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года. Планируемый объем финансирования программных мероприятий за весь срок реализации программы должен составить более 9 трлн. руб., в том числе 760 млрд. руб. из средств бюджета РФ (135 млрд. руб.) и субъектов РФ (625 млрд.), а остальное из внебюджетных источников финансирования. Реализация программы в сочетании с изменением структуры ВВП (13,5% и 27% соответственно) должно обеспечить выполнение поручения Президента РФ снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года I.этап (2011…15 гг.) переход на энергоэффективный путь развития экономики: снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 7,4% обеспечение суммарной экономии энергии в размере 300 млн. т.у.т. суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов около 2,5 трлн. руб. (в текущих ценах) поступления дополнительных налогов на прибыль за счет снижения энергетических издержек предприятий и организаций 163 млрд. руб. II.этап (2016…20 гг.) развитие экономики по энергоэффективному пути: снижение энергоемкости ВВП не менее чем до 13,5% обеспечение суммарной экономии энергии в размере млн. т.у.т. суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов около 7 трлн. руб. (в текущих ценах) поступления дополнительных налогов на прибыль за счет снижения энергетических издержек предприятий и организаций 183 млрд. руб.

Энергоэффективность в регионах: проблемы Минфин выступает против поддержки энергоэффективных проектов из федерального бюджета Закон предполагает финансовое поощрение регионов, за успехи в экономии энергии. Минфин выступает против поддержки энергоэффективных проектов из федерального бюджета экономия энергоресурсов, как раз, эти потоки может существенно снизить Стимулов к энергосбережению у региональных и местных чиновников мало: они заинтересованы в увеличении контролируемых ими денежных потоков, а экономия энергоресурсов, как раз, эти потоки может существенно снизить Руководству бюджетных организаций энергосбережение на практике также невыгодно Руководству бюджетных организаций энергосбережение на практике также невыгодно Нетрынка энергосервисных услуг Нет рынка энергосервисных услуг

Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Source:

ФГУ «Российское энергетическое агентство» создано 22 декабря 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Объединение «Росинформресурс» с 1966 г.) 70 региональных филиалов 2000 сотрудников кв.м. - имущественный комплекс РЭА: история создания Инфраструктура Опыт и компетенции Росинформресурса в промышленности и ТЭК

Поддержка реализации ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в части компетенций Министерства энергетики РФ, а также в рамках Распоряжения Правительства РФ 1830 от Содействие повышению эффективности государственной политики в области ЭЭ и ВИЭ Создание единой площадки для взаимодействия всех участников рынка Содействие повышению инвестиционной привлекательности инновационной энергетики Цели РЭА 35 РЭА – центр обмена информации, мониторинга, координации и стимулирования проектов в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и инноваций в ТЭК

Государственная информационная система в области энергосбережения Создается в рамках статьи 23 Федерального закона 261-ФЗ Регулируется Постановлением 391 от «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования». Source:

В России создаётся государственная информационная система ГИС с регулярным представлением следующих основных сведений: о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации; об объеме использования энергетических ресурсов, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно- коммунального хозяйства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов;

полученных в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных реестра СРО в области энергетического обследования ; о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований; о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов; о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов, имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях; продолжение

об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; иных установленных Правительством Российской Федерации сведений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. продолжение

Задачи РЭА Содействие международной кооперации по реализации проектов и финансированию Информационное взаимодействие на международном уровне в области ТЭК, ЭЭ и ВИЭ Международный уровень Информационно-аналитическое обеспечение формирования государственной энергетической политики (подготовка национальных докладов о состоянии ТЭК и энергоэффективности в РФ) Создание единого Информационно-аналитического Центра ТЭК, комплексной системы мониторинга в области ТЭК и энергоэффективности Участие в разработке законодательства, методологии, федеральных стандартов Федеральный уровень Консультирование и информационная поддержка при разработке региональных программ повышения энергоэффективности Содействие в подготовке проектов по энергоэффективности с бюджетным и коммерческим финансированием Сбор и распространение информации о проектах в области энергоэффективности Региональный уровень Консультационная поддержка участников рынка (распространение информации о технологиях, инновациях и лучших практиках в области энергоэффективности) Поддержка проектов в области энергоэффективности и инновационной энергетики (в том числе в форме ЧГП) Бизнес/рынок Популяризация и стимулирование энерго- и ресурсосбережения среди населения (распространение информационных материалов и промоакции) Население 40

Source: 41 Структура Государственной информационной системы Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Система национальных порталов «Энергоэффективная Россия» Инфраструктура обработки энергетических паспортов Система «Управление энергосбережением» Взаимодействие с министерствами, ведомствами, субъектами федерации, муниципалитетами Анализ, контроль и отчетность Вертикальная интеграция с ГАИС «УПРАВЛЕНИЕ» П Приложения 1 Постановления 391

5 Министерство энергетики Российское энергетическое агентство Портал «Энергоэффективная Россия» hp Министерство экономического развития nec/main Информационн ые сайты