Современный компетентностно ориентированный урок русского языка Подготовила Подготовила учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
Advertisements

Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Д ЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению ; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
«Инновационные педагогические технологии в работе педагогов дополнительного образования»
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Транксрипт:

Современный компетентностно ориентированный урок русского языка Подготовила Подготовила учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы ОШ 1 ОШ 1 Бербенец Н.И. Бербенец Н.И.

План Современные тенденции образования. Современные тенденции образования.тенденции Компетентностный подход в обучению русскому языку. Компетентностный подход в обучению русскому языку. Компетентностный Технология коммуникативного обучения. Технология коммуникативного обучения.коммуникативного Сравнение традиционного обучения с личностно ориентированным. Сравнение традиционного обучения с личностно ориентированным.традиционного Технология интерактивного урока. Технология интерактивного урока.интерактивного Лабораторная работа по русскому языку. Лабораторная работа по русскому языку.работа Коммуникативные упражнения. Коммуникативные упражнения. Коммуникативныеупражнения Коммуникативныеупражнения Конструирование свободных текстов. Конструирование свободных текстов.свободных Метод проектов. Метод проектов.проектов Педагогическая мастерская Педагогическая мастерская Педагогическая мастерская Педагогическая мастерская Вывод. Вывод. Вывод Литература. Литература. Литература

Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся следующих возможностей: Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся следующих возможностей: размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции; размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции; формулировать и аргументировать собственные точки зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. формулировать и аргументировать собственные точки зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности; Интеллектуальное и нравственное развитие личности; формирование критического и творческого мышления; формирование критического и творческого мышления; развитие умения работать с информацией. развитие умения работать с информацией.

Современный урок Современный урок- это урок демократический. Он проводится не для учащихся, а вместе с ними. Современный урок- это урок демократический. Он проводится не для учащихся, а вместе с ними. его характеризует не обучение словом, а обучение делом; его характеризует не обучение словом, а обучение делом; он должен быть развивающим по поставленной цели, разноуровневым по содержанию, деятельностным по выбору методов обучения, интерактивным по форме его организации. он должен быть развивающим по поставленной цели, разноуровневым по содержанию, деятельностным по выбору методов обучения, интерактивным по форме его организации.

Этапы подготовки урока Диагностика, предусматривающая изучение особенностей и интересов учащихся, их уровень подготовки к уроку, анализ учебного материала; Диагностика, предусматривающая изучение особенностей и интересов учащихся, их уровень подготовки к уроку, анализ учебного материала; Прогнозирование, включающее выбор наиболее оптимальной стратегии обучения учащихся и оценку разных вариантов проведения уроков в контексте выбранной стратегии; Прогнозирование, включающее выбор наиболее оптимальной стратегии обучения учащихся и оценку разных вариантов проведения уроков в контексте выбранной стратегии; Планирование с целью создания плана и программы управления учебной деятельностью учащихся. Планирование с целью создания плана и программы управления учебной деятельностью учащихся.

Стадии подготовки урока Определение цели ; Определение цели ; определение структуры урока. определение структуры урока. разработка дидактической модели процесса; разработка дидактической модели процесса;

Характерные признаки современного урока Характерные признаки современного урока вариативность и гибкость структуры урока; вариативность и гибкость структуры урока; гуманитарный потенциал и гуманизация обучения; гуманитарный потенциал и гуманизация обучения; направленность урока на личность ученика; направленность урока на личность ученика; системный подход к архитектуре урока и процессу обучения; системный подход к архитектуре урока и процессу обучения; полное усвоение нового материала на уроке; полное усвоение нового материала на уроке; оптимизация форм работы на уроке; оптимизация форм работы на уроке; экономия времени в школьном обучении; экономия времени в школьном обучении;

Компетентностный подход в обучении русскому языку Воспитание компетентного человека- главная конечная цель общеобразовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности. Воспитание компетентного человека- главная конечная цель общеобразовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

Научить русскому языку- – значит обеспечить формирование компетенций: языковой, речевой, коммуникативной, деятельностной, социокультурной, этнографической, читательской. Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Отсюда коммуникативная компетенция – выбор и реализация программ речевого общения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной речевой ситуации: умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, возникающих у учащихся до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации. – значит обеспечить формирование компетенций: языковой, речевой, коммуникативной, деятельностной, социокультурной, этнографической, читательской. Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Отсюда коммуникативная компетенция – выбор и реализация программ речевого общения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной речевой ситуации: умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, возникающих у учащихся до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации.

Технология коммуникативного обучения Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве. Коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве.

Цели технологии определить жизненный опыт каждого ученика, уровень интеллекта, познавательные способности, интересы,качественные характеристики, которые сначала надо раскрыть, а потом согласовать с содержанием образования и развить в учебном процессе; определить жизненный опыт каждого ученика, уровень интеллекта, познавательные способности, интересы,качественные характеристики, которые сначала надо раскрыть, а потом согласовать с содержанием образования и развить в учебном процессе; формировать позитивную мотивацию учащихся к познавательной деятельности,самореализации и самосовершенствовании школьников в рамках социокультурных и моральных ценностей; формировать позитивную мотивацию учащихся к познавательной деятельности,самореализации и самосовершенствовании школьников в рамках социокультурных и моральных ценностей; вооружить учащихся механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимыми для становления самобытной современной личности, способной вести конструктивный диалог с другими людьми, природой, культурой и цивилизацией в целом. вооружить учащихся механизмами адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимыми для становления самобытной современной личности, способной вести конструктивный диалог с другими людьми, природой, культурой и цивилизацией в целом.

Сравнение традиционного обучения с личностно ориентированным по основным параметрам учебного процесса Параметры Традиционная технология Личностно ориентированное обучение Философия образования В центре учебного процесса- учитель. Учащийся- объект учебного процесса. Обучение рассматривается как результат. Базируется на принципах соревнования. В центре учебного процесса- учащийся. Учащийся-субъект учебного процесса. Стимулируется сотрудничество и взаимопомощь. Ориентируется на внутреннюю мотивацию, что основывается на радости познания и успехах. Цель Внимание акцентируется лишь на формальных знаниях, умениях и навыках. Является формальным дополнением к содержанию обучения. Внимание акцентируется на отношении к знаниям, умениям, навыкам, которые будут использоваться в настоящем и будущем. Заключается в корреляции знаний, умений, навыков, отношении к обучению. Содержание Имеет незыблемый объем. Является конечной целью обучения. Определяется строго по предметам. Характеризуется гибкостью. Является способом достижения цели. Определяется на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

Сравнение традиционного обучения с личностно ориентированным по основным параметрам учебного процесса 123 Методика Внимание концентрируется на воспроизведении заученного содержания. Ориентировано на среднего учащегося. Обучение осуществляется на основе творческих методов. Обучение ориентировано на коллективную и индивидуальную деятельность в группах с целью формирования коммуникативных навыков. Методология и оценивание Компонент оценивания имеет формальный характер. Контроль осуществляется время от времени и в конкретный срок. Оценивание основывается на учете заученной информации, знаний, умений, навыков. Компонент оценивания имеет форму общих рекомендаций. Преимущество отдается оцениванию, которое направлено на констатацию успеха. Оценивание имеет характер непрерывный, стимулирует усилия к самооцениванию, саморегуляции и самообразованию.

Основные требования к организации и дидактическому обеспечению личностно ориентированного учебного процесса Учебный материал и характер его представления должен обеспечивать проявление жизненного опыта учащегося, учитывая результаты предыдущего обучения; Учебный материал и характер его представления должен обеспечивать проявление жизненного опыта учащегося, учитывая результаты предыдущего обучения; изложение материала должно быть ориентированным на преобразование субъектного опыта каждого учащегося; изложение материала должно быть ориентированным на преобразование субъектного опыта каждого учащегося; активное стимулирование учащегося к приобретению знаний должно обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения; активное стимулирование учащегося к приобретению знаний должно обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения; учебный материал должен быть организован так, чтобы учащийся имел возможность самостоятельно выбрать способы выполнения предложенных заданий ; учебный материал должен быть организован так, чтобы учащийся имел возможность самостоятельно выбрать способы выполнения предложенных заданий ;

Технология личностно ориентированного урока Чтобы быть субъектом учебной деятельности, учащийся должен овладеть ее основными этапами: Чтобы быть субъектом учебной деятельности, учащийся должен овладеть ее основными этапами: этап ориентации включает мотивацию запланированной деятельности; этап ориентации включает мотивацию запланированной деятельности; этап определения цели предусматривает определение вместе с учащимися цели осуществления деятельности, запланированной учителем; этап определения цели предусматривает определение вместе с учащимися цели осуществления деятельности, запланированной учителем; этап проектирования включает выполнение запрограммированной учителем деятельности путем приобщения учащихся к выполнению опережающих заданий, подготовку сообщений, рефератов, изготовление наглядности;составление плана,обсуждение плана работы. этап проектирования включает выполнение запрограммированной учителем деятельности путем приобщения учащихся к выполнению опережающих заданий, подготовку сообщений, рефератов, изготовление наглядности;составление плана,обсуждение плана работы.

Технология личностно ориентированного урока заключительный этап предусматривает осознание учащимися ситуации достижения цели. заключительный этап предусматривает осознание учащимися ситуации достижения цели. этап организации выполнения плана деятельности предусматривает предложение возможных вариантов и способов выполнения учебной деятельности; выбор учащимися способов фиксации нового материала( конспект, схема, таблица план, тезисы, выводы и т. д.) и во время закрепления знаний, формирование умений и навыков; вариативность домашнего задания; этап организации выполнения плана деятельности предусматривает предложение возможных вариантов и способов выполнения учебной деятельности; выбор учащимися способов фиксации нового материала( конспект, схема, таблица план, тезисы, выводы и т. д.) и во время закрепления знаний, формирование умений и навыков; вариативность домашнего задания; этап контроля и оценки включает привлечение учащихся к разным видам контроля, к исправлению ошибок и недостатков в знаниях, осознание причин путем взаимо- и самоанализа, сравнение полученных знаний. этап контроля и оценки включает привлечение учащихся к разным видам контроля, к исправлению ошибок и недостатков в знаниях, осознание причин путем взаимо- и самоанализа, сравнение полученных знаний.

Технология интерактивного урока Интерактивное обучение- это обучение, «погруженное» в общение. Интерактивное обучение- это обучение, «погруженное» в общение. Общение- это двусторонний процесс, в котором ученик- учитель или ученик- ученик обмениваются мыслями и информацией. Общение- это двусторонний процесс, в котором ученик- учитель или ученик- ученик обмениваются мыслями и информацией. Цель общения- удовлетворение нескольких потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуального роста. Цель общения- удовлетворение нескольких потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуального роста.

Сравнительная характеристика пассивного и интерактивного обучения Признаки Пассивное обучение Интерактивное обучение Объем информации Незначительный объем материала требует значительных трат времени За короткий промежуток времени можно выучить значительный объем материала Глубина усвоения материала Ориентирована на уровень усвоения знаний Усвоение равных познаний (знание, понимание, употребление, анализ, синтез, оценка) Процент усвоения знаний Как правило, невысокий Как правило, высокий Источник мотивации Внешний: учитель, родители, оценки Внутренний: интерес самого учащегося Роль личности Учитель- источник знаний Учитель-организатор, лидер Роль учащегося ПассивнаяАктивная

Методические рекомендации к подготовке интерактивного урока К работе на уроке должны быть привлечены все учащиеся; К работе на уроке должны быть привлечены все учащиеся; необходимо заботиться о психологической подготовке учащихся: разнообразное стимулирование, создание условий для самоорганизации и др.; необходимо заботиться о психологической подготовке учащихся: разнообразное стимулирование, создание условий для самоорганизации и др.; обучающихся в интерактиве не должно быть много, продуктивна работа только в малых группах. Каждый должен быть услышан. обучающихся в интерактиве не должно быть много, продуктивна работа только в малых группах. Каждый должен быть услышан. помещение должно быть специально подготовленным, учащиеся должны иметь возможность передвигаться во время работы в малых группах; помещение должно быть специально подготовленным, учащиеся должны иметь возможность передвигаться во время работы в малых группах; во время урока необходимо придерживаться регламента, проявлять терпимость к любой точке зрения, внимательно выслушивать всех участников, уважая их. во время урока необходимо придерживаться регламента, проявлять терпимость к любой точке зрения, внимательно выслушивать всех участников, уважая их.

Структура интерактивного урока Мотивация; Мотивация; представление темы и ожидаемых результатов; представление темы и ожидаемых результатов; предоставление необходимой информации для выполнения заданий; предоставление необходимой информации для выполнения заданий; интерактивное упражнение- центральная часть занятия; интерактивное упражнение- центральная часть занятия; подведение итогов, оценивание результатов урока подведение итогов, оценивание результатов урока

Особенности организации работы в группе и в парах I этап- подготовительный I этап- подготовительный мотивация; мотивация; постановка задачи; постановка задачи; инструктаж учителя о последовательности действий; инструктаж учителя о последовательности действий; раздача дидактического материала. раздача дидактического материала. II этап- групповая или парная работа II этап- групповая или парная работа знакомство с дидактическим материалом; знакомство с дидактическим материалом; индивидуальное выполнение работы; индивидуальное выполнение работы; обсуждение индивидуальных результатов работы; обсуждение индивидуальных результатов работы; обсуждение общего задания в группе, в паре; обсуждение общего задания в группе, в паре; подведение итогов. подведение итогов. III этап- заключительный III этап- заключительный сообщение членов группы о выполненном задании; сообщение членов группы о выполненном задании; общий вывод о работе, о достижении задачи. общий вывод о работе, о достижении задачи.

Принципы работы в группе В группу входят ученики разной степени подготовки; В группу входят ученики разной степени подготовки; каждая группа выполняет работу сообща, все работают на общий результат; каждая группа выполняет работу сообща, все работают на общий результат; распределяются роли, функции; распределяются роли, функции; руководитель группы отчитывается о работе в парах, группах, консультирует, выставляет оценки своему сопарнику или группе; руководитель группы отчитывается о работе в парах, группах, консультирует, выставляет оценки своему сопарнику или группе; каждый учащийся получает комбинированную оценку:теория-5+ практика-3=4б. каждый учащийся получает комбинированную оценку:теория-5+ практика-3=4б. руководителю группы оценку ставит учитель. руководителю группы оценку ставит учитель. работа строится на принципах доверия и уважения. работа строится на принципах доверия и уважения.

Памятка для работы в парах Выполните задания 1, своей карточки; Выполните задания 1, своей карточки; расскажите напарнику свой теоретический вопрос; расскажите напарнику свой теоретический вопрос; запишите в тетрадь и прокомментируйте свои примеры, ответьте на вопросы напарника; запишите в тетрадь и прокомментируйте свои примеры, ответьте на вопросы напарника; выслушайте рассказ товарища по его теоретическому вопросу; выслушайте рассказ товарища по его теоретическому вопросу; прослушайте комментарии его примеров; прослушайте комментарии его примеров; уточните с помощью вопросов все, что вам показалось неясным уточните с помощью вопросов все, что вам показалось неясным выполните задание 2 из карточки напарника; выполните задание 2 из карточки напарника; сравните, одинаково ли вы выполнили задание 2; сравните, одинаково ли вы выполнили задание 2; в случае необходимости сверьтесь с орфографическим словарем ; в случае необходимости сверьтесь с орфографическим словарем ; выполните задание3 своей карточки, проверьте с товарищем, как вы выполнили задание3 и т. д.( в карточке 5 заданий) выполните задание3 своей карточки, проверьте с товарищем, как вы выполнили задание3 и т. д.( в карточке 5 заданий)

Листок оценивания Фамилия, имя: Балы Критерии: 0-требует доработки; 1- удовлетворительно; 3- прекрасно). Я могу четко аргументировать Я успешно использую перифразы Я могу ставить вопросы Я могу сказать «нет» Я могу аргументировано отвечать на критику Я могу делать логические выводы

Функции итогового этапа урока Итоги являются важнейшей частью интерактивного урока. Итоги являются важнейшей частью интерактивного урока. Именно на этом этапе необходимо: Именно на этом этапе необходимо: объяснить содержание обработанного материала; объяснить содержание обработанного материала; сравнить реальные результаты с ожидаемыми; сравнить реальные результаты с ожидаемыми; проанализировать, что получилось хорошо, что плохо; проанализировать, что получилось хорошо, что плохо; сделать выводы; сделать выводы; закрепить или откорректировать усвоенное; закрепить или откорректировать усвоенное; наметить новые темы для обсуждения; наметить новые темы для обсуждения; установить связь между тем, что известно,и тем, что нужно усвоить, чему научиться в будущем; установить связь между тем, что известно,и тем, что нужно усвоить, чему научиться в будущем; составить план дальнейших действий. составить план дальнейших действий.

Приемы интерактивного обучения Обучая - учись-этот прием позволяет передавать свои знания другим. Учащимся раздаются листки с конкретной информацией. Они должны познакомиться с ее содержанием и передать одному из учащихся класса, при этом получить информацию от другого учащегося. После общения учащихся в парах представитель от группы сообщает классу то, о чем узнали во время общения. Обучая - учись-этот прием позволяет передавать свои знания другим. Учащимся раздаются листки с конкретной информацией. Они должны познакомиться с ее содержанием и передать одному из учащихся класса, при этом получить информацию от другого учащегося. После общения учащихся в парах представитель от группы сообщает классу то, о чем узнали во время общения. «Микрофон»-дает возможность каждому высказать свою мысль. Говорить должен только тот, у кого «символический» микрофон, высказанные мысли не оцениваются и не комментируются, во время выступления никого не перебивают. «Микрофон»-дает возможность каждому высказать свою мысль. Говорить должен только тот, у кого «символический» микрофон, высказанные мысли не оцениваются и не комментируются, во время выступления никого не перебивают.

Приемы интерактивного обучения «Аквариум»-участники объединяются в группы по 4-6 учащихся и знакомятся с заданием. Одна из групп занимает место в центре аудитории, получает инструкцию проведения дискуссии:»Прочитайте задание, обсудите его в группе, дойдите до общего решения» После окончания отведенного для выступления времени группа возвращается на место. Краткое обсуждение : согласны ли вы с мыслью группы, была ли она аргументирована? Потом следующая группа занимает место в центре аудитории. Следующая группа может обсуждать следующую проблему. «Аквариум»-участники объединяются в группы по 4-6 учащихся и знакомятся с заданием. Одна из групп занимает место в центре аудитории, получает инструкцию проведения дискуссии:»Прочитайте задание, обсудите его в группе, дойдите до общего решения» После окончания отведенного для выступления времени группа возвращается на место. Краткое обсуждение : согласны ли вы с мыслью группы, была ли она аргументирована? Потом следующая группа занимает место в центре аудитории. Следующая группа может обсуждать следующую проблему. Рефлексия: для чего мы это делали? Чему вы лично научились? Рефлексия: для чего мы это делали? Чему вы лично научились?

Приемы интерактивного обучения «Круг идей» -целью является привлечение всех для обсуждения проблемы. Порядок проведения: учитель ставит дискуссионный вопрос и предлагает обсудить его в группах; после того, как закончится время обсуждения, каждая группа представляет только аспект проблемы; группы высказываются по очереди, пока не будут исчерпаны все варианты ответов; во время обсуждения темы на доске составляется список идей, обобщаются высказанные мысли, подводятся итоги. «Круг идей» -целью является привлечение всех для обсуждения проблемы. Порядок проведения: учитель ставит дискуссионный вопрос и предлагает обсудить его в группах; после того, как закончится время обсуждения, каждая группа представляет только аспект проблемы; группы высказываются по очереди, пока не будут исчерпаны все варианты ответов; во время обсуждения темы на доске составляется список идей, обобщаются высказанные мысли, подводятся итоги. Дискуссия- коллективное обсуждение спорного вопроса, обмен мыслями, идеями. Дискуссия- коллективное обсуждение спорного вопроса, обмен мыслями, идеями. Ток-шоу, метод-»пресс», мозговой штурм, Броуновское движение и т. д. Ток-шоу, метод-»пресс», мозговой штурм, Броуновское движение и т. д.

Лабораторная работа по русскому языку Задачи: Задачи: выработка практических умений в употреблении и квалифицированном анализе фонетических, грамматических, лексических явлений; выработка практических умений в употреблении и квалифицированном анализе фонетических, грамматических, лексических явлений; обучение приемам языкового анализа художественного текста; обучение приемам языкового анализа художественного текста; формирование умения пользоваться лингвистическими словарями ; формирование умения пользоваться лингвистическими словарями ; отработка навыков устной речи. отработка навыков устной речи.

Виды лабораторных работ Составление синонимических рядов; Составление синонимических рядов; решение грамматических, синтаксических, лексических, словообразовательных, орфографических задач; решение грамматических, синтаксических, лексических, словообразовательных, орфографических задач; сопоставительно- стилистический анализ текста; сопоставительно- стилистический анализ текста; конструирование и преобразование текста; конструирование и преобразование текста; редактирование текста, редактирование текста, работа со словарями, справочниками,в т. ч. электронными. работа со словарями, справочниками,в т. ч. электронными.

Задания Подберите текст диктанта, изложения; Подберите текст диктанта, изложения; составьте словарный диктант; составьте словарный диктант; устраните логические ошибки; устраните логические ошибки; составьте текст определенного стиля; составьте текст определенного стиля; выразительно прочтите текст в разных стилях; выразительно прочтите текст в разных стилях; Лексический тренажер (средство закрепления знаний по лексике): Лексический тренажер (средство закрепления знаний по лексике): подберите синонимы и антонимы; подберите синонимы и антонимы; составьте синонимический ряд; составьте синонимический ряд; Лингвистический эксперимент: Лингвистический эксперимент: устраните языковое явление из текста; устраните языковое явление из текста; распространите текст; распространите текст; уберите эпитеты и сравните 2 текста; уберите эпитеты и сравните 2 текста; постройте синквейн (сворачивание информации до метафоры). постройте синквейн (сворачивание информации до метафоры).

Коммуникативные упражнения- «вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиций коммуникативно- деятельностного подхода такие упражнения считаются ведущими на занятиях…» «вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиций коммуникативно- деятельностного подхода такие упражнения считаются ведущими на занятиях…» Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб: «Златоуст», с. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб: «Златоуст», с.

Образец КСУ Представьте себе, что Вы стали свидетелем ДТП. Виновник, водитель Мерседеса, скрылся, не оказав помощи пострадавшему, которого сбил и который лежал теперь без сознания. Вокруг никого нет. Одинокий прохожий поспешил прочь. Вы напряженно думаете, как помочь пострадавшему. Расскажите о Ваших действиях. Представьте себе, что Вы стали свидетелем ДТП. Виновник, водитель Мерседеса, скрылся, не оказав помощи пострадавшему, которого сбил и который лежал теперь без сознания. Вокруг никого нет. Одинокий прохожий поспешил прочь. Вы напряженно думаете, как помочь пострадавшему. Расскажите о Ваших действиях.

Образец КСУ Поставьте себя на место родителей, которые хотят контролировать просмотр телепередач. Объясните вашему ребенку, почему нельзя смотреть все программы подряд, что это опасно и вредно для детской психики. Какой канал вы бы создали на телевидении ( который был бы рассчитан на детскую аудиторию), какие программы, которые существуют сейчас на разных каналах, вы бы туда включили и почему? Какие новые? Обоснуйте свой выбор. Обозначьте, по какой системе вы организовали канал, предназначенный для детей ( по возрасту, по отраслям знаний, развивающие игры, по интересам и т.д.). Поставьте себя на место родителей, которые хотят контролировать просмотр телепередач. Объясните вашему ребенку, почему нельзя смотреть все программы подряд, что это опасно и вредно для детской психики. Какой канал вы бы создали на телевидении ( который был бы рассчитан на детскую аудиторию), какие программы, которые существуют сейчас на разных каналах, вы бы туда включили и почему? Какие новые? Обоснуйте свой выбор. Обозначьте, по какой системе вы организовали канал, предназначенный для детей ( по возрасту, по отраслям знаний, развивающие игры, по интересам и т.д.).

Модель коммуникативно- ситуативного упражнения ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ Мотивация коммуникативных действий Языковое задание Форма/вид/модель предъявления информации

Технология проведения коммуникативного практикума/тренинга Модели: Модели:«лидер»/«спикер» «снежинки» «снежинки» «снежный ком» «снежный ком» «альтернатива» «альтернатива»

Форма (вид) презентации коммуникативного акта МодельЛидер/Спикер

Модель Снежинка

Модель»Альтернатива»* *Один участник или несколько участников имеют *Один участник или несколько участников имеют противоположную (другую(ие) точку(и) зрения противоположную (другую(ие) точку(и) зрения 1й участник мини-группы 1й участник мини-группы 2й участник 3й участник 2й участник 3й участник

КЛАСТЕР Составляется по тексту, это могут быть схемы, алгоритм, модель: Составляется по тексту, это могут быть схемы, алгоритм, модель: Морфология Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие

Пазл- Это метод, когда из маленьких фрагментов складывается текст на определенную тему. Это метод, когда из маленьких фрагментов складывается текст на определенную тему.

Конструирование «свободных текстов» Конструирование текстов по образцу, конструирование новых текстов Конструирование текстов по образцу, конструирование новых текстов («Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан», «синквейн» (словесная пирамида»)).

«Свободные тексты» Могут быть рифмованные и «белые», могут быть написаны как одним человеком, так и несколькими. Могут быть рифмованные и «белые», могут быть написаны как одним человеком, так и несколькими.

Стихотворение «Я» Требования: Требования: Пишется от лица предметов окружающей среды или героя литературного произведения, художественного фильма, спектакля и т.п. Пишется от лица предметов окружающей среды или героя литературного произведения, художественного фильма, спектакля и т.п. Словами «Я…» начинается каждая нечетная строка. Словами «Я…» начинается каждая нечетная строка.

Образец Я -дерево, живущее в городе, Я -дерево, живущее в городе, Увлажняю и очищаю воздух. Увлажняю и очищаю воздух. Я- дерево, живущее в городе, Я- дерево, живущее в городе, Защищаю от солнечной радиации. Защищаю от солнечной радиации. Я -дерево, живущее в городе, Я -дерево, живущее в городе, Поглощаю выхлопные газы. Поглощаю выхлопные газы. Я- дерево, живущее в городе, Я- дерево, живущее в городе, Равнодушный человек, помоги мне! Равнодушный человек, помоги мне!

« 11-словие » Требования: Требования: Состоит из 11слов (как знаменательных, так и служебных). Состоит из 11слов (как знаменательных, так и служебных). Расположено на 5 строках (1,2,3,4,1). Расположено на 5 строках (1,2,3,4,1). Первая строка- цвет, качество Первая строка- цвет, качество (прилагательное). (прилагательное). 2-я – о чем пишу( прилагательное + существительное). 2-я – о чем пишу( прилагательное + существительное). 3-я – тема расширяется ( три слова). 3-я – тема расширяется ( три слова). 4-я – о себе ( четыре слова). 4-я – о себе ( четыре слова). 5-я строка – результат, вывод (одно слово). 5-я строка – результат, вывод (одно слово).

Образец Образец Березонька Березонька Белоствольная, Белоствольная, Стройная березонька, Стройная березонька, Ты шепчешь признания, Ты шепчешь признания, Я люблю твою нежность, Я люблю твою нежность, Любуюсь! Любуюсь!

«Стихотворение по метафоре» Требования: Требования: Состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определенной последовательности; Состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определенной последовательности; последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний; последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний; первое слово каждой строки – название стихотворения. первое слово каждой строки – название стихотворения.

Образец Образец Весна Весна Весна - это нежная зелень, Весна - это ранняя ягода, Весна - аромат зари, Весна - береза в белом сарафане, Весна - это песни жаворонка, Весна – это радость ожидания.

Синкан Небольшое произведение, характеризующее героя литературного произведения или явление. Небольшое произведение, характеризующее героя литературного произведения или явление. Требования: Требования: 1 строчка- имя героя; 1 строчка- имя героя; 2 строчка- определяющие слова; характеризующие героя; 2 строчка- определяющие слова; характеризующие героя; 3 строчка- состояние героя, его действия; 3 строчка- состояние героя, его действия; 4 строчка- фраза или слова, свидетельствующие об авторском отношении; 4 строчка- фраза или слова, свидетельствующие об авторском отношении; 5 строка- оценочный синоним от первой строчки. 5 строка- оценочный синоним от первой строчки.

Образец Соня, Соня, Понимающая и страдающая, Понимающая и страдающая, Помогает воскрешению Родиона, Помогает воскрешению Родиона, Друг, который жертвует собой, Друг, который жертвует собой, Святая! Святая!

Построение смысловой пирамиды(синквейна) Три вида информации Три вида информации Фактуальный- передает факты действительности Фактуальный- передает факты действительности Концептуальный – вскрывает основное содержание художественного произведения, смысл Концептуальный – вскрывает основное содержание художественного произведения, смысл Имплицитный- скрытый, не выраженный словом Имплицитный- скрытый, не выраженный словом

Сконденсированное содержание Сущ. Сущ. прил., прил. прил., прил. глаг., глаг,. глаг. глаг., глаг,. глаг. предложение предложение

Стихотворение С. Сергеева- Ценского Наш язык И слово вещее мы ценим, И слово русское мы чтим, И силе слова не изменим, И святотатцев заклеймим,- Тех, кто стереть готовы грани Тех, кто стереть готовы грани Всех слов родного языка, Всех слов родного языка, Всех самоцветов, цветотканей, Всех самоцветов, цветотканей, До нас дошедших сквозь века… До нас дошедших сквозь века…

Смысловая пирамида Слово, Слово, вещее, русское, ценим, чтим, не изменим. Слово- живой тайник, богатая сокровищница нашего языка. Слово- живой тайник, богатая сокровищница нашего языка.

Метод проектов Совокупность приемов, действий, учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (Е. С. Полатт) Совокупность приемов, действий, учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (Е. С. Полатт)

Для чего нам нужен метод проектов Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению; Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению; научить размышлять, опираясь на знания фактов, закономерности науки, делать обоснованные выводы; научить размышлять, опираясь на знания фактов, закономерности науки, делать обоснованные выводы; научить принимать самостоятельные аргументированные решения; научить принимать самостоятельные аргументированные решения; научить учащихся работать в команде, выполняя разные социальные роли. научить учащихся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Технологическая карта проекта Этап проектной деятельности Алгоритм деятельности учащихся Алгоритм деятельности учителя 1.Поисково- исследовательский Знакомство с целями и задачами проектной деятельности. Поиск способов решения задач (выдвижение гипотез). Распределение ролей. Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта. Руководит аналитической работой. Помогает систематизировать материал. 2.Технологический Осмысление информации, оформление результатов, выполнение запланированных упражнений. Контролирует выполнение заданий. 3.Практическая реализация проекта Разрешение проблемной ситуации. Самостоятельная работа. Подбор материалов. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей. 4.Внесение необходимых изменений Правка 5. Заключительный этап Представление своего проекта; сомооценка проекта и взаимооценка. Помогает готовить презентацию.

Сущность метода проектов Проблемная ситуация Проблемная ситуация Поиск способов решения( выдвижение гипотез) Поиск способов решения( выдвижение гипотез) Исследовательская поисковая деятельность Исследовательская поисковая деятельность Защита проекта Защита проекта Проблема Проблема Оформление результатов Оформление результатов Прогнозирование новых проблем Прогнозирование новых проблем

Виды проектов Исследовательский проект (подлинно научное исследование) Исследовательский проект (подлинно научное исследование) Творческий проект Творческий проект Ролево-игровой проект Ролево-игровой проект Информационный проект (сбор информации) Информационный проект (сбор информации) Практико-ориентированный проект Практико-ориентированный проект

Критерии внешней оценки проекта Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов обработки получаемых результатов; корректность используемых методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи участников проекта; характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы: доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы: эстетика оформления результатов проекта; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов. умение отвечать на вопросы оппонентов.

Педагогическая мастерская Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который: Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который: 1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы ( 2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы ( проблемы ). проблемы ). 3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. 3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы. Не торопится отвечать на вопросы. 4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся. 4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся. 5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции 5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции

Организация деятельности учащегося 1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. 2) Групповая форма учебного взаимодействия. 3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. 4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. 5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Принципы ведения педагогической мастерской 1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской. 1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской. 2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине. 2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине. 3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией. 3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией. 4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе предъявления продукта; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. 4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе предъявления продукта; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. 5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс. 5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс. 6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. 6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. 7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа. 7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа. 8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками. 8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

Этапы 1) Индуктор ( наведение ) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 1) Индуктор ( наведение ) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 2) Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста. 2) Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста. 3) Социоконструкция - построение этих элементов группой. 3) Социоконструкция - построение этих элементов группой. 4) Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. 4) Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. 5) Афиширование - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух. 5) Афиширование - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух. 6) Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником. 6) Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником. 7) Рефлексия - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской 7) Рефлексия - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской

Эффективность организации мастерской Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской. Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений. Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений. Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами. Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами. Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение авторитетам. Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение авторитетам. Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные. Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Вывод Управляемый эффект группового обучения, возникающий во взаимодействии и сотрудничестве, способствует активизации учебной деятельности учащихся и развитию ключевых компетенций. Управляемый эффект группового обучения, возникающий во взаимодействии и сотрудничестве, способствует активизации учебной деятельности учащихся и развитию ключевых компетенций.

Литература Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка.-М. :Дрофа с. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка.-М. :Дрофа с. Горностай І.І. Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство. Науково- методичний збірник.-Київ: Контекст,2000.-с Горностай І.І. Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство. Науково- методичний збірник.-Київ: Контекст,2000.-с Єрмаков І.Г. Життєва компетентність особистості від теорії до практики.2000р. Єрмаков І.Г. Життєва компетентність особистості від теорії до практики.2000р. Концепція 12-річної освіти середньої загальноосвітньої школи. Концепція 12-річної освіти середньої загальноосвітньої школи. Мельникова Л.В. Коммуникативный практикум. Донецк Мельникова Л.В. Коммуникативный практикум. Донецк Мельникова Л.В. Данилова И.Н. Прядко А.Г. Филиппская Е.М. Сборник коммуникативно- ситуативных упражнений.-Донецк ООО»Лебедь» Мельникова Л.В. Данилова И.Н. Прядко А.Г. Филиппская Е.М. Сборник коммуникативно- ситуативных упражнений.-Донецк ООО»Лебедь» Овчарук О. Компетентності як ключ до оновлення змісту освіти.-К.КІС,2003. Овчарук О. Компетентності як ключ до оновлення змісту освіти.-К.КІС,2003. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированного парадигмы образования. Народное образование Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированного парадигмы образования. Народное образование