Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: 060600 «мировая экономика», 06100 «государственное и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира. Цицерон (Cicero) Марк Туллий ( до н.э.)
Advertisements

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 14. Россия в цивилизационном процессе.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 11. Группы интересов.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Тема 1 «Введение. История и перспективы развития оценки недвижимости в России. Правовые аспекты оценки недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности:
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Средняя общеобразовательная школа 5 Проект ученика 10 класса Комарова Сергея.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 4. Политическая власть.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Транксрипт:

Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: «мировая экономика», «государственное и муниципальное управление» «экономика управления», «маркетинг», «бухгалтерский учет и аудит», «математические методы в экономике», «товароведение и экспертиза товаров», «налоги и налогообложение», «менеджмент организации» Философия культуры и цивилизации

2 Содержание Философия культуры и цивилизации Цивилизация и ее факторы Подходы к изучению культуры Назначение и типология культуры Россия в цивилизационном процессе Евразийство Заключение Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература

3 Цивилизация и ее факторы Что такое цивилизация? Цивилизация – относительно высокая стадия экономического и социального развития (дикость, варварство, цивилизация) (Л. Морган) Цивилизация - ступень культуры, следующая за варварством, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры Цивилизация – это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре

4 Цивилизация и ее факторы Подходы к пониманию цивилизации Унитарный или всемирно-исторический подход основан на версии о единой общечеловеческой культуре и на представлении о цивилизации как идеале прогрессивного развития, как о расцвете материальной и духовной культуры (Д.Уилкинс, К.Ясперс) Стадиальный подход основан на признании наличия универсальных и всеобщих законов исторического развития человечества и на представлениях о цивилизации как стадиях движения к прогрессу: устная, письменная, книжная и экранная или «антропогенная», «техногенная», «информационная». (А также концепции К.Маркса, Гегеля, О.Конта) Технократический подход (У.Ростоу, Д.Белл, О.Тоффлер) разделяет цивилизацию на аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную)

5 Цивилизация и ее факторы Подходы к пониманию цивилизации Локально-исторический подход использует методологию культурно-исторических типов, основан на отрицании единой человеческой цивилизации (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Основания для признания культурно-исторических типов: 1) общность языка 2) политическая независимость 3) Самобытность Этнопсихологический подход рассматривает цивилизацию в тесной связи с этнической историей (критерием считает своеобразие культуры и психология народа) (Л.Гумилев, XXв.) Все подходы имеют общее свойство - цивилизация трактуется как этап развития культуры

6 Цивилизация и ее факторы Факторы цивилизации Факторы, определяющие существо цивилизации различны: географическая (или природная) среда система ведения хозяйства социальная организация религия (духовные ценности) политическая система менталитет Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель

7 Подходы к изучению культуры Основания культуры Культура является механизмом преемственности различных этапов развития общества и индивида, формой взаимосвязи различных элементов социума Основания культуры: Общие принципы и ценности Система образцов поведения Система знаков и символов

8 Подходы к изучению культуры Противопоставление культуры и цивилизации О. Шпенглер «Закат Европы» Культура - это период расцвета искусства, литературы, гуманистических идей и т.п. Цивилизация означает высокий уровень научно-технических достижений и антигуманный технократизм, завершение и исход культуры. Это этап деградации, «окостенения» культуры

9 Подходы к изучению культуры Философские подходы к изучению Современное изучение культуры охватывает: проблемы взаимоотношений личности и культуры (З.Фрейд, К.Хорни) коммуникативных свойств культуры (К.Леви- Стросс) способов передачи и усвоения культурного наследия, каналов проникновения в дух чужой культуры, поисков архетипов национальных образцов (К.Юнг) выявление общего содержания любых типов культуры (Ясперс, Гуссерль)

10 Подходы к изучению культуры Жан-Жак Руссо о культуре Руссо отрицательно оценил все достижения человеческой культуры, которую он одновременно называл цивилизацией По мнению Руссо, культура ограничивает природу человека и наносит непоправимый вред всему человечеству

11 Подходы к изучению культуры Антикультурные настроения Ф. Ницше видел порок культуры в том, что она: во-первых, принуждает людей исполнять нормы, которые являются насилием над личностью во-вторых, усредняет людей Идеал Ницше – разрушение старой культуры

12 Подходы к изучению культуры З.Фрейд о культуре Культуру нельзя оценивать однозначно Культура является для человека и благом и вредом С одной стороны, ее можно расценивать как насилие над человеческой природой, но с другой – не будь культуры и ее норм, люди превратились бы в диких зверей, следующих своим агрессивным инстинктам

13 Назначение и типология культуры Человек и культура «Человек в культуре» автоматически выполняет требования культурных норм, но сам отказывается нести ответственность за выполняемые действия (против такого влияние культуры высказывались Руссо, Ницше и др.) «Человек культуры» не приспосабливается к ней, не делает ее средством достижения своих целей, культура для него не рамки его жизни, но сама жизнь. Он обдумывает понятия культуры, интерпретирует их, не уходит от решения смысложизненных вопросов, таких как добро, зло, истина и др.

14 Назначение и типология культуры Три аспекта культуры Культура представляет собою особую сферу, в которой реализуются творческие возможности человека. Это искусство, наука, образование, а также другие сферы (например, производство, торговля и др.) Культура есть ценностное отношение к реальности. Это означает, что в культуре всегда есть некие ценности, признающиеся безусловными (ценность жизни, вера в Бога и т.д.) Культура есть искусственный, созданный человеком мир. Это указывает на то, что бытие человека принципиально отлично от бытия природы

15 Назначение и типология культуры Типология культуры (ценностные основания) Глобальные культуры (западная, восточная, африканская) Национальные культуры известны самобытностью и неповторимостью (российская, французская) Этнические культуры (нивхи, чукчи, корейцы) хоть и владеют русским языком, следуют русскому быту, но говорят на родном языке, отмечают свои праздники Субкультуры (казачество, старообрядчество, молодежная культура с особым языком (слэнг), формой одежды, музыкой и др.

16 Назначение и типология культуры Типология культуры (ценностные основания) По способам создания и поддержания ценностей: Народная культура создается стихийно, с помощью традиций и различных форм творчества, создателем которых является народ Элитная культура. Образцы культурного творчества создаются целенаправленно, с помощью специальных приемов отдельными выдающимися личностями Массовая культура формируется в 40-е гг. ХХ в. как следствие развития научно-технического прогресса, имеет свои плюсы, а именно: возможность для огромного числа людей приобщиться к культуре других народов доступность предметов культуры, представляющих для человека ценность

17 Назначение и типология культуры Негативные последствия массовой культуры Стандарты постепенно вытесняют самобытные культуры НТР вытесняет из культуры с помощью технических средств и самих творцов культуры общество снижает требование к культурным образцам массовая культура отнимает у человека творчество массовая культура расслаивает общество сильнее, чем политика или бизнес

18 Назначение и типология культуры Типология культуры (иные основания) По религиозным основаниям: монотеистическая или политеистическая; исламскую, православную, буддийскую и т.д. По способу производства: материальная и духовная По сферам человеческой деятельности: книжная, философская, политическая, правовая, производственная и др. Культура есть вторая природа, созданная человеком (его руками и сознанием)

19 Россия в цивилизационном процессе Западная цивилизация обладает уникальным географическим положением; разнообразие (острова, полуострова, пустыни, оазисы, различные типы климатов, множество языков и народов); Западу известна идея политической свободы; агрессивность, тенденция к культурной экспансии, пренебрежение к другим культурам; рациональность; располагает преимуществом в техническим, военном и политическом отношениях; Западная наука направлена на анализ свойств объекта. Западный человек ориентирован на будущее.

20 Россия в цивилизационном процессе Восточная цивилизация характеризуется замкнутостью континентов Китая и Индии; на Востоке не возникала идея политической свободы; восточная наука направлена на духовное постижение объекта; восточный человек ориентирован на вечность; в восточном менталитете присутствовал дух морального превосходства своей цивилизации перед западной; несмотря на имперские политические тенденции, Восток более лояльно относится к другим цивилизациям по сравнению с западной и российской ментальностью.

21 Россия в цивилизационном процессе Особенности российской цивилизации мессианская ориентация; огромное пространство с малым количеством населения и плохо развитыми транспортными и информационными коммуникациями; аграрно-ремесленное производство, ориентированное на укрепление военно-государственного могущества; экстенсивное развитие, низкий уровень развития технологий; деспотическая власть, опирающаяся на бюрократическую иерархию; доминирование политики над экономикой; патерналистское государство, регулирующее не только социальную, но и частную жизнь граждан.

22 Россия в цивилизационном процессе Идея особого предназначения России Идея «особого» мессианского предназначения России выразилась в известной концепции «Москва – третий Рим», которую создал в XV в. псковский старец Филофей, считавший, что после уничтожения «второго Рима» - Константинополя, центр христианства переместится в Москву под опеку русских царей

23 Россия в цивилизационном процессе Западники В х гг. XIX в. сложилось два основных направления в русской философии относительно будущего российской цивилизации: западники и славянофилы Западники усматривали будущее России в интеграции с европейской социокультурной средой (Чаадаев, Герцен, Огарев, Чернышевский, Белинский). Они считали, что европеизация России неизбежна. Западноевропейская цивилизация – истинная, а с Востоком Россия как христианская страна не имеет ничего общего На снимке: П.Я.Чаадаев (вверху) и А.И. Герцен

24 Россия в цивилизационном процессе Славянофилы Славянофилы настаивали на самобытности и самодостаточности России (Хомяков, Аксаков, Данилевский, Киреевский, Леонтьев) Принципы славянофильской теории сформулировал Хомяков: православие, самодержавие, община Самобытность русского народа определяется: 1) глубокой врожденной религиозностью 2) особым складом души, требующем жизни в самодержавном государстве 3) общинным укладом жизни, который характеризуется круговой порукой и коллективизмом Славянофилы мечтали, что Россия не пойдет путем цивилизации, что она пойдет «своим путем» и сохранит культуру на религиозной основе

25 Россия в цивилизационном процессе Теория византизма (К. Леонтьев) Предназначение России не является «односторонне славянским», потому что она «давно уже не чисто славянская держава». Византийская культура противостоит западноевропейской. России предстоит выполнить особую миссию: создать новую цивилизацию - славянско- азиатскую

26 Евразийство Концепция евразийства Зародилась в среде русских эмигрантов в гг. Ее основатели стремились объяснить существование Советской России - страны, чуждой экономически и политически остальному миру, определить ее место и ее путь П. Савицкий (фото), Н.С.Трубецкой, Л.П. Карсавин, С.Л.Франк и П.М. Бицилли

27 Евразийство Программа евразийства Критика индивидуалистической европейской культуры. Индивидуализму противопоставляется принцип «соборности» Принцип соборности означает такое органическое единство, объединенных общей верой или идеей, когда индивид и социум отдельно друг от друга не существуют. Индивид становится личностью в соотнесенности с целым: классом, сословием, семьей, народом, человечеством Поддержка православных идеалов и принципа соборности. Православие противопоставляется всем другим религиям

28 Евразийство Особенность Евразийства Россия виделась как симбиоз ордынских, византийских, «восточных» славяно- европейских начал Главный тезис: Россия – это Евразия, она не принадлежит ни Востоку, ни Западу. Особенность русской истории и культуры составляет многонациональность Россия не имеет естественных границ и испытывает постоянное культурное давление как с Востока, так и с Запада

29 Евразийство Концепция монголофильства Монголо-татары не только не разрушали формы русской жизни, но и дополняли их, дав России школу администрации, финансовую систему, организацию почты Татаро-монгольский (туранский) элемент вошел в русский этнос настолько, что считать нас славянами нельзя Монголо-татары оказали огромное влияние на тип русской державы и русское государственное сознание Татары объединили распадавшееся государство в огромную централизованную империю и сохранили тем самым русский этнос Туранское наследство должно определять современную стратегию и политику России - выбор целей, союзников

30 Заключение Цивилизация характеризует технический и производственный уровень развития общества, культура характеризует общество со стороны ценностей, принципов и норм Культура и цивилизация имеют множество форм и проявлений, зависящих от географических особенностей стран и народов, способов производства, уклада жизни, хозяйственной деятельности Евразийство - одна из самых популярных концепций российской истории. Она подвергает ревизии ориентацию общественного сознания на Запад как на образец политической, экономической, культурной жизни. Она указывает русскому народу на его самобытность. В нынешней ситуации евразийство является попыткой осмыслить связи России с восточными и западными культурами и выдвинуть своеобразную версию ее исторического пути

31 Дайте понятие цивилизации и культуры. Раскройте сущность основных подходов к пониманию цивилизации. Раскройте суть философских подходов к ее изучению. В чем сходство и различие культуры и цивилизации? Каковы основания типологии культуры? Какие общие характеристики присущи любой культуре? В чем заключается критика культуры со стороны философии? Каково место России в мировом цивилизационном процессе? В чем отличие взглядов западников и славянофилов на будущее российской цивилизации? Дайте вашу оценку концепции евразийства. Вопросы для самопроверки

32 Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций/ Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин, А.П. Шендерецка, И.А. Ким, Н.В. Соколюк, Н.А. Царева; Отв. ред. Н.А. Царева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, С. 221 – 247. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, С. 420 – 438. История философии (Конспект лекций) / Н.И. Шашков, Л.Д. Ерохина и др. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, С. 247 – 255. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 2. – М.: Политиздат, С. 285 – 374. Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 2. – М.: Высш. шк., – С. 85 – 97.. Леонтьев К. Византизм и славянство // Восток, Россия и славянство. М., Гуревич П. Философия культуры. М., 1999.

33 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.