Культурная антропология : новые подходы к детству.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание как педагогический процесс.
Advertisements

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Тема 9. Политика, культура и сознание 1. Политическое сознание: сущность, структура, типология. 2. Понятие, структура и функции политической культуры.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
1 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ специфика социально-психологического подхода к исследованию личности.
Роль игровых сред в развитии самоорганизации и формировании картины мира современного ребенка Бояринцева Анна Викторовна кандидат педагогических наук,
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Транксрипт:

Культурная антропология : новые подходы к детству

О чем пойдет речь? А. Адамский: «К какому будущему готовит сегодняшняя школа?» М. Мид: «В префигуративной культуре будущее структурно не простроено» Кто сегодня структурирует и простраивает будущее? – Новые технологии; – Дети со своим новым опытом (в частности, осваивая технологии). Причем эта структуризация происходит в силовом поле законов эволюции общества.

Две идеи Маргарет Мид М. Мид: «Мы можем применить к нашей современной ситуации модель пионеров-иммигрантов первого поколения в неизвестной и ненаселенной стране. Но мы должны представление о миграции в пространстве (географической миграции) заменить на новый образ МИГРАЦИИ ВО ВРЕМЕНИ». Первая идея - можно рассмотреть человеческую жизнь как миграцию во времени: – Только мы будем рассматривать миграции не в социальном времени, а в персональном времени жизни, т.е. миграции по собственному возрасту; – Так возникает описание жизни как возрастной миграции, т.е. периодической миграции по возрастным жизненным укладам. Вторая идея: географические представления можно сделать временнЫми представлениями, которые строятся по аналогии с геопредставлениями;

Восемь возрастных укладов жизни Возраст«Жизненные качества» по Э. Эриксону Ведущая деятельность по Д. Эльконину 0 – 1 годБазисное доверие VS базисное недоверие Эмоционально- непосредственное общение младенца со взрослыми 1 год – 3 годаАвтономия VS стыд и сомнение Орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста 3-6 летИнициативность VS винаСюжетно-ролевая игра дошкольника

Восемь возрастных укладов жизни 6 лет – половое созревание (12-13 лет) Трудолюбие VS неполноценность Учебная деятельность в младшем школьном возрасте половое созревание лет Эго-идентичность VS ролевое смешение 1-ая фаза (до 15 лет): личностное общение подростков 2-ая фаза ( лет): профессионально- учебная деятельность в юности летИнтимность VS изоляция годаПродуктивность VS застой 65 - смертьЭго-интеграция VS отчаяние

Что нового добавляет культурная антропология к материалу возрастно й психологии? Основные идеи цивилизационного анализа : Географические (территориально-исторические) цивилизации есть частный случай цивилизационных укладов жизни; Есть другие виды стратовых (нишевых) цивилизаций: профессиональные, возрастные и пр. Идея «цивилизационного анализа» состоит в следующем: исследование и описание различных типов жизненных укладов – есть совместная задача практически всего спектра гуманитарных и социальных наук: психологии, социологии, культурологии, лингвистики, философии, куль турной антропологии и пр.

Цивилизационный анализ возрастных цивилизаций Пять признаков геоцивилизации (по С. Хантингтону) Пять признаков возрастной цивилизации 1Переход от оценочной оппозиции «цивилизованное VS варварское» к наличию ряда геоцивилизаций как специфических укладов жизни Переход от оценочной оппозиции «взрослое = главное VS детско-старческое = побочное» к наличию ряда возрастных цивилизаций как специфических укладов жизни 2Геоцивилизация есть культурная целостность (общность), которая определяется как ключевыми ОБЪЕКТИВНЫМИ культурными элементами: ценностями, верованиями, традициями и социальными институтами, так и СУБЪЕКТИВНОЙ самоидентификацией людей Цивилизация есть значительное по объему ее обитателей сообщество людей, устойчиво воспроизводящее свой специфический (качественно отличный от другой цивилизации) интегральный уклад жизни, который базируется на соответствующей ценностной карте «я в объемлющем меня мире» 2АИз всех объективных элементов, определяющих геоцивилизацию, наиболее важным является религия Из всех объективных культурных элементов, определяющих возрастную цивилизацию, наиболее важным является ценностная карта объемлющего мира

Пять признаков геоцивилизацииПять признаков возрастной цивилизации 3Геоцивилизация – самая объемлющая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Геоцивилизации – это самые большие мы, внутри которых каждый чувствует себя в культурном плане как дома и отличает себя от всех остальных них. Возрастная цивилизация – самая объемлющая общность людей с одним типом жизненного уклада и самый общий уровень ценностной идентификации, помимо того, что отличает жизнь от смерти. Возрастные цивилизации – это самые протяженные по времени мы, внутри которых каждый чувствует себя в смысле уклада жизни как дома и отличает себя от всех остальных других поколений. 3АУ геоцивилизаций нет четко определенных границ и точного начала и конца У возрастных цивилизаций нет четко определенных границ и точного начала и конца 3БСтепень, с которой культуры геоцивилизаций разнятся или походят друг на друга, сильно варьируется Различия между укладами жизни разных геоцивилизаций крайне несущественны по отношению к различиями в укладах жизни возрастных цивилизаций

Пять признаков геоцивилизации (по С. Хантингтону) Пять признаков возрастной цивилизации 4 Геоцивилизации, хотя и смертны, живут очень долго; они являются наиболее стойкими из человеческих сообществ, реальностями чрезвычайной продолжительности жизни. Геоцивилизации в своей эволюции проходят времена беспорядков или конфликтов, затем создания единого государства и, наконец, упадка или распада. Возрастные цивилизации – явление структурно поразительно стабильное при проточности своего «человеческого материала ». С одной стороны, в результате возрастных изменений личности каждого человека идет постоянное обновление носителей каждой возрастной цивилизации. С другой стороны, сам тип и структура каждой из возрастных цивилизаций воспроизводятся на новых и новых «носителях» с невероятной устойчивостью. 5 Поскольку геоцивилизации являются культурными, а не политическими единствами, они сами не занимаются поддержанием порядка, сбором налогов, ведением войн, и не делают ничего из того, чем заняты правительства. Геоцивилизация, таким образом, может содержать одно или более политических образований. Возрастные цивилизации - каждая из которых имеет свой набор имманентных функций и ценностей, - составляют в своей целостности не иерархию, а полный возрастной цикл человечества. Властная (политическая) доминанта 7-ой цивилизации («взрослоцентризм») является аналогом европоцентризма в истории цивилизационных отношений.

Несколько простых выводов из цивилизационного анализа возрастных цивилизаций Возрастные цивилизации по отношению к геоцивилизациям находятся в другом измерении социальной жизни; «ВЗРОСЛОЦЕНТРИЗМ»: Все геоцивилизации представлены материалом жизни только 7-ой возрастной цивилизации каждой из них; Н атуральный язык геоцивилизации, одинаковый для всех возраст ов VS качественно различные цивилизационно-возрастные коды и тезаурус этих укладов – «мы не понимаем друг друга!!»; Первые две детских цивилизации в своих психических основаниях фундаментально теоцентричны.

Как культурологическое описание детства меняет его понимание? КУЛЬТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ДЕТСТВА как аналог геополитической колонизации: Обучение ребенка как его «обращение в новую веру»; Педагогика как миссионерство, т.е. как инструментарий культурного колониализма; Развитие аборигенов в своей собственной «цивилизационной вере» (= внутренней опоре на жизненные качества Эриксона данного уклада) VS «окультуривание», «обращение» детей=туземцев в веру 7-ой (взрослой) цивилизации.

Как культурологическое описание детства меняет его понимание? Взрослоцентризм и прикладные задачи «седьмой цивилизации» по отношению к 5-ти детским цивилизациям: Обеспечить воспроизводство уклада жизни взрослого человека, т.е. как можно быстрее и эргономичнее (по всем своим ресурсам) вырастить из ребенка взрослого; При этом ребенок воспринимается как культурно-экономическая нагрузка, как «родительская повинность».

КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕТСТВА МЕНЯЕТ ЕГО ПОНИМАНИЕ? Фундаментальная задача «седьмой цивилизации» по отношению к 5-ти детским цивилизациям: Поддерживать эволюционное развитие культурных норм взрослой цивилизации из поколения в поколение благодаря постоянному «протеканию» человеческого материала как носителя глубинно обновляемых культурных норм. Для этого необходимо: – Обеспечивать воспроизводство детских цивилизационных укладов в их собственной органике и глубине; – Подмечать и поддерживать проявление и укоренение глубинных норм сакральной культуры в материале детских укладов жизни. Тогда есть надежда, что они прорастут в качестве норм и во взрослых жизненных укладах; – Формировать взгляд родителя на ребенка как на шанс увеличить витальный потенциал семьи как своей «жизненной психотехнической группы»; – Формировать взгляд на семью как зону совместного проживания жителей разных половозрастных цивилизаций.

Что такое взросление человека: возрастающее бытие или возрастные изменения? Взросление человека как невероятно напряженный процесс «протаскивания» себя сквозь принципиально разные материалы нескольких возрастных цивилизаций с трансформационной интеграцией в себе жизненных качеств Эриксона. Полноценное проживание каждой из возрастных цивилизаций согласно их внутренним законам позволяет интегрировать в себе очередное жизненное качество Эриксона и активно идти дальше, а не быть влекомым по возрастным укладам и ценностям веревкой своего возраста. Неполное прохождение любого возрастного уклада означает оставление там значительного «куска личности», причем человеческая личность по мере возрастного удаления от своих оставленных «кусков» становится все более «растянутой», множественной и, тем самым, психотичной.

Личностные качества и социальные результаты Человек живет непрерывно: качествами и состояниями, а социальный человек живет дискретно: результатами и событиями. Детские цивилизации формируют внутренние качества человека, а 7-ая цивилизация ориентирует человека на внешние результаты. После чего 8-ая цивилизация констатирует огромный дефицит ненаработанных или утерянных личностных качеств. Для того, чтобы сформировать качество, надо относиться к «результату» не как к основной ценности человека, а как к закономерному отходу производства человеческого качества.

Личностные качества и социальные результаты Формируемые качества должны соответствовать: – Своей возрастной цивилизации (например, формируемое в первой цивилизации «доверие к миру» является основой уверенности человека в себе. Если уверенность сильно травмирована, то это ослабляет возможность выживания и ориентирования в бешенной динамике смены ранних жизненных укладов ребенка: в этом случае он притупляет свое восприятие к новым сторонам своей жизни, т.е. сворачивает процесс «образования себя». – Нарождающемуся префигуративному типу культуры (соответствие новому опыту, которого никогда не было у старших, динамическая позиция личности, профессиональная траектория…). Ряд постфигуративных качеств (некритическое единодушие, абсолютная лояльность, патриотизм) становится либо нерелевантным для личности (оказываясь чертой её темперамента: патриот как «любитель насиженного места»), либо препятствует адаптации человека в мире «ближайшего завтра»

Старость: упадок или апофеоз? Восьмая цивилизация призвана решить задачу всей человеческой жизни: «постепенное вызревание плода всех семи стадий», а именно, душевного состояния целостности эго. В этом состоянии человек максимально возможно готов к смерти. Готовность человека к смерти – это и есть «здоровый образ смерти», т.е. психотехнически «правильная» подготовка индивида к смерти: «Здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти» (Э. Эриксон)

Одинарный или двойной цикл развития человека? У Э. Эриксона цикл развития человека сквозь восемь цивилизационных укладов жизни является «одинарным». В отличие от этой вполне европейской традиции индуистский жизненный уклад является двойным циклом развития: в нем умещаются два цикла развития индивида, выраженные в «пути четырех ашрамов».

Путь четырех ашрамов (вариант мужчины) Возраст служения Название ашрама Функции ашрама 1от рождения до 15 лет ПЕРВОЕ ОБУЧЕНИЕ Социальное обучение человека «Первым учителем» и его подготовка к семейной и социальной жизни в идеологии ЗОЖ 2от 15-ти до 30-ти лет СОЦИАЛЬНО- СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ Несение семейных и социальных обязанностей в качестве материала (который, в частности, потом является материалом «второго обучения») 3от 30 до 45-ти лет ВТОРОЕ ОБУЧЕНИЕ Мужчина уходит из семьи и социума и поступает в ученики ко «Второму учителю»; экзистенциальное обучение в идеологии ЗОС 4от 45 лет до смерти УЧИТЕЛЬСТВОВ результате второго обучения мужчина переходит либо А) в монашество или отшельничество, системно совмещаемое (но по времени, быть может, несколько разнесенное) со «Вторым учительством», либо Б) в «Первое учительство»

Путь трех ашрамов (вариант женщины) Возраст служения Название ашрама Функции ашрама 1от рождения до 15 лет ПЕРВОЕ ОБУЧЕНИЕ Социальное обучение человека «Первым учителем» и его подготовка к семейной и социальной жизни 2от 15-ти до 30-ти лет СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ как ВТОРОЕ, но социальное ОБУЧЕНИЕ Несение семейных и социальных обязанностей в качестве учебного материала «второго обучения» (женщина как прирожденное материнство = учительство не нуждается в мужском - отдельно выделенном! - типе подготовки) 3от 30 до смерти первое УЧИТЕЛЬСТВО Женщина не уходит из социума и своей большой семьи со взрослыми детьми и маленькими внуками, а переходит на позицию «Первого учительства», возможную для нее в результате плотного проживания 2-го ашрама: социальной жизни как специфического вида социального обучения (карма-йога)

Три заметки о внутреннем цикле развития Классический «кризис середины жизни» (35-37 лет) и есть переживание европейским индивидом завершения своей первой, «внешней» жизни и беспомощность перед отсутствием в светской культуре Запада традиций её следующего, «внутреннего» периода. Типология жизненных качеств Эриксона и последовательность их интеграции в целом сохраняется и на «внутреннем» цикле жизни. В процессе второго цикла жизни появляется шанс психотехнически «правильной» смерти эго. Это означает выход психоэнергетической субстанции эго из тела, и начало радикально нового типа бытия индивида: далее он вовлечен в две свои параллельно текущие реальности: реальность обыденной жизни и принципиально новую перцептуально-ценностную реальность.

выводы В рамках культурной антропологии сформулированы: – идея цивилизационного анализа – понятие о возрастных цивилизациях – расширение психологически-центрированного описания развития ребенка (Д. Эльконин, Э. Эриксон) до цивилизационного анализа возрастных цивилизаций

выводы МЫ: осёдлые жители геоцивилизаций И мигранты по возрастным цивилизациям Использование покрывающего термина «детство» вместо культурно-антропологической терминологии возрастных цивилизаций является ключевым признаком рассуждений в парадигме «взрослоцентризма»; ПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВА: «взрослоцентризм» и «культурная колонизация детства» к VS ценностный суверенитет всех 8-ми возрастных цивилизаций;

выводы ПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВА: прикладное отношение к детству (социализация ребенка, воспитание «хорошего» человека…) VS фундаментальное отношение к детским укладам жизни, когда внутренней задачей ребенка является глубокое и основательное актуальное проживание им данного цивилизационно-возрастного уклада жизни; КАЧЕСТВО ПРОЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: Возрастные изменения человека VS его возрастающее бытие;

выводы ДЕТСКАЯ ЖИЗНЬ: Социализация ребенка (его «обращение» в цивилизованность-7) VS актуальное и активное проживание ребенком материала и ценностей своего цивилизационного уклада; ДЕТСКАЯ ЖИЗНЬ: Воспитание ребенка VS равноправно-напряженный процесс группового проживания каждой совместной ситуации как ребенком, так и взрослым (родителем, наставником, прохожим); СЕМЬЯ: Гармонизируемая «ячейка общества» VS принципиально конфликтная КОНФЕДЕРАЦИЯ жителей разных половозрастных цивилизаций.

выводы ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ: «доживание» VS самый сложный и ответственный уклад жизни, фундаментальной задачей которого является «собирание своей жизни» Только… этот пожилой возраст должен проживаться в лет, после чего наступает второй, «внутренний» цикл жизни ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: одинарный цикл (Э. Эриксон) VS двойной цикл, приводящий нас во второй половине жизни ко «внутреннему пути» ВНУТРЕННИЙ ПУТЬ: религиозные традиции VS «здоровый образ смерти» как светская альтернатива

выводы Зачем нужен весь этот «академизьм»? ОБЩЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ: От изменения описания сферы жизни, т.е. общественного восприятия к изменению общественного действия = государственной политики в данной сфере ЧАСТНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ: От введения описания возрастных цивилизаций через изменение общественного видения «возрастного универсума» к изменениям общественной и государственной политики: – в области детства, – в области старости и «внутреннего цикла жизни».

Спасибо за понимание!