В ПОИСКАХ СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ 1. Формационный подход к истории 2. Цивилизации и формации. Западная и восточная цивилизации. 3. Культурологический подход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Дырина Е.Н., гр.3а03. Общественно- экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных.
Advertisements

1 ОБЩЕСТВО ©. 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Характерные черты постиндустриальной экономики. Волновое развитие по Э. Тоффлеру. Гр.7043.
+ – «ДА» 0 – «Нет» о + о о.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Обществознание 8 класс Контрольный тест по теме « Социальный прогресс и развитие общества ».
1 Социальная философия. 2 Вопросы: 1.Основные проблемы социальной философии 2.Теории исторического развития общества 3.Будущее человечества.
Дописьменные Простые Письменные Сложные - общество охотников и собирателей ( общины человек, небольшая социальная дифференциация ) Африка - бушмены,
Типология общества 10 класс elena22 Типология Способ научного познания, основанный на разграничении и классификации явлений по существенным.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
Обществознание 8 класс Урок 4. Задание на урок: Определите к какому типу относится наше с Вами общество?
Основные обществоведческие термины. Выполнила: учитель истории и обществознания МОУ «СОШ1 г.Ершова Саратовской области» Султанова В.Н.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
По наличию письменности: 1. Дописьменные 2. Письменные По социальному первенству: 1.Простые2.Сложные По способу производства: 1.Охота и собирательство.
Транксрипт:

В ПОИСКАХ СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ 1. Формационный подход к истории 2. Цивилизации и формации. Западная и восточная цивилизации. 3. Культурологический подход. Цивилизация и культура. 4. Современные взгляды на исторический процесс.

П ОДХОДЫ К ИСТОРИИ КАК ВНУТРЕННЕ ЛОГИЧЕСКОМУ И ЗАКОНОМЕРНОМУ ПРОЦЕССУ Формационный Цивилизационный Культурологический Карл Маркс Фридрих Энгельс Арнольд Тойнби Освальд Шернглер

О БЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития И СТОРИЯ – ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС СМЕНЫ ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

М ЕХАНИЗМ СМЕНЫ ОЭФ Изменения в базисе - производственные отношения приходят в соответствие с производительными силами Противоречие между производительными силами и производственными отношениями Изменения в политической надстройке ( либо приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории )

В ИДЫ ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ Первобытнообщинная примитивные формы организации труда ; отсутствие частной собственности ; равенство и личная свобода ; отсутствие публичной власти и государства. Рабовладельческая частная собственность на средства производства; рабовладение; социальное неравенство и классовое расслоение; государство и публичная власть; Феодальная крупная земельная собственность особого класса землевладельцев; труд свободных, но экономически зависимых крестьян; особые производственные отношения в свободных ремесленных центрах - городах; Капиталистическая Основная роль промышленности ; Усложнение средств производства ( механизация, объединение труда ); Средства производства принадлежат буржуазии Свободные наёмные рабочие, зависимые только экономические ; Коммунистическая отсутствие частной собственности на средства производства; труд рабочих, крестьян, интеллигенции свободных от эксплуатации; справедливое равномерное распределение совокупного продукта; Высокий уровень развития производительных сил и высокая организация труда;

Д ОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА Понимание истории как закономерного объективного процесса Глубокая разработка экономических механизмов развития Систематизация исторического процесса Представление истории человечества как единого процесса Не учитываются другие факторы (культурные, национальные) Недостаточное внимание уникальности и неповторимости отдельных народов Неполное подтверждение практикой Нарушение линейности Роль человеческого фактора, человеческая деятельность отодвигается на задний план

Ц ИВИЛИЗАЦИИ устойчивая общность людей объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. И СТОРИЯ – НЕЛИНЕЙНЫЙ ПРОЦЕСС. Э ТО ЗАРОЖДЕНИЕ, ЖИЗНЬ, ГИБЕЛЬ НЕ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Ц ИВИЛИЗАЦИИ основныелокальные Оставляют яркий след в истории, косвенно влияют на другие цивилизации Замыкаются в национальных рамках Шумерская Вавилонская Минойская Эллинская Китайская Индусская Исламская христианская

Д ВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ Вызов, брошенный цивилизации извне ; Ответ цивилизации в целом на вызов ; Деятельность талантливых, богоизбранных личностей. «ВОПРОС» – «ОТВЕТ» Внутренняя структура: Творческое меньшинство Инертное большинство Стадии развития: Зарождение Рост Надлом дезинтеграция

Т ИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Природные сообщества Восточные цивилизации Западные цивилизации

З АПАД И В ОСТОК ВОСТОКЗАПАД Социально-экономическая сфера Примат коллективного труда, общинная замкнутость Господство гос. собственности, отсутствие частной собственности на землю. Преобладание гос. соб ственнос ти над частной Медленное формирование рынка, товарно- денежных отношений Преобладание внеэкономических методов принуждения и стимулирования труда Границы интересов каждого социального слоя резко ограничены Специфическое социально-кастовое, иерархическое деление общ ест ва с особым местом в нем колоссальной прослойки чиновнико в Положение личности зависит от социального статуса. Примат частного труда Господство частной собственности Развитые рыночные отношения Преобладание экономических методов принуждения и стимулирования труда Положение личности зависит от собственных заслуг, умений Положение личности в обществе основано на социальном контракте

З АПАД И В ОСТОК Политическая сфера Огромная роль гос ударств а, которое вмешивается во все сферы деятельности общества Власть носит деспотический характер опирается на военно-бюрократический аппарат Власть выше закона: никакого обоснования власти не нужно. Власть Закон Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная, обожествленная власть монарха) Полицентризм - разделение властей Политическая власть не подчиняет себе дух овную жизнь и эконом ику Демократизация полит. структур и гос ударственного управл ения Формирование системы правовой защиты чел. Гражданское общество и правовое гос ударств о Закон выше власти : признание лидера связано с обоснованием его права быть лидером. Закон Власть Принцип разделения властей. Сословно- представительские структуры. Парламентаризм.

З АПАД И В ОСТОК Отношение к природе Стремление быть в гармонии с природой. Человек – часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы) Усовершенствование своей души и тела Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника. Отношение к прогрессу Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества – циклический характер. Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества – постепенный поступательный характер. Менталитет Мышление эмоциональное Эстетическое восприятие мира Познание обращено на себя, вовнутрь. Мышление образное Истина описательна Эмоциональное, целостное восприятие мира (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) Мышление теоретическое, рациональное Концептуальное мышление, расчленяющее, анализирующее Творчество, наука Истина доказательна Рациональное, противоречивое восприятие «фаустовско- гамлетовское» Мораль Отсутствие морали в мифологии Сказочность мифов Нет плохих и хороших героев Культура пропитана моралью Истории поучительны Разделены добро и зло.

Д ОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА Возможность глубоко изучать историю конкретных обществ в их специфике ; Ориентация на изучение ценностей, национальных особенностей, менталитета В центре внимания – человек и человеческая деятельность Невозможность взгляда на всемирную историю как единый процесс Невозможность исследования общих закономерностей исторического процесса

Ц ИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА Цивилизация – высший уровень развития культуры или стадия умирания культуры ?

К УЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД О. Шпенглер « Закат Европы » Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Типы культур : индийская ; китайская ; вавилонская ; египетская ; античная ; арабская ; русская ; западноевропейская

С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИИ. Д ЭНИЕЛ Б ЕЛЛ. «Грядущее постиндустриальное общество», 1973 НТР делает излишней социальную революцию. Всемирная история сквозь призму технологии и знания (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества). Под воздействием НТР капитализм трансформируется в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. Общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры, политической системы и культуры. Эти сферы управляются противоречащими друг другу «осевыми принципами»: экономика эффективностью, политическая система принципом равенства, культура принципом самореализации личности. Для современного капитализма характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом - источник противоречий в западном обществе.

С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИИ. О ЛВИН Т ОФФЛЕР Идея сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собрателей. Вторая волна результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна результат интеллектуальной революции, то есть потиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. «Шок Будущего», 1970, «Третья волна», 1976

С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИИ. Д ЖОН Г ЭЛБРЕЙТ «Общество изобилия «, «Новое индустриальное общество», 1967 С развитием технологии происходит изменение социального статуса владельцев факторов производства (земли, капитала, труда, предпринимательского таланта): власть переходит к тому фактору производства, который наименее доступен. Длительное время таким фактором была земля, а затем - капитал. Настоящее время характеризуется очередной сменой власти, переходящей, однако, не к труду (поскольку его предложение всегда превышает спрос), а к носителям специализированных знаний, необходимых для управления современным производством - т.н. "техноструктуре". Эта социальная группа отличается по своим целям и мотивации от традиционной фигуры капиталиста-предпринимателя.

С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИИ. У ОЛТ У ИТМЕН Р ОСТОУ 5 типов общества в соответствии с разнокачественными стадиями его эволюции : 1) " традиционное общество " ( аграрное, иерархизированное, с концентрацией власти у землевладельцев, примитивной техникой и наукой ); 2) " переходное общество " ( характеризующееся интенсификацией сельскохозяйственного производства, складыванием централизованных государств на основе " национализма ", появлением нового класса " предприимчивых людей "); 3 ) общество "стадии сдвига" (эпохи промышленной революции); 4)общество "стадии зрелости" - индустриальное общество со значимым (до 20%) компонентом капиталовложений в структуре национального дохода, широким распространением достижений науки и техники, превращением горожан в преобладающий сектор населения, ростом труда высокой квалификации в общей структуре занятости; 5)общество "эры высокого массового потребления" (доминирование сфер услуг и производства товаров массового потребления с сопряженными трансформациями "качества жизни" людей). «Процесс экономического роста», 1962 «Политика и стадии роста», 1971

Ч ТО ОБЩЕГО И РАЗЛИЧНОГО В ТЕОРИИ ОЭФ И ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ?