Тема 1. Экономическая информация Трофимов Валерий Владимирович: заведующий кафедрой Информатики СПбГУЭФ, доктор технических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Подготовил Иванов А.Н.
Advertisements

Информация и её свойства. Вопросы: 1.Информация: определение, свойства, особенности, разновидности. 2.Меры информации. 3.Показатели качества информации.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Структура предметной области информатики -теоретическая информатика -средства информатизации -информационные технологии -социальная информатика.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Электронная база данных,как объект информационног о права.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
Понятие информации является ключевым понятием информатики. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Концепция маркетинга Тема 1. Вопросы: 1.Маркетинг как философии бизнеса, его цели и задачи. 2.Основные понятия и категории маркетинга. 3.Эволюция концепций.
Термин «коммуникация» (от лат. communicare делаю общим, сообщение, передача) это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 2-ОГО КУРСА ЭФ ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
Транксрипт:

Тема 1. Экономическая информация Трофимов Валерий Владимирович: заведующий кафедрой Информатики СПбГУЭФ, доктор технических наук, профессор

В.В.Трофимов2 План изложения 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества 1.1. Информационный ресурс новый предмет труда 1.2. Развитие информационной сферы производства 1.3. Формирование и развитие ИР предприятия 2.Информация и ИТ в организационно-экономической сфере 2.1. Информация 2.2. Семиотика и ее разделы 2.3. Инфраструктура информатизации 3. Сущность, значение и закономерности развития ИТ 3.1. Информатизация и ИТ 3.2. Информационно-коммуникационные технологии 4. Экономические законы развития ИТ 4.1. Закон Гордона Мура 4.2. Закон Роберта Меткалфа 4.3. Закон Фотона

В.В.Трофимов3 Системная модель предприятия Руководствуясь системным подходом и применяя модель «черного ящика», любую организацию можно представить как некоторую систему по преобразованию входных потоков ресурсов: материальных, энергетических и информационных в конечные (выходные) потоки продуктов и услуг.

В.В.Трофимов4 Системная модель предприятия Общество – требует обеспечения безопасности (экономической, информационной, экологической) деятельности предприятия. Критерий оценки общественное мнение. Государство - требует выполнения законодательных актов и ведомственных норм (в области экономики, информации, экологии). Критерий оценки - правовая эффективность. Рынок - оказывает давление на предприятие (конкуренция). Критерий оценки - экономическая эффективность.

В.В.Трофимов5 Рассматривая информационную составляющую этой модели, подробно рассмотрим и дадим определения таким понятиям как: –информационный ресурс (ИР), –информация, –экономическая информация, – информационные технологии (ИТ), –процессы и процедуры, –информатизация, –экономические информационные системы и подсистемы.

В.В.Трофимов6 Понятия информации в широком смысле В широком смысле информация – это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и помогающие решать поставленные перед организацией задачи. Термин «информация» происходит от латинского словаinformatio. Первоначальный смысл слова "информация" – это знания, сведения, сообщения, уведомления, то есть нечто, присущее только человеческому сознанию и общению.

В.В.Трофимов7 Философское понимание информации В философском понимании информация есть отражение реального мира, т.е. сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. "Признав, что наше знание есть отражение реального мира, материалистическая теория познания установила, что отражение является всеобщим свойством материи". Существуют следующие формы отражения: –сознание – является высшей формой отражения, присущей только человеку, –психическая – присущая не только человеку, но и животным, –раздражимость – охватывает также растения и простейшие организмы, –запечатление взаимодействия (самая элементарная форма), которая присуща и неорганической природе и элементарным частицам, т.е. всей материи вообще. Таким образом, знание есть отражение реального мира, следовательно, отражение есть всеобщее свойство материи. Т.е., как только состояния одного объекта находятся в соответствии с состояниями другого объекта, мы говорим, что один объект отражает другой, содержит информацию о другом.

В.В.Трофимов8 Экономическое понимание информации Информационная экономика базируется на информации как на основном ресурсе и товаре одновременно. Под информационным ресурсом понимают, данные, преобразованные в форму, которая является значимой для предприятия и для управления предприятием. Информационный ресурс – это информация, созданная и/или обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными законами деградации и обновления. Информационные ресурсы предприятия представлены в: –документах, –массивах информации в ИС, –на машинных носителях, –архивах, –фондах, –библиотеках.

В.В.Трофимов9 Классификация информации В системах организационного управления выделяют информацию: –экономическую (связанную с управлением коллективами людей, занятых производством продукции, работ и услуг) и –техническую (связанную с управлением техническими объектами). Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, и она связана с общественным производством, поэтому экономическую информацию также называют производственной. Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, периодическим обновлением и преобразованием, использованием логических операций и выполнением относительно несложных математических расчетов.

В.В.Трофимов10 Структура экономической информации Основной структурной единицей экономической информации является показатель. Показатель имеет законченное смысловое содержание и потребительскую значимость для целей управления и его нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения смысла. Показатель состоит из совокупности реквизитов. Реквизит – логически неделимый элемент, отражающий определенные свойства объекта или хозяйственного процесса. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. Реквизит-основание характеризует, как правило, количественное значение показателя (вес, стоимость, норма времени и т.д.); Реквизит-признак - смысловое значение показателя и определяет его наименование.

В.В.Трофимов Информационный ресурс новый предмет труда Основным предметом труда до XX века являлись материальные объекты. Деятельность человека за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории "непроизводительные затраты". Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало. В конце XX века впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация, появляется принципиально новое понятие «национальные информационные ресурсы», которое вскоре стало новой экономической категорией.

В.В.Трофимов12 Доля трудоспособного населения США, занятого в информационной сфере

В.В.Трофимов13 Информационный кризис Кратко: информация - нужна; информация - есть; информацию - не найти!

В.В.Трофимов14 Информационный кризис Информационный кризис – это сложный социально- экономический процесс. Поэтому подобрать количественные характеристики для его описания достаточно сложно. Известны несколько подходов к поиску такого описания, их предложили: Джеймс Мартин – известный эксперт фирмы IBM; Илья Шкловский – советский астрофизик; Норберт Винер – создатель кибернетики.

В.В.Трофимов15 Джеймс Мартин Суть его подхода сводится к определению интервала времени, в течение которого общая сумма человеческих знаний удваивается. Например: к 1800 г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950 г лет, к 1970 г. - 5 лет, в настоящее время –1 год. Такое увеличение объемов информации потребовало привлечения в сферу информационных услуг дополнительных трудовых ресурсов и оснащения их современными информационными технологиями.

В.В.Трофимов16 Илья Шкловский Он показал, что Земля излучает в космос мощность в метровом диапазоне в миллион раз большую, чем лет назад. Это излучение обусловлено работой передатчиков радио- и телевизионных станций. Таким образом, развитие цивилизации на Земле привело за последние десятилетия к увеличению на шесть (!) порядков такого важного глобального свойства нашей планеты как мощность ее радиоизлучения. "Благодаря деятельности разумных существ Земля по мощности своего радиоизлучения на метровом диапазоне стала на первом месте среди планет, обогнав планеты-гиганты Юпитер и Сатурн и уступая (пока!) только Солнцу!" И это при условии, что уровень производства энергии на Земле составляет эрг/с (мощность падающего на Землю потока солнечного излучения эрг/с) или 0,01% от солнечного фона.

В.В.Трофимов17 Норберт Винер Он предложил провести границу во времени по равенству расходов, планируемых в своих бюджетах странами на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области энергетики (техника сильных токов) и техники связи (слабых токов). Затраты на НИОКР в области сильных токов К = > < 1 Затраты на НИОКР в области слабых токов

В.В.Трофимов18 Признаки информационного кризиса Таким образом, можно указать, по крайней мере, три различных признака перехода на качественно новый этап технологического развития - век информации: первый - планетарный признак, человеческая цивилизация становится наблюдаемой в космическом пространстве (уровень радиоизлучения Земли по яркости приближается к солнечному); второй - глобальный, быстрое увеличение темпов удвоения информации; третий - государственный, расходы на информатику и технику связи превышают расходы на энергетику.

В.В.Трофимов19 Россия Основой вхождения России в мировую информационную экономику является реализация решений II-ой конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Во исполнение достигнутых на конференции договоренностей в 1992 г. Президентом России утверждена Указом 440 правительственная Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Кроме этого принят еще ряд основополагающих законодательных документов, в частности: «Закон об информатизации», «Концепция информационной безопасности», «Концепция единого информационного пространства России», «Концепция формирования информационного общества в России» и ряд других.

В.В.Трофимов20 Россия На основании этих документов была разработана «Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». В рамках этой Программы определены три приоритетных направления работы, в том числе и формирование индустрии информационных технологий. Осознание информации как стратегического ресурса привело к конкретизации понятия информационного общества, основные концепции которого изложены в Окинавской хартии глобального информационного общества, которую подписали руководители семи ведущих стран мира и Президент России В.В. Путин в августе 2000 года.

В.В.Трофимов Развитие информационной сферы производства Предприятие (особенно его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр, в котором обрабатывается информация, содержащаяся как во внешнем, так и во внутреннем потоках, т.е. реализуется информационный процесс.

В.В.Трофимов22 Информационный процесс Информационный процесс – это осуществление всей совокупности следующих элементарных информационных актов: –прием или создание информации, –хранение, –передача и –использование. Информационная система – это совокупность механизмов, обеспечивающих полное осуществление информационного процесса.

В.В.Трофимов23 Внешний поток информации определяется взаимодействием предприятия с экономическими и политическими субъектами, действующими вне его. Сюда относится взаимодействие предприятия с клиентами и конкурентами, как реальными, так и потенциальными. Внутренний поток включает информацию, описывающую отношения в коллективе сотрудников, а также знания, порождаемые в производстве. Предприятия имеют и формируют свою собственную внутреннюю информационную среду, в которой циркулируют потоки информации. Информационные потоки

В.В.Трофимов24 Входной информационный поток предприятия формируется на основании информации, поступающей от внешней среды. В качестве внешних источников информации предприятия выступают: –государство, –информационные центры и сети, –научно-исследовательские организации, –поставщики материалов, –конкуренты, –инфраструктура рынка и т.п. Выходной информационный поток направляется предприятием во внешнюю среду и содержит информацию о своих производственных возможностях, производимом товаре (реклама), материальных, энергетических, кадровых и информационных потребностях и т.д. Информационная система предприятия фильтрует информационный поток и выделяет информацию, необходимую (релевантную) для жизнедеятельности предприятия, преобразуя ее в удобную для принятия решений форму. Входной и выходной инфопотоки

В.В.Трофимов25 План изложения 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества 1.1. Информационный ресурс новый предмет труда 1.2. Развитие информационной сферы производства 1.3. Формирование и развитие ИР предприятия 2.Информация и ИТ в организационно-экономической сфере 2.1. Информация 2.2. Семиотика и ее разделы 2.3. Инфраструктура информатизации 3. Сущность, значение и закономерности развития ИТ 3.1. Информатизация и ИТ 3.2. Информационно-коммуникационные технологии 4. Экономические законы развития ИТ 4.1. Закон Гордона Мура 4.2. Закон Роберта Меткалфа 4.3. Закон Фотона

В.В.Трофимов Информация Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. Информацией можно назвать алгоритм построения системы, обеспечивающей воспроизведение этой информации, функционально связанной со средой своего местоположения. Обеспечение воспроизведения информации – обязательный и необходимый атрибут любой информационной системы. Информация – совокупность закодированных сведений, необходимых для принятия решений и их реализации

В.В.Трофимов27 Концепции информации Сопоставляя различные определения информации можно выделить две концепции: атрибутивную и функциональную. Обе концепции сходятся в том, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Атрибутивная концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи ( человек, животное, растение, минерал ). Функциональная концепция рассматривает информацию как функциональное качество самоорганизующихся (живых) систем.

В.В.Трофимов28 Онтология и методология информации Более глубокое изучение определений информации позволяет выделить ее онтологическое и методологическое понимание. Онтологическое понимание состоит в том, что информация принадлежит объективной действительности в качестве особого явления материального мира или функции высокоорганизованных систем. Методологическое понимание представляет информацию как продукт познания, познавательный инструмент, абстрактная фикция. Наиболее часто для решения проблем менеджмента используется методологическое понимание информации.

В.В.Трофимов Семиотика и ее разделы Информационное взаимодействие между системами осуществляется посредством сигналов – физических процессов, переносящих информацию, чаще всего представленную в виде: символов, знаков или звуков. С их помощью одна система воздействует на другую. Наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе называется семиотика. Она рассматривает различные аспекты информационного взаимодействия систем и состоит из трех частей: синтактики, семантики, прагматики.

В.В.Трофимов30 Синтактика Синтактика изучает структуру знаков и отношений между ними с точки зрения синтаксиса, безотносительно к тому, что они отражают и как воспринимаются адресатом. Синтаксический анализ - обработка текста на естественном языке, которая имеет целью получение синтаксического представления этого текста, в частности, его синтаксической структуры.

В.В.Трофимов31 Семантика Семантика изучает отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, не касаясь получателя знаков. Она изучает общие закономерности построения любых знаковых систем, рассматриваемых в синтактике. Различают семантику логическую и структурную. Логическая семантика рассматривает знаковые системы как средства выражения смысла, установление зависимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Структурная семантика - раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ним. Семантический анализ - совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. Семантический анализ моделирует процесс понимания текста человеком.

В.В.Трофимов32 Прагматика Прагматика изучает восприятие осмысленных выражений знаковой системы в соответствии с разрешающими способностями воспринимающего. Теоретическая прагматика рассматривает некоторые гипотезы о свойствах и строении интеллекта, которые формулируются на основе данных нейрофизиологии, экспериментальной психологии, бионики, теории персептронов и т.д. Прикладная прагматика включает в себя исследования, посвященные эмпирическому анализу понимания людьми различных языковых выражений, изучению ритмики и стихосложения, а также разработке информационно-поисковых систем.

В.В.Трофимов33 Три уровня абстрагирования Таким образом, выделяются три уровня рассмотрения любого информационного сообщения, три уровня абстрагирования от особенностей конкретных актов обмена информацией. На прагматическом уровне, с целью выявить полезность информации, рассматривают все элементы информационного обмена. На семантическом уровне, отвлекаясь от получателя информации, конечной целью изучения является смысловое значение сообщения, его адекватность описываемым объектам. Наиболее узким является синтактический уровень - уровень изучения только самих знаков и соотношений между ними.

В.В.Трофимов Инфраструктура информатизации Всю информацию, циркулирующую во внешнем и внутреннем контурах, можно разбить на следующие три информационных потока: 1.поток информации, существующей в виде овеществленных знаний в наукоемкой продукции; 2.поток информации, отражающей человеческие профессиональные знания (патенты, лицензии, изобретения, навыки и приемы); 3.поток информации, по искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным предприятием. В зарубежной литературе третий информационный поток представляется совокупностью следующих составляющих: - менеджмент (управление предприятием, персоналом и производством); - маркетинг (управление разработкой продукции и рынком сбыта); - таргетинг (долгосрочные программы нацеливания на завоевание рынков сбыта в другой стране).

В.В.Трофимов35 Таким образом, информационные ресурсы, в основе которых лежит сущность и закономерности развития понятия информации, являются стратегическим ресурсом и позволяют: - разрабатывать стратегические и тактические цели; - реализовывать программы (планы) для достижения поставленных целей и задач; - принимать управленческие решения по координации действий подразделений (на основе информационного мониторинга); - совершенствовать систему управления (на основе ее диагностики); - развивать процессы информатизации (на основе совершенствования ее инфраструктуры

В.В.Трофимов36 План изложения 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества 1.1. Информационный ресурс новый предмет труда 1.2. Развитие информационной сферы производства 1.3. Формирование и развитие ИР предприятия 2.Информация и ИТ в организационно-экономической сфере 2.1. Информация 2.2. Семиотика и ее разделы 2.3. Инфраструктура информатизации 3. Сущность, значение и закономерности развития ИТ 3.1. Информатизация и ИТ 3.2. Информационно-коммуникационные технологии 4. Экономические законы развития ИТ 4.1. Закон Гордона Мура 4.2. Закон Роберта Меткалфа 4.3. Закон Фотона

В.В.Трофимов Информатизация и ИТ Под информатизацией будем понимать процесс развития «индустрии информации». Рассматривают три равноправные трактовки этого термина: - процесс создания и совершенствования информационного общества; - процесс повышения эффективности использования информации в государстве и обществе на основе перспективных информационных технологий; - процесс формирования ноосферы. Измерение процесса информатизации осуществляется путем определения масштаба внедрения информационных технологий во все сферы общественной жизни. Так как современные информационные технологии базируются на использовании компьютерной техники, то иногда ставят знак равенства между понятиями «информатизация» и «компьютеризация», что не совсем корретно.

В.В.Трофимов38 Технология Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – знания, наука) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы … осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление … закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Технология – последовательность действий во времени по преобразованию потоков (материальных, энергетических, информационных и т.д.) в продукты и услуги. Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и алгоритмов программно- технических средств, объединенных в технологическую цепочку, реализация которых обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности. Информационная технология - последовательность действий во времени по преобразованию информационных потоков в информационные продукты и услуги.

В.В.Трофимов39 Основная цель ИТ Основная цель ИТ – обеспечивать эффективное использование информационных ресурсов: - при разработке стратегических планов развития организаций; - при изучении влияния инвестиционно-инновационной деятельности; - для обеспечения конкурентоспособности подразделений предприятия на основе учета мнения клиентов, состояния конкурентов; - для осуществления поддержки принятия управленческих решений. Развитие ИТ во всем мире объясняется возросшей интенсивностью информационных потоков вследствие развития процессов глобализации мировой экономики и становления информационного пространства. Управленческая деятельность нуждается в информационном обеспечении, так как обработка информации для принятия управленческих решений и выработки управляющих воздействий занимает достаточно много времени. В основе управления современными предприятиями лежит концепция маркетинга взаимодействия, т.е. совершается переход от концепции управления XX века «продаем то, что производим», к концепции XXI века «производим то, что продаем», то, что пользуется спросом.

В.В.Трофимов Информационно-коммуникационные технологии Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимно влияющих рыночных субъектов носит название коммуникация. Существует достаточное количество определений понятия коммуникация, но в основном они сводятся к следующему: 1.коммуникация – это есть процесс передачи информации, 2.это процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя. Таким образом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контроле и общении. Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

В.В.Трофимов41 Коммуникация Коммуникация как и любое социальное явление представляет собой сложный процесс, который может быть описан с различных сторон. В литературе приводится большое множество определений коммуникации, которые рассматривают разные ее стороны. Различные авторы рассматривают коммуникацию как: –процесс (в определениях этих авторов коммуникация рассматривается только с одной стороны, где выступает как совокупность действий во времени, направленная на реализацию процесса передачи информации между людьми, и выступает как социальная категория); –канал связи (в этих определениях коммуникация выступает как инженерно-техническая категория); –услугу (в данном определении коммуникация выступает как экономическая категория, зависящая от конкретных условий производства и потребления); –функцию (здесь коммуникация выступает как совокупность действий для достижения поставленной цели). –систему (в этих определениях коммуникации упор делается на реализацию обмена информацией между группами людей). Кроме перечисленных выше, коммуникации рассматривают: как сферу деятельности, как аспект технологии, как культуру субъектных отношений и т.д.

В.В.Трофимов42 Типы коммуникаций В простейшем случае коммуникацию можно представить как взаимодействие между экономическими агентами (субъектами), опосредованное некоторым объектом (сообщением). Поэтому, коммуникация целесообразна (функциональна) и включает перемещение материи и сообщений (рис). С другой стороны, коммуникация может быть рассмотрена как процесс, который развивается во времени под воздействием стихийных сил или целенаправленных, исходящих от субъекта. Различают следующие формы коммуникационной деятельности, которые определяются их целями: субъект - субъектные (общение), характеризуется как равноправные взаимоотношения; субъект - объектные (управление), характеризуется такими формами как: приказ, обучение, внушение; объект - субъектные (подражание), характеризуется как самоуправление.

В.В.Трофимов43 Простейшая схема коммуникации Заслуживает внимания более подробное рассмотрение линейной модели коммуникации как процесса взаимодействия двух экономических субъектов (агентов). При рассмотрении этой модели коммуникации, выделяют следующие его составные части: передающая часть - коммуникант (субъект, агент, передатчик); передаваемая часть – объект; принимающая часть - реципиент (субъект, агент, приемник). В данной линейной модели понятие эффективной коммуникации связано с коммуникантом и предполагает получение достоверной информации реципиентом, адекватное ее понимание, и ответную его реакцию в соответствии с прогнозом отправителя. Эффективность всей системы коммуникации может быть повышена путем уменьшения уровня помех воздействующих на канал передачи сообщений, путем дублирования сообщения, его кодирования, повышения качества канала связи.

В.В.Трофимов44 Системная модель коммуникации Передающая часть – Коммуникант-1, являющаяся источником сообщений. Передаваемая часть – сообщение – S 1 (t), которое формируется (кодируется – K 1 ) с помощью символов. Канал-1 – путь (средство) физической передачи сообщения, в котором действует помеха - 1 (t), искажающая сообщение. Принимающая часть – Реципиент-1, получающий искаженное каналом сообщение - S 2 (t) и расшифровывающий его с помощью декодера (Д 1 ). Обратная связь, по которой передается реакция получателя на принятое сообщение, может быть описана цепочкой S 4 (t)=S 3 (t) + 2 (t).

В.В.Трофимов45 Коммуникационный канал Наличие коммуникационного канала (канала связи) - обязательное условие любой коммуникационной деятельности. Коммуникационный канал (КК) обеспечивает движение материальной формы сообщений (а не смыслов) в физическом пространстве и в астрономическом времени и является материально-техническим средством. Информационная деятельность обеспечивает движение смыслов в социальном пространстве и является духовной деятельностью. Различают естественные и искусственные коммуникационные каналы и средства. Естественные КК присущи человеку и обеспечивают передачу информации на вербальном (речевом) и невербальном (эмоциональном) уровнях. Искусственные КК используются тогда, когда два агента лишены информационного взаимодействия через непосредственный контакт, и делятся на устную, документальную, электронную и их комбинации.

В.В.Трофимов46 Управление коммуникацией Рассмотрение сущности управления коммуникацией предполагает представлять объект и субъект управления как целостную единую систему. Такой методологический подход предполагает два вида управления: –управление средствами коммуникации и –управление людьми, участвующими в осуществлении коммуникаций. Управление коммуникациями – это управление взаимоотношениями между людьми, которые в самих коммуникациях управляют средствами коммуникаций. Как всякая система управления, управление коммуникацией предполагает осуществление комплекса функций: планирования, организации, учета, мотивации и контроля. Под управлением процессом коммуникаций следует понимать комплекс воздействий на средства коммуникаций и работников, осуществляющих этот процесс с помощью этих средств. При этом человек выступает как субъект управления, а объект – коммуникация (средства коммуникации). Такой комплекс включает проведение всех функций и управления как на каждом из уровней на самом предприятии, так и в рыночной сети.

В.В.Трофимов47 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) С одной стороны, постоянный рост объемов информации о взаимодействиях предприятий в условиях рыночной среды требует совершенствования и дальнейшего развития ИТ. С другой стороны, дальнейшее развитие рынка породило маркетинг взаимодействия, в основе которого лежат процессы коммуникации. Конвергенция информационных технологий и коммуникационных процессов привело к возникновению нового понятия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Рассматривая ИКТ, основной упор будем делать как на процессах хранения и обработки информации, так и на коммуникационных процессах, отвечающих за взаимодействие пользователей и их информационное обслуживание.

В.В.Трофимов48 План изложения 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества 1.1. Информационный ресурс новый предмет труда 1.2. Развитие информационной сферы производства 1.3. Формирование и развитие ИР предприятия 2.Информация и ИТ в организационно-экономической сфере 2.1. Информация 2.2. Семиотика и ее разделы 2.3. Инфраструктура информатизации 3. Сущность, значение и закономерности развития ИТ 3.1. Информатизация и ИТ 3.2. Информационно-коммуникационные технологии 4. Экономические законы развития ИТ 4.1. Закон Гордона Мура 4.2. Закон Роберта Меткалфа 4.3. Закон Фотона

В.В.Трофимов Закон Гордона Мура Гордон Мур (Gordon Moore, Chairman Emeritus of Intel Corporation) Закон Г.Мура оставался верным последние 40 лет и, вероятно, он останется верным еще в течение, по меньшей мере, 15 лет. Он гласит: вычислительная мощь микропроцессоров и плотность микросхем памяти удваивается примерно каждые 18 месяцев при неизменной цене.

В.В.Трофимов50 История открытия Закона Журнал по электронике в 1965 году попросил Гордона Мура предсказать развитие полупроводниковой индустрии на следующие 10 лет. Г. Мур проанализировал возможности существовавших в то время технологий и темпы усложнения полупроводниковых чипов. Далее он выполнил экстраполяцию на период 10 лет и получил сформулированную выше закономерность, предсказывающую появление очень сложных чипов с несколькими десятками тысяч транзисторов. Результаты данного анализа были представлены в соответствующей статье: Gordon E. Moore. Cramming more components onto integrated circuits. Electronics, Volume 38, Number 8, April 19, 1965.

В.В.Трофимов51 Прогноз развития ПП промышленности (1965г.)

В.В.Трофимов52 Рост числа транзисторов (архитектура МП Intel) Рост числа транзисторов в процессорах Intel ПроцессорыГод выпуска Количество транзисторов Intel Intel Intel Intel Intel Intel Intel 486DX Intel Pentium Intel Pentium II Intel Pentium III Intel Pentium Intel Itanium II

В.В.Трофимов53 Количество транзисторов в процессорах Intel (прогноз) Как ожидается, в 2007 году появятся процессоры с числом транзисторов один миллиард. Крейг Барретт в своем докладе на IDF Spring 2002 отметил, что в ближайшие пятнадцать лет развитие полупроводниковых технологий позволит разработчикам процессоров реализовать следующие характеристики: 2 миллиарда транзисторов, тактовая частота процессоров достигнет 30 ГГц, 1 триллион инструкций в секунду, размер транзисторов 10 нм (0,01 мкм), станет возможным использование подложек 18'' (в настоящее время осуществляется переход с 8" на 12" пластины).

В.В.Трофимов54 Эволюция технологических процессов Наименование процессаP854P856P858Px60P1262P1264 Внедрение, год Литография, нм Длина затвора, нм

В.В.Трофимов55 Потребляемая мощность в процессорах Intel Патрик Гелсингер: "Мы предсказываем, что следующие 10 лет в первую очередь мы будем ограничены таким параметром, как мощность (power). В 2010 году мы планируем процессор с частотой 30 ГГц, с 10 миллиардами транзисторов, технология 20 нм или еще меньше. Все это принесет просто сногсшибательное быстродействие. Но следует вспомнить, что мы очень плавно двигались от 1 Вт до 10 Вт, затем от 10 до 100 Вт. И мы на пути от 100 Вт до 1000 Вт. А за 1000 идет В этом заключается экспоненциальный рост, который великолепно работает как за, так и против.

В.В.Трофимов56 Еще сложнее, когда такая мощь приходится на очень маленькую площадь, тогда речь идет о плотности мощности. Проведем некоторые аналогии, если в конце 80-х годов это было просто горячая плита, то в середине грядущего десятилетия это ядерный реактор, в конце это уже сопло ракеты, а в перспективе это поверхность Солнца". Плотность энергии в процессорах Intel

В.В.Трофимов57 Закон Гордона Мура Г. Мур заметил, что приблизительно каждые 1,5 года расстояния между элементами на одном кристалле сокращаются примерно на 30%. Следовательно, количество элементов на таком кристалле удваивается 2 х (70% х 70% = 50%). Рост числа элементов на одном кристалле сопровождается, как правило, и ростом его производительности, которая определяется тактовой частотой. Выпуск новой модели микропроцессора происходит в среднем каждые 3-5 лет, а его производительность возрастает в 2-4 раза

В.В.Трофимов58 Закон Гордона Мура Стоимость нового микропроцессора на рынке постоянна и составляет от 500 до 800 долларов. Следовательно, можно говорить не только о росте числа элементов на одном кристалле, но и об уменьшении цены на микропроцессоры одинаковой производительности

В.В.Трофимов59 Закон Артура Рока Артур Рок (Arthur Rock), известный своей склонностью к участию в рискованных предприятиях, в 1968 г. помог основать корпорацию Intel. Закон А. Рока - это всего лишь маленькое дополнение к закону Мура: стоимость основных фондов, используемых в производстве полупроводников, удваивается каждые четыре года.

В.В.Трофимов60 Закон Билла Макрона Билл Макрон (Bill Machrone) - редактор Yahoo! Internet Life. В основе закона Б. Макрона лежит закон Г. Мура, действующего уже на протяжении долгих лет. Закон этот гласит: машина, которая бы Вас полностью устроила, никак не может стоить меньше - $5000.

В.В.Трофимов61 Закон Роберта Меткалфа Массачусетский технологический институт, изобретатель Ethernet Ценность всей системы растет быстрее, чем число элементов (приблизительно как квадрат числа компонентов - n 2 ). Ценность сети тем выше, чем выше число ее компонентов - n. Другими словами, сети способны генерировать новую ценность Таким образом, чем больше компонентов у вычислительной сети (например, Internet), тем большую стоимость она представляет для пользователя, и тем больше пользователей будут стремиться подключиться к ней. В течение ближайших нескольких лет количество пользователей Internet увеличится с 500 млн. до 1 миллиарда, и тогда ценность этой сети как средства доступа к информации, коммуникаций и коммерции станет еще выше.

В.В.Трофимов62 Определение ценности сети 1234 с – оценка возможности вести переговоры с одним абонентом Ц n - ценность сети (n –узлов) для каждого абонента Ц 0 =0сЦ 1 =1сЦ 2 =2сЦ 3 =3с Р 0 =0;Р 1 =1с+1с=2с;Р 2 =2с+2с+2с=6с;Р 3 =3с+3с+3с+3с=12с Р n - общая ценность сети (n-узлов) для всех ее абонентов Ц n =(n-1)c; P n =n(n-1)c n =

В.В.Трофимов63 Общая ценность сети

В.В.Трофимов64 Сетевой эффект (network effect) Сетевой эффект заключается в том, что ценность подсоединения к сети для пользователя зависит от количества других пользователей, уже подсоединенных к сети. Другие названия «сетевого эффекта»: «сетевые экстерналии» (network externalities) или «эффект масштаба со стороны спроса» (demand-side economies of scale) или «положительная обратная связь» (positive feedback) Сетевой эффект для маркетинга Значение сетевого эффекта для маркетинга заключается в том, что на сетевых рынках покупатели распределяют ресурсы между конкурирующими продуктами в зависимости, как от характеристик самого продукта, так и от ценности «системы интегрированных сетей», окружающих продукт.

В.В.Трофимов65 Сетевые рынки (network markets) Рынки, на которых наблюдается сетевой эффект называются «сетевыми рынками» (network markets). Рынок называется «сетевым», если потребители получают пользу от следующих элементов: 1.Сеть пользователей. Ценность сети пользователей продукта зависит от количества пользователей внутри и за пределами организации. Чем большее количество пользователей имеется в «сети», тем большую полезность получает потребитель от использования продукта. Поэтому «ценность» продукта для покупателя зависит не только от самого продукта, но и от размера сети пользователей. 2. Сеть комплиментарных продуктов. Ценность сети зависит от количества разнообразных комплиментарных (дополняющих) продуктов и услуг. Чем больше количество дополняющих продуктов и услуг, тем большую пользу (ценность) потребитель извлекает из самого продукта. 3. Сеть производителей. Ценность сети зависит от количества поставщиков продукта и степень конкуренции между ними. Покупатели не любят покупать продукты от «единственного» поставщика и предпочитают иметь многочисленных квалифицированных поставщиков.

В.В.Трофимов66 Закон Дэвида Рида ( Закон массы) Дэвид Рид - профессор Гарвардской школы бизнеса Закон Д.Рида является логическим продолжением закона Меткалфа Рид выделяет три этапа в развитии ИТ: широковещательный (broadcast), транзакционный (transaction) и групповой (group forming).

В.В.Трофимов67 Принципы распространения информации Периоды развития ИТ характеризуются фундаментальными принципами распространения информации. 1.Широковещательный принцип предполагает распространение «от одного ко многим», в согласии с ним действуют все средства массовой информации, начиная от средневековых глашатаев до современного телевидения. 2.Транзакционный принцип «от одного одному» начался с обычной почты, продолжился в телефонии, факсах и электронной почте. 3.С новыми сетевыми технологиями intranet и Internet появилась возможность реализовать групповой принцип; речь идет о сетях типа GFN (group forming network) по терминологии Рида.

В.В.Трофимов68 Эффективность GFN Закон Меткалфа часто используют для иллюстрации эффективности транзакционных сетей. «Сетевой эффект» соответствует числу возможных связей и если каждый участник сети может связаться с каждым, то эффект пропорционален квадрату числа участников сети – n 2. Рид пошел дальше, он утверждает, что сформулировал на основе закона Меткалфа свой закон для таких сетей, которые позволяют образовывать группы. Поскольку число потенциально возможных связей по типу «многие общаются со многими» равно числу сочетаний, то при образовании групп в сети GFN оно равно 2 n. Это дает основание Риду утверждать, что и эффективность GFN пропорциональна 2 n.

В.В.Трофимов69 Эффективность GFN

В.В.Трофимов70 Закон фотона Закон фотона является своего рода телекоммуникационным эквивалентом закона Мура. Закон фотона работает даже эффективней, чем закон Мура, он утверждает: пропускную способность волоконно-оптического канала передачи информации можно удваивать примерно каждые 10 месяцев. Сегодня между странами и континентами протянуто более 500 млн. миль волоконной оптики. Полезная пропускная способность этого волокна удваивается примерно раз в год. По мере вхождения этой оптической инфраструктуры в наши города высокоскоростной интернет становится частью многих жилых домов, что делает эту сеть еще более ценной.

В.В.Трофимов71 Законы развития ИТ (заключение) Эти три закона: закон Мура, увеличение мощности процессоров и плотности микросхем памяти, закон Меткалфа, повышение ценности Интернета, закон фотона, постоянное увеличение пропускной способности наших коммуникационных каналов, свидетельствуют о том, что стал экономически выгодным переход от бумажных к электронным технологиям хранения и обработки информации любого вида.