Обществознание. ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк) литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
Advertisements

Подготовка экспертов ЕГЭ по обществознанию. Сокращение заданий части А – 22 вопроса Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Урок- практикум по экономике 11 класс Учитель Исаенко Анна Владимировна.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
ДИЯНОВ К.С. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «НОВОВАРШАВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» НА ПРИМЕРЕ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
Написание эссе Карпенко И.А. к.филос.н, доцент философского факультета НИУ-ВШЭ.
Транксрипт:

Обществознание

ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк) литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора Задача эссе - информация или объяснение. Основная особенность (стилистическая) – краткость и внутреннее единство Отличительные черты (содержательные) – субъективность, формальная неопределенность, парадоксальность, незавершенность, открытость, образность высказываний, художественная изобретательность

При оценивании ответа по заданию С9 учитывается: 1) раскрытие смысла высказывания 2) представление и пояснение своей позиции 3) уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений)

Смысл выбранного высказывания должен быть освещен выпускником с опорой на понятийный аппарат и теоретическое содержание конкретной науки. Важно понимать (!) смысл, раскрытый в рамках другой, отличной от указанной в задании науки, даже при идеальном соблюдении выпускником требований к выполнению мини-сочинения (эссе) по обществознанию, не может быть основанием для результативного балла.

Алгоритм подготовки учащихся к написанию эссе Первый шаг - определение проблемы Второй шаг - выявление аспектов проблемы (возможные направления ее раскрытия) Третий шаг - определение своего отношения к выявленной при анализе высказывания проблеме Четвертый шаг - формулировка основных идей каждого аспекта, который планируется раскрыть подробно, выстраивание логической последовательности рассматриваемых аспектов проблемы Пятый шаг - определение возможной аргументации своей позиции Шестой шаг - формулирование промежуточных и общих выводов

Как помочь учащемуся сформулировать проблему, поднимаемую в высказывании? Как увидеть именно противопоставление различных позиций, а не утверждение, которое надо просто конкретизировать?

Чтобы правильно и адекватно ее сформулировать определите главную мысль высказывания (о чем оно?) Для этого: назовите ключевые слова и фразы высказывания, по поводу которых вам нужно высказать свое мнение или дать им объяснение; воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами). Например, высказывание Л.Берне "Без многого может человек обойтись, только не без человека". Человек без человека - не человек утверждает автор. В этом случае можно говорить о социальной сущности человека, а социальную сущность человека можно раскрыть только в обществе.

В. Белинского "Создает человека природа, но развивает и образует общество". Вот некоторые приёмы, которые помогают раскрыть смысл высказывания: 1. Прием перефраза (перескажите высказывание своими словами): 1.1 Человек рождён природой, но воспитывается обществом. 1.2 Человек появляется как существо биологическое, общество делает его существом социальным 1.3 Вне общества человек остается животным (биологическим существом). 1.4.В процессе социализации человека социальное заменяет природу.

2.Выделите ключевые понятия высказывания, определите, какую связь между ними раскрывает автор? 2.1. Человек, природа, общество – ключевые слова, главное – человек О какой связи человека с природой и обществом говорит автор? 2.3. Что первично? Что сущностно? Что можно исключить? И т.д. … ? 3. Противопоставление 3.1.Животная сущность и общественное начало в человеке 4. Формулировка вопроса 4.1. Почему именно общество развивает и образует человека? Может ли природа развить человека, привив ему человеческие черты?

Выявление аспектов проблемы - определение возможных направлений ее раскрытия! Поставив проблему, заключенную в высказывании, определяем, какое представление о ней есть у нас, какое представление о ней дается в учебнике или иной учебной, а также научной работе. Это позволит нам выйти на понимание того, согласны мы или не согласны с мыслью автора высказывания и определиться, на каком аспекте проблемы будет сосредоточено внимание автора эссе.

«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пьерон) Смысл этого высказывания заключается в том, что, родившись, мы не сразу становимся людьми. В момент рождения человеческий ребенок является только кандидатом в человека. А становится им, только после того, как пройдет процесс социализации. Кратко: в высказывании заключена ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ

"Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить" Д.Гарфилд Трактовка учащегося: Смысл этого высказывания заключается в том, что закон не может быть законом, если он написан просто на бумаге. Делу нужны подтверждения, доказательства, факты. А закон на словах - это ничто, пустое место, блеф. Возможно: Осознанное выполнение законов возможно только через принуждение. А принуждение без силы - просто уговоры Позитивное право (законы) - порождение государства и его исполнение обеспечивается, в том числе, принудительной силой государства

"Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить" Д.Гарфилд Постепенно люди становились цивилизованнее, они стали лучше понимать смысл и необходимость законов. Но несмотря на всё это, единственным барьером,сдерживающим человека от низменных поступков является страх перед властью, законы контролирующие. Ведь если человек не боится последствий в виде наказания, он пойдёт на что угодно ради своего благополучия. Заключается это всё в предоставлении логически неверных доводов, аргументов, взглядах на жизнь. Человек устроен так, что всю жизнь его преследуют пороки и не всегда он может их преодолеть. Просто люди в глубине души не способны понимать друг друга, сочувствовать и бескорыстно помогать.

Человек может быть определен как животное стыдящееся. В.С. Соловьев Человек как биосоциальное существо: - бинарная природа человека; - биологическая природа человека; - социальная природа человека Основными отличиями человека от животного являются наличие у человека социальных и духовных потребностей. Духовные потребности включают в себя, в том числе и нравственную оценку, которую люди дают своим поступкам. Испытывать чувство гордости или чувство стыда – качества присущие только человеку.

Что отличает человека от животного? Что делает человека человеком? Помимо того, что человек обладает логическим мышлением, сочувствием, соучастием, членораздельной речью, он обладает еще и набором моральных качеств. Чувство стыда – одно из тех, что присуще только человеку. С точки зрения биологии – человек то же животное, как и все остальные животные на планете. Потребность в еде, питье, размножении – остается. Но человек – существо общественное. Общество, семья делают человека. Как первичный агент социализации, семья прививает основы жизни в обществе, нормы морали. И эти нормы заставляют нас испытывать то самое чувство неловкости и стыда. С другой стороны, животные тоже испытывают это чувство. Вы обращали внимание на собак, с которых сбрили шерсть? Они очень стесняются своего нового вида. И тогда возникает вопрос: если собакам неловко, то можно ли считать, что стыд присущ только человеку? Скорее всего, смысл в разнице ощущений. Животное стыдится неосознанно. А человек понимает причину своего стыда.

Что есть человек? В чем его сущность? В биологическом или духовном единстве? Стыд можно рассматривать как один из первых признаков выделения человека из природной среды. Человек выбирает как поступать, несет ответственность за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали.

Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель ее, не высшая цель, не определяющая причина. Н.Бердяев. Автор говорит о «человеке в системе экономических отношений». Проблема влияния экономической системы и роль человека в ней, с точки зрения «Экономики». Проблема влияния экономики на становление личности предпринимателя (выявление определенных черт характера, расстановка жизненных приоритетов) с точки зрения «социологии».

Человек не должен задумываться только о материальных благах. Экономика для человека, а не человек для экономики. Высшая цель человека – духовное совершенствование, создание нового, более совершенного общества, в котором материальные блага отойдут на второй план. Можно посмотреть моральный кодекс строителя коммунизма.

Н. Бердяев поднимает проблему роли экономической сферы в жизни общества. Является ли экономика определяющей для других сфер жизни общества, как об этом говорит марксистская теория? Или «не хлебом единым» живо общество? И духовные потребности могут определить вектор развития общества?

Собственное отношение к проблеме, поднятой автором (собственная позиция по этому вопросу). Будет ли достаточно в данном случае просто констатировать факт: я согласен с позицией автора или я не согласен с позицией автора? Конечно, нет! Собственное отношение к позиции автора это система обоснований и аргументов нашего согласия или не согласия. Кстати(!) в обществоведческом эссе спорить с автором зачастую предпочтительнее. А что делать, если высказанная автором точка зрения неоднозначно, да и само высказывание сложно? Зафиксировать это в сочинении и привести доводы "за" и "против" мнения автора. Это тоже позволит высказать собственную позицию.

Формулировка основных идей каждого аспекта, который планируется раскрыть подробно, выстраивание логической последовательности рассматриваемых аспектов проблемы, и определение возможной аргументации своей позиции. Почему мы эти шаги предлагаем сделать вместе? Да просто потому, что логика раскрытия темы и аргументы, которые будут использованы должны быть определены одновременно. (!) это основная часть эссе. Не стоит забывать, что использовать надо сочетание теории, фактического материала и собственного опыта. Каждое теоретическое положение должно быть проиллюстрировано примером из истории, литературы, даже физики или биологии и других наук. А также примерами, которые окружают учащихся в реальной жизни.

И, наконец, формулировка выводов! Это совсем не маловажная часть эссе. Ведь завершить свое сочинение нужно качественно, без отрицания той позиции, которую отстаивали учащиеся в основной части эссе.

2010 Смысл высказывания раскрыт – 2 балла Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но представленная позиция свидетельствует о его понимании – 1 балл 2011 Смысл высказывания раскрыт ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании – 1 балл Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании – 0 баллов

2010 Представлена собственная позиция с аргументацией – 1 балл Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ Собственная позиция не представлена – 0 баллов 2011 Представлена и пояснена собственная позиция выпускника – 1 балл Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена– 0 баллов

2010 Суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал – 2 балла 2011 Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы – 3 балла

2010 Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений – 1 балл 2011 При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. – 2 балла

2010 Суждения и аргументы приведены – 0 баллов 2011 Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация– 1 балл Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов