1 2 Закон РФ «Об образовании» статья 9 «п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности»; «п.2 Образовательные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Advertisements

Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
ЦЕЛЬ : использование современных педагогических технологий в учебном процессе для обеспечения более высокого уровня преподавания ЗАДАЧИ : 1. Изучение.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Основные требования к программам дополнительного образования детей
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Методическая разработка по теме: Презентация "Образовательная программа дополнительного образования"
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Районный семинар «Программно- методическое обеспечение дополнительного образования на базе ОУ»
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (Методические рекомендации) Составила: Зам.директора по УВР МОУ ДОД ДТД.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Составление программ дополнительного образования.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Требования к содержанию дополнительных образовательных программ.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Технология разработки образовательных программСтруктура программы Титульный лист ОглавлениеВведение Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Транксрипт:

1

2 Закон РФ «Об образовании» статья 9 «п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности»; «п.2 Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ».

3 Программа - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели

4 Типы программ Авторские программы Примерные (типовые) программы Экспериментальные программы Модифицированные (адаптированные) программы

5 Профессионально- ориентированные программы (профессионально- ориентированный уровень освоения) Специализированные программы (углубленный уровень освоения) Общеразвивающие программы (общекультурный уровень освоения)

6 Познавательные программы Программы социальной адаптации Профессионально -прикладные программы Спортивно оздоровительные Досуговые Программы, развивающие художественную одаренность Программы научно-исследовательской ориентации

7 Сквозные программы Модульные программы Интегрированные программы Комплексные программы

8 «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ» (Пр.к письму МО от г.) 1.Титульный лист. 2.Пояснительная записка. 3.Учебно-тематический план. 4.Содержание программы. 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6.Информационное обеспечение. 7.Приложения.

9

10

11 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ ДОД ДДТ А.Е. Разумейко____________ (Ф.И.О., подпись протокол педагогического совета от «___» ______ 2012 г. ____ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦВЕТИЕ» Уровень реализации программы: основное общее, среднее полное образование Срок реализации: 3 года Автор программы: педагог дополнительного образования (Ф.И.О.) г. Златоуст 2012 г.

12 Информационная карта (не требуется) ВАРИАНТ Горского или др. вариант Образовательная программа «Волшебный мир керамики» Ф.И.О. педагога: Иванова Светлана Юрьевна Тип программы: модифицированная Вид программы: узкопрофильная Уровень освоения СО: углубленный Продолжительность освоения программы: 3 года Уровень реализации: основное, среднее общее образование

13

Направленность дополнительной образовательной программы; 2.2. новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; 2.3. цель и задачи дополнительной образовательной программы; 2.4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих; 2.5. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; 2.6. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); 2.7. формы и режим занятий; 2.8. ожидаемые результаты и способы их проверки; 2.9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д.).

15 1.Спортивно-техническая. 2.Научно-техническая. 3.Туристско-краеведческая. 4.Эколого-биологическая. 5.Физкультурно-спортивная. 6.Художественно-эстетическая. 7.Культурологическая. 8.Военно-патриотическая. 9.Естественнонаучная. 10.Социально-педагогическая. 11.Социально-экономическая.

16 главные ценности, общие устремления и приоритеты; совокупность определенных убеждений, идей, характерных для данного образовательного курса; общие устремления, ориентиры, ценностно- смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели. Выбор направленности дополнительной образовательной программы диктует принципы постановки, цели, задачи, и влияет на отбор тем и содержания программы.

17 аргументы в пользу новизны и продуктивности содержания программы; ведущие идеи, ключевые понятия; практическая значимость для обучающихся; уровни сложности курса обучения.

18 новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; новововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

19 ПРИМЕР 1.Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие коммуникативных, нравственных качеств и формирование культуры свободного времени. 2. Новизна дополнительной образовательной программы основана на комплексном подходе к подготовке дошкольников к обучению в школе. 3. Новизна программы в том, что образовательный курс осуществляется во взаимодействии с театром «Омнибус».

20 Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем; материалах научных исследований; анализе педагогического опыта; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях модернизации системы образования; потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

21 ПРИМЕР 1.Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно- эстетического развития младших школьников. Материально-технические условия для формирования прикладных навыков имеются только на базе Дома детского творчества. 2. Актуальность дополнительной образовательной программы опирается на необходимость подготовки будущих журналистов, уверенных в своих силах и способностях, самостоятельно мыслящих, умеющих концентрировать внимание, думать и действовать в условиях экстренной ситуации. Это необходимо ребёнку не только при работе юнкора, но и в жизни.

22 Педагогическая целесообразность -подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы: выбранных форм; методов образовательной деятельности; средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами); организации образовательного процесса.

23 ПРИМЕР 1.Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и экологического сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, способствует привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой 2. Реализация задач программы идет через коллективную работу. Программа органично аккумулирует научные разработки краеведов Урала, современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепляет опыт решения сложных задач коллективной деятельности. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики с современными методиками формирования лидерских навыков является педагогически целесообразным

24

25 ЦЕЛЬ- это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Целью и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

26 ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели: создание; развитие; обеспечение; приобщение; профилактика; укрепление; взаимодействие; формирование и др.

27 ЗАДАЧА- это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны соответствовать цели и быть: - обучающими, то есть отвечать на вопрос: что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу; - развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; - воспитательными, то есть отвечать на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

28 Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках или глагольной, или существительной форм.

29 ПРИМЕР ГЛАГОЛОВ для формулирования задач: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развивать, приобщать, предоставить возможность, поддержать, воспитывать, расширить, углубить и т.д. ПРИМЕР СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ для формулирования задач: знакомство, обучение, формирование, обеспечение, развитие, приобщение, предоставление возможности, поддержка, воспитание, расширение, углубление и т.д.

30

31 В данном разделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от предыдущих. При написании модифицированных программ автору – составителю важно обязательно указать предшествующие аналогичные программы, лежащие в основе разрабатываемой программы.

32 описание маршрутов, этапов, уровней (подготовительный, начальный, углубленный, допрофессиональный); принципы построения учебного процесса; целостное описание особой образовательной среды, отличной от других; использование новых (инновационных) форм, методов, технологий в образовательном процессе.

33 ПРИМЕР Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. От существующей типовой программы по декоративно-прикладному творчеству настоящая программа отличается структурным построением, оптимальным набором применяемых средств, методов, особенностями психологического сопровождения.

34

35 Авторам-составителям необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная образовательная программа: для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.; какому возрасту детей адресована программа (диапазон, кото­рый охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении; наполняемость групп (количество учащихся в каждой учеб­ной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятель­ности и региональными нормативными документами в сфере допол­нительного образования детей); предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов); условия приема детей.

36 ПРИМЕР Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие; существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области…, и т. д. В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллективе. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов: тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.

37 ПРИМЕР 1. Программа адресована подросткам 1417 лет. Дети, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам учащиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения 15 человек; второй год обучения 12 человек; третий год обучения 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. 2. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 710 лет, 1114 лет, 1518 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.

38

39 Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. НАПРИМЕР: Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения – 108 часов (3 г/о – 144 ч., 4 г/о – 216 ч. и т.д.) 2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение выставок. Допускается вариативность продолжительности обучения учащихся по программе на любом году обучения. Вариативность обучения обосновывается.

40 ПРИМЕР 1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от: -психологической готовности к обучению; -физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы; -интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность, уровень подготовки учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

41

42 Форма- вид, тип, структура занятия, которая направлена на решение определенных педагогических задач. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Режим занятий в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта). НАПРИМЕР: 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа; 2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа, 3 год обучения -1 раз в неделю по 2 учебных часа.

43 Примеры форм занятий по количеству участников: индивидуальные; групповые (творческие группы); коллективные; массовые. Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

44 экзамен; игра (деловая, ролевая и т.д.); лекция; праздник; мастерская; КВН; эстафета; соревнование; турнир; викторина; занятие-фантазирование; творческая встреча; концерт; репетиция; занятие-путешествие; ярмарка. практическое занятие; семинар; тренинг; экскурсия; выставка; спектакль; индивидуальные занятия; обсуждение; диспут; презентация творческих работ; зачет; защита рефератов, проектов; дискуссия; олимпиада; слет; конференция; экспедиция; поход; конкурс мастерства; Некоторые виды занятий, одновременно, могут быть и учебными,и контрольными. ФОРМЫ проведения занятий:

45

46 Ожидаемый результат - это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

47 Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. начальный контроль (сентябрь); 2.текущий контроль (в течение всего учебного года); 3.промежуточный контроль (январь); 4.итоговый контроль (май).

48 Этапы программ ы Ожидаемый результатФормы контроля Подго товит. этап Развитие творческого мышления, памяти, коммуникативных способностей, активности, сообразительности, умения импровизировать, двигаться под музыку, формирование общей культуры. Овладение основными танцевальными движениями. Общие сведения о культуре танца. Четкая координация движений. Овладение азбукой классического и народного танца. Собеседование, игровые конкурсы. Наблюдения. Открытые занятия Зачетные занятия (по полугодиям) Основно й этап Развитие воображения, нестандартного мышления, умения выразить чувства. Овладение основами классического и народного танца. Изучение специальной терминологии. Элементарные знания по истории музыки. Овладение основами джазового танца, умение импровизировать под музыку, овладение актерским и исполнительским мастерством. Знания по истории хореографического искусства. Открытые занятия. Тесты. Опросы. Концерты, конкурсы, смотры, зачетные занятия. Конкурсы, фестивали, концерты. Исполнение импровизационных этюдов, комбинаций. Итоговый этап Формирование представлений о танцевальной культуре, развитие профессионального интереса. Приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений по всем предметам. Непосредственное участие в репетиционно- постановочной работе. Развитие творческой индивид-уальности, работа по персональной программе. Приобретение преподавательских навыков, работа в качестве помощника руководителя коллектива, репетитора. Тесты, опросы, тренинги, дискуссии, этюды. Зачетные занятия, контрольные с самостоятельным решением творческих задач. Открытые занятия, концертная деятельность.

49 ПРИМЕРЫ формулировок ожидаемых результатов: К концу первого (второго...) года обучения ребёнок:, будет: знать… уметь… иметь представление… стремиться… обучен… воспитаны морально-волевые и нравственные качества.. сформирована активная жизненная позиция… развиты творческие способности… воспитано уважение к нормам коллективной жизни… владеть понятиями… получит навыки… расширит представления… сформирована устойчивая потребность… научится делать… развита устойчивая потребность к самообразованию… понимать применять

50 Выпускники студии «Флора» в результате изучения основ художественного изображения и фитодизайна будут знать: правила техники безопасности, требования к организации рабочего места; свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними; смысловую связь элементов; будут уметь: пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями; умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла; использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного; использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа; применять цветовой и тоновый контраст, контраст величин, контраст динамики и спокойствия; владеть средствами выразительности; передавать пространственное положение объектов; составлять композиции на заданную тему из природных и художественных материалов; изготавливать цветы и растения из ткани, максимально приближенные к натуральным по форме и окраске.

51 Спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.

52

53 Итог реализации программы - это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершении курса обучения. Формы подведения итогов реализации образовательной программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности педагогом, родителями, органами управления образованием и др.. Эти документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося, могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

54 Формы подведения итогов реализации программы: защита творческих проектов выпускников; персональные выставки обучающихся; итоговая выставка лучших творческих работ учащихся; участие воспитанников в краевых научно- практических конференциях. (анкетирование, тестирование, опрос, концерт, соревнование опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, концерт, выставка, конкурс, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, игра- испытание, и т.д.)

55 Педагогическая технология – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях. (А.М. Кушнир) Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П. Беспалько)

56 предметно-классно-урочная система обучения проектные технологии или технологии проектного обучения игровые технологии научно-исследовательские технологии технология разноуровневого обучения интегральная технология ТОГИС технология личностно ориентированного обучения технология проблемного обучения технология программированного обучения технология модульного обучения технология модульно-блочной системы изучения учебного материала Интернет-технологии и др. традиционные объяснительно-иллюстративные технологии технология проведения дискуссий технология «Дебаты» тренинговые технологии технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик) технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) технология коллективного способа обучения технология групповой деятельности (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин) технология интеграции технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова) личностно-ориентированное развивающее обучение технология продуктивного образования технология вероятностного образования технология мастерских (Ж.-Ж. Руссо, Л.Толстой, С. Френе, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс) технология эвристического образования система развивающего обучения Л.В. Занкова система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов) программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.) концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина) теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник) теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.) адаптивная система обучения (А.С. Границкая) система Л.В.Тарасова Экология и диалектика теория решения изобретательских задач система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили) методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов) технология погружения (М.П. Щетинин) методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др. новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко) методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов) модель начального образования Развивающая Среда (И.И. Ильясов) система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова) технология воспитания (Н.Е. Щуркова) дифференцированное обучение бригадно-лабораторное обучение организационно-деятельностная игра теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев) система С.Френе система М. Монтессори Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер) система Л. Рона Хаббарда гуманистическая педагогика (К.Роджерс) технология полного усвоения (Б. Блум, Дж.Кэрролл) модель Структура интеллекта (Дж. Гилфорд) когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс) модель Три вида обогащения учебной программы (Дж. Рензулли) система С. Пейперта Использование компьютеров в учебном процессе современные технологии образования: Система учебной информации, Система творческих заданий, Моделирование, Учебное исследование, Научное исследование, Проектирование среды, Конструирование (В.А. Бухвалов)

57 Педагогические технологии Личностно- ориентированные. Технологии сотрудничества. Технологии свободного воспитания. Репродуктивные технологии. Технологии исследовательского (проблемного) обучения. Игровые технологии. Технология творческой деятельности. Коммуникативная технология обучения. Тренинговые технологии. Индивидуальная технология обучения. Групповые технологии. Технология кооперативного обучения. Технология «консультант». Технология дифференцированного обучения. Технологии компенсирующего обучения.

58 Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при исполь­зовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию). Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят по­лученные знания и освоенные способы деятельности). Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллектив­ном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). Исследовательские методы обучения (овладение детьми метода­ми научного познания, самостоятельной творческой работы).

59

60 1.Перечень разделов, тем. 2.Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 3.Практические занятия должны преобладать над теоретическими (примерное соотношение: теория – 30%, практика – 70%) Учебно-тематический план 1-го года обучения п/пТемаВсегоТеорияПрактика 1.Вводное занятие211 2.Вышивка Ткань Бисер Вязание крючком Итоговое занятие22- Всего

61 Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это индивидуальное обучение). В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на: вводное занятие (введение в программу); концертную или выставочную деятельность; мероприятия воспитательно-познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие. Закладывая в учебно-тематический план часы на концертную, выставочную деятельность, мероприятия воспитательно-познавательного характера, отчетные мероприятия, в УТП пишется не название мероприятия, а его тема.

62

63 Содержание программы – это краткое описание тем внутри разделов. Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП. (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП). Изложение материалов ведется в именительном падеже. Указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии. Количество часов в этом разделе программы НЕ указывается. При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др.в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

64 Краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) 1. Вводное занятие Ознакомление с деятельностью объединения. Цели и задачи кружка. Диагностика знаний, умений и навыков в области прикладного творчества. 2. Вышивка Теория. Где, когда и как возник данный вид рукоделия, как перемещался и попал в Россию. Виды швов. Виды вышивок. Гладь. Ришелье. Мережка. Практика. Изготовление салфетки, броши, воротничка. Итог. Мини-выставка, подарок ко дню именинника. ПРИМЕР

65

66 обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.) перечислить используемые дидактические материалы (наглядные пособия, демонстрационный, раздаточный материал, инструкционные карты, рабочие тетради); ; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

67 Методическое обеспечение программы В этом разделе программы необходимо: перечислить используемые дидактические материалы (наглядные пособия, демонстрационный, раздаточный материал, инструкционные карты, рабочие тетради); дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы: кадровых, материально-технических (оборудование, инструменты и материалы) и пр.

68 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы может быть представлено в виде таблицы. НАПРИМЕР: Раздел или тема программы Формы занятий Приёмы и методы организации учебно- воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия) Дидактичес кий материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов 1 2Тема 2.3. Жизнь в капельке воды. Презентация, практическое занятие. Наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный. Таблицы, схемы, плакаты, препараты. Мультимедийный проектор, компьютер, микроскопы. Взаимозачет, тест. 3

69 Дидактическое обеспечение программы: таблицы; плакаты; картины; фотографии; дидактические карточки; памятки; научная и специальная литература; раздаточный материал; диафильмы; диапозитивы; видеозаписи; аудиозаписи; цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и др.

70 ПРИМЕР Материально-техническое обеспечение: музыкальные инструменты; декорации; костюмы; микрофоны; компьютер; мультимедийный проектор; и т.д.

71

72 В дополнительной образовательной программе необходимо представить список литературы: используемой при написании образовательной программы; используемой педагогом при обучении; рекомендованной для обучающихся.

73 При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий: фамилию, имя, отчество автора (авторов); наименование авторского коллектива; название; сведения о месте издания, издательстве, годе издания. НАПРИМЕР: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к каждому образовательному комплексу.

74 7. Приложения: инструкции по технике безопасности; словарь специальных терминов с пояснениями; условия набора детей в коллектив; памятки для родителей; образцы, фотографии изделий учащихся и т.д.