Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 418 Программное обеспечение образовательного процесса Структура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Advertisements

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
Структура образовательной программы дополнительного образования детей.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Составление программ дополнительного образования.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Методическая разработка по теме: Презентация "Образовательная программа дополнительного образования"
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
Требования к структуре дополнительной общеобразовательной программы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Технология разработки образовательных программСтруктура программы Титульный лист ОглавлениеВведение Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Транксрипт:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 418 Программное обеспечение образовательного процесса Структура образовательной программы дополнительного образования детей

Образовательная программа - это нормативно-управленческий документ, который направляет деятельность педагога и обучающихся. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ не в полном объеме.

Структура и содержание ОП определяется: Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от г 233; Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от ); Квалификационными характеристиками должностей работников образования.

Структура ОП ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ В поле 1 приводится полное наименование образовательного учреждения, соответствующее наименованию, закрепленному в Уставе. Реквизиты в этом поле печатаются заглавными буквами. В правой части титульного листа (поле 2) помещают гриф «УТВЕРЖДАЮ» (без кавычек, без двоеточия), наименование должностного лица, утвердившего программу (директор ОУ), его личную подпись, расшифровку подписи и дату утверждения. Дата пишется арабскими цифрами в последовательности: число, месяц, год. Год указывается четырьмя цифрами. В левую часть титульного листа выносятся: гриф «РАССМОТРЕНО» (без кавычек, без двоеточия), наименование документа согласования (протокол педагогического или методического совета), его номер и дата проведения ( поле 2).

Титульный лист, продолжение В поле 3 заглавными буквами указывают название документа - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Если программа комплексная, то указывают название документа -КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Ниже приводят название программы в именительном падеже шрифтом большим, чем название документа (размер от 18 до 24 кеглей). Название программы помещают в кавычки. Целесообразно, когда название отражает содержание и направление деятельности данной программы. Ниже наименования программы указывают возраст обучающихся (не класс!) -наименьший и наибольший, на который рассчитана программа, и срок ее реализации. В поле 4 указывают автора-составителя (или авторов-составителей): фамилию, имя, отчество без сокращений, его должность. Если программа разрабатывалась педагогом дополнительного образования совместно с методистом, то можно указать следующее: консультант - фамилия, имя, отчество, должность.

Титульный лист, продолжение В поле 5 указывается дата корректировки программы, если в программу после ее создания и реализации вносились изменения. В поле 6 приводят название города, ниже - год создания программы, слова «город» и «год» при этом не пишутся. В одном образовательном учреждении титульные листы программ желательно оформлять одинаково, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.

Структура ОП ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием образовательной программы дополнительного образования детей; раскрывает направленность, актуальность, новизну, педагогическую целесообразность, цель и задачи дополнительной образовательной программы, отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ; возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы), формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Направленность ОП Направленность образовательной программы должна соответствовать ее содержанию. При формулировке цели и задач образовательной программы необходимо также учитывать направленность. Перечень направленностей: художественно-эстетическая, военно-патриотическая, научно-техническая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая, естественнонаучная, социально-педагогическая, культурологическая, спортивно-техническая, туристско-краеведческая.

Уровень освоения ОП общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный.

Новизна ОП новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

Актуальность ОП состоит в следующем: ОП должна отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка, соответствовать социальному заказу общества.

Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем, материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; дает аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целями и задачами).

Цель ОП Цель программы должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы и должны отражать специфику конкретной программы. ПРИМЕРЫ формулировок цели: Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков через занятия в хоровом коллективе. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

Задачи ОП должны соответствовать цели и быть конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса. Их должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели Обучающие: отвечают на вопросы: «Что узнает, в чем разберется?», «Какие представления получит?», «Чем овладеет, чему научится обучающийся?», освоив программу; Развивающие: должны быть связаны с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; Воспитательные: отвечают на вопрос: «Какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся?».

Отличительные особенности ОП указываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих.

Условия реализации ОП возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы; условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д. условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.

Срок реализации - продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Режим занятий - количество занятий в неделю и количество часов на одно занятие по каждому году обучения. ПРИМЕР: 1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения: 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа.

Формы организации деятельности детей на занятии - групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные и др. Формы занятий - : акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.

Ожидаемый результат освоения ОП подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если образовательная программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов. Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля: начальный контроль (сентябрь); текущий контроль (в течение всего учебного года) промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.); итоговый контроль (май).

Подведение итогов реализации ОП может осуществляться с помощью следующих форм занятий: выставка, концерт, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), зачетная работа, взаимозачет, экзамен, тест, игра и др.

Структура ОП УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. Теоретические занятия и практическая работа могут проводиться одновременно при изучении каждой темы, предусмотренной программой. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Схема учебно-тематического плана на один год обучения: Раздел, тема Количество часов ВсегоТеорияПрактика 1 Вводное занятие Итоговое занятие Итого часов:

Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то учебно-тематический план составляется на каждый год. В этом случае он должен отражать особенности каждого года обучения (распределение новых тем, включение экскурсий и т. п.). В учебно-тематическом плане рекомендуется учитывать часы на: комплектование группы (для детей первого года обучения); вводное занятие (введение в программу); концертную или выставочную деятельность; мероприятия воспитательно-познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие. В учебно-тематический план не включаются: часы на проведение родительских собраний; «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах).

Структура ОП СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раскрывается через краткое описание тем. Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебно-тематическом плане. Изложение материалов ведется в именительном падеже. Количество часов, отведенных на данный раздел или тему, в этом разделе программы не указывается. В содержании программы указывается: название раздела, темы; «телеграфным» стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему; основные теоретические понятия и практическая деятельность обучающихся на занятии. При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, досугово-массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии и мероприятия.

Структура ОП МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Вариант l обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д. Вариант 2 Описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы.

Структура ОП МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ п/пРаздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации образователь ного процесса (в рамках занятия) Дидактичес кий материал Формы подведения итогов Техническое оснащение занятия

дидактические материалы: наглядные пособия, таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, фонотека другие материалы, необходимые для проведения занятий. Техническое оснащение занятия: сведения о помещении, в котором должно проводиться занятие; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий (оборудование, ТСО, электронные образовательные ресурсы, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.).

Структура ОП СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Указывать: фамилию, имя, отчество автора (авторов) или наименование авторского коллектива, название, сведения о месте издания, издательстве и годе издания, сведения об объеме документа (количестве страниц). Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к каждому образовательному комплексу. Рекомендовано представлять список литературы, состоящий из двух разделов: «Список литературы, используемой педагогом в своей работе» и «Список литературы для обучающихся».

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!