Разработка основных образовательных программ (ООП) в соответствии с ФГОС. Порядок разработки ООП. Методология. Структура и содержание ООП. Условия реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТА TUNING EDUCATIONAL STRUCTURES IN EUROPE ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА,
Advertisements

1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
Вопросы перехода на ФГОС из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
Е.Н.Ковтун Использование компетентностного и кредитно-модульного подхода при проектировании Федерального Государственного образовательного стандарта третьего.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАЗАНСКИЙ ( ПРИВОЛЖСКИЙ ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ,
Болонский процесс : задачи, проблемы и перспективы.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Д.К. САБИРОВА АПРЕЛЬ, 2011 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО.
Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Руководство по построению основных образовательных программ в контекстно- компетентностном формате.
Транксрипт:

Разработка основных образовательных программ (ООП) в соответствии с ФГОС. Порядок разработки ООП. Методология. Структура и содержание ООП. Условия реализации ООП. Организация работы по проектированию нового поколения ООП.» МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ( МИПК ) МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА, МАЙ - ИЮНЬ 2009 Е. Н. Ковтун доктор филологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Болонский процесс – попытка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Е динство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность ( понятность ) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных заведений ) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ ( с какой глубиной ) обучено то или иное лицо Главная задача :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования ( бакалавр – магистр – доктор ) единый перечень ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ и соотносимых с ними академических степеней и КВАЛИФИКАЦИЙ ( Европейская рамка квалификаций, ЕРК ) Для этого необходимы :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса единые принципы контроля РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ : какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо ? то есть оценка приобретенных КОМПЕТЕНЦИЙ А также :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса «прозрачный» (ясный работодателю и вузу- партнеру) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА учебных программ унифицированная оценка сроков обучения – подсчет трудоемкости учебных программ в КРЕДИТАХ ( ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ ) А следовательно :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КРЕДИТНЫЙ подход – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса Таким образом :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Наиболее последовательно базовые принципы Болонского процесса на данный момент реализованы в масштабном международном проекте Tuning Educational Structures in Europe Настройка европейских образовательных структур

Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Начался в 2000 г. по инициативе ряда университетов европейских стран, поддержанной Европейской Комиссией. Ныне в проекте заняты свыше 200 университетов из примерно 50 стран-участниц Болонского процесса, расположенных на двух континентах – в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Украина, Грузия и Турция. Термин «настройка» в названии проекта (от англ. tuning) определяет его главный принцип: университеты стремятся не к унификации программ, но к согласованию параметров, лежащих в их основе и облегчающих их понимание вузами-партнерами.

Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe На первом этапе (2000–2002 гг.) в рамках проекта TUNING началась разработка моделей образовательных программ по девяти предметным областям: бизнес-подготовка, физика, химия, геология, педагогика, европейские исследования, история, математика, сестринское дело (уход за больными). В дальнейшем спектр направлений существенно расширился и на третьем этапе проекта (2004– 2006 гг.) включал уже 18 позиций, в том числе из университетских гуманитарных направлений подготовки – предметную область «История».

Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Для всех предметных областей были определены пять основных направлений работы: Формулировка общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области (направления подготовки ВПО). Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области (направления подготовки ВПО). Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS (European Credit Transfer System - «Европейская система перевода и накопления кредитов»). Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения. Выработка систем повышения качества образования (создание вузовских структур контроля качества образования).

Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Российская Федерация присоединилась к проекту TUNING в 2006 г. по инициативе Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ–ВШЭ), который разработал проект «Настройка образовательных программ в российских вузах» («Tuning Education Programmes in Russian HEIs» – TUNING–Russia). В консорциум проекта вошли Российский национальный фонд подготовки кадров, Российский университет дружбы народов, Томский государственный университет, а также университеты Англии, Голландии, Испании, Ирландии. целью проекта стало ознакомление российского вузовского сообщества с методологией TUNING и иными документами, касающимися создания общеевропейского образовательного пространства. Разработка образовательных программ в рамках проекта началась с направлений подготовки «Математика» и «Европейские исследования».

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Созданная в рамках проекта TUNING методология позволяет соотносить между собой реализующиеся в вузах разных стран образовательные программы сходного профиля и ориентировать их на достижение оптимальных результатов обучения, выраженных в общих для вузовского и профессионального сообщества понятиях. При разработке и реализации образовательных программ ключевую роль играют базовые термины- концепты «циклы и уровни обучения» (cycles and levels of learning), «результаты обучения» (learning outcomes), «компетенции» (competences), «модули» (modules) образовательной программы, кредитные единицы (credits), «учебная нагрузка» (объем учебной работы, трудозатраты) студента (workload), «обеспечение качества образования» (quality assurance) и т. д.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Циклы (уровни ВПО): бакалавр – магистр – доктор. Результаты обучения - ожидаемые показатели того, что студент должен знать, понимать и быть в состоянии выполнять по завершении учебы. При разработке образовательных программ формулировки результатов обучения согласовываются с преподавательским сообществом, объединениями работодателей, обеспечивающих трудоустройство выпускников, и самими обучающимися. Результаты обучения описываются в виде компетенций, которые могут формулироваться как по отношению к образовательным программам в целом, так и к отдельным частям программы (модулям или курсовым единицам).

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Компетенции – это ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы

Зачем нужны компетенции? Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы – переход от понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность» (документы ЮНЕСКО «Реформирование и развитие высшего образования», 1995; «Образование: сокрытое сокровище», 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)

Новые цивилизационные процессы и требования рынка: в современных видах деятельности усиливается информационный и творческий подход; возникает явление «интеллектуализации» машин и «дематериализации» труда; предпочтительнее нестандартизированный характер рабочей силы (ликвидация стабильного профессионального роста – карьеры); однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации задач (временный состав вместо кадрового);

Новые цивилизационные процессы и требования рынка (продолжение): исчезают рабочие места, на которых находятся в течение всей рабочей жизни; утрачивается идентификация устойчивых профессий («кочевая мультикультурность»); возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов; разрушается профессиональная замкнутость, формируются «плавающие» профессиональные границы; нарастает динамика профессий, их глобализация; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию;

Выводы для системы образования: происходит кардинальное изменение способностей, востребованных на рынке труда; ценится не квалификация, а компетентность, т.е. обладание определенными компетенциями; компетенция не означает отказа от категории «квалификация», компетенция включает квалификацию, т.е. профессиональные знания и умения (по: Байденко В.И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007)

И.А.Гончаров «Обыкновенная история»: Дядюшка: Скажи, что ты знаешь, к чему чувствуешь себя способным? Александр: Я знаю богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное права, дипломацию, политическую экономию, философию, эстетику, археологию… Дядюшка: Постой, постой! А умеешь ли ты порядочно писать по-русски? Теперь пока это нужнее всего.

И.А.Гончаров «Обыкновенная история»: Александр: Вот начало другого проекта. Дядюшка: Отобедай у меня дважды, да только не дописывай другого проекта. Александр: Почему же? Дядюшка: Да так, ты теперь хорошего ничего не напишешь, а время уйдет. Александр: Как! Слушавши лекции? Дядюшка: Они пригодятся тебе со временем, а теперь смотри, читай, учись да делай, что заставят. (Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С , 54)

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Компетенции можно разделить на две группы: общие (универсальные); предметно-специализированные (профессиональные). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Инструментальные компетенции включают когнитивные способности: умения понимать и использовать идеи и умозаключения, управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; навыки работы с компьютером и управления информацией (способность извлекать и использовать информацию из различных источников), а также лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенции подразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чему-либо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества: умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенции представляют собой сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999). В системе образования: Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной профессиональной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации

Классификация модулей основные модули поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных навыков специализированные модули (профилирующие/непрофилирующие) модули переносимых навыков обязательные / факультативные / элективные

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Специфика понятия «модуль» в методологии TUNING: Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студента, формы отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов). В российской практике в настоящее время преобладает несколько иное понимание модуля как группы родственных дисциплин (ср. циклы ФГОС: гуманитарный и социально-экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный).

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Кредитные (зачетные) единицы ECTS При освоении студентами модулей за каждый из них начисляется определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения. Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) – одно из важнейших средств, обеспечивающих мобильность студентов и сопоставимость образовательных программ. В кредитах ECTS учитывается количество времени (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик и т.п.), необходимое студенту для достижения результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом определенной части программы (модуля) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Кредитные (зачетные) единицы ECTS Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в общей структуре образовательной программы. Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке циклов обучения и отдельных модулей. Один кредит в оценках проекта TUNING соответствует 25–30 астрономическим часам учебного времени. Трудозатраты студента на протяжении одного академического года не могут превышать 60 кредитов (зачетных единиц).

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Кредитные (зачетные) единицы ECTS Трудоемкость образовательных программ: 3-х летний бакалавр – 180 кредитных единиц; 4-х летний – 240; одногодичная магистерская программа – 60; двухгодичная магистерская программа – 120. продолжительность учебного года – недель; недельная учебная нагрузка – часа; годовой объем учебной нагрузки – часов (60 кредитов).

Расхождения принципов ФГОС-3 и TUNING Образовательные программы на основе ФГОС-3 структурируются по циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС лимитирует МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Алгоритм разработки образовательных программ в методологии TUNING представляет собой семь последовательных шагов: Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу, определение ее профиля; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций; Шаг 3. Определение универсальных (общих) и профессиональных (предметно-специализированных компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в кредитных единицах); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций; Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения

Проект Tempus SM_SCM-T035B (RU) Срок реализации МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ TUNING-ECTS ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ A Russian Tuning-ECTS based-model for the Implementation of the Bologna Process in Human Sciences (RHUSTE)

Участники проекта Миланский университет (Италия) - грантополучатель МГУ имени М. В. Ломоносова - координатор проекта Ассоциация классических университетов России (АКУР) Рурский университет (Бохум, ФРГ) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) Челябинский государственный университет (ЧелГУ) Независимый эксперт от проекта Tuning профессор Анна Катерина Айзекс Эксперт от Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России

Цель проекта разработка основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки ВПО «История» и «Культурология» в компетентностно-кредитно-модульном формате на основе методологии проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning Educational Structures in Europe)

Результаты проекта Обобщен опыт реформы ВПО в России в соответствии с принципами Болонского процесса; проанализирована методология проекта Tuning, выработаны рекомендации по ее применению в системе российского гуманитарного ВПО. Изучен опыт функционирования системы ВПО в странах- партнерах и иных государствах–участниках Болонского процесса; выработаны подходы к согласованию образовательных программ вузов, входящих в консорциум проекта. Проанализированы общие принципы подготовки историков и культурологов в России и Европе, выявлены сходства и различия европейского и российского опыта. Прослежена традиция и эволюция принципов преподавания исторических и культурологических дисциплин в российской высшей школе. Проанализированы принципы создания проектов Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлениям подготовки ВПО «История» и «Культурология» и совместимость данных принципов с методологией проекта Tuning.

Результаты проекта Разработаны образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки ВПО «История» и «Культурология» на основе методологии проекта Tuning, совместимые с проектами Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по данным направлениям подготовки. В том числе согласованы с зарубежными вузами – участниками проекта и экспертом от проета Tuning следующие позиции: а) виды, объекты и задачи профессиональной деятельности выпускников, завершивших обучение по программам бакалавриата и магистратуры направлений подготовки ВПО «История» и «Культурология»; б) перечни универсальных и профессиональных компетенций, формируемых у студентов, обучающихся по направлениям подготовки ВПО «История» и «Культурология» на каждом из уровней ВПО; в) основные тематические циклы дисциплин и примерный состав модулей основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров культурологии и истории; г) распределение кредитных единиц по циклам и модулям основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров истории культурологии

Алгоритм сопряжения российских ООП с программами в рамках TUNING Имеющиеся в проекте ФГОС-3 дисциплины разделены на проблемно-тематические области, каждой дисциплине присвоен одинаковый объем кредитов. Например: Социально-гуманитарная18 Философия6 Социология3 Политология3 Культурология3 Спецкурсы3 Экономико-управленческая12 Экономика6 Основы менеджмента3 Правоведение3 Коммуникативная27 Русский язык и академическая коммуникация 6 Иностранный язык21 Теоретические основы исторического знания 15 Теория и методология истории6 История исторической науки6 Спецкурс3

Алгоритм сопряжения российских ООП с программами в рамках TUNING Показано место каждой области в учебном процессе, например: 1 сем.2 сем.3 сем.4 сем.5 сем.6 сем.7 сем.8 сем. СГ К 1 6 К 2 3 К ЭУ 6 ТОИЗ 6 6 6

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАКТИК ( КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КРЕДИТНО - МОДУЛЬНЫЙ ФОРМАТ ) ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ООП ВУЗА НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ( МИПК ) МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА, МАЙ - ИЮНЬ 2009 Е. Н. Ковтун доктор филологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова