ОРКСЭ - какой предмет?. Модульный ОРКСЭ Список модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОРКСЭ - какой предмет?. Модульный ОРКСЭ Список модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы.
Advertisements

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ 74 от 1 февраля 2012г с 1 сентября учебного года в 4 классах вводится комплексный.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
29 октября 2009 г. распоряжением Правительства РФ 1578-р был утвержден план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
«Основы религиозной культуры и светской этики» Концепция и структура курса.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики » (ОРКСЭ) в начальной школе Методист : Пешехонова Л.В.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе и формирование у них ценностно-
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс «Основы духовно- нравствственной культуры народов России» в общеобразовательной школе Родительское собрание 1.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

ОРКСЭ - какой предмет?

Модульный ОРКСЭ Список модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур» «Основы светской этики»

2011 г. Данные МО РФ

Выбор модуля родителями РК ПоказателиУправл. образов Руководи -тели ОУ Педаго ги Родите ли Обучаю щиеся Основы православ- ной культуры 59,344,545,131,724,3 Основы исламской культуры 000,51,33,2 Основы иудейской культуры 000,20,11 Основы буддизма 00,50,1 5,2 Основы светской этики 56, ,820,6 Основы мировых религий 58,542,338,218,618,7 Затрудняюсь с ответом 0, 60,98,11618,6 Мне всё равно 1,617,1 Против модуля (модулей) 1, г.

Свободный выбор одного из модулей Выбирают родители и дети!

Православие – культуро- образующая религия России Русский – понятие не только и не столько этническое; русский – в первую очередь – православный (По Ф.М. Достоевскому)

ПАМЯТКА для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» В учебном году в Республике Коми вводится новый предмет (сокращённо – ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики гг. он прошёл эксперимент в 21 регионе России. Новый предмет введён Распоряжением Правительства Российской Федерации от р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009–2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» после многочисленных обсуждений и совещаний с Министерством образования России и религиозными организациями. I. Общие положения Родители (законные представители) школьников долж- ны выбрать один из модулей для обучения своего ребенка. II. Содержательная часть Курс «Основы религиозных культур и светской этики» носит светский характер - у всех модулей - единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. (продолжение – стр. 4). Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать вопросы нравственности и этики, с опорой на культурные особенности и традиции народов России. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) ОТЕЧЕСТВО, 2) СЕМЬЯ И 3) КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса. В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание нравственных чувств, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения и жизненного пути. III.Организационное и методическое обеспечение В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается. Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – это комплект из 10 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Школы имеют право выбирать учебники по модулям. В рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами. Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан. Информационные ресурсы ОРКСЭ: koiro. edu. ru edu. baltinform. ruhttp://www. koiro. edu. ruhttp://www. edu. baltinform. ru orkce. ru/ e. edu. ruhttp://www. orkce. ru/e. edu. ru

1. Формализованная диагностика: опрос, анкетирование. 2. Индивидуальные собеседования с педагогами (интервью, беседа). 3. Анализ посещения уроков, внеурочных мероприятий. 4. Анализ обучения и обученности педагогов. 6. Самоанализ своих затруднений самими педагогами. Способы диагностики для уточнения характера профессиональных затруднений педагогов Критериальной базой для анализа могут служить требования к компетенциям педагога

- наличие определенных знаний о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.; - владение умениями и навыками работы с младшими школьниками, учитывая их возрастные особенности; - понимание сущности деятельностного подхода в школьном образо- вании (ученик не объект, а субъект, активный участник учебного процесса); - владение современными образовательными методиками, технологиями обучения (уроки-диалоги, методика художественно- образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность, ИКТ, технология критического мышления и др.); - умение выстраивать профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с учащимися: реализация ролей координатора, организатора диалога, помощника и наставника; - открытость, гуманистичность, эмпатичность, толерантность; - наличие нравственного поведения, морального авторитета у обучающихся; - готовность к преподаванию не одного, а всех шести модулей; - готовность объективно воспринимать особенности других религий и быть при этом беспристрастным (если учитель исповедует какую – либо веру). Профессиональные и личностные компетенции учителя, преподающего ОРКСЭ:

Готовность классного руководителя давать конструктивные, аргументированные советы по выбору модуля родителям Педагоги Да19,1 Нет34 Затрудняюсь ответить 35, г.

Учителя общеобразовательных школ, на которых возложено преподавание ОРКСЭ, должны быть обучены по специальным образовательным программам повышения квалификации

ПроблемаПричина Контрольная работа Контрольная работа Задание 2. На основании анализа имеющихся ресурсов и условий в муниципалитете, необходимых для введения ОРКСЭ, сформировать перечень проблем и возможных причин их возникновения.

Контрольная работа 3 задание: Ваше мнение: актуальность нового предмета для современного образования Своевременный ОРКСЭ

Интеграция модулей ОРКСЭ Основы светской этики Основы православ- ной культуры От частного к общему От общего к частному Ситуации Нравственный закон Заповедь – нравственный закон Ситуации

Нравственные нормы, мораль. Духовные основы культуры, нашей жизни и традиционных ценностей Этические правила жизни Религиозные нормы О с н о в а – р е л и г и я н а р о д а В практической деятельности это Как правильно, в соответствии с об­ щественными нормами и правилами поступать конкретно в том или ином случае, как сделать правильный вы­бор в той или ситуации и сохранить душевное равновесие Какое духовно-нравственное основа­ ние утверждается в конкретном предмете нашего изучения (текст, картина, музыкальное произведение) Как правильно поступать в соответ­ ствии с законами духовной жизни, данными Творцом и спастись для жизни вечной Общественное сознание, совесть Библия - Священное Писание, святоотеческая литература Человеческий опытОпыт богообщения, опыт сердца Конкретные правила: как посту- пать в той или иной жизненной ситуации в соответствии с совестью и чтобы не нарушались нравственные законы Обобщённое универсальное правило (для всех случаев жизни во все времена) сформулиро­ванное в религиозном или святооте­ческом источнике

Интегрирующий предмет ОРКСЭ История Обществознание Литературоведение Антропология Культурология Лингвистика География Культурология Этика Эстетика Богословие Религоведение Философия Психология Теология Физиология Физика Археология

V Внеучебный С системой воспита- тельной работы IV Внеурочный С меропри ятиями внеуроч- ной деятель- ности III Образовательный Со школь- ными предме- тами II I Интеграционный предмет С другими модуля- ми С другими уроками в модуле УРОВНИУРОВНИУРОВНИУРОВНИ ОРКСЭ Экскурсии, просмотр фильмов добрые дела изготовление поделок, участие в кон­цертах, выставках, фестивалях Театрализация, участие в праздниках, Аналогии, Сопоставле- ние Повторение, углубление, опережение Модульный Внутренний И Н Т Е Г Р А Ц И И

Приоритет воспитания над знаниями. Предмет необходимо «прожи­вать» педагогам с детьми. Проблема места ОРКСЭ в системе школьного об­ разования. Отношение к оценкам: систему оценивания рекомендуется про­думывать самим педагогам. Возможно оценить итоговый проект. Рекомендуем накопительную систему поощрительных карточек, «фан­тов», звёздочек и др. Дети складывают полученные на занятии поощритель­ные знаки в конверт, приклеенный на обложке тетради с внутренней сто­роны. Итоги подводятся в конце года. Нескольким самым активным вруча­ются подарки, весь класс заканчивает занятие чаепитием. Воспитывающий % МО УО Руководит ели ОУ ПедагогиРодители Да95,694,582,273,9 ОРКСЭ

Нематериален Тонкая материя (?) Психея – богиня души (греч.) Тонкая материя (?) Психологические свойства – проявления души Материя Материя (научн.), плоть – (религ.), земля (библейское) Нравственный – от нрав, норов - строй души Дух Душа Тело

Дух Душа Тело ? Нравственный Физический Какой? Духовный Духовный – имеющий преимущество духовного над физическим (?) ? Какой?

« В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества: совесть и ничем не удовлетворимость. Оно есть та сила, которая вдохнута в лице человека при сотворении. Душа низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой П.В. Добросельский

Под человеком, созданным из праха земного различные авторы понимают: Под человеком, созданным из праха земного различные авторы понимают: безжизненное (мертвое) тело человека (святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Филарет, протоиерей Григорий Дьяченко и др.); безжизненное (мертвое) тело человека (святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Филарет, протоиерей Григорий Дьяченко и др.); · живое тело с душою животною (святитель Феофан Затворник); · живое тело с душою животною (святитель Феофан Затворник); · живое тело с душою и духом животными (преподобный Серафим Саровский). · живое тело с душою и духом животными (преподобный Серафим Саровский). По П.В. ДобросельскомуПо П.В. Добросельскому

Духовно-нравственное воспитание есть изменение души Духовно-нравственное воспитание Движение души к идеалу её движение к образу и подобию Божию Д У Ш А ПсихикаСоставляющая триединство человека Внутренний мир человека Чудное творение Божие, искра Божественного огня светское религиозное

«Обойди все страны, и ты можешь найти города без стен, без письмен- ности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монет, но никто не видал еще города, лишенного хра-мов и богов, города, в котором бы не воссылались молитвы, не кля-лись именем божества». Древний историк-моралист Плутарх Религия – основа культуры

Несёт в себе проблемы нравственного выбора, содержит рассуждения о смысле жизни, ценностях, настоящем и будущем, истинном и ложном, добре и зле. Дискуссия, диспут, диалог – одни из главных видов работы на уроке. Философский ОРКСЭ

Требует от педагога знания и умения использовать современные техноло­ гии, где одно из главных мест отводиться проектированию. Именно проект является итоговой формой контроля Развивающий ОРКСЭ

РелигиозноеСветское В церкви Вне церкви Богослужения, обряды, таинства, мо­литвы, Закон Божий Знания, представления о культурных явлениях, предметах и событиях, имеющих в основе религиозное основание Светский характер ОРКСЭ Отличие светского образования от религиозного

Светское образование – не означает«атеистическое»! Приказ 2833 МО РФ от «О предоставлении государственных и муниципальных ОУ религиозным органи- зациям обучать детей религии не рамок образовательных программ» "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ". Инструктивное письмо МО РФ от г ИН/14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образователь- ных программ в помещениях государственных и муниципаль- ных образовательных учреждений». Письмо Министерства образования России ИН/16 от г.; Письмо Министерства образования России г «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образователь- ных программ»

РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА Прямой и более гарантирующийуспех Более мучитель- ный и трудный, окольный путь Пути приобщения человека к духовной жизни Духовно-нравственное образование и воспитание связано с религиозным

Пути приобщения человека к духовной жизни РелигияКультура В ОУ закрыт в силу Конституции Через изучение культурных реалий, и Закона РФ об образовании, в том числе религиозной культуры Культурологический – изучение культурных явлений: текстов, истори­ческих событий, произведений искусства и кино, народного творчества, быта и обычаев народов, языковых явлений, содержащих духовно-нравственный элемент, его вычленение и работа над смыслом этого духовно-нравственного понятия. Культурологический ОРКСЭ

соблюдение конституционных принципов светского характера Россий­ского государства; взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиоз­ными организациями; содействие межконфессиональному сотрудни- честву и взаимному ува­жению на местах; учет запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики. Через тексты, картины, фильмы, язык, праздники, обычаи, традиции, персоналии, историю, науку, все виды искусства Как реализуется культурологический характер предмета? в содержании, организации и методике курса

Активно включающий в учебно-воспитательный процесс семью ОРКСЭ - Формирование у родителей чёткого представления о предмете, об особенностях и содержании модуля через родительские собрания: районные, школьные, классные. - Знакомство с памятками по ОРКСЭ и модулям - Консультации по выбору модуля - Приглашение на занятия по ОРКСЭ - Вовлечение родителей в обсуждение духовно- нравственных проблем через домашние задания - Обязательное участие родителей в защите итогового проекта - Оформление стенда для родителей - Демонстрация творческих успехов детей - Совместное проведение мероприятийс детьми и родителями

Для детейДля педагогов Повышает самооценку и снимает комплексы Способствует пониманию психологических особенностей летей Способствует развитию интереса к науке, искусству, обществу, миру и человеческим отношениям Профессиональному росту корректирует профессиональ- ную ориентацию Перспектива получения второго высшего образования Интересный перспективный ОРКСЭ Предполагает развитие образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» с 1 по 11 класс