Функции порядка слов в предложении. Открытый урок русского языка. Подготовила: Преподаватель Губайдуллина Л.Ф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении.
Advertisements

ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
Работа с текстом - одно из современных требований к уроку русского языка.
Порядок слов в предложении.. Орфоэпическая разминка. Закупорить, плесневеть, курящий, договорные (цены), языковая (колбаса), языковые (нормы), каталог,
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Обобщение по теме «Синтаксис» Урок-путешествие. Синтаксис - syntaxis. «построение» (Н.М.Шанский «Краткий этимологический словарь») «составление» (Д.Э.Розенталь.
Тема урока: Лексико-грамматические разряды наречий. (Смысловые группы наречий).
Синтаксис
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме: Урок. Синтаксис 5 класс
Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Язык всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств. Р.А.Будагов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЬ СООБЩЕНИЕ ВОПРОС ПОБУЖДЕНИЕ повествовательное вопросительное побудительное Наступила золотая осень. Золотая осень наступила? Запишите.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Элективное занятие по русскому языку. Тема: Особенности употребления средств выразительности речи. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-
«Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» (урок развития речи в 7 классе) Для учителей русского языка Автор: М.В. Хлебникова учитель I категории.
Простое осложнённое предложение Урок русского языка в 11 классе Учитель: Таранова В.А.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Транксрипт:

Подготовила: Преподаватель Губайдуллина Л.Ф. Открытый урок русского языка по теме: «Функции порядка слов в предложении».

"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость

Тип урока: урок-практикум, урок развития речи. Цель урока: раскрыть стилистические, смысловые и синтаксические функции порядка слов в предложении.. Тема и постановка цели занятия.

. Эпиграф: Если есть в мире вещи, достойные названия ЧУДО, то СЛОВО, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л.В. Успенский. Порядок слов – главная сокровищница русского языка. А. М. Пешковский..

. 1) Слово – единица нашего языка. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически составляет словосочетание; несколько слов, связанных друг с другом – предложение; 2) Слово – основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова является цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Как и раздел грамматики, синтаксис изучает способы соединения..

Порядок слов – определенное расположение слов в предложении или синтаксической группе. По структуре различают следующие типы порядка слов в предложении:. Определение понятия «Порядок слов».

Типы порядка слов в предложении 6 Порядок слов Свободный (связанный, фиксированный) Объективный (нейтральный) Контактный (дистантный)Прямой (преобладающий в данном языке) – обратный Прогрессивный, или последовательный

Ряд функций порядка слов: Синтаксический ( Холодный ветер – Ветер холодный. ) смысловой (Аптека – на углу улицы. На углу улицы – аптека. ) Стилистический (Игривый ветер гоняет листву. Листву гоняет ветер игривый.)

Вопросы по пройденному материалу: 1.Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях. 2.На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее? Обоснуйте свой ответ. Предложения для анализа: 1. Часа два прошло. - Прошло два часа. 2. Уфа – столица Республики Башкортостан. - Столица Республики Башкортостан – Уфа. 3. Большое количество статей. - Статей большое количество. 4. Язык – средство общения. - Средство общения – язык.

Вывод: Смысл этих предложений не одинаков. Он зависит от порядка слов в предложении. Порядок слов имеет синтаксическое значение.

Что такое актуальное членение? (- смысловое членение, исходящее из анализа заключенного в нем конкретного содержания) Студенты третьего курса ушли на практику. – На практику ушли студенты третьего курса. Разбуди меня завтра рано...(С. Есенин) С радостью принял он эту весть. Солнце закрыло облако. Велосипед сбил автомобиль.

Словарная работа. Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также стилистическую и эмоциональную окраску речи.

Действие закона инверсии. Прямой порядок слов в предложении: Подлежащее Сказуемое Согласованное определение Обстоятельство образа действий Дополнение, остальные обстоятельства

Задание. Используя инверсию, переделайте предложение так, чтобы получился отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева. Прелесть года и любовь земли, Нам благоухает весна!.. Дает природа творенью пир, Дает свиданья пир сынам! Ответ: Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам!.. Творенью пир дает природа, Свиданья пир дает сынам!

Рассмотрим следующие примеры: Строчки из стихотворения А.С.Пушкина: «Вечерняя заря в пучине догорала, Над мрачной Эльбою носилась тишина…» 1.Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала. 2.Стальная стрела, подвластная воле «хозяина», наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх. 3.А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж.

Какой порядок слов употреблен в следующих предложениях? 1. Хороши зимние вечера (Макар.) 2. Кончились мои неприятности (Куприн) 3. Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (М. Горький)

Какая ошибка произошла в данном предложении? Удачно защитила дипломные работы (проекты) 35 группа, где командиром Эдуард Петров, который в этом году значительно увеличился в своем объеме по сравнению с прошлым годом.

Использование порядка слов распространяется и на второстепенные члены предложения: 1. Многие интересуются искусством. 2. Досадно было, боя ждали (М. Лермонтов) 3. Со всех сторон горы неприступные (М. Лермонтов). 4. Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (Тургенев). 5. Да, мы дружны были очень. 6. Слишком была огорчена. 7. Ученик не пришел на уроки по болезни. - По болезни ученик не пришел на уроки.

Задание. Определить стилистическую нагрузку слова в начале и в конце предложения, исправить предложения 1.Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 2.Из одного окошечка тускло светил огонек. 3.Напротив, я сам должен буду уйти после десяти наведши шубу (А.П.Чехов). 4.Он понимает необходимость помочь народу. 5.Наследников сердитый хор заводит непристойный спор (А.С.Пушкин). 6.Там рыдала княжна Евдокия, воздух силясь губами поймать (А.Ахматова) 7. Ослепительно яркое вырвалось из печи пламя. 8. Развязка же наступила неожиданная.

Творческая мастерская. - Примените свои знания на практике. Используя инверсию, напишите 5-6 предложений или связный текст (по выбору) по вашей профессии. Домашнее задание: