Контрольная работа По культурологии. КУЛЬТУРОЛОГИЯ НАУКА, ФОРМИРУЮЩАЯСЯ НА СТЫКЕ СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ И ИЗУЧАЮЩАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурология - это область гуманитарного знания, охваты - вающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Advertisements

Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Наука и философия Естественно-научные и социально-гуманитарные знания Задание на сампо: П.1. работа с источником с. 16 (4 пункт письменно)
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Тема:Предмет и методы макроэкономики Предмет:Макроэкономика Группа:613 Выполнил студент: Салохитдинов Даврон.
Транксрипт:

Контрольная работа По культурологии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ НАУКА, ФОРМИРУЮЩАЯСЯ НА СТЫКЕ СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ И ИЗУЧАЮЩАЯ КУЛЬТУРУ КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ, КАК СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ И МОДАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 1 Культурология как наука: междисциплинарные связи, структура, предмет и объект, содержательная область и проблемные поля.

Междисциплинарные связи

междисциплинарные связи культурологич еский СПЕЦИАЛЬНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДУРОВЕНЬ – описание отдельных областей социокультурной практики. СОЦИОЛОГИЯ – рассмотрение феноменов и процессов культуры в конкретном и четкоструктурированном пространстве; АНТРОПОЛОГИЯ – исследования, связанные с воздействием антропологических факторов на культурологическую деятельность - обратное взаимодействие: культура и модификации человеческой телесности. ИСТОРИЯ – изучение пространства, его форм в рамках культуры, использование исторического метода; в результате синтеза наук возникает подраздел науки: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДУРОВЕНЬ – описание структуры культурологического пространства, его элементов и механизмов; культуроведч еский анализ явлений культуры, включающий в себя частично-научные дисциплины, ориентированные на изучение конкретных форм и видов культуротворческой деятельности. ИСКУССТВОЗНАНИ Е, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕ НИЕ, ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ и др. КУЛТУРФИЛОСЬОФ СКИЙ АНАЛИЗ - уровень обобщения знаний о культуре, дающий абстрактно е, обобщенно е знание ФИЛОСОФИЯ: связь со смыслом бытия, фундаментальными законами развития, выявление сущности культуры через ее соотнесение с максимально широким пространством «Мир-человек»; т.е. метатеория культуры.

Т.О: практически все социальные и гуманитарные науки изучают явления культуры. В тоже время культурология должна включать в себя результаты исследования в других областях знания. Культурология должна стать дисциплиной, позволяющей обобщить и соотнести между собой совокупность знаний, полученных при изучении смежных обществоведческих наук.

Структура культурологии Теоретическая и прикладная культурология Иконникова 1.История мировой и отечественной культуры 2.История культурологических концепций 3.Теория культуры 4.Социология культуры 5.Антропология культуры 6.Прикладная культурология А.Я. Флиер 1. Фундаментальная культурология: - социальная культурология - психология культура -культурная семантики -история культуры 2. Прикладная культурология Ю.Н. Солонин, М.С. Каган: 1.История мировой и отечественной культуры 2.История культурологических концепций 3.Социология культуры 4.Культурная антропология 5.Прикладная культурология

Предмет и объект культурологии: Маркарян Объект: Любые виды, формы и результаты человеческой деятельности. Предмет: Культура как особый класс явлений и способов небиологической деятельности, их эволюционно- общие и отличительные черты, законы и механизмы воспроизводства и изменения. Иконникова Объект: Культура как исторический опыт, закрепленный в нормах, традициях. Предмет: Изучение содержания, структуры, динамики, технологи и функционирования социокультурного опыта в ракурсе его генезиса. Кармин Объект: Средства, способы, результаты и смыслы человеческой деятельности. Предмет: Культура как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем.

Объект и предмет культурологии: Флиер Объект: Ценностно- смысловые и образно- символические черты и свойства явлений искусственного мира. Предмет: Социально- значимое ценностно- содержательное наполнение этих явлений, социально-типическое в культуре Исакова Объект: Смыслообразующая сторона (семантика) любого вида человеческой деятельности Предмет: Нормативный характер деятельности человека, задаваемый его родовой сущностью Осокин Объект: Культура как опыт видового существования человека. Предмет: Общесистемматические свойства, качества, характеристики культуры и их непосредственное проявление Т.О. культурология – интегративная наука о смыслах, формах и результатах человеческой деятельности, охватывающая закономерности развития и функционирования кульруы, ее типологии, морфологии и социальной полезности.

Содержательная область В содержание культурологии как науки входит постановка и решение следующего круга проблем : методы изучения культуры культура и гуманизм построение теоретической модели гуманистической культуры законы структуры, функционирова ния и развития культуры культура и цивилизация определение культуры ;

Проблемные поля культурологии Э.А. Орлова проблемное поле культурологии определяется границами применяемости ее суждений, которые, по сравнению с философскими, опираются на наименее отрефлексированные метафизические допущения В.М. Розин - ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ИЛИ РАЗЛИЧНЫЕ САМОЦЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ - ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ИЛИ ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД - КУЛЬТУРА - «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ» ИЛИ ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ - УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ ИЛИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЧЕРТЫ - ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИЛИ ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ А.Я. Флиер культурология исследует прежде всего общественно-значимые аспекты жизни: социальные смыслы и формы, функции и значения, статику и динамику социальных процессов, социальные причины и последствия культурных событий или явлений. Ответы на вопросы почему и зачем появилось исследуемое явление и как оно функционирует с точки зрения применяемых социальных технологий

5. Культура как сложноорганизованная система. Внебиологичность культуры. Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (духовный аспект)

На определенной ступени развития природы на нашей планете действие биологического закона наследования программ поведения предков оказалось недостаточным для обезьяноподобных существ. Генетически некодируемый и нетранслируемый способ передачи информации (скачок с биологического уровня бытия на другой): - Скачок живых существ на новый уровень бытия – культура (как « вторая природа », законы существования и развития которой вышли за пределы биологических законов природы) Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, искусственную, « сверхприродную » среду обитания, которая является преобразованием природных форм. 2 уровня культурного преобразования природы: 1) внешний по отношению к человеку, природная данность; 2) собственно человеческие структуры (телесная и психическая). - Существо, произведшее этот скачок – человек - Сложившаяся при этом организация совместного деятельного бытия людей – общество. Антропо-социо-кулътурное » бытие - сверхприродный тип бытия

Одновременное и совместное формирование триединой целостности - человека, общества и культуры, - вырывающейся из-под абсолютной власти законов природы. Надбиологические программы деятельности, поведения и общения фиксируются и транслируются в культуре в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение (любые компоненты человеческой деятельности - орудия труда, образцы операций, продукты деятельности, опредмечивающие ее цели, сами индивиды, как носители некоторых социальных норм и образцов поведения и деятельности, язык). Т.О. человек создал для себя искусственную среду обитания «вторую природу», обрел необходимые интеллектуальные и духовные качества, наследственно непередаваемые, формируемые прижизненно, не стабильные, постепенно все более разнообразные.

В теории А. С. Кармина культура выступает как: Мир артефактов; Мир смыслов; Мир знаков.

Культура как мир артефактов Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мысли, способы действий)

Артефакты обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют смыслом, значением.

Виды смыслов: Знания – информация о свойствах объекта; Ценности – фиксированные в человеческом сознании характеристики и отношения к объекту; Регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.

Культура как мир знаков Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемых для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Явления культуры – знаки и совокупность знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл.

Культура как всесторонне-целостное пространство действенных отношений человека и мира(М.С.Каган). культура как система человеческой деятельности, охватывающая все ее формы, процессы и продукты: духовную, материальную и художественную культуры.

Строение духовной культуры

Строение материальной культуры

Строение художественной культуры

Обобщающая схема строения культуры

Культура социальной организации и регуляции: домашнее и приусадебное хозяйство; экономика, торговля, финансы. - хозяйственная культура мораль, нравственность, общественное мнение; право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений. -правовая культура межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия; государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело. - политическая культура

Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений: здравый смысл, народная мудрость; повседневные рациональные знания о мире; труды специалистов-философов; профессиональная наука; -философская культура - научная культура мистика, языческие атавизмы систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации; Религиозная культура «саморазвлекательное» искусство, имитационно- игровая деятельность. построенное на специальном образовании искусство. Художественная культура

Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации -слухи, сплетни; профессиональные СМИ, реклама; - культура межличностных информационных контактов - культура массовой информации предания, верования, легенды; система музеев, библиотек, архивов; информационно- кумулятивная культура домашнее воспитания, обыденное общение, традиции, обычаи, нравы. система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков. культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний

Таким образом, культура предстает как сложноорганизованная система взаимодействующих элементов (выделить которые можно по различным основаниям), не смотря на свою разнородность, образующих единое целое.