Коучинг сегодня: пост- модернистский дискурс. Во всей̆ истории своего развития человек искал тех, кто помог бы ему в росте, эволюции и изменениях: шаманов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Advertisements

Коучинг и менторинг Цель: в конце занятия слушатели понимают эффективность использования коучинга и менторинга при оказании помощи подопечному в реализации.
Коучинг – это партнерское взаимодействие коуча и клиента, способствующее клиенту в достижении его цели.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
СЛЫШАТЬ ГЛУБИННЫЕ ЦЕННОСТИ Когда вы беседуете с клиентом или соискателем, вы можете определить его ценности с помощью: Слов-меток: слов, которые указывают.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
ЗАДАЧА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Комплексной задачей учебной программы является развитие ребёнка в индивидуальность, обладающую необходимыми компетенциями. Под.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Взаимосвязь обучения и развития как предмет психологической науки. Выполнила: студентка второго курса факультета психологии группы Мурзина Эвелина.
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Группа вопрос - ответ. Почему хорошо изучать Библию в группе В центре изучения находится Библия, не проповедующий, лидер просто направляет.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Транксрипт:

Коучинг сегодня: пост- модернистский дискурс

Во всей̆ истории своего развития человек искал тех, кто помог бы ему в росте, эволюции и изменениях: шаманов, старейшин, учителей̆, духовных лидеров, экспертов, консультантов, терапевтов и наставников. Требования жизни усложняются, и многие люди находятся в поисках избавления от страданий, неизбежно возникающих из-за несоответствия того, кто мы являемся и кем мы хотели бы быть. (из введения в интегральный коучинг Джоанны Хант)

В организации - роль Наряду с ролями менеджера, лидера, ментора Разные фокусы внимания и инструменты Коуч нужен тогда, когда основной фокус – развитие новых качеств, путей работы, компетенций В обществе – функция/профессия Синтез психологии, менеджмента, философии, культурологии ради развития человека

Школы коучинга Сознательно или нет, каждая школа коучинга опирается на ту или иную структуру убеждений о природе изменений. Убеждения напрямую влияют на то, что привлекает внимание клиента и коуча во время сессии; формируют роли и динамику отношений клиент – коуч; влияют на объяснение изменений; на конкретные методы или подходы.

Изменения происходят через инсайты клиента Изменения происходят посредством новых действий Изменения происходят посредством взаимодействия с другим человеком – доступ к новому видению и пониманию Изменения происходят посредством оптимизации функций и соответствия клиента в контексте тех систем, в которых он участвует

Феноменологические подходы Роль коуча - помощь клиенту в открытии, разворачивании своих глубинных убеждений, истин и знаний и пребывании в контакте с ними. Коуч создает такое пространство и задает такие вопросы, которые помогают клиенту открыть свое глубинное Я.

Поведенческие подходы Нас формируют наши действия. Роль коуча– помогать клиенту устанавливать поведенческие цели, выстраивать план действий и контролировать клиента на каждом шаге. Мотивируя клиента и/или бросая ему вызов – метод кнута и пряника – коуч должен добиться того, чтобы план выполнялся и цели достигались.

Коммуникативно- культурологические подходы Обсуждение и взаимопонимание рождают новые мысли и идеи, которые не могли бы прийти в голову человеку одному. Коуч в роли собеседника, «партнера- мыслителя», выдвигающего новые перспективы, которые должны служить катализатором новых открытий для клиента.

Системные подходы Изменения происходят тогда, когда клиент наилучшим образом соответствует контекстам широких систем, к которым̆ он принадлежит. Коуч должен обладать навыком системного видения, чтобы понимать стиль и требования системы и быть способным оценить, насколько клиент ей соответствует.

Многие школы коучинга под методологией понимают принципы проведения сессии коучинга, а не методы коучинга. Обычно сюда включаются активное выслушивание, искусство задавать вопросы и прямая коммуникация. *Это основные навыки, освоение которых является требованием Международной федераций коучинга. У большинства школ коучинга отсутствует конкретная методология, посредством которой они связывают эти ключевые навыки в целостную модель человеческого развития.

Коучинг эпохи модерна Постановка целей, разбиение целей на задачи и планирование действий по решению задач. Рациональное видение и понимание мира (прогресс и наука) и человека (навыковая подготовка и развитие компетенций) Ориентация на достижения, значимость которых определяется культурой (группы)

2 модели коучинга в пост- модернистской парадигме 1.Системно- конструктивистский коучинг «Кильская модель» 2.Интегральный коучинг (Джоанна Хант, идеи Кена Уилбера и др.)

Системно-конструктивистский коучинг: основания Теория радикального конструктивизма (теория производства знаний) - «если хочешь получить знания, учись действовать» (Хайнц Ферстер, Умберто Матуран, Эрнст фон Глазерсфельд) Любая самоорганизующаяся живая система производит свою реальность через индивидуально-субъективное восприятие (Пиаже) Теория социальных систем Никласа Луманна Системный подход в психотерапии (Бейтсон, Вацлавик и др.) Уве Грау Кильская модель консультирования для большого спорта и - позднее – для управленческого и политического консультирования

Радикальный конструктивизм Мир, который мы воспринимаем, это наше изобретение Знание = конструирование внутри нас, а не приобретение как в традиционных моделях Важны наши структуры восприятия, которые из внешних стимулов конструируют реальность

Принципы для коучинга Мы привыкли так: мир – это причина, опыт – это следствие. Сточки зрения конструктивизма, наоборот: мой опыт – это причина, а мир – следствие. В любой момент я могу решить, кто я есть Я могу действовать так, чтобы общее число возможностей для выбора увеличивалось.

Системное мышление С позиции наблюдателя показать относительность любой реальности - «Все сказанное сказано наблюдателем» Любое наблюдение за живой системой зависит от перспективы наблюдателя

Коммуникация в конструктивизме Слушающий, а не говорящий определяет значение сказанного Предположительно мы знаем, что говорим; все же никогда не можем определить, что понимает другой Функция коуча: помочь клиенту открыть новые позиции или «конструировать»

Принципы работы Относительность высказываний (другие для других наблюдателей той же системы) Системная, а не причинно-следственная логика Изменение мышления клиента в процессе консультирования

Задача коуча в бизнесе Превратить клиента в наблюдателя своей профессиональной системы, членом которой он является

Уважение к видению Уважение к конструкции мира клиента Уважение к конструкции мира коуча Уважение к инаковости

Процесс в 6 этапов 1.Презентация проблемы с позиции клиента 2.Обработка проблемы с клиентом 3.Формирование новых идей вместе с клиентом 4.Разработка действий с клиентом 5.Их последующая реализация и 6.Проверка

«Кильская модель консультирования» также включает Рефлексивная команда – супервайзеры за зеркалом Работа вдвоем – два коуча-консультанта. Мета-диалог консультантов в присутствии клиента.

Осознанная рефлексия высказываний (Томас Андерсен) Высказывания «первого порядка» переформулировать в высказывания «второго порядка»

Первый порядок Проблема рассматривается как нечто само по себе Мы работаем с проблемой Проблема имеет одну версию восприятия (диагноз) Индивидуальное изменение может регулироваться извне и поэтому предсказуемо Второй порядок Проблема рассматривается как часть изменяющегося контекста Мы работаем с видением, мнением человека о проблеме Проблема имеет много версий восприятия (гипотез) Индивидуальное изменение происходит спонтанно изнутри и непредсказуемо

Попробуем? Мой руководитель не любит меня и препятствует моей карьере и моему профессиональному развитию Я понимаю, что я не особо эффективен как предприниматель и не очень интересен как человек, но с этим вряд ли что-то можно сделать - у меня нет особого интереса ни к культуре, ни к людям, ни к изменению самого себя

Интегральный коучинг Интегральная Теория и Методология Кена Уилбера AQAL – анализ и синтез Уровни развития человека «Линзы» интегрального коучинга Практики развития человека

тож и нож Текущий образ жизни Новый образ жизни

ТОЖ ТОЖ уникален для каждого клиента и опирается на его AQAL-комбинацию. Это целостное единство всех моментов прошлого, кульминация того, кто мы есть, и что мы делали до настоящего момента. Осознаем мы это или нет, все эти способности существуют для того, чтобы поддержать текущий способ жизни в мире, и мы в нем нуждаемся. Если мы сосредоточим все свое внимание на «прекрасном новом будущем», то не заметим напряжение между «текущим я» и «будущим я», которое присутствует в настоящий момент.

Здоровая работа с текущими проявлениями клиента помогает ему понимать, почему он ведет себя определенным образом, говорит определенные слова и реагирует на повседневные ситуации определенным привычным способом. Возможность здоровым образом проработать ограничивающие аспекты своей̆ личности (например, части, которые перерос, теневые элементы). Сострадательная открытость к боли и красоте ТОЖ моделируется коучем и позволяет клиенту свидетельствовать себя более полно, не убегая, не отрицая, не подавляя аспекты себя из страха или стыда.

Интегральный коучинг работает с двумя концепциями «я», существующими одновременно: «текущий я» и «новый (или будущий) я». Обе эти идентичности обладают своим собственным способом бытия, который включает в себя: 1) способ видения - восприятия и наделения происходящего определенным смыслом; 2) способ действий – действия, слова, взаимодействия, «дела»; 3) способ проверки - каковы результаты или последствия действий, преуспел человек или потерпел неудачу, результаты хороши или плохи и т.д.

Двойная модель развития ТОЖ как субъект (клиент его еще не распознает) ТОЖ как объект (впервые клиент начинает его видеть частично объективированным субъектом в процессе его превращения в объект в процессе коучинговой работы) НОЖ как объект (будущее «я», которое вначале видится в качестве объекта текущим «я», а затем со временем становится субъектом) НОЖ как субъект

Схема ТОЖ - НОЖ

Уровни развития и коучинг множество циклов развития в пределах одной и той же структуры-стадии. шесть – десять месяцев коучинга не обязательно приведут к переходу на следующий уровень развития сознания, хотя это и может случиться, если клиент находится в переходной фазе между двумя уровнями.

Клиент начинает понимать, как он в данный момент воспринимает предмет коучинга и как с ним взаимодействует, и находит новые варианты восприятия своих вопросов Вовлечение клиента в деятельность – разработка упражнений, которые помогают по-новому «делать» и «видеть» Посредством глубинных бесед с коучем клиент получает новое понимание предмета коучинга. Возникающая близость между клиентом и коучем поддерживает новые смыслы и моделирует новые возможности во взаимоотношениях Клиент получает более объективную картину того, насколько он соответствует системам, которым принадлежит, какие роли он в них играет и как изменение окружения может изменить его самого

Трансформирующие беседы Вводная Коучинговая Беседа Предлагающая Коучинговая Беседа Коучинговая Беседа о Циклах Развития Завершающая Коучинговая Беседа

Процесс коучинга Эти четыре типа бесед могут иметь место в долгосрочных формальных отношениях коучинга, в ходе нескольких консультаций или сжато представлены в одной встрече; глубина зависит от требований клиента. Процесс может быть предложен для работы с группами (например, групповые коучинговые супервизии, сообщества Практики Интегральной Жизни (ПИЖ)) или приложим для организаций в той мере, в какой у них тоже присутствует системный или составной «способ бытия».

Вводная Коучинговая Беседа Смысл Вводной Коучинговой Беседы состоит в том, чтобы позволить коучу и клиенту изучить друг друга, обсудить тему, которую клиент вынес в качестве запроса и исследовать саму возможность коучинговых отношений. Коуч впервые получает доступ К клиенту и К оценке того, как он видит мир - «Смотреть НА клиента» и «Смотреть КАК клиент».

В ходе вводной̆ беседы «Видеть КАК клиент»: Каково это, смотреть на мир глазами этого клиента? «Смотреть НА клиента»: Какие навыки и перспективы присутствуют, а какие нет? Каковы ситуации или обстоятельства, в которых запрос проявляется? На кого еще это влияет или кто еще вовлечен? В нашей культуре мы обычно развиваем способность «Смотреть НА». Наши школьные системы, тестирования, оценки исполнения построены на эффективном критерии «Смотреть НА». Способность «Смотреть КАК» в нашем обществе намного менее развита. «Смотреть НА» и «Смотреть КАК» требует способности принимать перспективу третьего лица, которая, как правило, возникает на раннем оранжевом уровне. И диапазон способности «Смотреть НА» расширяется, у нее появляется все больше и больше оттенков, в то время как способность эмпатически «Смотреть КАК» сущностно меняется, становясь более ясной, на зеленом уровне и выше, благодаря способности учитывать перспективу четвертого лица.

Осознание себя коучем когда коуч старается Смотреть КАК их клиент, он, по сути, старается вчувствоваться в тот способ, которым клиент смотрит НА мир, что включает в себя способ видения, действия и проверки. Это требует от коуча осознавать его склонность к тому или иному способу интерпретировать то, что чувствуется.

Отчего этот запрос? Коуч исследует не только тему, с которой приходит клиент, но и то, как эта тема стала главной для него – что присутствует, а что нет, что поддерживает, а что нет, что он видит и что не видит.

Линзы Коуч занят поиском того, что имеет глубинный смысл для клиента, чтобы, опираясь на глубинное слушание, распознать намеки на образ жизни клиента и на то, что возбуждает или подавляет его. Коуч задает вопросы, следуя набору из шести линз AQAL, раскрывающих Комбинацию AQAL клиента.

Шесть линз, используемые Канадским институтом интегрального коучинга 1.Четыре сектора (компетенции, ориентация и трансл яция) 2.Уровни сознания (включая три подуровня в каждом уровне) 3.Шесть линий развития (когнитивная, эмоциональная, межличностная, соматическая, духовная и мораль ная) 4.Состояния сознания (грубое, тонкое, причинное, а т акже продуктивное/непродуктивное, высоко/низкоэ нергетичное) 5. Типология по полу (женский и мужской тип развит ия) 6.Типология Эннеаграммы

Линза линий развития КОГНИТИВНАЯ Познание Способность видеть с разных перспектив, ценность, синерги и и применение этих перспектив, относительно пространств а и времени. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Спектр эмоций Способность иметь доступ, взаимодействовать, распознавать и умело присутствовать как в своем эмоциональном поле, так и поле других СОМАТИЧЕСКАЯ Осведомленность Тело/Ум Способность иметь доступ, включать и успешно использоват ь энергии грубой, тонкой и причинной сфер

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ Как я социально соотношусь с другими Способность относиться и общаться с другими таким образом, что все перспективы (Я, Мы/Ты, Оно) учитываются соответству ющим образом ДУХОВНАЯ Высший̆ смысл Способность исследовать вопросы высшего смысла... «Кто я?», «Почему я з десь?», «Для чего я предназначен?» «Куда мне идти отсюда?» (от «мне» к «нам» ко «всем нам» ко «всем чувствующим су ществам») МОРАЛЬНАЯ Осознание того, что делать Способность принимать решение в области морали, привлекая моральное суждение и заботу; заботиться о моральной глубин е и распространять свой охват (от «меня» к «нам» ко «всем н ам» к «всем чувствующим существам»)

Ключевые исследователи в разрезе линий развития КОГНИТИВНАЯ Жан Пиаже (1971), Роберт Киган (2006) ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Даниэль Гоулман (1995), Давид Р. Карузо (2004) СОМАТИЧЕСКАЯ Майкл Мерфи (1992), Кен Уилбер (2002) МЕЖЛИЧНОСТНАЯ Даниэль Гоулман (1998), Роберт Л.Зельман (2003) ДУХОВНАЯ Джеймс Фаулер (1981), Кен Уилбер (1997, 2006) МОРАЛЬНАЯ Кэрол Гиллиган (1992), Лоренс Кольберг (1981)

Уровни развития по каждой линии низкийсреднийвысокий Доконвенци- альный Конвенциаль- ный Постконвенци- альный Эгоцентричес- кий Этно (Группо) центрический Мироцентри- ческий Перспектива от 1 лица Перспектива от 2 лица Перспектива от 3 лица МнеНамВсем нам

Линза линий: пример Низкий уровень развития соматической линии Б. означает, чт о его соединенность с ощущениями и мудростью телесных возможностей довольно- таки ограничена. Это проявляется как неспособность заметить, каким образом жесты и позы тела влияют на динамику с овещаний и переговоров (он очень часто занимает весьма доминирующу ю позицию), как неспособность воспринять подсказки тела, когда он устал и перерабатывает и пр. Низкий уровень развития Б. по межличностной линии означает, что его способности адекватно оценивать, видеть с точки зрени я других развиты плохо. На этом уровне развития (доконвенц иональный/эгоцентрический), его осознанность лежит в плоск ости знания собственной перспективы, подразумевается, что каждый вне всяких сомнений видит то же, что он может вид еть. Это ограничивает возможности бесед, в которые он вступа ет с новыми сотрудниками. Хотя эти беседы оставляют у Бр айана чувство полноты и завершенности, в действительности они заполнены изложением его точки зрения.

Фазы уровней сознания Колеблющаяся фаза Человек впервые на этом уровне... в самый разгар "смерти" своего старого взгляда и рожд ения нового взгляда Устойчивая фаза Человек развился к новому видению самого се бя, других, и мира, и эффективно проживает жизнь с этой точки зрения; ОЖ становится настолько укоренившимся, что трудно его увидеть, пока в нем живешь Дезинтеграционная фаза Человек начинает получать проблески ограничений этого уровня и постепенно видит, что есть нечто большее за пределами этой точки зрения

Дезинтеграционная фаза оранжевой высоты Часто добившись успеха во многих областях, достигнув много целей, потратив много времени и энергии, человек не ощу щает чувства завершенности. Скорее, преобладает чувство неу довлетворенности, появляется внутреннее ощущение того, что чего-то не хватает. Начинает замечать ограниченность определений «успеха», ище т более глубокий смысл, что скорее ставит перед ним еще бо льше вопросов, нежели дает ответы. По мере задавания вопросов мировоззрение расширяется. Че ловек начинает понимать – то, что определяет смысл в нашей жизни, очень относительн о, это зависит от частной перспективы или интерпретации. К огда меняется интерпретация, меняется и смысл. Соответственно, по мере расширения видения все больше на чинает проявляться системное видение. Оно позволяет обнару живать взаимозависимости и причинные связи в больших мас штабах. Системное видение ставит под сомнение утверждение «э то зависит от меня» по отношению к конкретным целям и планам. Человек начинает замечать, что он является уникальн ой, но все же частью большей системы.

Линза типов: Эннеаграмма Линза типов помогает коучу прочувствовать и луч ше понять те из аспектов клиента, которые оста ются глубинно укорененными вне зависимости от того роста, который происходит по структурам- стадиям. Эннеаграмма – это система, которая выделяет девять фундамента льных личных типов человеческой природы и их б азовые сложные отношения. Каждый тип описываетс я с точки зрения стиля мышления, общения, чувств, эмоций, ощущений и систем убеждений, свойствен ных данному типу. О системе эннеаграммы - работы Хелен Пальмер (1988), Дэвида Дэниелса и Вирджинии Прайс (2000), Дона Рисо и Расса Хадсон а (1999, 2000).

Линза типов помогает коучу смотреть глазами клиента: на что он обращает внимание, как это фи ксируется, как он обычно проявляется в своих реакциях и действиях, и как он может расти (интегрировать) и регрессир овать под воздействием стресса (дезинте гровать). помогает коучу в развертывании метафо р, отражающих Текущий и Новый Образ ы Жизни клиента.

Типологическая Линза: Пол Типологическая линза пола вводится не для того, чтобы определять свойства, выт екающие из принадлежности к биологичес кому полу (ВП). Скорее, это линза, которая помогает коучу оценить два типа гендерного развития: 1)уникальные способ ы осознавать 2)способы познания и восп риятия, проявляющиеся с помощью мужс кой и женской энергии.

Кэрол Гиллиган мужской и женский способ проходят через очень о тчетливые стадии или уровни развития относитель но направления и предпочтения. Мужчины склонны придерживаться ценностей му жского типа, делающих упор на автономность, пр ава, справедливость и деятельность, соответствующ им их личному способу видеть, действовать и пр оверять. Женщины склонны руководствоваться ценностями женского типа, которые более связаны с заботой, отношениями и ответственностью. Каждому из нас присущи и мужские и женские качества, поэтому полезно расценивать эту линзу не как общую оценку или направленность челове ка в целом, но как человека применительно к ег о коучинговому запросу.

Ценности пола и стадии развития ЖЕНСКИЙ ТИП Акцент на заботе ПОЛНОТА Стадия развития МУЖСКОЙ ТИП Акцент на автономии, пра вах, справедливости, деят ельности СВОБОДА Эгоцентрическая заб ота (обо мне) Доконвенциональ ная Эгоцентрические пра ва (мои) Наша забота (о нас, группе) Конвенциональ- ная Наши права (конформистские пр ава) Всеобщая забота (гл обальная, обо всех) Постконвенцио- нальная Всеобщие права (гл обальные, всех)

Патологические версии и способы их оздоровления ЖЕНСКИЙ ТИП влияние на окружающих неспособность говорить за себя радикальная пассивность часть стада все относительно «Королевы процесса» Следует научиться заявлять о себе, упро чить автономность, отстаивать себя и свои взгляды

Патологические версии и способы их оздоровления МУЖСКОЙ̆ ТИП жесткая привязка отчужденность чрезмерная агрессивность отделенный от телесности, природы изолированный «Сверхусилия» Полезно стать «частью чего- либо», присоединяться, вступать во взаи модействие, позволять влияние и воздей ствие со стороны других людей

Линза состояний сознания Состояния сознания – это часть нашего прямого феноменологического опыта. не являются постоянными структурами, возникают и длятся во времени, усиливаются и ослабевают по интенсивности. важно помнить, что состояния интерпретируются чел овеком сквозь призму того уровня сознания, на кот ором он находится. Уилбер: «Чем чаще вы получаете опыт разнообразн ых состояний, тем быстрее вы продвигаетесь по стад иям... достоверное исследование доказало, что чем чаще вы практикуете медитативные или созерцательные состоян ия сознания, тем быстрее вы развиваетесь по стадия м сознания».

Линза состояний важно включить в развитие клиента аспект состо яний таким образом, чтобы это соответствовало к онтексту его коучингового запроса и уникальной Конфигурации AQAL. Это может означать пребывание в пиковых состо яниях, что может способствовать развитию по ко нкретной линии развития (эмоциональная, соматичес кая, духовная). Практика может включать в себя медитацию или тренировку осознанности с использованием музык и или поэзии в качестве опыта состояний, «откр ывающих сердце». Практика может заключаться в ведении дневника состояний для того, чтобы лучше осознавать опы т пробуждающих состояний, приходящих в течени е всего дня.

В области повседневных состояний - работа Джима Лоэра и Тони Шварца (2004) НЕРЕСУРСНЫЕ СОСТОЯНИЯ Высокоэнергетичные Сердитый Испуганный Беспокоящийся Защищающийся Возмущенный Испытывающий отвращение Испытывающий ревность Низкоэнергетичные Подавленный Истощенный Деморализованный Апатичный Печальный

РЕСУРСНЫЕ СОСТОЯНИЯ Высокоэнергетичные Воодушевленныи ̆ Уверенный Справляющийся с вызовом Радостный Цельный Восхищенный Гордый Низкоэнергетичные Раслабленнный Спокойный Мирный Безмятежный Умиротворенный

Линза состояний: пример Б. пребывал преимущественно в сфере в ысокоэнергетичных состояний, чередуя ресу рсные и нересурсные (защищающийся, злой, беспокоящийся, и временами испытывающ ий отвращение) в зависимости от текущег о уровня стресса. Доступ к сфере низкоэ нергетичных состояний у него затруднен. взращивание способности доступа к низко энергетичным ресурсным состояниям помо жет ему не застаиваться в нересурсных в ысокоэнергетичных состояниях так часто.

Узнать коуча и процесс Первая беседа также позволяет клиенту лучше узнать коуча. Клиент исследует, каково ему работать с этим конкретным человеком. Клиент также хочет узнать о подходе Интегрального Коучинга к развитию, общее расписание, продолжительность встреч и информацию о том, что будет происходить между сессиями. Коуч рассказывает клиенту, что они будут заниматься практиками и упражнениями для того, чтобы «нарастить мышцы» Клиент понимает, что он или она будет проходить через серии циклов развития, которые развивают осознанность и развивают новые способности с тем, чтобы действительно понимать, обнаруживать и достигать желаемых целей.

Не для коучинга некоторые темы не подходят для коучинга, например: зависимости, психологические темы, такие как сильные депрессии или истощающая тревога, последствия насилия или посттравматические симптомы, и отношения, включающие зависимость или насилие. В таких случаях, Интегральный коуч, следуя профессиональной этике, обязан направить клиента к квалифицированному профессионалу в области психического здоровья некоторые клиенты могут предпочесть и/или нуждаться во вмешательстве, подобному менторингу. Например, молодой менеджер может нуждаться в сопровождении ментором для того, чтобы узнать систему, к которой он недавно присоединился. клиенты могут нуждаться в других формах обучения, таких как соответствующий курс, тренер по силовой подготовке, духовный учитель, или представитель других доступных «помогающих» профессий.

По окончании Вводной Беседы Коуч разрабатывает параметры формальной части коучинга, компоненты ТОЖ и НОЖ, которые он предложит клиенту в виде метафор Этот процесс включает в себя не только когнитивную работу, но и проникновение в реальность клиента с помощью медитации, практики центрирования, телесной работы и других методов Книги, музыка, кино, места, еда, избранные СМИ клиента Модель «U» Отто Шармера

Предлагающая Коучинговая Беседа 1)Обзор или проверка содержания клиентского запроса на коучинг, дабы убедиться, что коуч достиг точного понимания темы во время Вводной Коучинговой Беседы 2)предложение клиенту своего восприятия или видения их ТОЖ в контексте темы, а также освещение темы под таким углом, под которым клиент еще ее не рассматривал; 3)предложение клиенту возможного НОЖ по этой теме, который превосходит любые перспективы, до которых только самостоятельно мог дойти клиент; 4)разворачивание предлагаемой карты для описания в договоре коучинга фокуса и подхода, выбора практик; 5)достижение договоренности по первым действиям.

Р.Киган «Изучив многовековой опыт, отражающий какая именно среда способствует росту ее обитателей, я бы сказал так: люди растут лучше всего там, где они непрерывно сталкиваются со своеобразным коктейлем поддержки и вызова: все остальное второстепенно»

Метафора Обычно коучи предлагают художественный образ, метафору, идиоматическое выражение. Это нужно для того, чтобы обрисовать ТОЖ клиента в контексте темы его запроса и дать тем самым клиенту доступ к чему-то уже знакомому, но все же «скрытому за занавесом» привычного образа мыслей. Очень важно предоставить клиенту достаточно времени и пространства для того, чтобы отреагировать, подстроиться и доработать то, что было предложено, до варианта, который бы сильно резонировал с ним и стал бы по- настоящему его собственным.

использование метафоры является стержневым компонентом для способности разотождествляться на пути развития клиента. предлагаются клиенту осторожно. в этот момент мы не «тыкаем ручкой в грудь клиента, говоря ему, кто он есть на самом деле». коуч сам предлагает метафору, а не просит клиента прийти на встречу с их метафорой, отражающей их уже имеющийся опыт работы с темой. предложенная клиентом метафора живет внутри рамок привычного восприятия, так как ее определяет сложившаяся Конфигурация AQAL.

Следующий шаг Предлагающей Беседы состоит в совместном изучении формального коучингового договора Формулирование ТОЖ и НОЖ дает клиенту доступ к его текущему и будущему контексту - фокус развивающей коучинговой работы.

как я буду развивать свой НОЖ Цели – модули практик – конкретные практики Практики происходят между коучинговыми беседами два типа практик в коучинге: практики концентрации и базовые практики. Практики концентрации совершаются клиентом между встречами, которые происходят обычно каждые 2 или 3 недели. Эти практики носят более интенсивный характер, концентрируясь на конкретной «мышце» или стороне Конфигурации AQAL клиента. Базовые практики – это долгосрочные практики. Эти практики совершаются регулярно, несколько раз в неделю на протяжении нескольких месяцев (если не постоянно), в зависимости от клиента. Например, силовые тренировки, медитация, йога, здоровое питание, ведение дневника или embodied чтение.

Циклы Коучинговых Бесед о Развитии Количество Циклов Бесед о Развитии зависит от темы клиента и его уникального уровня развития. Циклы развития основаны на допущении, что существует определенная логика роста, согласно которой развитие одной способности делает возможным развитие другой. Внутри каждого цикла многому предстоит научиться (и, возможно, разучиться!), многое усвоить. Потому и выбрано слово «цикл», а не некий план последовательных действий.

Беседы и практики Обычно беседу открывает обсуждение того, что произошло в ходе последнего выполнения практик. Если в межсессионные периоды установлены формы подотчетности клиента (телефонный звонок, электронная почта и т.д.), то эта информация также входит в обсуждение. По мере того, как клиент делится открытиями, которые он сделал в ходе практики, коуч реагирует на это таким образом, чтобы конкретизировать наблюдения клиента и проследить их более глубокую взаимосвязь с темой запроса, ТОЖ и НОЖ. Когда коуч продолжает выслушивать клиента, главное для него – продолжать слышать и видеть модели ТОЖ клиента, а также замечать признаки возникновения НОЖ.

Неуспех? Когда клиент не преуспевает в той или иной практике, мы исследуем, какие компетенции уже присутствуют и какие новые «мускулы» нужно нарастить, чтобы поддержать движение вперед. Часто, когда клиент не выполнил обещанную практику, это означает, что он еще не развил мышцу, нужную для исполнения. Коучи-новички часто бывают растеряны, когда клиент не выполняет задание практики: «Ведь он был так возбужден, когда мы обсуждали это в ходе встречи». Исполнение чего- либо на практике подключает к работе совершенно другой набор мускулов по сравнению с просто обсуждением предстоящей практики! Возбуждение от новой практики не означает автоматически наличие самой способности или исполнение практики.

Завершающая Коучинговая Беседа Иногда клиентам сложно оценить, как сильно они выросли, развились и изменились. Это связано с тем, что процесс цикличного развития был постоянным и постепенным. Завершающая Беседа позволяет клиенту полноценно прожить начало, середину и конец. Очень часто мы игнорируем или не придаем особенного значения тому, где мы находимся прямо сейчас. Заглянуть вперед и обсудить как возможности, так и сложности, с которым клиент может столкнуться, продолжая движение без коуча.

Вторая часть Завершающей Беседы уделяет время тому, чтобы обнаружить, что коуч и клиент глубоко ценят друг в друге и сказать все, что нужно сказать, чтобы почувствовать завершенность. Возможно, они договорятся возобновить контакт через полгода.

Завершение коучинга важно дать клиенту возможность пожить без поддержки коуча какое-то время, чтобы отследить, какие мускулы устойчиво присутствуют, а какие подводят без поддержки коучинговых отношений. Это время интеграции. «усталость от развития»

Литература Нино Томашек Системный коучинг (книга) Джоанн Хант Превзойти и включить наш обычный образ жизни. Введение в интегральный коучинг (статья в интернете, русский) Джоанна Хант Трансформирующие беседы. Четыре беседы Интегрального Коучинга (статья в интернете, русский) Лаура Дивайн Уникальный взгляд внутрь вас. Работа с конфигурацией AQAL клиента (статья в интернете, русский)

ПРИЛОЖЕНИЯ Вопросы в конструктивистском коучинге

Типы вопросов Вопросы, связанные с объяснениями клиента, которые могут натолкнуть на идеи про феномен проблемы: Как вы сами для себя объясняете, что проблема возникла именно тогда-то и там- то? ……, что в таких-то ситуациях эта проблема не возникает?

Типы вопросов Вопросы, которые переносят в будущее: Если мы встретимся через год на улице, и я спрошу вас об этой проблеме, то что бы вы мне ответили? Вопросы, которые переносят в прошлое: Когда вы стояли перед необходимостью начать работать с этой проблемой, то что для вас тогда сыграло решающую роль?

Типы вопросов Вопросы, связанные с изменениями: Что изменилось с тех пор, как вы начали решать эту проблему? Вопросы о гипотезах: Допустим, я вам скажу, что причины вашей проблемы в том-то. Что для вас тогда изменится?

Типы вопросов Вопросы, связанные с различными возможностями для сравнения: Кто больше страдает от этой проблемы сейчас – вы, ваши подчиненные или кто-то еще? Вопросы, которые позволяют сменить перспективу: Как вы думаете, как Х описал бы эту проблему?

Типы вопросов Вопросы с метафорами: В контексте этой проблему вы скорее воин, который в одиночку сражается на поле брани, или оратор на митинге? Если оратор, то перед кем вы выступаете? И т.п. Вопросы с парадоксами: Что вы можете сделать, чтобы еще больше усложнить проблему?

Типы вопросов Вопросы, которые операционализируют феномены: По каким признакам вы определите, что проблема уменьшилась? Вопросы, которые фокусируют внимание на времени без проблем: Как вы будете нечто делать, когда не будет этой проблемы?

Типы вопросов Вопросы для этапа разработки действий: Что будет достигнуто с помощью этого действия? Как это было бы, если бы мероприятие спланировали и провели другие люди? Предположим, это действие закончится неудачей. Какую функцию эта неудача могла бы иметь в системе? Если действие будет успешным, какие другие проблемы оно может вызвать?

Типы вопросов по эсктернализации проблем Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда вы могли «уступить» проблеме, но не сделали этого? Когда вы впервые осознали, что появились изменения? Что говорит вам самое важное о самом себе? Как ваше знание о себе влияет на ваш следующий шаг?