Уральский государственный экономический университет Кафедра туристического и гостиничного бизнеса Курс Лекций Инновации в СКС и Т К. культурологии Каменский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2. Формирование инновационных процессов Инновационный менеджмент Губин Евгений Петрович, доцент каф. Управления инновациями ТУСУР.
Advertisements

14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
«Организационные основы инновационной экономики» Курс по выбору Лектор: д.э.н., профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета.
ЛЕКЦИЯ Сегментация рынка. маркетинговая процедура деления рынка на участки (сегменты) по различным признакам.
Стратегическое маркетинговое планирование
ЛЕКЦИЯ 8 по дисциплине «Инновационный менеджмент» на тему: Классификация типов конкурентного поведения фирм инновационного характера План 1. Инновационное.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
ТЕМА 1.13 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Лекция 10.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Тема 4. Конкуренция в маркетинге Понятие и содержание конкуренции Виды маркетинговой конкуренции Стратегии рыночных конкурентов Показатели конкурентоспособности.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Новый товар: понятие, этапы разработки. Классификация новизны товаров Принципиально новый (пионерный) товар Кардинально усовершенствованный товар Модернизированный.
Транксрипт:

Уральский государственный экономический университет Кафедра туристического и гостиничного бизнеса Курс Лекций Инновации в СКС и Т К. культурологии Каменский С.Ю.

Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента

Определение инноваций Инновации – целенаправленно проводимые изменения во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании

Определение инноваций Инновации – введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги)или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Общим признаком инновации является то, что она должна быть введена в употребление (внедрена).

Определение инновации Минимальным признаком инновации является требование того, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данного предприятия. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые предприятия создали первыми, и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других предприятий или организаций.

Инновационная деятельность Инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью

Определение инноваций Согласно исследованию ВЦИОМ: 53 % россиян затрудняется объяснить, что такое инновации; 22 % опрошенных считает, что этот термин обозначает любые нововведения; 15 % респондентов считают, что это внедрение современных технологий; 6 % что использование достижений науки техники. 63% россиян считают инновации необходимым условием процветания РФ!

Инновации в современной экономике

Рейтинг инновационности экономик У России 37 МЕСТО!!!

Классификация инноваций п/п Классификационный признакКлассификационные группировки инноваций 123 1Области применения инновацийУправленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д. 2Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные 3Степень интенсивности инноваций"Бум", равномерная, слабая, массовая 4Темпы осуществления инновацийБыстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные 5Масштабы инновацийТрансконтинентальные,транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие 6Результативность инновацийВысокая, низкая, стабильная 7Эффективность инновацийЭкономическая, социальная, экологическая, интегральная 8Степень новизныАбсолютные, относительные, условные, частные 9Инновационный потенциалРадикальные, комбинированные, модификационные, 10Уровень разработки и распространения Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные 11Сферы разработки и распространенияПромышленные, финансовые, услуги, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые

Классификация инноваций по объекту Инновации Продуктовые Управленческие / Организационные Технологические / Процессные Маркетинговые

Продуктовые инновации

Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производимых предприятием ранее. Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производимых предприятием ранее. Разработка нового способа использования продукта, подвергшегося лишь незначительным изменениям технических характеристик, является продуктовой инновацией. Продуктовые инновации в сфере услуг могут включать в себя значительные усовершенствования в способах их предоставления (например, с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже существующих услуг новыми функциями или характеристиками или внедрение совершенно новых услуг. Продуктовые инновации в сфере услуг могут включать в себя значительные усовершенствования в способах их предоставления (например, с точки зрения эффективности и быстроты), дополнение уже существующих услуг новыми функциями или характеристиками или внедрение совершенно новых услуг. Очередные, рутинные модернизации [2] или регулярные сезонные изменения также не являются продуктовыми инновациями.

Процессные инновации Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Цель - повышение эффективности и качества деятельности, снижение себестоимости или затрат Цель - повышение эффективности и качества деятельности, снижение себестоимости или затрат Процессные инновации также включают новые или значительно улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких, как снабжение, бухгалтерский учет, вычисления, текущий ремонт и профилактика Процессные инновации также включают новые или значительно улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких, как снабжение, бухгалтерский учет, вычисления, текущий ремонт и профилактика Очередные, рутинные модернизации [2] или регулярные сезонные изменения также не являются продуктовыми инновациями.

Маркетинговые инновации Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены Цель - лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж Цель - лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж Инновации в дизайне могут состоять в значительных изменениях формы, внешнего вида или вкуса пищевых продуктов или напитков - таких, как придание нового аромата или привкуса - для завоевания нового потребительского сегмента Инновации в дизайне могут состоять в значительных изменениях формы, внешнего вида или вкуса пищевых продуктов или напитков - таких, как придание нового аромата или привкуса - для завоевания нового потребительского сегмента Примерами маркетинговых инноваций в размещении продукта служат первое внедрение системы франчайзинга, прямой продажи, эксклюзивной розничной торговли или лицензирование продукции.

Области маркетинговых инноваций Использование новых методов маркетинговых исследований Определение новых критериев сегментации рынка Выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента Изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике Новое позиционирование товара Изменение имеющейся или исполнение новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок Построение новых каналов сбыта Использование новых форм и средств коммуникационной политики

Организационные инновации Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей. Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей. к примеру: организация баз данных о лучшей практике, подборе учебного материала первое в практике данного предприятия применение методов повышения квалификации работников и снижения текучести кадров к примеру: организация баз данных о лучшей практике, подборе учебного материала первое в практике данного предприятия применение методов повышения квалификации работников и снижения текучести кадров Цель - повышение эффективности предприятия - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (информации) или уменьшения затрат на снабжение. Цель - повышение эффективности предприятия - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (информации) или уменьшения затрат на снабжение. Изменения в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей, основанные на организационных методах, уже использующихся предприятием, не являются организационными инновациями.

Организационные инновации Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей. Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей. к примеру: организация баз данных о лучшей практике, подборе учебного материала первое в практике данного предприятия применение методов повышения квалификации работников и снижения текучести кадров к примеру: организация баз данных о лучшей практике, подборе учебного материала первое в практике данного предприятия применение методов повышения квалификации работников и снижения текучести кадров Цель - повышение эффективности предприятия - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (информации) или уменьшения затрат на снабжение. Цель - повышение эффективности предприятия - посредством сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (информации) или уменьшения затрат на снабжение. Изменения в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей, основанные на организационных методах, уже использующихся предприятием, не являются организационными инновациями.

Прекращение использования какого-либо процесса, метода маркетинга, организации или продаж какого-либо продукта Простое перемещение или расширение капитала Изменения, проистекающие исключительно из-за вариации цен на факторы производства Адаптация к запросам потребителей (предприятия, занимающиеся производством товаров на заказ), не относится к внедрению самой практики производства на заказ Регулярные сезонные и другие и циклические изменения Продажа новой или значительно улучшенной продукции (когда речь идет о службах обработки готовой продукции и о торговой сети (оптовая и розничная торговля, транспортировка и складирование)). Изменения, не признаваемые инновациями

Свойства инноваций

Классификация инноваций

Инновации с технологической доминантой Инновация 1.Изменение физических свойств продукта на уровне производства 2.Применение нового компонента 3.Создание принципиально новых продуктов 4.Создание новых изделий 5.Создание нового физического состояния 6.Создание новых комплексных систем Пример 1.Создание сплавов и припоев на основе олова 2.Стальной корд в покрышках 3.Пенополиуретан 4.Цифровой телевизор 5.Растворимый кофе 6.Скоростной поезд

Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой Инновация 1.Новое средство платежа 2.Новая комбинация эстетических и функциональных свойств 3.Новая презентация товара 4.Новая форма торговли 5.Новый вид рекламы 6.Новое применение известного товара 7.Новый способ продажи Пример 1.Кредитная карточка 2.Оригинальная зажигалка, совмещенная с открывалкой для пивных бутылок 3.Карманное издание книги (покет) 4.Cash&Carry (например, склад магазин «Monarch») 5.Плакаты на автобусных остановках 6.Шампунь «2 в 1», «3 в 1» 7.Телемаркетинг, интернет- магазин

Бизнес-инновации 1.В продуктах или услугах 2.Социальные инновации 3.Менеджерские инновации

Классификация инноваций по причинам поведения

Характеристики внешней среды фирмы Подвижность Взаимосвязь факторов Непредсказуемость

Субъекты инновационного процесса Новаторы Ранние реципиенты Ранее большинство отстающие

Типы инновационного поведения фирм Ученый-экономист Л.Г. Раменский разработал классификацию фирм по инновационному конкурентному поведению: Виоленты Патиенты Эксплеренты Коммутанты

Фирмы-виоленты – фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Это компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности.

Эксплеренты (пионеры)– фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Это фирмы новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса Коммутанты – фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.

Сравнительная характеристика различных типов конкурентного поведения инновационных организаций Тип Критерий Тип конкурентного поведения (по классификации Л. Г. Раменского) ВиолентыПатиентыЭксплерентыКоммутанты Размер инновационной компании КрупныеКрупные, малые, средние малыемелкие Новизна отраслиНовыезрелыеновыелюбые Выпуск продукции Массовое производство уникальные новинки радикальное новшество Имитация новинок; новые виды услуг на базе новой продукции Тип НИОКРУлучшающийПриспособи- тельный ПрорывнойНе проводят Инновационный потенциал высокий Интеллектуальные ресурсы – высокий Финансовые, материальн-тех. ресурсы - низкий низкий Сбытовая сетьСобственная или контролируем ая Собственная или контролируемая Отсутствует

Серые Мыши Коммутанты Первые Ласточки Эксплеренты Хитрые Лисы Патиенты Гордые Львы, Могучие Слоны, Неповоротливые Бегемоты Виоленты классификация Х. Фризевникеля классификация Л. Г. Раменского Соответствие классификаций конкурентного инновационного поведения (по Л. Г. Раменскому и Х. Фризевинкелю) фирм

Предпосылки инноваций

10 заповедей инноваций

10 заповедей инноваций 1Сформулируй мечту 2Вдохнови свою команду 3Фокусируйся на покупателе 4Будь не таким, как все 5Подвергай все сомнению 6Создавай синергию 7Создай процесс 8Иди на риск 9Будь лидером перемен 10Будь предприимчив

10 заповедей инноваций Сформулируй мечту Создай вдохновляющее видение будущеговидение будущего Фокусируйся на своих стержневых компетенциях и конкурентном преимуществестержневых компетенцияхконкурентном преимуществе Разработай стратегию внедрения инноваций на основе своего видениястратегию внедрения инноваций Создай вдохновляющее видение будущеговидение будущего Фокусируйся на своих стержневых компетенциях и конкурентном преимуществестержневых компетенцияхконкурентном преимуществе Разработай стратегию внедрения инноваций на основе своего видениястратегию внедрения инноваций Если ты можешь об этом мечтать, то ты сможешь это и претворить в жизнь." – Уолт Дисней

10 заповедей инноваций Вдохнови свою команду Сообщи людям о своем стратегическом устремлении и объяви крестовый поход Создай вдохновляющую корпоративную культуру и преврати бизнес в удовольствиевдохновляющую корпоративную культурупреврати бизнес в удовольствие Вдохновляй людей, наделяй полномочиями и заряжай энергией Вдохновляйнаделяй полномочиями заряжай энергией Сообщи людям о своем стратегическом устремлении и объяви крестовый поход Создай вдохновляющую корпоративную культуру и преврати бизнес в удовольствиевдохновляющую корпоративную культурупреврати бизнес в удовольствие Вдохновляй людей, наделяй полномочиями и заряжай энергией Вдохновляйнаделяй полномочиями заряжай энергией «Никогда не недооценивай мощи, пусть малой, но твердо решившей изменить мир группы людей. На самом деле только такие люди и меняли мир.» – Маргарет Мид

10 заповедей инноваций Фокусируйся на покупателе Стремись создавать инновационную ценность для своих покупателей ценность для своих покупателей Преврати нацеленность на покупателя в привычку при введении инновацийнацеленность на покупателя Вовлекай покупателей в процесс разработки новых продуктов Вовлекай покупателейновых продуктов Стремись создавать инновационную ценность для своих покупателей ценность для своих покупателей Преврати нацеленность на покупателя в привычку при введении инновацийнацеленность на покупателя Вовлекай покупателей в процесс разработки новых продуктов Вовлекай покупателейновых продуктов «Ты движешься в правильном направлении, когда начинаешь понимать, что точка зрения покупателя важнее точки зрения твоей компании». – Джон Ромеро

10 заповедей инноваций Будь не таким, как все Мысли оригинально Стремись изменить правила игры на рынке, вводя революционные инновацииреволюционные инновации Дифференцируй и себя, и свой продукт Дифференцируй Мысли оригинально Стремись изменить правила игры на рынке, вводя революционные инновацииреволюционные инновации Дифференцируй и себя, и свой продукт Дифференцируй «Никогда не забывай, что по течению плывет только мертвая рыба». – Малколм Маггеридж

10 заповедей инноваций Непрерывно задавайся вопросами Подвергай сомнению status quo; непрерывно задавай вопросы «Почему?» и «А что если?» Задавай много поисковых вопросов Подвергай сомнению и переоценивай прошлые решения Подвергай сомнению status quo; непрерывно задавай вопросы «Почему?» и «А что если?» Задавай много поисковых вопросов Подвергай сомнению и переоценивай прошлые решения «Некоторые смотрят на существующее и спрашивают «Почему?». Я мечтаю о несуществующем и спрашиваю «А почему бы и нет?». – Роберт Кеннеди

10 заповедей инноваций Создавай синергию Развивай кросс-функциональное мастерство и системное мышлениекросс-функциональное мастерство Создай кросс-функциональную команду и будь ее лидеромкросс-функциональную командулидером Облегчай перекрестное опыление идей, ищи синергию в разнообразии мнений синергию Развивай кросс-функциональное мастерство и системное мышлениекросс-функциональное мастерство Создай кросс-функциональную команду и будь ее лидеромкросс-функциональную командулидером Облегчай перекрестное опыление идей, ищи синергию в разнообразии мнений синергию «Нельзя стать хорошим плотником, если у тебя есть только пила, или молоток, или если ты никогда не слышал о плоскогубцах. Лишь собрав все эти инструменты воедино, ты начинаешь изобретать». – Питер Друкер

10 заповедей инноваций Создай процесс Задай стратегическое устремление Создай бизнес-модель, правила, структуру и систему измерения прогрессабизнес-модельструктуру Поощряй подобную джазу импровизацию внутри направляющей структурыподобную джазу импровизацию Задай стратегическое устремление Создай бизнес-модель, правила, структуру и систему измерения прогрессабизнес-модельструктуру Поощряй подобную джазу импровизацию внутри направляющей структурыподобную джазу импровизацию «Без структуры ничто не может существовать, без хаоса ничто новое не может родиться».

10 заповедей инноваций Иди на риск Действуй предприимчиво – если ничем не рискнешь, ничего и не выиграешьпредприимчиво Экспериментируй, изучай обратную связь от рынка и корректируй свои действия Экспериментируй Извлекай уроки из ошибок, чтобы начать снова умнее Извлекай уроки из ошибок Действуй предприимчиво – если ничем не рискнешь, ничего и не выиграешьпредприимчиво Экспериментируй, изучай обратную связь от рынка и корректируй свои действия Экспериментируй Извлекай уроки из ошибок, чтобы начать снова умнее Извлекай уроки из ошибок «Избегание риска для бизнеса смерти подобно, особенно в тех отраслях, где технологии быстро меняются. А быстро меняются они теперь везде». – Кен Айверсон

10 заповедей инноваций Будь лидером перемен Создавай настрой творческой неудовлетворенности, чтобы уменьшить сопротивление переменам сопротивление переменам Демонстрируй качества предприимчивого лидера, подавай другим примерпредприимчивого лидера Быстро адаптируйся к внутренним и внешним переменам, создавай перемены сам переменам Создавай настрой творческой неудовлетворенности, чтобы уменьшить сопротивление переменам сопротивление переменам Демонстрируй качества предприимчивого лидера, подавай другим примерпредприимчивого лидера Быстро адаптируйся к внутренним и внешним переменам, создавай перемены сам переменам «Никогда не вводи инновации, чтобы конкурировать, вводи инновации, чтобы изменить правила игры». – Давид Эйдейф

10 заповедей инноваций Будь предприимчив Непрерывно развивай в себе предпринимательское творчество и обучайся предпринимательское творчество Ищи везде возможности для бизнеса и используй их, причем быстробыстро Будь настойчив, преодолевай преграды, творчески решай проблемы творчески решай проблемы Непрерывно развивай в себе предпринимательское творчество и обучайся предпринимательское творчество Ищи везде возможности для бизнеса и используй их, причем быстробыстро Будь настойчив, преодолевай преграды, творчески решай проблемы творчески решай проблемы «Инновации – это специфический инструмент предпринимателя, действия, которые придают ресурсам новую способность создавать богатство». – Питер Друкер

Инновационные процессы, проекты. Управление инновационной деятельностью

Определение диффузии инноваций Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения

Факторы, определяющие скорость диффузии инновации Относительное преимущество Сложность Совместимость Коммуникативность Возможность апробации

Определение жизненного цикла продукта (технологии) Жизненный цикл продукта (технологии) – это совокупность временных периодов от начала разработки изделия до снятия его с производства и продажи

Этапы жизненного цикла продукта Введение новшества на рынок Рост Зрелость и замедление роста Упадок

Характеристика этапов ЖЦТ Этап выведения товара на рынок характеризуется медленным ростом сбыта выпускаемой продукции Этап роста – это период быстрого восприятия товара рынком и роста прибыли Этап зрелости и замедления роста связан с насыщением рынка и замедлением темпов сбыта продукта Этап упадка характеризуется падением сбыта и снижением прибыли

Жизненный цикл инновации

Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. На данной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца). Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии. Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики. инновационный процесс (для материальных нововведений) создание новации коммерциализация инновации

Принципы выбора инновационной стратегии Цель предприятииСтратегия Занятие лидирующих положений на рынкеНаступательная. Высокие страты на нововведения Удержать конкурентные позиции на имеющихся рынках, держаться вплотную за лидером, используя его новшества с внесением некоторых изменений Оборонительная. Затраты на нововведения ниже, чем у лидера Следование за группами лидеров, повторяя их достижения, используя свои рыночные и технологические позиции Имитационная. Затраты на ново введения низкие. Самосохранение путем выполнения субконтрактных работ для инновационных предприятий Зависимая. Незначительные затраты на нововведения Самосохранение с применением консервативных технологий Традиционная. Затраты на нововведения минимальные. Занятие свободных ниш на рынкеОппортунистическая. Затраты на нововведения зависят от тактических соображений

Виды наступательных стратегий стратегия создания нового рынка стратегия приобретения компании разбойничья стратегия стратегия непрерывного совершенствования («кайзен») стратегия сравнительных преимуществ лицензионная стратегия

Виды стабилизационных стратегий оборонительная оппортунистическая зависимая защитная селективная (избирательная)

Условия осуществления наступательной стратегии эффективная инновационная деятельность руководство фирмы, склонное к новым идеям хорошее знание рынка эффективный маркетинг сотрудники творческого склада возможность распределения риска

Создание нового рынка: на основе новой идеи производится уникальный продукт, не имеющий аналогов

Приобретение компании – стратегия, предполагающая поглощение фирмы, имеющей значительные нематериальные активы

Разбойничья стратегия – стратегия, сущность которой заключается в том, что на основе новой технологии фирма выпускает на рынок известный продукт, имеющий значительно улучшенные характеристики, что уменьшает общий размер рынка

Стратегия непрерывного совершенствования («кайзен»)- стратегия, заключающаяся в совершенствовании производственных технологий и качества благодаря высокообразованному и профессионально подготовленному персоналу, которому придается ключевое значение

Стабилизационные инновационные стратегии используются фирмами, не претендующими на первенство вывода новшества на рынок, но стремящимися удержать лидирующие позиции

Оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер

Оппортунистическая стратегия – это стратегия, при которой предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке

Зависимая стратегия предполагает, что фирма ориентируется на разработки товара и технологии крупных ведущих компаний. ЕЕ цель – самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных компаний

Селективная стратегия предполагает концентрацию ресурсов на определенных, наиболее эффективных направлениях, что создает условия для перехода к наступательной стратегии

Инновационный процесс – это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями

Простая модель инновационного процесса ФИ ПИ ПКР ОП П Р Э Д наука производство потребление

Стадии инновационного цикла

Стадия «Наука» Фундаментальные исследования (ФИ) Прикладные исследования (ПИ) Проектно- конструкторские работы (ПКР)

Фундаментальные исследования Содержание: направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их непосредственная цель – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов

Прикладные исследования Содержание: направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей

Проектно-конструкторские работы Содержание: предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта

Стадия «Производство» Освоение производства продукции (ОП) Собственно производство продукции (П)

Освоение производства продукции Содержание: предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции

Производство новой продукции Содержание: на этой стадии по мере необходимости могут проводиться производственные исследования, цель которых заключается в подготовке рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой продукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению затрат на производство продукции

Стадия «Потребление» Реализацию новой продукции (Р) Эксплуатацию новой продукции потребителем (Э) Диффузию новшества (Д)

Показатели инновационного цикла Времяемкость инноваций Структура затрат на осуществление отдельных стадий в пределах инновационного цикла Диффузия новшества

Проект – это совокупность задач и мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер

Отличительные признаки проекта Строгие и обоснованные цели Наличие внутренних и внешних взаимосвязей операций, задач и ресурсов, которые требуют четкой координации при выполнении проекта Определенные сроки начала и конца проекта Ограниченные ресурсы Определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления Неизбежность различных конфликтов

Управление проектом – это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, методов и технологий и ориентированная на достижение целей за счет осуществления проектов как целенаправленных изменений при ограничении финансовых, временных, человеческих, материальных и прочих ресурсов

Отличие инновационного проекта от инвестиционного проекта Более высокая степень неопределенности Вовлечение в реализацию проекта уникальных ресурсов Высокая вероятность получения неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность результатов

Критерии классификации проектов

Области принятия решений в инновационной деятельности Отбор проектов для реализации Прекращение работы над проектом до его завершения

Факторы оценки проектов

Качественные критерии отбора проектов Оценка проекта с позиций его соответствия стратегии, политики и ценностям организации Оценка рыночных перспектив проекта Научно-технические критерии осуществления проекта Финансовые критерии Производственные возможности осуществления проекта Внешние и экологические критерии

Оценка проекта с позиций его соответствия стратегии, политики и ценностям организации Соответствие проекта принятой стратегии организации и долгосрочному плану Оправданность изменений в стратегии организации в случае принятия проекта Соответствие проекта представлениям потребителей о фирме Соответствие проекта отношению фирмы к риску Соответствие проекта отношению фирмы к нововведениям Соответствие проекта требованиям фирмы с точки зрения временных факторов

Оценка рыночных перспектив проекта Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка Оценка общей емкости рынка Оценка доли рынка Оценка периода выпуска продукта Вероятность коммерческого успеха Вероятный объем продаж Временной аспект рыночного плана Воздействие на существующие продукты Ценообразование и восприятие потребителей Позиция в конкурентной борьбе Соответствие существующим каналам распределения Оценка стартовых затрат

Научно-технические критерии проекта Соответствие проекта стратегии НИОКР в компании Оправданность потенциала проекта изменений в стратегии НИОКР Вероятность технического успеха Стоимость и время разработки Патентная чистота Наличие научно-технических ресурсов Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии Воздействие на другие проекты

Финансовые критерии Стоимость НИОКР Вложения в производства Вложения в маркетинг Наличие финансов в нужные периоды времени Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств Время достижения точки равновесия и максимальные отрицательные значения кумулятивной оценки расходов и доходов Потенциальный годовой объем прибыли Ожидаемая норма прибыли Соответствие проекта критериям эффективности капитальных вложений, принятых к компании

Производственные возможности осуществления проекта Необходимость внедрения новых процессов Наличие производственного персонала Соответствие имеющимся мощностям Цена и наличие материалов Издержки производства Потребность в дополнительных мощностях Безопасность производства

Внешние и экологические критерии Возможные вредные воздействия продуктов и производственных процессов Влияние общественного мнения Текущее и перспективное законодательство Воздействие на уровень занятости

Профиль проекта ФакторОценка Очень хорошоХорошоУдовлетворительноПлохоОчень плохо 1.Общефирменные критерии Рыночные критерии …

Расчет балльной оценки проекта ФакторЗначимость фактора ОценкаОценка вклада факторов Очень хорошо 5 Хорошо 4 Удов- летвори- тельно 3 Плохо 2 Очень Плохо 1

Оценка проекта Преимущество Время(срок) Устойчивость

Факторы, обеспечивающие преимущества проекта

Факторы технического качества Ясность целей проекта Степень существующих технических препятствий Степень существующих рыночных и/или рыночных препятствий Адекватность уровня квалификации имеющегося персонала и технического оборудования В случае успешной реализации проекта насколько легко можно найти применение новой технологии, процессу или услуге

Рейтинг потенциальной ценности проекта основывается на оценке изменения положения предприятия на рынке, если реализация проекта будет иметь успех

Проекты можно оценивать по двум составляющим: Привлекательность проекта Вероятность успеха

«Жемчужина» - проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха

«Бутоны» - весьма привлекательные проекты, но пока труднореализуемые

«Хлеб с маслом» - проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую привлекательность для фирмы

«Проигранные дела» - безнадежные проекты с низкими коммерческой окупаемостью и вероятностью успеха

Правила принятия решений Выделить ресурсы на разработку проектов – «жемчужин» согласно их приоритетам Вложить средства в проработку некоторых проектов – «бутонов», а именно в сбор дополнительной рыночной информации или модификацию концепции товара Сократить финансирование проектов – «хлеб с маслом», которые нередко отнимают слишком много времени и ресурсов Удалить из портфеля «проигранные дела»