методическое изобретение инновационная практика часть государственной образовательной политики нормативный правовой акт руководство к действию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Advertisements

Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Материалы подготовлены Молодняковой А.В. Педагог-психолог ДДДЮТ, г.Нижний Тагил.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Транксрипт:

методическое изобретение инновационная практика часть государственной образовательной политики нормативный правовой акт руководство к действию

Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы поддержки талантливых детей Совершенствование учительского корпуса Изменение школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников Расширение самостоятельности школ 3

Стратегия «2020» Формирование политической культуры демократической России - подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих и уверенных в себе людей изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса укрепление национальной безопасности достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции

В образовательном стандарте второго поколения во главу угла ставится личность ребенка, его умение учиться. Принципиальное его отличие заключается в том, что на первое место выходят требования к результатам образования и квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.

6 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

7 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Компетентностно- ориентированная модель Общественный договор (запрос семьи, общества и государства)

8 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

9 определяет : систему базовых национальных ценностей современный национальный воспитательный идеал цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

10 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к Результатам (стр. 7)Результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход Структуре (стр.15)Структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» Условиям (стр.25)Условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)

11 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в каждом образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы 12

13 Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (от до часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности (время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов)

14 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения

ФГОС начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ) Проект ФГОС основного общего образования представлен в Совет при Минобрнауки России 4 мая 2010 года. Дорабатывается по итогам экспертизы независимых экспертных организаций Проект ФГОС среднего (полного) общего образования в стадии разработки (ориентировочный срок внесения в Совет – август 2010 года) 15

16 СИСТЕМА обеспечения введения ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационноематериально-техническое

17 Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Примерная основная образовательная программа начального общего образования План-график введения ФГОС Инструктивно-методическое письмо Порядок проведения экспертизы учебников Федеральный перечень учебников Федеральные требования Основная образовательная программа начального общего образования Нормативная база образовательного учреждения

18 Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Методика формирования расходов на реализацию ФГОС Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников учреждения Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками

19 Совершенствование учительского корпуса и ФГОС Внедрение НСОТ: зарплата зависит от качества Педагогическая практика и стажировки на базе инновационных площадок Повышение квалификации модульный принцип современные достижения педагогической науки и практики подушевое финансирование Педагогическое образование современная психолого-педагогическая подготовка (базовые центры подготовки педагогов) подготовка профессиональных менеджеров образования Обновление аттестации: подтверждение квалификации Обновление квалификационных требований: компетентностный подход

20 Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно- методические семинары) Обновление должностных инструкции работников учреждения

21 Организационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Федеральный координационный орган по подготовке и введению ФГОС Всероссийские семинары- совещания, научно- практические конференции Общероссийский мониторинг введения ФГОС Серия научно-методических изданий Координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей Модернизация системы методической работы Привлечение органов государственно- общественного управления к проектированию основной образовательной программы школы

22 Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Информирование общественности (СМИ, научно-методические издания,официальные сайты www. www. isiorao.ru и др..).ru Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ по введению ФГОС Изучение общественного мнения Публичный отчет Сайт учреждения

25 Информация по ФГОС и его введению на сайте standart.edu.ru

Ключевые компетентности компетентность в сфере культурно- досуговой деятельности компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных компетентность в сфере гражданско- общественной деятельности компетентность в бытовой сфере компетентность в сфере социально- трудовой деятельности

Знания – это информация, присвоенная человеком Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта Навыки – это действия выполняемые автоматически Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней Совершенствуется не по пути автоматизации и превращении в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями Всегда осознанна, а не выполняется автоматически

Компетенция Круг полномочий Нормативно-правовой документ (диплом, приказ и т.п.) Занимаемая должность Квалификационная категория Компетентность Способность знания, умения, навыки, способы и приемы деятельности В деятельности Уровни компетентности

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ (А.Н. КОЛМОГОРОВ)- фундаментальное ядро образования КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (М.Н. СКАТКИН, И.Я. ЛЕРНЕР, В.В. КРАЕВСКИЙ) СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Д.Б. ЭЛЬКОНИН, В.В. ДАВЫДОВ, Л.В. ЗАНКОВ, А.Г. АСМОЛОВ, В.В. РУБЦОВ)

фиксирует: фиксирует: систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ деятельность по получению нового знания результат этой деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира И

ведущие идеи и теории ключевые факты основные понятия методы Фундаментальное ядро определяет Основополагающие элементы научного знания

Выделение объёма знаний по предмету (определение фундаментального ядра образования) Сохранение ЗУНовской педагогики!!!

Источник формирования содержания общего среднего образования – КУЛЬТУРА (как совокупность социальных ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ)

Опыт познавательной деятельности (фиксированный в форме ее результатов - знаний) Опыт осуществления известных способов деятельности (в форме умений действовать по образцу) Опыт творческой деятельности (в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях) Опыт эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций)

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению» В.Г.Белинский «Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую». А.Н.Леонтьев «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Бернард Шоу «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег

41 Цель – обучение + воспитание = образование Результат – сформированность ЗУНов Уровень образованности – степень овладения ЗУНами, которые хранятся в готовом виде к использованию Знаниевый подход Цель – ключевые компетентности (жизнеспособный человек) Результат – умение действовать в нестандартных ситуациях Уровень образованности – уровень сформированности различных видов самостоятельной деятельности Компетентностный подход Компетентностная модель Традиционная модель

42 Знание как сумма предметной информации Форма предъявления информации – в «готовом» виде, по образцу Стратегии познания учащихся для учителя не важны, важен конечный результат Содержание Знание как комплекс умений действовать в новой ситуации Знание - средство преобразования ситуации Форма предъявления информации – активные формы Учитель учит стратегиям познания Содержание Компетентностная модель Традиционная модель

43 Доминирующая Носитель абсолютного знания Формирует и умения и навыки Оценивает результаты учебной деятельности Роль учителя Позиция организатора деятельности, в которой ученик самостоятельно осваивает знания и умения. Позиция педагогического взаимодействия Акцент переносится на самоконтроль и самокоррекцию Роль учитель Компетентностная модель Традиционная модель

44 Пассивная Слушание и заучивание, воспроизведение Зависит от оценки учителя S – O отношения Роль ученика Активный участник «открытие» нового знания Оценивает свой собственный ответ, потом – учитель S – S отношения Роль ученика Компетентностная модель Традиционная модель

45 Экзамен Тест Оценка знаний, умений, навыков Формы оценивания Внешняя Внутренняя Накопленная - Портфолио Оценка достижений и продуктов деятельности Формы оценивания Компетентностная модель Традиционная модель

Технология проблемного обучения Технология проектной деятельности Уровневая дифференциация ИКТ 46 Базовые образовательные технологии: технологии:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ø Спортивно-оздоровительное Ø Духовно-нравственное Ø Социальное Ø Общеинтеллектуальное Ø Общекультурное Ø экскурсии; Ø кружки; Ø секции; Ø круглые столы Ø конференции; Ø школьные научные общества; Ø диспуты; Ø олимпиады; Ø соревнования; Ø поисковые и научные исследования; Ø общественно-полезные практики.

48 разработана и утверждена основная образовательная программа ОУ нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалифи- кационными характеристиками должностные инструкции работников определен список учебников в соответствии с ФГОС определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС Критерии готовности ОУ к введению ФГОС

Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании Изменилась структура стандарта (совокупность требований) Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные) ФГОС имеет методологическое основание (системно- деятельностный подход) 49

Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса Представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность 50

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен- тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Николай Иванович Лобачевский