Концепция, структура и особенности комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Романовский В.К., зав.кафедрой истории и обществоведческих.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Advertisements

Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
«Основы религиозных культур и светской этики». Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий.
1. Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства. 2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, основные подходы Шалабод Марина Леонидовна старший преподаватель.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики » (ОРКСЭ) в начальной школе Методист : Пешехонова Л.В.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

Концепция, структура и особенности комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Романовский В.К., зав.кафедрой истории и обществоведческих дисциплин, д.и.н.

Концепция, структура и особенности комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Концепция комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: цель, задачи курса, требования к результатам к результатам его освоения. Место курса ОРКСЭ в программе обучения. Структура комплексного учебного курса. Учебно-методические ресурсы курса ОРКСЭ. Методологические подходы в преподавании курса ОРКСЭ. Особенности комплексного учебного курса ОРКСЭ. Различие между преподаванием религиозных культур и обучением религии (религиозным образованием).

Концепция комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс ОРКСЭ: -единая комплексная учебно-воспитательная система; -все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям к результатам освоения учебного содержания.

Концепция комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному, поведению основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Концепция комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Задачи курса : знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» к личностным результатам (превращение знаний и способов деятельности в черты характера, в убеждения, в нравственные принципы); к метапредметным результатам (усвоенные способы деятельности); к предметным результатам (усвоенные знания)

Требования к предметным результатам освоения ОРКСЭ (к усвоенным знаниям) знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании кон­структивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Требования к метапредметным результатам освоения ОРКСЭ (к усвоенным способам деятельности) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и др.; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Требования к метапредметным результатам освоения ОРКСЭ (к усвоенным способам деятельности) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; из­лагать свое мнение и др.; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной дея­тельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к личностным результатам освоения ОРКСЭ (превращение знаний и умений в убеждения); - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ отделения на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Требования к личностным результатам освоения ОРКСЭ (превращение знаний и умений в убеждения); - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Место курса ОРКСЭ в программе обучения И по месту в учебном плане, и по содержанию: служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников; дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» (4 кл.); предваряет изучение предмета «История» (5 кл.)

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов); Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок - «Россия – наша Родина». присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Ученики узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О значени и понятий «духовность», «традиция», «нравственные ценности» в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Блок 3.Традиционные религии и этика в России (12 ч.); Продолжается раздельное обучение, знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). Учащиеся одного класса работают вместе Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества » и др ),

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). Обучающиеся получают возможность : -ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей ; -узнать от своих одноклассников о других духовных традициях ; -сравнить, содержание сходных тем по всем модулям ; -составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Блоки 1 и 4 посвящены: патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия; уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе; Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный: предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов; проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными; на презентацию проектов будут приглашены родители; учащиеся смогут выступить со своими проектами по своему модулю; а также познакомиться с остальными модулями, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Основные учебно-методические ресурсы преподавания учебного курса ОРКСЭ Издательства. «ВЕНТАНА-ГРАФ» ( Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М., 2010.); «Просвещение». «Основы религиозных культур и светской этики». Учебно-методический комплект. (М., 2010); «Баллас» (Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлѐва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. М., 2010); «Русское слово» (Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России; Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М )

«Основы религиозных культур и светской этики». Учебно-методический комплект издательства «Просвещение». Программа учебных модулей ОРКСЭ (автор Данилюк А.Я.) для 4-5 классов; 6 учебных пособий для учебных модулей; Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений» (Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский и др.); Книга для родителей (Данилюк А.Я.). электронное сопровождение курса

Учебные модули ОРКСЭ «Основы православной культуры» (Кураев А. В.); «Основы мусульманской культуры» (Латышина Д. И., Муртазин М. Ф.); «Основы буддийской культуры» (Чимитдоржиев В. Л.); «Основы иудейской культуры» (Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В.); «Основы религиозных культур» (Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А); «Основы светской этики»;

Учебные модули: общие подходы посвящены традиционным религиозным культурам России и светской этике, но их содержание: Во-первых, подчинено общей цели (воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и ценностям; Во-вторых, базируется на единой методологической основе – культурологическом подходе, способствующем формированию у учащихся первоначальных представлений о религиозных культурах и светской этике); В-третьих, группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция.

Книга для учителя (авторы: Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский и др.) Разделы пособия: «Религия и общество» (сущность религии и религиозного сознания, взаимодействие религии с моралью, наукой, искусством, политикой); «История религиозной ситуации в России» (по эпохам); «Основные религиозные направления» (классификация религий, основы вероучения и культа христианства и его ведущих направлений (православия, католицизма и протестантизма), а также иудаизма, ислама, буддизма и других религиозных течений; «Светская этика» ( смысл и назначение этики, ценностный аспект и нравственные принципы этики).

Книга для родителей. Структура пособия 1.О курсе ОРКСЭ; 2.Социально-психологическая характеристика младшего подростка (проблемные «точки» этой возрастной категории школьников; 3. Как будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие школы с семьёй?» (формы и методы сотрудничества школы с родителями); 4.Практические советы родителям: рекомендации по участию родителей в учебном процессе детей, осваивающих курс ОРКСЭ).

Электронное приложение к курсу. Структура дисков с материалами. биографии; атлас; иллюстрации; исторический факт; святые имена; слайд-шоу; словарь; тренажер; хрестоматия; это интересно и др. Достоинство -интерактивная форма и информативность,

Региональные учебно-методические ресурсы. реализуется «Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы»;одно из направлений -духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся; разработаны и внедрены региональные курсы: Начальная школа: «Кораблик» (2 класс), «Жар-птица» (3 класс), «Нижегородская сторона» (2-4 класс); Основная школа: «Гражданское образование» (5-7 класс), культурологический курс «Нижегородский край» (7 класс), «Религии России» (8-9 класс). ОРКСЭ и региональные УМК имеют общие цели и задачи- нацелены на формирование базовых национальных ценностей, гражданское и нравственное воспитание ;

Использование регионального опыта в преподавании ОРКСЭ Региональные УМК Методические разработки; Дидактические материалы по гражданскому и духовно-нравственному образованию и воспитанию; Опыт использования педагогических технологий. Задача педагогической общественности Нижегородской области – включить курс «Основы религиозных культур и светской этики» в контекст регионального, муниципального и школьного опыта.

Интернет-ресурсы Федеральный сайт поддержки курса (научно-методический материал 21 региона, участвующего в апробации ОРКСЭ в учебном году) - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Федеральный институт развития образования(сайт firo.ru). - Издательство «Просвещение

Сайты религиозных организаций: - Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – - Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Совет муфтиев России Российская ассоциация буддистов Федерация еврейских общин России -

Словари и энциклопедии Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия megabook.ru - Энциклопедия - Страны мира mirknig.com - Мир словарей mirslovarei.com -Мир энциклопедий encyclopedia.ru Энциклопедия «Вокруг света» vokrugsveta.ru

Методологические подходы в преподавании курса ОРКСЭ: Культурологический (понимание и объяснение религии как культурного явления Системно-деятельностный (обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно решать учебные задачи через различные способы деятельности) Коммуникативный (обеспечение в учебном процессе диалогового общения, активного взаимодействия, сотрудничества в воспитательных и учебных целях).

Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ: нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры;. направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в современной жизни; акцентирует внимание на таких культурологических понятиях как «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность», составляющих основу курса; направлен на усвоение важных и глубоких смыслов: мир культур многообразен; в каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления; каждой культуре свойственны собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения; призван объяснить, что ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества.

Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ: В рамках культурологического подхода: - школьники осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Для верующего - православие – это вера, приближающая его к Богу, церковь, это единоверцы Для культуролога – православие – это культурное явление, в котором сосредоточен культурный опыт.

Системно-деятельностный подход в преподавании ОРКСЭ актуализирует деятельностный подход в обучении ( в соответствии с требованиями ФГОС ); диктует использование широкого спектра современных образовательных технологий. предусматривает трансформацию роли учителя, его стиля и модели поведения, выстраивание им профессиональной деятельности, основанной на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с детьми; предполагает изменение характера учебной деятельности учащегося, который перестает быть пассивным слушателем и становится (под руководством учителя) активным открывателем и создателем собственного знания.

Современные образовательные методы и технологии использование ИКТ-технологий, технология проблемного обучения, проектный метод, технология критического мышления (работа с текстом), технология дебатов и дискуссий, игровые технологии.

Коммуникативный подход в преподавании ОРКСЭ. рождает творческое начало в личности, стимулирует совместный процесс мыслительной деятельности детей, содействует их взаимодействию, при котором каждый ученик - равный участник данного процесса и может проявить свои индивидуальные способности; Позволяет формировать умения: воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности; соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другими» и взаимодействовать с «другим»; определять свое отношение к «другому»; принимать «другое» как необходимое условие своего бытия; быть активным слушателем; способствует формированию коммуникативной компетентности и коммуникативных универсальных учебных действий ученика в процессе обучения

Особенности комплексного учебного курса ОРКСЭ - светский; - отсутствие катехизации; - поликультурный; -интегрированный; ценностный; участие родителей в обучении учащихся.

Светский характер комплексного учебного курса ОРКСЭ - преподавание курса осуществляется в светской школе; - преподавать курс, согласно нормативным документам, должны светские педагоги, прошедшие специальную подготовку; - методологической основой курса является культурологический подход (а не религиозный); - формируется познавательное отношение обучающихся к религии (а не вероучительное);

Отсутствие катехизации в комплексном учебном курсе ОРКСЭ не пропагандируются религиозная идеология и религиозный образ жизни; - не предусматривается обучение религии и исполнение религиозной практики. - не ставится цель приобщить детей к религиозной жизни (воцерковление) - Катехизация (от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление) - приобщение к христианскому вероучению, к опыту церковной жизни с целью воцерковление (приобщение к христианской жизни).

Поликультурный характер комплексного учебного курса ОРКСЭ - формулируются такие задачи как формирование уважения к культурным и религиозным традициям многонационального народа России, развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; -в основе содержания всех модулей заложены три базовые национальные ценности, объединяющие российский народ: Отечество; Семья; Культурная традиция. - воспитывается уважение к религиозным культурам как норма отношений к другой позиции, другим взглядам и обычаям, создаются условия для формирования российской гражданской идентичности.

Интегрированный характер учебного курса ОРКСЭ - в содержательном плане курс интегрирует знания различных предметов - истории, граждановедения, обществознания, географии, МХК, религиоведения, культурологи, литературы и других предметов; - в методическом плане преподавание курса базируется на использовании образовательных технологий обучения, сочетании различных методик, технологий, приемов.

Ценностный характер курса Содержание всех учебных модулей нацелено на то, чтобы раскрыть те базовые культурные, нравственные ценности, которые характерны для той или иной религии; -Во всех модулях в центре внимания такие ценности как человек, семья, родители, дети, образование, народ, родина; А также важные события, известные имена.

Участие родителей в обучении учащихся. Одна из особенностей курса ОРКСЭ – привлечение родителей к активному участию в учебном процессе детей; Введение курса связано с тем, что родители делают выбор, какой модуль будет изучать ребенок; Участие родителей в обучении детей по курсу: -Подготовка творческой работы; -Участие в детской художественной самодеятельности; -Участие в выставке детских художественных работ; -Дегустация блюд национальной кухни и др. -Но это внешняя сторона участия в учебных делах.

Участие родителей в обучении учащихся. Одна из особенностей курса ОРКСЭ – привлечение родителей к активному участию в учебном процессе детей; Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания Предмет ОРКСЭ - социально-педагогическая технология морального оздоровления общества. Формы работы с родителями: 1)Проведение родительских собраний 2)Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно- воспитательный процесс 3)Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

Внеучебная деятельность Для подготовки и проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» привлекаются родители обучающихся. В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены: 1)презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКиСЭ; 2)номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России; 3)выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; 4)дегустация блюд национальной кухни народов России.

Различие между преподаванием религиозных культур и обучением религии (религиозным образованием). важно знать различия между преподаванием религиозных культур и преподаванием (обучением) религии: по целям; подходам; Содержанию.

Изучение религии. «Основы религиозных культур и светской этики» – предмет светский, культурологический. Главным предметом изучения курса ОРКСЭ являются: - знания об особенностях вероучения и культа, нравственных норм и ценностей различных религий как категорий духовно-нравственного и социокультурного характера. В процессе преподавания курса школа реализует цели: -социальную (формирует толерантность в обществе), -культурную (обеспечивает диалог религий и культур, ценностей, обычаев разных народов); - но не стремится навязать учащимся какую-либо веру или сформировать негативное отношение к какой-либо из них.

Обучение религии. Обучение религии - преподавание вероучения. Организуется конфессиями в специальных учебных заведениях. Целью религиозного обучения является: - внедрение религиозной веры в сознание учащихся, -их религиозная практика; - и вовлечение обучаемых в религиозную организацию. Учебный процесс пронизан религиозным подходом и осуществляется на религиозной мировоззренческой основе. Религиозное образование: - знакомит учащихся с вероучением, содержанием священных книг конкретной религии; - с нормами и правилами религиозного культа; - соединяет обучение с богослужением и отправлением религиозных обрядов, системой религиозных нравственных и культовых предписаний.

О соотношении науки и религии в курсе ОРКСЭ. - не следует противопоставлять знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур (которые могут иметь мифологический, библейский характер), с теми научными знаниями о мире, которые содержатся в предметах естественнонаучного цикла; Сведения об истоках традиций и культур, представленные в курсе ОРКСЭ, не рассматриваются как конкуренты научных знаний. Наука и религия не противоречат друг другу, а являются относительно самостоятельными сферами общественной жизни и социальной практики. - Наука решает задачу накопления точных, рациональных знаний об окружающей действительности; - религия более ориентирована на решение мировоззренческих и нравственных проблем.

О соотношении науки и религии в курсе ОРКСЭ. В тоже время плюрализм мировоззренческих взглядов и представлений (научных и религиозных) на сотворение мира, человека и другие вопросы, правомерно представлять как объективную данность, ибо российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества представлено в школе. Но педагог не должен на уроке противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения, потому что это может вызывать ценностные и мировоззренческие конфликты в сознании учащихся.

Обучение религии – несветская форма религиозного образования, -осуществляется под управлением или контролем определенной религиозной организации; направлено на привлечение обучаемого в религиозное объединение. Главное отличие обучения религии от других форм преподавания знаний, касающихся религий: обучение религии обязательно предполагает и включает в себя: -обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. - Именно этим, а также направленностью на привлечение обучаемых в религиозное объединение и обусловлены несветский характер такой формы преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, и обязательность соблюдения принципа добровольности как основы ее осуществления

Светскость. Светскость: два основных значения: 1) светскость как публичность, включая принадлежность или относимость к элите («высшему обществу»), принадлежность или относимость к изысканным или элитарным мероприятиям; 2) светскость как некое характеристическое свойство (существенный признак) государственных или общественных институтов, отражающее или закрепляющее их общегражданскую, мирскую направленность. (Понкин И.В.) муниципальных образовательных учреждениях (Понкин И.В.) И.В.)

Светское образование любое образование: -не связанное с обучением или навязыванием какой-либо религии или нерелигиозных идеологий; - не направленное на узкопрофессиональную подготовку служителей культа, а также катехизацию и воцерковление либо аналогичные процессы привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, не предполагающее и не включающее в себя проведения богослужений, религиозных обрядов или церемоний

светское государство Светское государство - это государство нецерковное, противоположное государству клерикальному (clerical State) или теократическому, в котором власть светская (мирская, гражданская) находится у главы церкви (Дозорцев П.Н.) Светскость государства не признается тождественной атеистичности или антирелигиозности. Понятие «светский характер» нетождественно понятиям «антирелигиозный» или «атеистический» характер и не содержит указания на «равноудаленность государства от всех религиозных объединений» или вообще какую бы то ни было удаленность. «Удаленность», «равноудаление» и т. п. – это неправовые термины полуабстрактного характера, непригодные для корректного, содержательного и ясного описания взаимоотношений между государством и религиозными объединениями (Понкин И.В.) Отождествление светского характера государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с его атеистической или антирелигиозной направленностью совершенно неверно как с точки зрения конституционно-правовой науки, так и с точки зрения анализа реального смыслового содержания слова «светский» ( Кузнецов М.Н.) светскости государства):

Признаки (критерии) светскости государства 1. Право на свободное мировоззренческое самоопределение, гарантированное, в том числе, запретом на установление какой бы то ни было религии либо нерелигиозной, включая и антирелигиозную, идеологии в качестве общеобязательной. 2. Отделение религиозных объединений от государства (как разделение функций и полномочий). 3. Светскость образования в государственных и

Государство, религия и образования: правовые аспекты взаимодействия О правовых аспектах взаимодействия государства, религии и образования в Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 14), Россия является светским государством. Никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Более полное и конкретное раскрытие принципа отделения религиозных объединений от государства содержится в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» - см. Приложение).

Конституция РФ Статьей 28 Конституции РФ каждому человеку (в т.ч. – не гражданам РФ) гарантируется свобода совести и вероисповедания. Свобода совести и вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения человека к религии не допускается.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » В соответствии со ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства […] запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом». Об этих нормах нельзя забывать в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Российское и международное законодательство В российском законодательстве зафиксирована норма, согласно которой государство в РФ «не вмешивается […] в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания» (ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Нормы международного права, признанные РФ, также признают за родителями соответствующее право. Протокол 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод провозглашает, например, в качестве международной правовой нормы следующий принцип: «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям». В связи с этим важной задачей при введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» является обеспечение: а) строгой добровольности выбора конкретного модуля курса родителями; б) полноценного учета сделанного выбора.

Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» (ст.2), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 4) закрепляют «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Данная норма не позволяет вести обучение религии (т.е. преподавать основы вероучения) в государственных и муниципальных школах. В рамках образовательных программ, однако, речь может идти об изучении культурологических основ или истории религий. Знакомство с историческими и культурными основами религий призвано решать три взаимосвязанных между собой задачи: - формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры; - являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности; - способствовать осознанному выбору мировоззрения. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» построен на основе реализации одного из этих подходов - культурологического.

Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» Вместе с тем, российское законодательство предоставляет родителям потенциальную возможность обучать детей религии на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений вне рамок образовательных программ. В пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Эта норма подкреплена приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Однако этим правом религиозные объединения на сегодняшний день пользуются не очень широко. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается деятельность религиозных движений и организаций (объединений) (ст. 1 Закона РФ «Об образовании»).