ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕКИ Презентация для областного семинара библиотекарей в Харьковском профессиональном лицее машиностроения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ Клюкина Светлана Анатольевна библиотекарь МОУ СОШ 1 Сосновка 2009.
Advertisements

Семинар Создание собственного рабочего пространства библиотекаря с применением ИКТ МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» 12 ноября 2008 год.
Современной школе – современная библиотека Головицина Ю.Б., заведующая библиотекой МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» 27 ноября 2009 год.
Использование ИКТ в библиотеках образовательных учреждений В.Б. Антипова, ПОИПКРО.
Школьная библиотека. «Сегодня именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи, а потому важно придать им.
Роль информационно-библиотечного центра (медиатеки) МОУ СОШ 12 в развитии учительского потенциала.
Ресурсный центр как структурный компонент информационно-методического обеспечения образовательного процесса Михайлова Людмила Анатольевна, заместитель.
Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию? Протасова Алла Викторовна
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
БИЦ БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МКОУ «Первокаменская СОШ » Библиотека- тихий дом души. Здесь жизнь в ином -духовном измереньи. Страничный шелест.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Школьная библиотека – сердце школы Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе,
Современный подход к методическому сопровождению библиотек области Система непрерывного библиотечного образования: получение специального образования,
МУ БИЧУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 76» Автор: заведующая библиотекой Маркова Ольга Николаевна Пенза, 2010.
Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте государственной политики образования Зав. лабораторией общественно-гуманитарного.
Библиотекарь- Кацилова Наталья Валерьевна Стеллажи с книгами Библиотека стенды Компьютеры Справочная литература Компьютер интернет принтер сканер Книжные.
2010 год Выполнила Кузнецова Л.Н., библиотекарь. Основные функции библиотеки: Образовательная. Информационная. Культурная. Приоритетное тематическое направление.
LOGO Медиатека в образовательном учреждении Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации.
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы; ЭОР - электронные образовательные ресурсы.
Транксрипт:

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕКИ Презентация для областного семинара библиотекарей в Харьковском профессиональном лицее машиностроения Подготовила библиотекарь Кохно Е.И.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Коммуникация (лат. communicatio – «общее» или «разделяемое всеми») – обмен информацией (мыслями, чувствами, идеями, знаниями и т.д.). Коммуникация (лат. communicatio – «общее» или «разделяемое всеми») – обмен информацией (мыслями, чувствами, идеями, знаниями и т.д.). Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и греч. logos – изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и греч. logos – изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.

Информатизация – организованный социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан и организаций на использование информационных ресурсов с использованием новых информационных технологий. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться.

ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В широком смысле слова – В широком смысле слова – всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, действиями для достижения желаемого результата. В узком смысле слова – компьютерные технологии.

5 БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА источник (или отправитель); источник (или отправитель); сообщение; сообщение; канал; канал; получатель; получатель; обратная связь. обратная связь.

Интерпретация сообщения 4. Интерпретация сообщения Зарождение идеи или отбор информации 1. Зарождение идеи или отбор информации Выбор канала передачи информации 2. Выбор канала передачи информации 3. Передача сообщения ЭТАПЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

ИКТ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ дискуссионные технологии: разнообразные виды дискуссий: традиционная, «круглый стол», дебаты, «мозговой штурм» и др. дискуссионные технологии: разнообразные виды дискуссий: традиционная, «круглый стол», дебаты, «мозговой штурм» и др. игровые технологии: познавательные, имитационные, ролевые, деловые игры игровые технологии: познавательные, имитационные, ролевые, деловые игры технологии групповой работы технологии групповой работы тренинговые технологии: тренинг резистентности к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности; тренинг формирования жизненных навыков тренинговые технологии: тренинг резистентности к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности; тренинг формирования жизненных навыков проектная технология: выполнение проектов в рамках конкретных учебных программ проектная технология: выполнение проектов в рамках конкретных учебных программ

Применяются: персональный компьютер персональный компьютер принтер принтер копировальный аппарат копировальный аппарат сканер сканер проектор проектор экран экран ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ

Средства создания (программные ресурсы) Продукты Программы для работы с текстом (пакет Microsoft Office) Microsoft Office Wordтекстовые документы (разработки мероприятий, раздаточный материал и т.д.) Microsoft Office Excel Microsoft Office Publisher буклеты, брошюры, листовки ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ

Средства создания (программные ресурсы) Продукты Программы для работы с изображениями (рисунками, презентациями, фото, видео) Microsoft Office PowerPoint мультимедийные презентации Paintплакаты, баннеры, календари, листовки Photoshop CorelDraw Windows Movie Makerфильмы, ролики профилактической направленности, социальная реклама Sony Vegas Adobe Primier Pro Pinnacle ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ

Программы для создания аудиозаписей Windows Movie Makerзвуковое сопровождение профилактических мероприятий, ролики Sony Sound Forge Adobe Audition Программы для работы с текстом, изображениями, звуком электронные книги ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ

Сеть Интернет Социальные сети (vkontakte, campus, wiki и др.) электронные страницы, сообщества, размещение материалов Сайтыинформация (тексты, фильмы и т.д.) профилактической направленности, форумы ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ

Главная задача библиотеки: Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно- информационных ресурсов на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях.

Функции библиотек Содействие профессиональному развитию педагога Формирование информационной грамотности учащихся Содействие общему развитию учащихся Обеспечение доступа к информации Накопление и распространение ресурсов

ИКТ в библиотеках позволяет: Для обучающихся и педагогов: повысить интерес к работе библиотеки; повысить интерес к поиску знаний; повысить информационную культуру.

ИКТ в библиотеках позволяет: Для библиотекарей: решить существующие многие годы проблемы с отсутствием нужной литературы в фондах благодаря использованию сети Интернет и электронных носителей информации; автоматизировать нелёгкий труд благодаря внедрению АИБС, программы МАRK SQL внедрить новые интересные формы работы с читателями (расширение временных и пространственных рамок библиотеки, разработка новых форм информирования, представления информации, повышение оперативности ее поиска и т.д.); своевременно комплектовать фонды библиотек необходимыми изданиями; расширять видовой состав фонда за счет приобретения современных носителей информации;

ИКТ в библиотеках позволяет: Для библиотекарей: повысить информационную грамотность, уровень профессиональной компетенции библиотекаря; формировать специальные знания и умения в области информационного самообслуживания; повысить результативность, яркость, зрелищность, легкость восприятия мероприятий, проводимых библиотекарем с помощью средств ИКТ (библиотечно-библиографические уроки, вечера, гостиные, музыкально-литературные композиции и.т.д.); работать над мультимедийными проектами (виртуальная книжная выставка, электронный рекламный указатель и т.д.)

Формы использования информационных технологий 1.Автоматизатизация библиотечных процессов: электронные каталоги; электронные картотеки; библиографические указатели и обзоры литературы; списки новых поступлений и т.п. 2.Расширение информационного пространства: использование мультимедиа ресурсов; предоставление доступа к интернет-ресурсам; поиск, сбор, систематизация интернет-ресурсов; создание собственных цифровых ресурсов.

Автоматизатизация библиотечных процессов В библиотеке лицея создается полная электронная база фонда и электронная картотека читателей с возможностью точного определения нахождения книги. В библиотеке лицея создается полная электронная база фонда и электронная картотека читателей с возможностью точного определения нахождения книги. Информирование читателей о новинка периодики помещается в локальную сеть лицея. Информирование читателей о новинка периодики помещается в локальную сеть лицея. В стадии разработки – создание электронных картотек и каталога. В стадии разработки – создание электронных картотек и каталога.

Новинки литературы Лагерквіст П. Варавва : романи / П. Лагерквіст ; пер. з швед. О.Д.Семенюк. – Харків : Фоліо, – 506 с. – (Б- ка нобелівських лауреатів) – (до видання війшли романи: «Карлик»; «Варавва»; «Сивіла»; «Маріамна»). Во что обращаются великие библейские легенды, переписанные величайшим из европейских мастеров философского авангарда? В истории отчаянно искренние, отчаянно красивые - и отчаянно, мучительно честные.... Время бредет по кругу, замыкается внутри себя, но по- прежнему меняют жизнь Христа на жизнь лихого Вараввы. И по-прежнему бьется о стены своего каменного дворца Ирод, предавший не только будущее мира, но свое будущее. И по-прежнему пересказывается и пересказывается Слово Нового завета... Лис В.С. Острвів Сильвестра : роман / В.С.Лис. – Харків : Фоліо, – 219 с Маємо: острів, людину та рушницю. У якийсь момент ці три обєкти обєднуються у часі: людина припливає на острів, бере рушницю, наставляє її собі в груди і натискає на курок. Такий собі кінець життя і початок роману… Лунає постріл, людина падає, але там, у світі за межами острова, нічого не змінюється: є минуле, і є майбутнє. От тільки що минуле і майбутнє значать без людини?.. А ще на острові є зайці, їх звуть Понг і Пінга, вони можуть розмовляти з людьми (справді?) і врятувати людину від смерті… Новий роман волинського письменника Володимира Лиса для тих, хто любить сучасну українську прозу і вірить у неї. Видавництво «Фоліо» презентує: «Острів Сильвестра» – роман, який отримав Гран-прі конкурсу «Коронація слова-2008». Це те, що варто читати… Єлінек Е. Піаністка : роман / Е.Єлінек; пер. з нім. Н.В.Сняданко. _ Харків : Фоліо, – 382 с. – (Б-ка нобелівських лауреатів) Классическая музыка... Что интуитивно отталкивает все больше людей от этого искусства, еще вчера признававшегося божественным? Знаменитая австрийская писательница Эльфрида Елинек как в микроскоп рассматривает варианты ответа на этот вопрос и приходит к неутешительным выводам: утонченная музыкальная культура произрастает подчас из тех же психологических аномалий, маний и фобий, что и здоровое тихое помешательство пошлейшего обывателя. Обманывать любимую мамочку, чтобы в выходной день отправляться не в гости, а на чудесную прогулку по окрестностям в поисках трахающихся парочек, от наблюдения за которыми пианистка Эрика Кохут получает свой главный кайф, вот она, жизнь. Но обманывать мамочку сложно. Уж очень строги правила для тех, кто посвятил себя пяти линейкам нотной грамоты. В 2004 году роман «Пианистка» был удостоен Нобелевской премии. Шановні користувачі бібліотеки! До Вашої уваги – новинки літератури, які отримала бібліотека у квітні місяці 2013 року.

Библиографические обзоры литературы для педработников лицея:

Аннотированные списки новых поступлений:

Презентации для заседаний м-к классных руководителей и мастеров п-о

ИКТ в педагогической деятельности библиотекаря содействие общему развитию учащихся путем приобщения к чтению; мероприятия в помощь учебному процессу; формирование информационной грамотности как основы информационной компетентности учащихся.

Содействие общему развитию учащихся путем приобщения к чтению

Электронная книжная выставка

Мероприятия в помощь учебному процессу В читальном зале библиотеки проводится открытый интерактивый урок «Физика развенчивает мифы». Урок проводила преподаватель физики Чупринина В.И. (методическую помощь в подготовке и проведении урока оказала библиотека). Тематический вечер в рамках предметной недели природно-математических наук «Культура народов мира» - бинарный открытый урок

Формирование информационной грамотности как основы информационной компетентности учащихся Библиотечный урок: «Интернет – помощник в обучении» Библиотечный урок «Поисковые системы» Библиотечный открытый урок «Волшебники. РУ в поисках информации»

ИКТ для продвижения чтения учащихся мультимедиа и электронные материалы как сопровождение учебно-воспитательного процесса создание электронных ресурсов библиотеки продвижение книги и чтения через сайт библиотеки интерактивные сетевые формы роботы создание электронных ресурсов учащимися лицея

Создание электронных ресурсов библиотекарем для самостоятельного использования учащимися лицея. рекомендательные списки литературы, рекомендательные списки литературы, путеводители по фондам, путеводители по фондам, тематические электронные обзоры литературы и ресурсов, тематические электронные обзоры литературы и ресурсов, аннотированные иллюстрированные картотеки, аннотированные иллюстрированные картотеки, библиографические указатели литературы и т.п. библиографические указатели литературы и т.п.

Закладки, листовки, буклеты

М. Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. Белая гвардия Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Братья Карамазовы М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Стихотворения В. Набоков. Рассказы А. Н. Островский. Пьесы А. Платонов. Котлован. Чевенгур. Рассказы Поэзия "серебряного века" (В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак, А.Ахматова, М. Цветаева) …… Почитай-ка Что читать? Список литературы для подростков Библиотекой так же созданы электронные рекомендательные списки литературы : «И жизнь, и слезы, и любовь» (для девушек-подростков); «Летящие сказки» (для тех, кто любит сказку); «Життя та творчість Т.Г.Шевченка».

Мультимедиа и электронные материалы как сопровождение учебно-воспитательного процесса В библиотеке создается банк материалов для преподавателей общеобразовательного цикла по созданию информационного паспорта предмета и проведения уроков с использованием мультимедийных технологий (публикации и диски – презентации и видеоролики, «Шкільний бібліотечно- інформаційній центр»); В библиотеке создается банк материалов для преподавателей общеобразовательного цикла по созданию информационного паспорта предмета и проведения уроков с использованием мультимедийных технологий (публикации и диски – презентации и видеоролики, «Шкільний бібліотечно- інформаційній центр»); Презентации для усовершенствования работы классных руководитей и мастеров производственного обущения по вопросу воспитания учащихся. Презентации для усовершенствования работы классных руководитей и мастеров производственного обущения по вопросу воспитания учащихся.

Создание электронных ресурсов учащимися лицея В библиотеке лицея создана «копилка презентаций» учащихся лицея

Создание электронных ресурсов Сайт библиотеки: предоставление доступа к ресурсам и материалам справочно-информационное обслуживание поощрение чтения и продвижение книг помощь в работе с информацией содействие формированию навыков работы с информацией

Продвижение чтения и литературы через сайт библиотеки электронная выставка – «Жюль Верн – впередсмотрящий и вдохновитель исканий»; «Женская лира» –презентация к вечеру; «Тарас Григорович Шевченко – життя та творчість»; «Главные битвы Великой Отечественной» и др.; электронная выставка – «Жюль Верн – впередсмотрящий и вдохновитель исканий»; «Женская лира» –презентация к вечеру; «Тарас Григорович Шевченко – життя та творчість»; «Главные битвы Великой Отечественной» и др.; «Книга, которую должен прочитать каждый»; «Книга, которую должен прочитать каждый»; электронный обзор; электронный обзор; электронный рекомендательный список литературы; электронный рекомендательный список литературы; советы библиотекаря; советы библиотекаря; новые поступления в библиотеку : локальная новые поступления в библиотеку : локальная сеть + сайт; сеть + сайт; копилка аннотаций; копилка аннотаций; конкурсы и др. конкурсы и др.

Копилка аннотаций Продвижение книги и чтения через сайт библиотеки «Книга, которую должен прочитать каждый»

Мультимедиа в массовой работе презентации для проведения массовых мероприятий; презентации для проведения массовых мероприятий; мультимедиа викторины; мультимедиа викторины; мультимедиа обзоры; мультимедиа обзоры; демонстрации электронных ресурсов; демонстрации электронных ресурсов; защита проектов; защита проектов; обзоры электронных ресурсов. обзоры электронных ресурсов.

Презентации для проведения массовых мероприятий На тематическом вечере «Женская лира» рассказывалось о творчестве и звучала поэзия Риммы Казаковой, Беллы Ахмадулиной, Юны Мориц, Ларисы Рубальской, Вероники Тушновой и Лины Костенко.

Мультимедиа викторины Брейн-ринг по праву

Мультимедиа обзоры К 70-летию освобождения Сталинграда в читальном зале библиотеки был проведен устный журнал «Сталинградская битва»; Тематический вечер «Битва за Москву» и «Украинский Сталинград – проклятое место Красной армии – ХАРЬКОВ» (с мультимедиа обзором литературы)

Проектная деятельность

ИКТ- компетенция библиотекаря: умение организовать свое компьютеризированное рабочее место (иметь представление об основных элементах компьютера, работа с принтером и сканером, организация удобной файловой структуры, прикладное программное обеспечение - Word, Excel, Power Point, Publisher, Fine Reader); владение знаниями по различным электронным источникам информации (электронные печатные издания, энциклопедии, справочники, базы данных, периодические издания и т.д.); владение программами специального назначения (ИРБИС, форма 1С «Библиотека», «Аверс: Школьная библиотека», АИБС МАРК-SQL); умение использовать в своей деятельности Интернет технологии.

Что мешает библиотеке? недооценка роли библиотеки (и библиотекаря) администрациями в создании информационного пространства; отсутствие гарантированного финансирования, а значит и комплектования библиотеки, как книгами, так и периодическими изданиями; отсутствие компьютерной техники и компьютерных библиотечных программ; нехватка времени, увеличение нагрузки, низкая зарплата и т.д.

Спасибо за внимание!