Проектирование инновационных технологий обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Advertisements

НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Информационные технологии электронного обучения Обучение в Институте Электронных Форм Обучения (ИЭФО) строится на оптимальном сочетании традиционных и.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Марьевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области Проектирование.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Транксрипт:

Проектирование инновационных технологий обучения

Педагогическое проектирование – это целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно- воспитательной системы, ориентированное на массовое использование.

Структурные единицы проектируемой модели технологии Общие характеристики, необходимые для понимания технологии и для создания новых технологий; Результат, являющийся системообразующим фактором технологического процесса; он как бы фиксирует то, что мы планируем получить на «выходе»; Цели технологии, которые «закрепляют» желаемый результат; Требования и показатели качества; Принципы, которые диктуют механизмы достижения поставленных целей и требований; Структура технологического процесса, характеризующая стабильность его параметров; Технологическая схема, формируемая на начальном этапе технологического цикла.

Компоненты педагогического проектирования: - Цель - Субъекты - Средства - Методы - Результат

II этап: Определение содержания образования в целом на весь период обучения и на каждый курс отдельно IV этап: Выбор организационных форм обучения V этап: Подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным дисциплинам, темам и конкретным занятиям VI этап: Разработка системы учебных упражнений, заданий и т.п. и включение их в содержательный контекст учебных пособий VII этап: Разработка тестов или других контрольно-измерительных материалов для объективного контроля качества усвоения студентами знаний и способов действий VIII этап: Разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач, планирование СРС III этап: Проверка степени нагрузки студентов и расчет необходимого времени на обучение IX этап: Апробация проекта на практике и проверка завершенности учебного процесса I этап: Подробный анализ предстоящей учебной или профессиональной деятельности Этапы проектирования технологии обучения

I этап. Анализ предстоящей учебной или профессиональной деятельности студентов. Требуется более глубокое изучение и осмысливание уже существующих нормативных документов (ГОСО РК, типовые и рабочие учебные программы, учебный план, методические рекомендации, график СРС и т.д.). Определение целей и задач обучения.

Задачи изучения педагогических дисциплин освоение студентами системы педагогических знаний; выработка ценностного отношения к ним как основы профессиональной рефлексии будущего учителя; развитие педагогического мышления, становление методологической культуры; формирование репродуктивных и творческих способов познавательной деятельности; формирование аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно- организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных умений; развитие важнейших профессионально-личностных качеств (эмпатия, любовь к детям, толерантность, рефлексия и др.).

II этап. Определение содержания дисциплины Содержание проектируемой технологии обучения на примере какой-либо дисциплины составляется на базе нормативных документов. Для этого необходимо рассмотреть тематику содержания дисциплины для различных специальностей на основе ГОСО РК. В качестве результата будет представлен подробный план изучения содержания дисциплины.

III этап. Проверка степени нагрузки студентов и расчет времени, необходимого на усвоение определенного содержания обучения. Нагрузка студентов определяется рабочим учебным планом, устанавливающим бюджет учебного времени студента и формы контроля, а также количество кредитов, выделенных на изучение учебной дисциплины. Из ГОСО можно узнать объем учебной нагрузки в часах, т.е. сколько часов отводится аудиторным занятиям, СРСП и СРС; определить сколько изучается дисциплина 1-2 семестра (15-30 недель).

IV этап. Выбор организационных форм обучения, наиболее подходящих для реализации намеченного дидактического процесса с целью усвоения выбранного содержания образования. Формами организации обучения будут являться аудиторные и внеаудиторные занятия. Аудиторные занятия подразделяются в проектируемом курсе на лекционные, семинарские, практические и СРСП, а также коллоквиум. Внеаудиторными будут являться различные виды домашней (библиотечной) подготовки и СРС. Форма итогового контроля – зачет или экзамен. Изучив нормативные документы, необходимо разработать силлабус или программу изучения проектируемой технологии обучения на примере учебной дисциплины.

V этап. Подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам, включение их в ранее сформулированное содержание дисциплины. Мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание является задачей преподавателя и служит показателем его мастерства. В зависимости от его умений и усилий, мотивация студентов к учебной деятельности может быть слабой или сильной. Одна из наиболее простых методик мотивации – это создание занимательности занятий или текста учебника. Наиболее эффективной является методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета или темы.

VI этап. Разработка системы учебных упражнений, заданий, задач и т.п., включение их в содержательный контекст учебного пособия, разрабатываемого для реализации определенного содержания образования. В проектируемой технологии обучения необходимо составить: вопросы контроля теоретических знаний, которые позволят студенту самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала по изучаемой теме; задания для самостоятельной работы студентов, выполнение (или невыполнение) которых позволит определить уровень усвоения теоретического материала.

VII этап. Разработка тестов и других контрольно-измерительных материалов для объективного контроля качества усвоения студентами знаний и способов действий соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения. Для объективного контроля качества усвоения студентами знаний и способов действий нельзя ограничиваться только тестовыми заданиями, рекомендуется проводить промежуточный и итоговый контроль.

VIII этап. Разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач, и планирование самостоятельной работы студентов. В условиях кредитной технологии обучения предполагается, что большая часть учебной работы студентами будет выполняться самостоятельно. На 1 час аудиторной работы с преподавателем приходится 2 часа самостоятельной работы студента, где 1 час СРСП и 1 час СРС. Понятно, что эффективность СРСП и СРС будет зависеть от многих факторов: качества учебно- методического обеспечения, мотивации студентов, умения работать самостоятельно, владение навыками работы с литературой и др.

IX этап. Апробирование проекта на практике и получение данных о его фактической дидактической эффективности. Для эксперимента, по возможности, должны быть созданы все необходимые условия, обеспечивающие внедрение проекта в учебный процесс. В случае необходимости может быть произведена коррекция процесса обучения. Действия преподавателя сводятся к внесению изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивание его результатов, а при необходимости и в цели обучения.

I этап: Изучение реальных условий вуза для внедрения инновационной технологии обучения II этап: Принятие управленческих решений по внедрению инновационных технологий IV этап: Разработка и принятие новой концепции обучения в колледже(ВУЗе) V этап: Создание в колледже (ВУЗе) необходимых условий для успешного внедрения инновационных технологий обучения VI этап: Апробация инновационной технологии обучения VII этап: Оценка результатов внедрения инновационной технологии обучения и определение ее эффективности VIII этап: Принятие решения о тиражировании инновационной технологии обучения Основные этапы внедрения инновационной технологии обучения в учебный процесс колледжа (ВУЗа) III этап: Подсчет затрат для внедрения инновационных технологий обучения и прогнозирование ожидаемого результата

Совокупность необходимых и значимых условий Совокупность необходимых и значимых условий для проектирования и внедрения для проектирования и внедрения инновационных технологий обучения: 1) Благоприятность для инновационных процессов, т.е. соответствующий микроклимат для желающих освоить и реализовать инновационную технологию; 2) Поддержка администрации вуза (колледжа) при внедрении преподавателями инновационных технологий обучения; 3) Заинтересованность и положительное отношение всего педагогического коллектива к разработке и внедрению инновационных технологий обучения; 4) Благоприятная психологическая атмосфера для внедрения технологии обучения; 5) Условия для продуктивной деятельности тех, кто освоил инновационную технологию; 6)Требовательность к педагогам, которые не проявляют активности в овладении инновационной технологией; 7) Материальная база для овладения инновационной технологией; 8) Разработанная система мотивации и стимулирования инновационной деятельности; 9)Требовательность и адекватная оценка подготовки ППС к внедрению инновационных технологий обучения;

10) Возможность обучения ППС с целью углубления знаний о технологизации профессиональной деятельности через обеспечение доступа к различным информационным ресурсам, через курсы переподготовки и др.; 11) Возможность самообучения ППС с помощью создания необходимой библиотеки и наличия научной литературы по проектированию и внедрению инновационных технологий обучения; 12) Четкая методика разработки и внедрения инновационных технологий обучения; 13) Обеспечение предусмотренными программой источниками и средствами обучения; 14) Хорошая организация учебного процесса; 15) Владение преподавателем инновационными знаниями, умениями и навыками; 16) Применение проблемных методов обучения; 17) Наличие творческой деятельности (выполнение индивидуального задания творческого характера, нестандартное выполнение учебного задания и т.п.) и другие.

Затруднения преподавателей при освоении инновационных технологий разработка творческих учебных заданий для учащихся и исследовательская работа преподавателей с учебным материалом; недостаточная психологическая подготовка преподавателей; отсутствие или слабое развитие необходимых способностей (например, нехватка у преподавателей фантазии для разработки творческих заданий); отсутствие или слабая сформированность необходимых навыков; установка преподавателей на традиционный стиль деятельности, когда они опасаются выйти за рамки учебника и методических рекомендаций, данных в нем; отсутствие исследовательских навыков и недостаток методологической культуры, необходимой при переходе преподавателя в статус экспериментатора-исследователя и др.

Спасибо за внимание!