ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА Система менеджмента качества в вузе Вологодский государственный технический университет Научно-техническая библиотека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
Подготовка ОУ к сертификации ИСО 9001 (из опыта ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга) Волков Валерий Николаевич, к.пед.н., доцент СПб АППО.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего,
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
1. Развитие системы качества в ГОУ СПО МК 4 Стандарты серии ИСО 9000 предлагают элементарную модель обеспечения качества и рассматривают качество как соответствие.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Институт дополнительного профессионального образования Центр обеспечения.
Тема 6. Международная стандартизация и сертификация в управлении качеством.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Автор: Салов А.Н., к.э.н.,
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
1 Петрозаводский государственный университет Итоги 2005/2006 учебного года и задачи на 2006/2007 учебный год Материалы к заседанию ученого совета ПетрГУ.
Первый этап внедрения системы менеджмента качества в Новосибирской государственной областной научной библиотеке.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Итоги проведения апробации модели мониторинга систем управления качеством образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального.
Транксрипт:

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА Система менеджмента качества в вузе Вологодский государственный технический университет Научно-техническая библиотека

«Качество необходимо России…» И. А. Ильин I.Система менеджмента качества

Управление качеством продукции: сборник. – М.: Стандартинформ, – 380 с.: ил. – (Национальные стандарты). ГОСТ Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения. ГОСТ Входной контроль продукции. Основные положения. ГОСТ Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования. ГОСТ Диагностирование изделий. Общие требования. ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. ГОСТ Р Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. Р Обеспечение стабильности технологических процессов в системах качества по моделям стандартов ИСО серии Приемочные контрольные карты. ГОСТ Р Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО (ИСО 9001:2008). ГОСТ Р Система управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудования. ГОСТ Р ИСО Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества. ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании. ГОСТ Р ИСО Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества.

Философские и социальные аспекты качества: учеб. пособие для вузов по напр. подготовки бакалавров и магистров «Метрология, стандартизация и сертификация» / Б. С. Алешин, Л. Н. Александровская, В. И. Круглов, А. М. Шолом. – М.: Логос, – 435, [4] с.: ил. Представлено современное понимание философской категории «качество», ориентированное на реализацию новых подходов к развитию личности и общества, производству продукции и оказанию услуг, управлению организациями. Рассмотрены мировоззренческие основы и базовые концепции учения о качестве: Всеобщего менеджмента качества, коренной перестройки организаций (реинжиниринга), повышения эффективности бизнеса, новой научно-технической революции, связанной с широким внедрением информационных технологий. Значительное внимание уделено социальным аспектам, определяющим условия освоения новой философии качества. Приведено большое число фактических примеров.

Круглов, М. Г. Менеджмент качества как он есть / М. Г. Круглов, Г. М. Шишков. – М.: Эксмо, – 539, [1] с.: ил., табл. – (Качественный менеджмент). Книга содержит описание всего комплекса инструментов и материалов, позволяющих внедрить стандарты менеджмента качества с учетом уровня развития предприятия. Раскрыта специфика существующих уровней развития, объясняется, как определить уровень развития своего предприятия, как постепенно продвигаться с уровня на уровень по пути совершенствования бизнеса и повышения конкурентоспособности продукции. Дано подробное описание ключевых элементов и основных принципов менеджмента качества.

II. Особенности менеджмента качества в системе высшего образования

Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю. П. Похолкова, А. И. Чучалина. – М.: Логос, – 206 с. Рассмотрены пути и методы улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Отражены ключевые аспекты менеджмента качества в высших учебных заведениях. Представлен анализ отечественного и зарубежного опыта оценки качества образования.

Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналит. доклад / [рук. авт. кол. В. М. Филиппов]. – М.: Логос, – 541 с. Рассмотрены актуальные аспекты совершенствования университетского менеджмента и системы управления в высшей школе в целом под воздействием развития рыночных отношений и становления общества знаний. Раскрыты особенности решений вопросов управления в различных областях деятельности вузов, включая организационные аспекты, учебную и научную работу, финансово-хозяйственную деятельность и экспорт образовательных услуг. Представлены новые подходы, основанные на принципах стратегического управления и предусматривающие разработку миссии, стратегии, политики и программ развития учреждений высшего образования. Дан анализ университетской корпоративной культуры и тенденций ее развития. Освещены современные теоретические воззрения в области менеджмента, лучший отечественный и зарубежный опыт.

Трайнев, В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс: обобщение отечеств. и зарубеж. практики / В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. – М.: Дашков и К, – 390 с. Дан сравнительный анализ процесса повышения качества высшего образования в негосударственных и государственных вузах России. Рассмотрена система соответствующих методов, принципов, параметров моделей, мониторинг нужной в этом случае стратегии, а также факторы, влияющие на повышение качества образовательного процесса. Раскрыты составляющие информатизации педагогических технологий, оказывающих существенное влияние на повышение качества обучения. Показана роль преподавателя и студента в обеспечении контроля за качеством обучения. Рассмотрена система показателей и критериев, характеризующих уровень оценки качества образования при аттестации и аккредитации вузов. Даны положения об общественной аккредитации вузов. В книгу включены документы и рекомендации, отражающие сущность Болонского процесса и его развития в сфере образования в России.

Управление современным университетом / под ред. Г. И. Лазарева. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, Монография посвящена вопросам эффективного управления вузом. Авторы предлагают ряд инновационных решений в организации и управлении образовательным и другими бизнес- процессами в вузе, на конкретных примерах раскрывают суть экономического подхода к проектированию учебного процесса. В книге обобщен опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) по расширению комплекса образовательных услуг и повышению качества образования. Издание знакомит с деятельностью университета по реализации маркетинговой, кадровой, информационной, финансовой стратегий, направленных на превращение университета в устойчивую саморазвивающуюся систему, эффективно взаимодействующую с окружающей средой.

Отмечается актуальность менеджмента качества высшего профессионального образования в силу его практикоориентирован- ности, направленности на решение острых проблем повседневной жизни вузов. Сформулированы проблемы качества образования. Освещены этапы процесса разработки системы менеджмента качества вуза, создание которой направлено на решение основной проблемы образования на современном этапе – проблемы его качества. Вепрева, Е. А. Проблемы качества образования и возможность их решения на основе создания системы менеджмента качества вуза / Е. А. Вепрева; М. Н. Юзгина; научн. руководитель: О. Л. Гузакова // Материалы Ежегодных смотров-сессий аспирантов и молодых ученых, [21 нояб г.]. – Вологда, – С Гаффорова, Е. Планирование в системе менеджмента качества вуза / Е. Гаффорова // Высшее образование в России. – – 5. – С Рассмотрены вопросы внедрения и функционирования систем менеджмента качества в высших учебных заведениях, влияния создаваемых систем на качество подготовки специалистов и другие значимые для вуза показатели результатов его деятельности. Процессы планирования в СМК вуза рассмотрены на примере выполнения требований, носителями которых является государство в лице соответствующего министерства.

Поставлена проблема выбора принципиальной основы для создания системы качества в образовательном учреждении. Рассмотрены пути создания, методическая основа, основные задачи систем качества вузах, универсальные этапы формирования, позитивные тенденции внедрения эффективной системы менеджмента качества в деятельность высшего учебного заведения. Показана необходимость применения концепции контроллинга в системах управления качеством в образовательном учреждении. Предложен системологический подход к управлению качеством. Раскрыты базисные функции контроллинга. Дан анализ методов оценки эффективности системы менеджмента качества в вузе. Комарова, Л. Б. Внедрение систем менеджмента качества в вузах: проблемы и перспективы / Л. Б. Комарова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – – 3. – С Ковалев, С. В. Социально-экономическая оценка эффективности системы управления качеством в вузе на основе методологии контроллинга / С. В. Ковалев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – – 6. – С

Менеджмент качества научной деятельности вуза рассмотрен с позиций процессного подхода. Предложена схема формирования бизнес- процесса научной деятельности и этапы процедуры ее менеджмента. Затронуты вопросы оценки качества и результативности научных исследований. Рассмотрены основные характеристики и результаты научной деятельности вуза, а также методы управления научной деятельностью на различных этапах жизненного цикла научной продукции. Чистоклетов, Н. Ю. Менеджмент качества научной деятельности вуза / Н. Ю. Чистоклетов // Сборка в машиностроении, приборостроении. – – 6. – С Ларцева, Т. А. Формирование систем менеджмента качества вузов в рамках развития всеобщей системы управления качеством высшего образования / Т. А. Ларцева // Известия МГТУ «МАМИ». – – 2. – С Рассмотрены вопросы формирования систем менеджмента качества вузов в рамках развития всеобщей системы управления качеством высшего образования. Функционирующая система за счет прозрачности и направленности позволит демонстрировать способности вуза производить продукцию, удовлетворяющую потребителя, постоянно отслеживая и анализируя его запросы. При этом основной целью вуза станет повышение удовлетворенности личности, общества и государства в образовательных услугах, подготовке специалистов, научной продукции.

Представлена модель мониторинга процессов оказания услуг учебного назначения, которая может служить для разработки методического обеспечения процессов мониторинга. Объектом мониторинга может быть любой компонент системы либо этап процесса подготовки специалиста, начиная с анализа потребностей заинтересованных сторон и заканчивая оценкой удовлетворенности потребителей. Никитина, Н. Ш. Мониторинг и оценка качества процессов оказания образовательных услуг в вузе / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева // Университетское управление: практика и анализ. – – 3. – С Ватолкина, Н. Ш. Управление инновационными образовательными технологиями в системе менеджмента качества вуза / Н. Ш. Ватолкина // Университетское управление: практика и анализ. – – 2 (60). – С Рассмотрены особенности управления инновациями в образовательных технологиях в рамках системы менеджмента качества. Сделан вывод о том, что дальнейшее развитие системы менеджмента качества с теоретико- методологической и практической точек зрения связано с идентификацией технологии образования в качестве объекта управления. Даны рекомендации относительно характера необходимых изменений в вузе.

В статье описаны возможности применения модели совершенства EFQM (Европейского фонда управления качеством) и ее адаптированных версий для повышения качества управления вузом. Раскрыта суть бенчмаркинга как эффективной стратегии для повышения качества образования. Представлена деятельность EFQM по развитию глобального бенчмаркинга, развитие которого на базе национальных или отраслевых премий в области качества, по мнению автора, – наиболее эффективный вариант применения методов менеджмента бизнеса в сфере образования. Маслов, Д. В. Модели совершенствования системы менеджмента качества вуза / Д. В. Маслов // Инновации. – – 1. – С Соколов, Л. И. Структура рынка образовательных услуг в регионе / Л. И. Соколов // Инновации. – – Специальный выпуск, январь. - С Статья ректора Вологодского государственного технического университета посвящена переходу к новым образовательным услугам, которые требуют принципиально нового подхода к проектированию, реализации и контролю образовательных технологий. Сформулированы основные факторы, определяющие содержание образовательных услуг. Система менеджмента качества рассматривается как один из основных инструментов инновационного менеджмента образовательного процесса в высшей школе.

III. Опыт вузов по внедрению СМК

Беляева, Е. О. Управление качеством: приоритетное направление деятельности филиалов вузов в регионе / Е. О. Беляева, Г. В. Леонидова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. – – Вып. 43. – С Рассмотрены новые подходы к повышению эффективности организации образовательных систем и управления. Анализируются причины снижения общего качества обучения. На примере филиала СПбГИЭУ в г. Вологде рассматривается система управления качеством подготовки специалистов высшего профессионального образования. Основные процессы в рамках системы качества образовательного учреждения объединены в подсистемы управления процессами и их качеством. Беляева, Е. О. Формирование системы менеджмента качества в филиалах вузов в регионе / Е. О. Беляева, Г. В. Леонидова // Материалы II ежегодных смотров-сессий аспирантов и молодых ученых по отраслям наук: в 2-х т. – Вологда, – Т. 2. – С Статья посвящена внедрению системы менеджмента качества в филиале Санкт- Петербургского государственного инженерно- экономического университета (СПбГИЭУ) в г. Вологде. Приведены таблицы и диаграммы, отражающие степень удовлетворенности студентов образовательным процессом, преподавателей и сотрудников условиями работы.

Предложена теория СМК в вузе и практика ее применения в Пермском филиале Государственного университета Высшей школы экономики. В схемах и таблицах представлены модель системы образования, структура системы менеджмента качества, структура процессов СМК ПФ ГУ-ВШЭ. Бабенко, Е. И. Система менеджмента качества в вузе / Е. И. Бабенко // Методы менеджмента качества. – – 7. – С Заика, И. Т. Процесс самооценки в вузе / И. Т. Заика // Методы менеджмента качества. – – 5. – С Статья посвящена самооценке деятельности по критериям качества, проводимой в Кубанском государственном технологическом университете. Приведены типовые правила, по которым может быть организован процесс самооценки в вузе, карта процесса самооценки в вузе, фрагмент опросного листа для оценки системы менеджмента качества КубГТУ.

Колясников, В. А. Система менеджмента качества: опыт Уральской государственной архитектурно-художественной академии / В. А. Колясников, С. И. Солонин // Университетское управление: практика и анализ. – – 3. – С Статья посвящена эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования. На примере Уральской государственной архитектурно- художественной академии показаны ход работ, сфера распространения, структура документации, уровни управления, схема организационной структуры системы менеджмента качества. Дан анализ внутренних аудитов и результатов самооценки на соответствие требованиям «Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве». Бельтюкова, С. С. Определение удовлетворенности потребителей в системе менеджмента качества вуза с использованием элементов метода диагностики / С. С. Бельтюкова // Университетское управление: практика и анализ. – – 2. – С Рассмотрена проблема исследования качества обучения в высших учебных заведениях. Приведен один из вариантов определения требований группы потребителей, к которой относятся студенты, на примере Рязанской государственной радиотехнической академии. Предложенное анкетирование «Учебный процесс глазами студента» удовлетворяет положениям системы менеджмента качества, а также может применяться как метод самооценки.

Раскрыты цели, ключевые стратегии, миссия БелГУ в области качества. Представлены новые подразделения структуры университета, а также модернизация его организационной структуры. Приведены таблицы, отражающие развитие системы менеджмента качества и показатели выполнения мероприятий по управлению процессами обеспечения качества подготовки специалистов. Михайлов, Н. Развитие системы качества в БелГУ / Н. Михайлов, М. Ситникова // Высшее образование в России. – – 3. – С Юрченко, В. А. Опыт внедрения СМК / В. А. Юрченко, Т. В. Короткова // Высшее образование в России. – – 6. – С Изложен практический опыт Тихоокеанского государственного экономического университета по решению проблем, возникающих при разработке, внедрении и сертификации системы менеджмента качества в учреждении высшего профессионального образования. Приведены конкретные проблемы и способы их решения, принятые и одобренные сертифицирующим органом.

Рассмотрены вопросы функционирования российской образовательной системы в современных условиях. Изложено видение авторов на инновационную деятельности в сфере образования. Особое внимание уделено обоснованию ведущей роли системы менеджмента качества как основания для осуществления инновационной деятельности вуза по формированию качественно новой, личностно ориентированной, социально активной модели образования. Костин, Р. А. Система менеджмента качества: основа инновационной деятельности вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы сервиса / Р. А. Костин, А. В. Фролов // Инновации. – – 5. – С Обобщены действующие подходы к оценке деятельности высших учебных заведений. Разработана концепция системы показателей, включающая в себя разнообразные структурные элементы. Данная система показателей может быть применена в процедурах самооценки деятельности высшего учебного заведения. Приведен формализованный порядок проведения мониторинга процессов СМК в Российском государственном социальном университете. Калабухова, Г. В. Показатели процессов системы менеджмента качества социального вуза / Г. В. Калабухова // Социальная политика и социология. – – 1. – С

IV. Система менеджмента качества в ВоГТУ

Формирование системы менеджмента качества в Вологодском государственном техническом университете / [под общ. ред. Р. В. Дерягина]. – Вологда: ВоГТУ, – 139 с.: ил. В монографии рассматриваются последовательность (этапы) формирования системы менеджмента качества образования в университете и результаты самооценки деятельности коллектива вуза по обеспечению качества подготовки специалистов по критериям, определенным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для участников республиканского конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Монография предназначена для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; специалистов, занимающихся разработкой и внедрением систем менеджмента качества; научных работников, ведущих исследования в области разработки методов оценки качества профессиональной деятельности управленческого персонала.

Шепелева, Ю. В. О построении эффективной системы менеджмента качества образования в ВоГТУ / Ю. В. Шепелева, Н. А. Пахолков // Молодые исследователи – регионам: материалы всерос. науч. конф. студентов и аспирантов: в 2 т. Т. 2 / [отв. ред. В. А. Шорин]. – Вологда: ВоГТУ, – С Режим доступа: Статья посвящена необходимости создания и внедрения эффективной системы управления качеством образования. Определена миссия ВоГТУ, основные стратегические приоритеты и цели в области качества на гг. Приведены мероприятия по разработке и внедрению системы менеджмента качества в университете. Пахолков, Н. А. Система качества: проблемы и планы / Н. А. Пахолков; беседу вела: Н. Трофимова // Политехник. – – 3 октября ( 16). – С. 2. Раскрыто понятие «качество образования». Перечислены этапы формирования системы качества в ВоГТУ, внедрение которой начато в 2005 году, основные документы по качеству университета. Рассмотрено соотношение системы менеджмента качества вуза с Болонским процессом.

Статья посвящена внедрению в Вологодском государственном техническом университете системы менеджмента качества осуществления образовательной деятельности. Перечислены механизмы реализации принципов Болонского процесса в ВоГТУ. Приведены мероприятия по внедрению СМК в учебном году, а также планы на учебный год. Раскрыта цель внутреннего аудита процесса реализации образовательных услуг, состоявшегося в ВоГТУ в январе 2010 года. Дан анализ результатов аудита. Сафонова, О. Внутренний аудит вуза / О. Сафонова // Политехник. – – 3. – С. 4. Тритенко, А. Система менеджмента качества / А. Тритенко // Политехник. – – 11. – С. 1.

Миссия государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный технический университет». Политика в области качества государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный технический университет». Схема процессов системы менеджмента качества осуществления образовательной деятельности в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации ГОУ ВПО «ВоГТУ». Схема организационной структуры подразделений, обеспечивающих функционирование СМК осуществления образовательной деятельности в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации ГОУ ВПО «ВоГТУ». Схема организационной подчиненности руководителей структурных подразделений ГОУ ВПО «ВоГТУ». Схема структуры научно-методического обеспечения функционирования системы менеджмента качества осуществления образовательной деятельности в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации ГОУ ВПО «ВоГТУ». Схема структуры внутренней документации системы менеджмента качества осуществления образовательной деятельности ГОУ ВПО «ВоГТУ». Перечень внутренних стандартов СМК ГОУ ВПО «ВоГТУ». Термины. Модель системы менеджмента качества осуществления образовательной деятельности в сфере СПО, ВПО, ДПО в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации / ВоГТУ. – Вологда, – [7 с.]. Выставку подготовила ведущий библиотекарь научно-методического сектора Мишенева О.Н.