Цветовая картина мира М. Цветаевой Выполнила: ученица 11 «М» класса гимназии 22 Соловей Екатерина Руководитель: Учитель русского языка и литературы Шкеда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно- исследовательская работа «Цветовая картина мира М. Цветаевой » Гимаева Юлия Зинуровна Ученица 10 а класса МОУ БЛ 48.
Advertisements

МАРИНА ЦВЕТАЕВА ( ). МАРИНА ЦВЕТАЕВА АННА АХМАТОВА ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.
Региональная НПК г. Новокузнецк, 2008 Пенязева Надежда, г. Новокузнецк, МОУ «Гимназия 10», 11 класс Руководитель: Тяжелкова Л.Н.,
Выполнил ученик 11 «в» класса Зотов Кирилл. Синее олицетворяет небо и вознесение: Доколе меня Не умчит в лазурь На красном коне- Мой гений! Зеленый цвет.
ОРФОГРАФИЯ Итоговое занятие. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадки? Проверили?
Урок-исследование по литературе в 11 классе. ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЕ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Шевцова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия.
Научно-исследовательская работа Роль цветовой лексики в поэзии А.С. Ванюковой.
Устный журнал. Поэты не рождаются случайно, Они летят на землю с высоты, Их жизнь окружена глубокой тайной, Хотя они открыты и просты.
В мире поэта: Марина Ивановна Цветаева ( )
Это удивительное прилагательное Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Поэзия М.Цветаевой. Подобные сравнения описывают героя с разных сторон и поэтому подразделяются на подгруппы: Cравнения, характеризующие целиком внешний.
Учитель русского языка и литературы МОУ – сош с.Садовка Мамкеева Э.Ф.
ИСПОВЕДЬ «Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии». А.С.Пушкин о Байроне.
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
Выразительные средства языка К урокам литературы и русского языка Автор работы: Рассохина Ю.В.
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Вот и осень к нам пришла… Русские поэты о природе.
Над презентацией работала Берчук Регина ученица 5 класса ТО «Юный информатик» Руководитель Подсекина Н.В. МКОУ Березовская ООШ.
Сравнения, характеризующие различные предметы в поэзии М.Цветаевой, очень разнообразны. Рассмотрим эти предметы и особенности их изображения в её лирике.
Транксрипт:

Цветовая картина мира М. Цветаевой Выполнила: ученица 11 «М» класса гимназии 22 Соловей Екатерина Руководитель: Учитель русского языка и литературы Шкеда С.И.

...Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед. М. Цветаева

Отец М.Цветаевой - И. В. Цветаев

"Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Н.В. Гоголь А. Белый А.Блок

Зелень земли ударяла в голову, Освобождала ее от дум. (...) Зелень земли ударяла в голову, Переполняла ее полным! Переполняла теплом и щебетом (...) Зелень земли ударяла в ноздри Нюхом так буйвол не чует трав! И, упразднив малахит и яхонт: Каждый росток животворный шприц В око: так сокол не видит пахот! В ухо: так узник не слышит птиц! (...) Зелень земли ударяла в ноги Бегом донес бы до самых врат Неба… (...) Зелень земли ударяла в щеки И оборачивалась зарей!. Гиперболическая метафоризация, характеризующая интенсивность зеленого цвета, доводит цветовой признак до того предела, за которым количество переходит в качество: абсолютно и гиперболизировано зеленое, данное в осязательных вплоть до болевых, а также обонятельных, слуховых и двигательных ощущениях, превращается в цвет зари.

Слова со значением цвета в поэзии Марины Цветаевой многочисленны и разнообразны: черный 151 раз белый 132 красный 117 синий 92 зеленый 51 лазурный, лазоревый 37 золотой 25 серебряный 22 седой 21 ржавый 19 розовый 18 пурпурный 17 алый 13 кумачовый 12 румяный 12 рдяный 11 серый 11 желтый 8 голубой 8 червонный 6 вороной 6 багровый, багряный 4 янтарный 3 сизый 3 карий 3 пестрый 3 радужный 3 русый 3 огненный 3 снеговой 3 малиновый 2 льняной 2 кровавый 2 жаркий 2 эбеновый 2 вишенный 2 индиго 1 палевый 1 агатовый 1 розмариновый 1 жемчужный 1 перламутровый 1 цвета кофейной гущи 1 цвета времени1 цвета времени и снов 1 цвета месяца 1 цвета зари 1

Синонимический ряд с общим значением красного цвета: красный, пурпурный, пурпуровый, алый, рдяный, ржавый, розовый, кумачовый, кумашный, румяный, червонный, багровый, багряный, маковый, малиновый, кровавый, жаркий, вишенный, цвета зари…

красный цвет одежды, материи, предметов и т. п.; цвет, связанный с горением: цвет огня, поверхностей, освещенных огнем, вещества, охваченного огнем или раскаленного, след ожога, а также цвет молнии; цвет крови или вещества, поверхностей, окрашенных кровью; цвет лица, губ, щек и т. п., сопутствующий здоровью, жизненной силе, зрелости, а также отражающий душевное волнение, возбуждение; цвет зари и поверхностей, освещенных восходящим или заходящим солнцем; цвет как геральдический знак царской власти; цвет, символизирующий бунт, революцию.

Красный цвет одежды, материи, предметов и т. п. Белый стан с шнуровочной, Да красный кушак. Что за круг меж бровочек, Кумашный пятак? Красный бант в волосах! Красный бант в волосах! А мой друг дорогой Часовой на часах Молодость! Мой лоскуток кумашный! Кафтан нет белее. Кушак нет алее... За плащом рдяным и рваным Я не танцую, без моей вины Пошло волнами розовое платье Огненный плащ его, Посвист копья его, Кровокипящего Славьте коня его! Девчонка Моя кровать была бы голубая, Нет, алая! А в головах Амур Словно лес какой червонный Все склоняются знамена...

Цвет, связанный с горением Не красный пожар лесной Железом ты в меня впился, Как огневая полоса Под красными щипцами След твоих рук на память! Огнепоклонник! Не поклонюсь! В черных пустотах твоих красных Стройную мощь выкрутив в жгут Мой это бьет красный лоскут! Хворост сер. Хочешь ал? Вместо хворосту коралл Под смуглыми веками Пожар златокрылый В сини волны в упор Грудь высокую впер. Посерёдке костер, Пурпуровый шатёр Нагота ищет покрова, Оттого так часто горят Чердаки часто и споро Час, да наш в красном плаще Грязь явственно сожжена! Дом красная бузина! Честь царственно спасена! Дом красная купина! То не два крыла В золотой костер, То Царевич наш Две руки простер, Две руки свои разом поднял В золотую зарю господню!

Красною кистью Рябина зажглась

Цвет крови или веществ и поверхностей, окрашенных кровью Красною кровью своей клянусь И головою своей кудрявой Не отца седого скорбь Черная, не крови братней Ныне выцветшие пятна,- Пурпурные и поднесь! Пурпуром омрача Меч, улыбался, а еще Бог Т е з е й Убей, Царь! Да рдеет Меч! Вынимает из тела грешного Пурпуровую всю булавочку Ночь ежели черная, Кровь ежели красная, Бабёнка невздорная, Да на всё согласная Царь, еще не докончил сказки! Этой крови узревши рдянь, Царь, сними роковую дань С града грешного... А от губ двойной канавой Что за след такой за ржавый? Бог спаси нашу державу! Клюв у филина кровавый!

Цвет лица, губ, щек и т. п. Губки красные что розы: Нынче пышут, завтра вянут, Жалко их на привиденье, И живой души на камень Лик шар сургучовый, краснее клопа. «Ох, батюшки, так и ушел без попа!» От румяных от щек Шаг до черных до дрог!

Слово странное старуха! Смысл неясен, звук угрюм, Как для розового уха Темной раковины шум Где, красавец, щеки алые? «За ночь черную растаяли» Боже, в тот час, под вишней С разумом что моим, Вишенный цвет помнившей Цветом лица своим!

Цвет зари и поверхностей, освещенных восходящим или заходящим солнцем Заревом в лоб ржа, Рыжая возжа! А над Волгой заря румяная, А над Волгой рай Всё выше, всё выше высот Последнее злато. Сновидческий голос: Восход Навстречу Закату Заря малиновые полосы Разбрасывает на снегу Небо дурных предвестий: Ржавь и жесть. Ждал на обычном месте. Время: шесть Все в пурпуровые туманы Уводит синяя верста. И льется аллилуйя На смуглые поля

Гипербола в цветообозначении На дохлого гада Белейший конь Взирает вполоборота Пребелейшей Ариадны Все мы черные вдовцы Ревностнейшей из критянок, В сем чернейшем из капканов Мужу, светлому лицом, Афродита, будь лучом! Мерься, мерься, взор пресиний, С тою саблей красною! Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший сер!

М.Цветаева «Бузина» Бузина цельный сад залила! Бузина зелена, зелена, Зеленее, чем плесень на чане! Зелена - значит, лето в начале! Синева - до скончания дней! Бузина моих глаз зеленей! А потом - через ночь – костром Ростопчинским! - в очах красно От бузинной пузырчатой трели. Красней кори на собственном теле По всем порам твоим, лазорь, Рассыпающаяся корь Бузины … Не звени! Не звени! Что за краски разведены В мелкой ягоде слаще яда! Кумача, сургуча и ада – Смесь, коралловых мелких бус Блеск, запекшейся крови - вкус. Бузина казнена, казнена! Бузина - цельный сад залила Кровью юных и кровью чистых, Кровью веточек огнекистых – Веселейшей из всех кровей: Кровью сердца - твоей, моей...

А потом - водопад зерна, А потом - бузина черна, С чем-то сливовым, с чем-то липким. Над калиткой, стонавшей скрипкой, Возле дома, который пуст, - Одинокий бузинный куст. Бузина, без ума, без ума Я от бус твоих, бузина! Степь - хунхузу, Кавказ - грузину, Мне - мой куст под окном бузинный Дайте. Вместо Дворцов Искусств Только этот бузинный куст... Новосeлы моей страны! Из-за ягоды - бузины, Детской жажды моей багровой, Из-за древа и из-за слова: Бузина (по сей день - ночьми...), Яда - всосанного очьми... Бузина багрова, багрова! Бузина - целый край забрала В лапы. Детство мое у власти. Нечто вроде преступной страсти, Бузина, меж тобой и мной. Я бы века болезнь – бузиной Назвала сентября 1931, Медон - 21 мая 1935, Ване

Анализ стихотворения «Бузина» Основной конфликт этого стихотворения заключается в противопоставлении гармоничного природного мира и мира, сотворенного людьми. Эту оппозицию легко заметить. Можно сравнить слова образно-стилевого ряда природного и внешнего мира. Если в природном мире «бузина зелена», то во внешнем мире бузина приобретает «запекшейся крови вкус».

Как не могла Марина Цветаева жить без любви, так не могла она жить без Родины, поэтому на эмоциональном уровне стихотворение ощущается как горе, выраженное в плаче, в рыдании по необратимой утрате. Недаром во второй строфе слово бузина вынесено в отдельную строку, а от предыдущей строки отделяет его всхлип, сдерживаемое рыдание: »По всем порам твоим, лазорь, Рассыпающаяся корь Бузины...

Итак, две темы звучат в стихотворении – тема жизни и тема смерти. Жизнь Лазорь Цельный сад Бузина Лето в начале Бузинная пузырчатая трель Краски Веточки огнекистые Детская жажда Новоселы страны Смерть Рассыпающаяся корь В очах красно костром ад Кровью юных и кровью чистых Бузина черная Бузина казнена С чем- то сливовым, с чем- то липким Возле дома, который пуст Яда - всосанного очьми

В стихотворении «Бузина» усиление цветового признака вплоть до его превращения в другой цвет, превращения, обозначающего реальное созревание (зеленый > красный > черный), готовится и нарастает с самого начала текста. Сравнение зеленого цвета бузины с плесенью на чане (возможно, с ядовито-ярким зеленым налетом окисленной меди) и сравнение того же объекта с цветом глаз лирической героини М. Цветаевой(«бузина моих глаз зеленей» ) резко контрастирует по признаку тематической разнородности средств сравнения.

Картина художественного мира стихотворения Марины Цветаевой становится всё более отчётливой, просматриваются идеи, эмоции стихотворения. Читателю становится ясной точка зрения автора: она не объективна, а субъективна, пото­му что внешняя картина мира даётся не отстранённо, а как переживание.