Понятие о догматическом богословии.. I часть (3 семестр) Введение в догматическое богословие. –Догматическое богословие в системе научного богословия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мировоззрения и религиозные представления условно могут быть разделены на четыре типа.
Advertisements

ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Мировая религия ХРИСТИАНСТВО - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Достоверность Библии Не был ли текст Библии искажен? Был ли текст Библии правдив изначально? Designed for Logos.
апологетика
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Лекция 6. «Особенности преподавания Истории Церкви в воскресной школе» Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омско-Тарской епархии.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Творческая работа учащихся (4 класс) по теме: "Христианство"
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
Христианство.
Транксрипт:

Понятие о догматическом богословии.

I часть (3 семестр) Введение в догматическое богословие. –Догматическое богословие в системе научного богословия –Связь курса Догматического богословия с другими учебными дисциплинами –Цель и задачи учебного курса –План работы и отчетность –Понятие о богопознании –Понятие о догматическом богословии. Триадология. Христианская космология. Христианская антропология. II часть (4 семестр) Христология Сотериология. Православная эклессиология Православная сакраментология. Православная эсхатология.

НАЧАЛА БОГОСЛОВИЯ Откровение. –Типы откровения. Предание. –Предание и Писание. Писание. Литургия. Богопознание –в традиции –в чувственной сотворенной природе. Познание Бога через самопознание.

ОТКРОВЕНИЕ Божественное естественное физическая природа мира духовная природа разумных существ

ПРЕДАНИЕ ПисаниеЛитургия предание-традиция (апостольское, отеческое и проч.)

Божественное откровение Предание ПисаниеЛитургия предание-традиция (апостольское, отеческое и проч.)

Естественное откровение природа душа сотворенного мира человеческая («открытая книга»)(«зеркало»)

Понятие о догматическом богословии. Понятие о догматах. Свойства догматов. Догматы и догматические формулы. Понятия богословского мнения, consensus partum, теологумена, ложного богословского мнения, ереси. Причины появления догматов. Назначение догматов. Предмет, задача и метод догматического богословия. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Свобода научно-богословского исследования и церковный авторитет. (Основы теологии) Развитие догматической науки и полнота новозаветного Откровения. (Основы теологии)

Предметом догматического богословия являются догматы, то есть христианские вероучительные истины, принимаемые всей полнотой Православной Церкви. Слово «догмат» (греч. δόγμα, род. падеж δόγματος) происходит от греческого глагола δοκέω, имеющего значение «думать», «полагать», «казаться правильным». Непосредственно слово «догмат» образовано от формы перфекта этого глагола δεδόγμη, что может быть переведено как «положено», «решено», «установлено».

Свойства догматов а) теологичность (вероучительность), б) богооткровенность, в) церковность, г) законообязательность (общеобязательность)

Догмат это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.

Богословские термины и догматические формулы ни догматические термины, ни догматические формулы не тождественны той богооткровенной истине, которая в них заключена. Их изучение лишь помогает нам приблизиться к постижению содержания догмата, но не раскрывает всего его содержания.

Догмат и богословское мнение «догмат имеет универсальный или всеобщий характер, ставящий его выше преходящих условий места, времени, народности, индивидуальности и пр. Он есть то, что признается всеми (т.е. Вселенской Церковью), а богословское мнение, отличающееся частичностью и неполнотою истины, узнается именно из отсутствия этого тождества или согласия сознания, оно есть то, что не признается всеми (т.е. Вселенской Церковью), и в отношении к чему существуют даже взаимно исключающие друг друга противоречия и разногласия. Мнения богословские по существу своему суть частные мнения, а догматы мнения всей Церкви» (Светлов П.Я., прот. Указ. соч. Т. 1. С. 322).

Догмат и богословское мнение «Догматы Богом даруемые разуму таланты…а богословские мнения и богословие это приобретаемые трудами жизни и верующего знания новые таланты» (Светлов П.Я., прот. Указ. соч. Т. 1. С. 322)

«Сonsensus patrum» Можно говорить о некоторой иерархии богословских мнений. Если богословское мнение разделяется многими признанными Церковью святыми, то в таком случае говорят о «consensus patrum», или взаимном согласии Отцов, по тому или иному вопросу. С истиной, принимаемой consensus patrum, безусловно, необходимо считаться каждому члену Церкви. Часто (однако не всегда) такие истины фактически обладают авторитетом догматов, и по отношению к ним не принято говорить о богословском мнении. «Ибо отец не противоборствует соотцам, так как все они соделались причастными одного Святого Духа» (1). Примером такого мнения, принимаемого consensus patrum, является учение о Приснодевстве Прсв. Богородицы. (1)Иоанн Дамаскин, преп. Слово второе против порицающих святые иконы, 18. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, С. 58–59).

Теологумен Попытка ввести в систему «догмат богословское мнение» промежуточное понятие «теологумена» была предпринята в православном богословии В.В. Болотовым. Он определил теологумен как «богословское мнение святых отцов единой неразделенной церкви». См. Болотов В.В. К вопросу о Filioque. СПб, С. 30

Причины появления догматов. Понятие о ереси. Церковь допускает существование различных богословских мнений, и история Церкви показывает, что та или иная истина догматизируется только в случае возникновения угрозы ее единству и чистоте вероучения.

Причины появления догматов. Понятие о ереси. Изначально слово «ересь» (от греч «предпочтение» или «выбор») понималось одновременно как выбор и как предмет выбора по любому вопросу. Но постепенно оно стало употребляться только по отношению к выбору политического либо религиозного учения, а по метафорическому переносу смысла и к самому этому учению (1). (1) Иосиф Флавий так именует три течения в иудаизме, существовавшие на рубеже тысячелетий: саддукеев, фарисеев и ессеев (Bel. Jud. II.VIII.1; Ant. XIII.V.9). Римский правитель Феликс называет апостола Павла «начальником назорейской ереси» (Деян 24:5). Муч. Иустин Философ употребляет термин в том же смысле (Разговор с Трифоном-иудеем 18, 108).

Причины появления догматов. Понятие о ереси. В Новом Завете встречается девять раз, чаще в значении «религиозное течение» (2). Однако встречается и другое употребление «разномыслие» (3), «разногласие и раздор» (4). Это показывает, что уже в апостольское время термин «ересь» мог обозначать разномыслие, ведущее к нестроению в Церкви. (2) Деян 5:17; 15:5; 24:5,14; 26:5; 28:22. (3) 1 Кор 11:19. (4) Гал 5:20; 2 Петр 2:1.

Причины появления догматов. Понятие о ереси. В Православии органом, определяющим, является ли то или иное мнение еретическим, считается Собор, выразитель кафолического разума Церкви. Однако ересей, осуждённых Вселенскими Соборами, было немного: арианство, духоборчество, аполлинарианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество. Ересью можно называть только ложное богословское мнение, осужденное Вселенским Собором. Необходимо отметить, что само понятие ереси применимо только к ложному богословскому мнению, возникшему в границах Церкви и обсуждавшемуся на Соборах.

Понятие ереси. Появившиеся в сообществах, отделившихся от единой Церкви, еретические воззрения никогда не становились предметом соборного осуждения. Так, например, не подвергалось осуждению появившееся в сирийской монофизитской среде учение трибожников. Тем же принципом пользуется Церковь и в отношении догматических определений, принятых Западной Церковью после раскола 1054 года (догмат о Filioque, догмат о вероучительной непогрешимости римского епископа, догмат о непорочном зачатии Девы Марии). Формально эти вероопределения никогда не становились предметом соборного осуждения и не признавались еретическими, однако если осуждения de jure не было произнесено, то de facto они отвергаются в Восточной Церкви как еретические.

Понятие ереси. Нельзя называть еретическими и иноверные религиозные воззрения или философские системы, даже если они в значительной степени определяют содержание той или иной ереси (1). Однако следует упомянуть, что в полемических трактатах Святые Отцы всё же иногда называют «ересью» (2) религиозные учения и просто культурно-религиозные традиции, не имевшие никакого отношения к христианству. (1) Так, хотя неоплатонизм сыграл немалую роль в становлении ряда осуждённых воззрений Оригена, мы не можем говорить о его еретическом характере, поскольку данная философская система не является церковным учением. (2) Так, преп. Иоанн Дамаскин в трактате De haeresibus понимает этот термин как родовое обозначение для всевозможных, в том числе и нехристианских, заблуждений.

Понятие ереси. Ересь также надо отличать от раскола, который есть явление канонического порядка, вызванное непослушанием иерархическому авторитету по вопросам, не связанным с вероучением, хотя довольно часто раскол бывает связан и с еретическими воззрениями.

Палитра богословских высказываний Догмат (только соборное установление) «Consensus patrum» Богословское мнение (непротиворечивое) Ложное богословское мнение (противоречащее Писанию или согласию отцов) Ересь (только соборное установление)

Предмет, задачи и метод православно- догматического богословия как науки Предмет – догматы Церкви, Ее вероучение. Задачи и метод догматического богословия как науки не отличаются от задач и метода всей богословской науки в целом, а именно: это есть свидетельство об Истине и указание пути к Богу, посредством соотнесения и поверки личного религиозного со всей полнотой церковного опыта, т. е. Священным Преданием, применительно к тому предмету, который изучает догматика – церковному вероучению или догматам Церкви. Однако, именно по поводу догматической науки возникает вопрос, не является ли определение ее предмета, задач и метода внутренне противоречивым.

Предмет, задачи и метод православно- догматического богословия как науки Если догматы обладают свойством неизменяемости, то каким образом можно их исследовать с помощью богословского метода: сопоставления догматической истины и личного религиозного опыта? Если задачей богословия является ответ на обращенный к Церкви вызов современного мира, часто не имеющий ничего общего с проблематикой, с которой сталкивалась церковное богословие ранее, то как его можно дать, оставаясь в рамках авторизованной Церковью догматической системы, неизменной и законообязательной для каждого ее члена?

Предмет, задачи и метод православно- догматического богословия как науки Эти вопросы сводятся к двум главным: Возможно ли какое-либо развитие догматической науки, и если возможно, то в каком смысле? Какова граница свободы научно-богословского исследования и как она соотносится с церковным авторитетом?

Предмет, задачи и метод православно- догматического богословия как науки В зависимости от ответа существенным образом меняется наше представление о природе богословия и всей богословской науки в целом. Приходится вновь вернуться к вопросу о том, может ли она претендовать на звание науки, поскольку, одной из характеристических черт современной науки как раз и является постоянное обновление и пополнение суммы научного знания. В силу того, что догматическая наука является структурообразующей дисциплиной в системе богословского научного знания, вопрос о свободе научного исследования и возможности развития догматической науки фактически равен вопросу о возможности развития всей богословской науки в целом и частично уже был затронут и будет рассмотрен далее в курсе «Основы теологии»

Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Эти понятия являются примером попытки описания богословского метода (1). Божественная сущность абсолютно непознаваема и человеческий язык не способен выразить полноту ее совершенства. Поэтому говорить о Божественной сущности можно только в отрицательных (апофатических) терминах. Такие утверждения лишены положительного содержания, они указывают нам лишь на то, «что не есть Бог», но не сообщают какого-либо положительного знания о совершенно непознаваемой Божественной сущности. Это принципиальная «рациональная неадекватность» (2) тмежду человеческим словом и тайнами Божественной жизни является методологическим основанием богословия. (1)См. например: Лосский В., Апофаза и троическое богословие // Богословие и боговидение. М., С и др. (2)Лосский В., Отрицательное богословие у блаженнного Августина // Там же. С. 36.

По принципу противопоставления с «апофатическим» методом может быть определен «катафатический»: Предметом богословствования может быть не только бытие Бога в Его неприступной сущности, но и Его самообнаружения в действованиях, благодаря которым мы имеем возможность нечто положительно утверждать о Боге. В опыте духовной жизни Бог энергийно открывается нам не как сущность, но как свободно-разумное Существо, Личность (Ипостась), Которая благоволит явить Себя человеку. Они характеризуют не сущность Божию, но образ Божественного бытия, то есть говорят нам не о том, «что есть Бог», но о том, «каков есть Бог». При этом сам В. Н. Лосский утверждает, что эта попытка описать богословский метод не может рассматриваться как его строгое определение : «Следует признать, что методология церковной истории еще не выработана; это задача для богословской мысли» (1). (1) : Лосский В., Соблазны церковного сознания // Богословие и боговидение. М., С Понятие об апофатическом и катафатическом богословии.

Задание 2. Вступление. Статьи ряда известнейших русских богословов, "в изгнании сущих", были изданы в Париже в 1937 году в третьем выпуске журнала "Православная Мысль". В 1997 году эти статьи были переизданы как сборник, получивший название "Живое Предание". Живое Предание: Православие в современности. [Сб. ст. Перепеч. с изд г.] М., с.

Задание 2. Содержание сборника: Булгаков С., прот. Догмат и догматика. Карташев А. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет. Лаговский И. Возвращение в отчий дом. Зеньковский В.В. Проблема космоса в христианстве. Афанасьев Н.Н. Неизменное и временное в церковных канонах. Ильин В. О творчестве. Федотов Г. Древо на камне. Зандер Л. «И согласно славим всесвятаго Духа». Киприан (Керн), архим. Левитство и пророчество как типы пастырствования. Кассиан (Безобразом), архим. Церковное предание и новозаветная наука. Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика.

Задание 2. Задание. Найти статью проф. А. В. Карташева из этого сборника и ответить на вопрос: «Почему свобода научного исследования в богословии подвергается сомнению? Как разрешается проблема соотношения свободы научно-богословского исследования и церковного авторитета?» Текст статьи есть в интернет.

Задание 2. Требования 1. Прислать ответ на мой адрес до 8-00 утра в день перед лекцией. (1 балл, но при несоблюдении работа проверяться не будет) 2. Письмо должно иметь тему Фамилия- группы-задание 2, к нему должен быть прикреплен Файл ворд, Файл должен называться Фамилия- группы-задание 2, в тексте в начале должны быть указаны ФИО, группы, Задания, формулировка задания. (1 балл, но при несоблюдении работа проверяться не будет) 3. Объем не более 3000 знаков. (1 балл) 4. В ответе должна быть четко выделенная структура. (1 балл) 5. Грамотно оформленные цитаты. (1 балл) 6. Четкость и ясность ответа, соответствие мысли автора, выделение главных идей текста. (5 баллов)