Вступительный урок к курсу «Русский язык» в 10 классе. Публицистический текст как картина общественного сознания…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Advertisements

Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Публицистический стиль Автор проекта: Евгения Фелькер, 7 класс Руководитель: Коптелова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы.
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Публицистический стиль речи Презентацию подготовила Шерстнёва Карина 11 «Б» класс.
Тема урока Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры.
Публицистический стиль Урок развития речи в 7 классе.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
общественно-экономические Политические культурные отношения используется в газетах, журналах.
Публицистический стиль речи. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Основные особенности публицистического стиля Сфера употребления публицистического стиля общественно-экономические,
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
«Публицистический стиль речи» интерактивный плакат для уроков русского языка в 9 – 11 классах «Публицистический стиль речи» интерактивный плакат для уроков.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Легкая промышленность и дизайн» Кафедра «Государственные.
Публицистический стиль речи Мультимедийная презентация.
Фразеологизмы в русском языке Проект для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы.
Транксрипт:

Вступительный урок к курсу «Русский язык» в 10 классе. Публицистический текст как картина общественного сознания…

…или Работа с публицистическим текстом как средство формирования базовых учебных компетенций.

ЦЕЛИ: повторение изученного по теме «Текстоведение»; актуализация аналитического лингвистического инструментария; работа над осмысленным грамотным чтением публицистического текста и созданием собственного речевого продукта.

Язык это тонко настроенный инструмент. Все процессы, происходящие в обществе, в государстве, отражаются в языке. Когда- то в конце 80-х годов был опубликован замечательный текст про дихотомию выражений «как бы» и «на самом деле». Получилась картина общественного сознания. Мне, например, очень интересно, что произошло со словом «проект». Почему оно заменило собой все на свете фильм, книгу, почему в сфере культуры все подряд стало называться проектом. За этим слышится и неуверенность, что задуманное осуществится, и коллективность, собранность, пиарность и много других оттенков. Меня волнует тема двух Россий. Она отражается в языке. Мы часто употребляем одни и те же слова, вкладывая в них совершенно разное значение. И стремительно перестаем друг друга понимать. Не думаю, что тут заключена некая фатальность, что все закончится разводом и мы неизбежно распадемся на две разные страны. Но это некое обострение, которое очень симптоматично. Авдотья Смирнова

Предварительная работа: Знакомо ли вам имя автора высказывания? Чем Авдотья Смирнова может быть интересна для нас именно сегодня? Отыщите ответ на эти вопросы в Сети. Какими сетевыми ресурсами вы станете пользоваться?

Справка Авдо́тья (Ду́ня) Андре́евна Смирно́ва (29 июня 1969, Москва, РСФСР, СССР) сценарист, телеведущая, кинорежиссёр, автор многочисленных статей и эссе. Дочь режиссёра и актёра Андрея Сергеевича Смирнова (род. 1941), внучка советского писателя Сергея Сергеевича Смирнова ( ). Среди её последних режиссёрских работ – фильмы «Отцы и дети», «Кококо», «Два дня».

Задания Запишите идею (основную мысль) текста. Вспомните, что идея – это то, ради чего создан текст (высказывание, статья, рассказ, таблица). Ответьте на вопрос: зачем осуществлено данное высказывание? Это и будет идеей.

Каково типовое значение текста? Иными словами, какой тип речи представлен в предложенном тексте? По каким признакам вы сделали этот вывод? Приведите примеры из текста. Какие ещё типы речи мы знаем? Что такое доминирующий тип речи?

Найдите в словарях или Сети несколько толкований слова публицистика. Выделите самые важные, на ваш взгляд, признаки публицистики. Является ли предложенный текст публицистическим? Докажите примерами из текста.

Выпишите слова, лексическое значение которых вам незнакомо. Значение скольких слов вам непонятно? Как бы вы определили сферу их применения? Попытайтесь определить их значение из контекста.

Выпишите словосочетания, которые, как вы считаете, полезно запомнить и включить в свой активный словарь. В какой речевой ситуации вы собираетесь их использовать?

Публицистический стиль Сфера употребленияОбщественно-экономические, политические, культурные отношения Задачи речиПередача общественно значимой информации с воздействием на читателя (слушателя), убеждение его, внушение определённых идей, взглядов, побуждение к неким поступкам, приглашение к размышлению. Стилевые чертыЛогичность, образность, эмоциональность, призывность, страстность, общедоступность.

Публицистический стиль Языковые средстваОбщественно-политическая лексика; тропы и фигуры речи ( метафоры, эпитеты, градация, фразеологизмы и пр); побудительные и вопросительные предложения и риторические вопросы; вводные единицы, причастные и деепричастные обороты и т.д ЖанрыСтатья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, интервью, публичное выступление и т.д

Тест-тренировка ( задание ЕГЭ В8) Размышления Авдотьи Смирновой о языке пронизано беспокойством о состоянии массовой современной речевой культуры. Для выражения этой обеспокоенности автор использует самые разные языковые средства: «общественное сознание», «сфера культуры» «процессы, происходящие в обществе», «За этим слышится … и неуверенность, и коллективность, собранность, пиарность…» Интерес к поставленной проблеме усиливает и «Язык – это тонко настроенный инструмент»

Письменное домашнее задание ( на выбор) Согласны ли вы с содержанием и основной мыслью предложенного текста? Письменно ответьте на этот вопрос, аргументируйте ответ несколькими примерами. или Сформулируйте актуальную, на ваш взгляд, проблему языка (речи) и предложите пути её решения.

- Какой ещё слайд ты мог бы вставить в эту презентацию? О чём ещё стоило вспомнить на этом уроке?

Всем спасибо за работу!

Некоторые использованные ресурсы Интернета