Формирование универсальных учебных действий (УУД) в 1 классе Выступающий: Гагина Ольга Борисовна Формирование универсальных учебных действий (УУД) в 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
Advertisements

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МОУ СОШ 69 1 – а класс.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
МБОУ «Водоватовская СОШ» Черемухина Л.Н. заместитель директора по воспитательной работе.
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
МБОУ «Инсарскя средняя общеобразовательная школа 2» Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО.
ФГОС второго поколения.. Принципиальное отличие - три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения;
Причины необходимости перехода общества к новой образовательной системе.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УУД НОО.
Формирование УУД (формирование общеучебных навыков)
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Связано с изменением парадигмы образования : от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте». Карягина Александра Алексеевна учитель высшей категории МОБУ «НОШ 75» города.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Потенциал системы Л.В. Занкова для развития универсальных учебных действий младших школьников Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) в 1 классе Выступающий: Гагина Ольга Борисовна Формирование универсальных учебных действий (УУД) в 1 классе Выступающий: Гагина Ольга Борисовна

2 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Познавательные УУД в 1 кл Общеучебные Общеучебные Логические Логические Постановка и решение проблемы Постановка и решение проблемы 1.Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника(под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД в 1 кл Целеполагание Целеполагание Планирование Планирование Прогнозирование Прогнозирование Контроль(волевая саморегуляция) Контроль(волевая саморегуляция) Коррекция Коррекция Оценка Оценка (организовать свое рабочее место под руководством учителя, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном(образцом), в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд «маршрутного листа» (организовать свое рабочее место под руководством учителя, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном(образцом), в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд «маршрутного листа»

Коммуникативные УУД в 1 кл Постановка вопроса Постановка вопроса Построение речевых высказываний Построение речевых высказываний Лидерство Лидерство Согласование действий с партнёром Согласование действий с партнёром Оценка Оценка 1.( Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2.Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3.Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5.Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС

2. Идентификация и различение звуков – решение логопедических проблем (артикуляционная зарядка )

знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно с.26 (письменная форма слова, которая является смыслоразличающей; прописная буква в начале предложения и в именах собственных с.28). знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно с.26 (письменная форма слова, которая является смыслоразличающей; прописная буква в начале предложения и в именах собственных с.28).

4. Различение качества звуков на слух: -гласные-согласные; -йотированные гласные в начале слова; -мягкие - твёрдые согласные; -звонкие – глухие согласные.

5.Работа со схемами с. 42,52, 72

6. Формирование умения читать и составлять звуковую схему слова в двух вариантах – в виде условных обозначений и в виде простейшей транскрипции.

Система работы по формированию потребности и мотива чтения и совершенствованию навыка чтения: Система работы по формированию потребности и мотива чтения и совершенствованию навыка чтения: 1. Задания, нацеленные на перечитывание текста по разным содержательным основаниям.

2. Задания, нацеленные на перечитывание для выполнения определённых организационных требований (чтение по ролям с соседом по парте, чтение по цепочке, чтение в малой группе по схеме маркирования).

Наличие многочисленных текстовых повторов позволяет «реабилитироваться» во время чтения, создаёт ситуацию успеха.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий : «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Дл

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимоконтроль; диспут; диспут; заучивание материала наизусть в классе; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки»; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаем следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаем следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности (Регулятивные УУД)– научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности (Регулятивные УУД)– научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Д». Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Д». После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов). После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

1.На данном этапе работы (формирования рефлексивных способностей ) можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

На своих уроках создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. (ком –е УУД) Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии «Педагогические мастерские в практике начальной школы», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.

Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводится в форме пресс – конференции. - У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов: - Как тебя зовут? - Где ты живешь? - Чем ты питаешься? и т.д. При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. - У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов: - Как тебя зовут? - Где ты живешь? - Чем ты питаешься? и т.д. При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

Много времени отвожу самостоятельному чтению «Читай самому себе». Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. День осени, парк под шапкой зимы в природе рассматриваем и ощущаем воочию, а не по картинкам учебника и словарю. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…». Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…» Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. День осени, парк под шапкой зимы в природе рассматриваем и ощущаем воочию, а не по картинкам учебника и словарю. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…». Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…» На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуемся карточками- орфограммами. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме. На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуемся карточками- орфограммами. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Памятка для учителя По формированию и развитию универсальных учебных действий. По формированию и развитию универсальных учебных действий.

Необходимо помнить: Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО: Создать атмосферу успеха Создать атмосферу успеха Помогать ребёнку учиться легко Помогать ребёнку учиться легко Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях Не скупиться на поощрения и похвалу Не скупиться на поощрения и похвалу

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!