Бордовский Павел Георгиевич (кафедра биомеханики) Лекция 1 Введение в предмет Отредактировано 09.09.2010 Информационные Технологии в Социально Культурном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этапы развития информационных технологий. Понятия: Информационная технология это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки.
Advertisements

Лекция 2. Основные понятия ИТ. Цель лекции Дать систематизированные основы научных знаний по указанной теме занятия. Учебные вопросы: 1. Содержание информационной.
Информационные технологии.
Информационные технологии и информационное общество.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Информационные технологии в образовании. Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки.
История развития информационной технологии. Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как.
Прогресс в информационных технологий – это благо для человека?
Урок 1 Введение. Понятие информационной технологии.
Информационные технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени они прошли.
Информационные технологии Определения. Понятие информационной технологии Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство,
В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём.
История развития информационной технологии
Представление об информационной технологии Автор – Иванов В.В. МБОУ «СОШ с.Вязовка» 2011 год.
Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов.
Как мы видим в будущем развитие информационных технологий.
Информация и её свойства. Вопросы: 1.Информация: определение, свойства, особенности, разновидности. 2.Меры информации. 3.Показатели качества информации.
Основные понятия и определения информатики Тема 1.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Лекция 4 Информационные технологии как часть информатики. 2010г.
Транксрипт:

Бордовский Павел Георгиевич (кафедра биомеханики) Лекция 1 Введение в предмет Отредактировано Информационные Технологии в Социально Культурном Сервисе и Туризме (Телекоммуникация и компьютерные технологии в Связях с Общественность)

2 План лекции 1. О сновные понятия предмета 2. И сторические этапы развития информационного общества. 3. Э тапы развития ИТ (информационных технологий) 4. О сновы процесса получения и обработки информации 5. И змерение информации и данных

3 Рекомендуемая литература Основная А.И. Бердичевский Информационные технологии управления. Учебно-методическое пособие. ­­­ СПб филиал ГУ-ВШЭ, – 84с.

4 Дополнительная Информационные технологии: Учебное пособие 2-е изд Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Основы информационных и телекоммуникационных технологий Попов В.Б. Информационные системы и технологии в экономике и управлении Трофимов В.В свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый. свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый. (личный сайт Бордовского Павла Георгиевича для студентов НГУ им. П.Ф.Лесгафта (по информатике) ) (личный сайт Бордовского Павла Георгиевича для студентов НГУ им. П.Ф.Лесгафта (по информатике) ) – поисковая система. – поисковая система.

Информационные технологии (IT) 5 Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В настоящее время, под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

ИНФОРМАЦИЯ Определение 1. Информация есть отражение реального мира, это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Определение 1. Информация есть отражение реального мира, это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Определение 2. Информация есть форма движения материи. Определение 2. Информация есть форма движения материи. Определение 3. Информация - одна из трех составляющих основ мироздания наряду с материей и энергией. Определение 3. Информация - одна из трех составляющих основ мироздания наряду с материей и энергией. 6

ИНФОРМАЦИЯ понятие информации может связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает. понятие информации может связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения за этим объектом, вычислительного эксперимента над ним или путем логического вывода. В связи с этим информацию делят на доопытную, или априорную, и послеопытную, или апостериорную, полученную в результате проведенного эксперимента. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения за этим объектом, вычислительного эксперимента над ним или путем логического вывода. В связи с этим информацию делят на доопытную, или априорную, и послеопытную, или апостериорную, полученную в результате проведенного эксперимента. Информация передается с помощью сообщений. Под сообщением будем понимать различные средства общения людей. Информация передается с помощью сообщений. Под сообщением будем понимать различные средства общения людей. Одно и то же сообщение может передавать совершенно различную информацию. Т.е. сообщение – это данные. Одно и то же сообщение может передавать совершенно различную информацию. Т.е. сообщение – это данные. Таким образом, одно и то же сообщение, по-разному интерпретированное, может передавать разную информацию. Правило интерпретации может быть известно лишь ограниченному кругу лиц; существуют правила интерпретации для специальных языков. Таким образом, одно и то же сообщение, по-разному интерпретированное, может передавать разную информацию. Правило интерпретации может быть известно лишь ограниченному кругу лиц; существуют правила интерпретации для специальных языков. 7

В житейском смысле под информацией мы понимаем совокупность интересующих нас сведений, знаний, набор данных и т. д. Информация не может существовать без наличия источника и потребителя информации. Основной источник и потребитель информации - это человек, поэтому можно сказать, что существует столько видов информации, сколько органов чувств у человека. В житейском смысле под информацией мы понимаем совокупность интересующих нас сведений, знаний, набор данных и т. д. Информация не может существовать без наличия источника и потребителя информации. Основной источник и потребитель информации - это человек, поэтому можно сказать, что существует столько видов информации, сколько органов чувств у человека. Информацию можно отнести к абстрактным понятиям. Однако ряд ее особенностей приближает информацию к материальному миру. Информацию можно получить, записать, передать, продать, купить, своровать, уничтожить, в конце концов, информация может устареть. Информацию можно отнести к абстрактным понятиям. Однако ряд ее особенностей приближает информацию к материальному миру. Информацию можно получить, записать, передать, продать, купить, своровать, уничтожить, в конце концов, информация может устареть.

Представление информации Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств и рассматривает формы представления информации для ее передачи и хранения (в виде знаков и символов). Данный аспект необходим для измерения информации. Информацию, рассмотренную только в синтаксическом аспекте, называют данными. Измеряется символами, байтами, страницами и т.д. Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств и рассматривает формы представления информации для ее передачи и хранения (в виде знаков и символов). Данный аспект необходим для измерения информации. Информацию, рассмотренную только в синтаксическом аспекте, называют данными. Измеряется символами, байтами, страницами и т.д. Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Этот аспект информации может быть выражен (измерен) через тезаурус. Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Этот аспект информации может быть выражен (измерен) через тезаурус. Прагматический аспект передает возможность достижения цели с учетом полученной информации. Прагматический аспект передает возможность достижения цели с учетом полученной информации. Оценивается статистическими методами: вероятность достижения цели до получения информации и вероятность достижения цели после получения информации. 9

О БРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Источниками и носителями информации могут быть сигналы любой природы: речь, музыка, текст, показания приборов и т. д. Однако хранение, передача и переработка информации в ее естественном физическом виде большей частью неудобна, а иногда и просто невозможна. В таких случаях применяется кодирование. Источниками и носителями информации могут быть сигналы любой природы: речь, музыка, текст, показания приборов и т. д. Однако хранение, передача и переработка информации в ее естественном физическом виде большей частью неудобна, а иногда и просто невозможна. В таких случаях применяется кодирование. Кодирование - это процесс установления взаимно однозначного соответствия элементов и слов одного алфавита элементам и словам другого алфавита. Кодирование - это процесс установления взаимно однозначного соответствия элементов и слов одного алфавита элементам и словам другого алфавита. Кодом называется правило, по которому сопоставляются различные алфавиты и слова. Кодом называется правило, по которому сопоставляются различные алфавиты и слова. Так же информацию, участвующую в электронном вычислительном процессе, можно условно разделить на обрабатываемую (данные) и управляющую (программы) Так же информацию, участвующую в электронном вычислительном процессе, можно условно разделить на обрабатываемую (данные) и управляющую (программы) 10

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СИСТЕМА (от греч. systema целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. ЦЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ - решение текущей задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и управления организацией. 11

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne искусство, мастерство, умение и logos слово, учение), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации для решения управленческих задач экономического объекта. 12

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. 13

Автоматизированные информационные системы для информационной технологии это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам 14

15

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Информационные технологии выступают инструментарием в управлении и формировании информационных ресурсов организации в рамках е информационной системы (рис. 2). 16

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - сочетание знаний и информации. Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемы знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная. К пассивной форме ИР относятся книги, журнальные статьи, патенты базы данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные конкретным предметным областям, если они не комплексные, т.е. недостаточны для целенаправленного применения. К активной форме ЯР относятся модель, алгоритм, проект, программа и база знания. Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания ИР, степени доведения его до готовности и возможности превратиться в «силу». 17

Общая ТЕХНОЛОГИЯ процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации В СИСТЕМАХ Процесс сбора информации. На этом этапе происходит восприятие информации, в процесс которого сведения, поступающие в систему из внешнего мира, преобразуются в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой. Сбор информации это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной системы Процесс передачи информации. Осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортом, дистанционная передача по каналам связи Процесс обработки информации. В зависимости от поставленных за дач, система анализирует полученную информацию и принимает решени по ее дальнейшему использованию Процесс хранения информации. В процессе получения, чтобы сократить время на поиск и обработку информации, возникает необходимость сохранении полученных результатов с целью дальнейшего использование Хранение информации осуществляется на технических носителях в вид информационных массивов. 18

Принципиальная модель получения и обработки информации. 19

20 Предмет информационных технологий аппаратное обеспечение (АО) средств вычислительное техники аппаратное обеспечение (АО) средств вычислительное техники программное обеспечение (ПО) средств вычислительной техники программное обеспечение (ПО) средств вычислительной техники

Этапы развития ИТ (информационных технологий) Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам: Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам: 21

По виду задач и по виду процессов обработки информации. 1-й этап ( е гг.) обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. 1-й этап ( е гг.) обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. 2-й этап (с 80-х гг.) создание ИТ, направленных на решение стратегических задач. 2-й этап (с 80-х гг.) создание ИТ, направленных на решение стратегических задач. 22

По используемому техническому обеспечению 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360, БЭСМ, МЭСМ 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360, БЭСМ, МЭСМ 3-й этап (с начала 80-х гг.) компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ средством поддержки принятия его решений 3-й этап (с начала 80-х гг.) компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ средством поддержки принятия его решений 4-йэтап (с начала 90-х гг.) создание современной технологии межорганизационных связей и ИС. 4-йэтап (с начала 90-х гг.) создание современной технологии межорганизационных связей и ИС. 23

По преимуществам, которое приносит компьютерная технология: 1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере. 1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере. 24

По преимуществам, которое приносит компьютерная технология: 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя. 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя. 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. 25

По применяемому инструментарию ИТ 1-й этап (до второй половины XIX в.) "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии представление информации в нужной форме. 1-й этап (до второй половины XIX в.) "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии представление информации в нужной форме. 2-й этап (с конца XIX в.) "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии представление информации в нужной форме более удобными средствами. 2-й этап (с конца XIX в.) "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии представление информации в нужной форме более удобными средствами. 26

По применяемому инструментарию ИТ 3-й этап (40 60-е гг. XX в.) "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 3-й этап (40 60-е гг. XX в.) "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 27

По применяемому инструментарию ИТ 4-й этап (с начала 70-х гг.) "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии. 4-й этап (с начала 70-х гг.) "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии. 28

По применяемому инструментарию ИТ 5-й этап (с середины 80-х гг.) "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. 5-й этап (с середины 80-х гг.) "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. 29

По методологии использования ИТ 1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям. 1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям. 2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций. 2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций. 3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де- централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода. 3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де- централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода. 30

Российская специфика развития ИТ Связана прежде всего с отставанием в создании персональных компьютеров и программного обеспечения для пользователей примерно на 20 лет. Связана прежде всего с отставанием в создании персональных компьютеров и программного обеспечения для пользователей примерно на 20 лет. Однако в 90-х годах с появлением на рынке иностранных компьютеров и ПО отставание стало стремительно сокращаться и в настоящий момент, благодаря развитию интернет практически отсутствует. Однако в 90-х годах с появлением на рынке иностранных компьютеров и ПО отставание стало стремительно сокращаться и в настоящий момент, благодаря развитию интернет практически отсутствует. 31

32 3. О ОО Основы процесса получения и обработки информации

Информационное общество теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Отличительные черты информационного общества увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;общества возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;продуктов услугваловом внутреннем продуктепродуктов услугваловом внутреннем продукте нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;информатизация создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:информационного пространстваинформационного пространства (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Программы развития ИО Первая программа ИО – «Национальная информационная инфраструктура» была разработана в начале 90-х годов ХХ века в США. Первая программа ИО – «Национальная информационная инфраструктура» была разработана в начале 90-х годов ХХ века в США. На современном этапе информационное развитие общества является важным стратегическим, политическим, экономическим и социальным факторами развития общества. Так например Дмитрий Медведев на совещании указал на то, что информационное развитие Российского общества отстаёт от ведущих мировых государств, в частности: Электронное правительство и Административная часть, а так же организация дистанционного обучения, но уже в мае 2010 года заработал портал

36 «Электронная Европа» (е-Европа) Все школы имеют выход в ИНТЕРНЕТ Все школы имеют выход в ИНТЕРНЕТ Быстрый ИНТЕРНЕТ для исследователей и студентов Быстрый ИНТЕРНЕТ для исследователей и студентов Вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособного населения Вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособного населения Онлайновая медицина Онлайновая медицина Интеллектуализация автотранспорта Интеллектуализация автотранспорта Электронная коммерция Электронная коммерция Смарт-карты для электронного доступа Смарт-карты для электронного доступа Онлайновое правительство Онлайновое правительство

37 «Электронная Россия» (е-Россия), Доступ в ИНТЕРНЕТ всего населения; Доступ в ИНТЕРНЕТ всего населения; К ИНТЕРНЕТУ должны быть подключены все Российские ВУЗы и 50% школ; К ИНТЕРНЕТУ должны быть подключены все Российские ВУЗы и 50% школ; Развитая система подготовки специалистов по информатике и ИТ. Развитая система подготовки специалистов по информатике и ИТ.

Информация, данные, методы

39 Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, осведомление, изложение.

40 Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности. Информация – продукт взаимодействия данных и адекватных методов. Данные – зарегистрированные сигналы.

41 Связь между данными и информацией На компакт диске записаны сведения «Жёлтые страницы Санкт-Петербурга» – Это ДАННЫЕ При установке этого диска на компьютер и выполнение поиска фирм по запросу пользователя выводит отобранные записи – это ИНФОРМАЦИЯ Используемый адекватный метод – компьютерная обработка информации

Меры информации и данных

43 Меры информации и данных Объем данных Количество информации

44 Объем данных в вычислительной технике Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов). Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов). В двоичной системе счисления единица измерения – бит. Эта единица предложена Клодом Шэнноном. В двоичной системе счисления единица измерения – бит. Эта единица предложена Клодом Шэнноном. bit (binary digit) – двоичная цифра. bit (binary digit) – двоичная цифра.

45 Пример кодирования символов буквакодбуквакод a d b e c f

46 Единицы объема данных 1 байт = 8 бит 1 Кбайт = 1024 байт 1Мбайт = 1024 Кбайт 1Гбайт = 1024 Мбайт

47 Количество информации Для измерения смыслового содержания информации (количества информации) наибольшее распространение получила тезаурусная мера. Для измерения смыслового содержания информации (количества информации) наибольшее распространение получила тезаурусная мера. Тезаурус – совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система. Тезаурус – совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

48 Зависимость количества семантической информации, воспринимаемой потребителем, от его тезауруса. Количество информации Тезаурус системы

49 Конец лекции Продолжение - Лекция 2 История