Мониторинг качества и эффективности медицинской помощи. Подходы, модели, понятийный аппарат. Мухин Юрий Юрьевич, med@consef.ru Itm.consef.ru 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заведующий кафедрой управления и экономики здравоохранения и системы ОМС Института развития дополнительного профессионального образования Министерства.
Advertisements

О формировании территориальной программы государственных гарантий на 2013 г. Начальник отдела экономического анализа и формирования сводного бюджета здравоохранения.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
Гвоздева Ольга Николаевна, главный правовой инспектор труда обкома Профсоюза.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Заместитель директора МИАЦ РАМНО.П. Савчук.
Независимая медицинская экспертиза: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» доктор мед наук, профессор Александрова Оксана Юрьевна Первый Московский государственный.
РОССИЯ 2012 ВСЕРОССИЙСКОЙ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ МОСКВА, 12 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА Заместитель директора Департамента анализа,
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ, ОХРАНЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ГОДЫ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
Предложения Межрегионального общественного движения (МОД) «Движение против рака» по дальнейшему совершенствованию медицинской помощи населению Российской.
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
Применение различных способов оплаты в системе обязательного медицинского страхования.
Презентацию подготовили: Ученики 11 «Б» класса МОУ СОШ 2 Смирнов А. Щербаков И. Медведев Д. Кудряшова М. Смирнова А.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Транксрипт:

Мониторинг качества и эффективности медицинской помощи. Подходы, модели, понятийный аппарат. Мухин Юрий Юрьевич, Itm.consef.ru 1

Цели создания инфраструктуры управления качеством, доступностью и эффективностью медицинской помощи. -Возможность улучшить ключевые характеристики состояния здоровья населения: ожидаемая продолжительность жизни, общий коэффициент смертности, уровень рождаемости, утраты трудоспособности и др. -Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью. -Создание системы мониторинга и анализа эффективности государственных инвестиций в здравоохранение. -Создание гибкой системы мотивации специалистов и учреждений в сфере здравоохранения. - Формирование проектного подхода с целью построения эффективного менеджмента здравоохранения в условиях одноканального финансирования. -Создание инструмента для системной связки новых инструментов контроля и мотивации в здравоохранении: стандарты – порядки – материально - техническая база – профессиональные стандарты - оплата труда и материальное стимулирование. itm.consef.ru 2

Основные направления реализации на период гг. - Повышение оплаты труда медицинских работников с одновременным переходом на эффективный контракт. -Достижение запланированных показателей общественного здоровья. -Создание системы эффективного управления медицинскими организациями без потерь в качестве медицинской помощи для населения. -Проведение инфраструктурных преобразований в системе оказания медицинской помощи itm.consef.ru 3

Основные этапы формирования системы контроля качества и эффективности медицинской помощи в новейшей истории России Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от (с изменениями и дополнениями) Законы, подзаконные акты о медицинском страховании граждан, приказы, инструктивные письма и другие документы ФОМС Национальный проект «Здоровье». Создание структур по управлению качеством медицинской помощи в органах управления здравоохранением субъектов в Российской Федерации. Определение системы контроля качества и эффективности медицинской помощи в качестве одного из приоритетов развития национальной системы здравоохранения Создание Росздравнадзора и наделение его рядом функций по контролю за выполнением стандартов и порядков оказания медицинской помощи Формирование методологии оценки и инфраструктуры по реализации задач повышения качества и эффективности медицинской помощи Достижение основных показателей структурных преобразований системы медицинской помощи, а также состояния здоровья населения.. itm.consef.ru

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ Приоритетный национальный проект «Здоровье» Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации Нормативное обеспечение национальной системы контроля качества и эффективности медицинской помощи Стандарты медицинской помощи 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г р утвержден план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1152 г. "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности". Порядки оказания медицинской помощи Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об общественном контроле качества и безопасности медицинской деятельности". Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об общественном контроле качества и безопасности медицинской деятельности". itm.consef.ru Профессиональные стандарты в области здравоохранения и система аккредитации

Дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (основные положения и сроки для ФГУ). (в ред. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г р) itm.consef.ru6 Наименование мероприятияСрок реализации Ответственные исполнители Ожидаемый результат Разработка планов мероприятий по повышению эффективности ФГУ … на основе целевых показателей деятельности учреждения… 1 апреля 2013Минздрав России, РАМН, ФМБА, другие заинтересованны е ведомства. Создание резервов за счет оптимизация структуры оказания медицинской помощи Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных ФГУ 1 июля 2013Минздрав России, РАМН, ФМБА, другие заинтересованны е ведомства. Критерии оценки деятельности медицинских работников Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, … с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов ежегодноМинздрав России, РАМН, ФМБА, другие заинтересованны е ведомства. Оптимизация численности административно- управленческого персонала Разработка и утверждение профессиональных стандартов в области здравоохранения 2013 – 2014Минтруд России, Минздрав России Образовательные программы – аккредитация медицинских работников с 1 января 2016 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" : Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: 1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации ( Росздравнадзор); 2) Определения и контроля показателей качества деятельности медицинских организаций (Исполнительные органы власти в сфере здравоохранения, ТФОМС и страховые медицинские организации); 3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями; 4) разработки и утверждения 31 профессионального стандарта по основным должностям медицинских работников (Минтруд России в соответствии с приказом от 30 ноября 2012 г. 565) для системы аккредитации и оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг ( Исполнительные органы власти в сфере здравоохранения); 5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности (Минздрав России). itm.consef.ru 7

Группы критериев доступности и качества медицинской помощи ( Письмо Минздрава России от /10/ во исполнение п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» ) itm.consef.ru 8 а) общие показатели (15 показателей), в том числе: удовлетворенность населения медицинской помощью - в процентах от числа опрошенных; смертность населения (10 показателей); количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы; обеспеченность населения врачами (на человек населения), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях; средняя длительность лечения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (число дней); и др. б) показатели деятельности медицинских организаций по оказанию первичной медико-санитарной помощи (4 показателя): в) показатели деятельности медицинских организаций по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи: г) показатели деятельности медицинских организаций по оказанию скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи ( 2 показателя):

Эффективность медицинской помощи, составляющие: Медицинский эффект определяется степенью адекватности и результативности медицинского вмешательства, уровнем качества лечения конкретного больного и использованием современных инновационных технологий при оказании медицинской помощи. Социальный эффект отражает степень улучшения показателей здоровья населения или его отдельных групп (средняя продолжительность жизни, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности и др.) и степень удовлетворенности населения бесплатной медицинской помощью. При оценке социального эффекта необходимо взвешенно и обоснованно подходить к анализу и выводам, поскольку влияние системы здравоохранения на показатели здоровья нации имеет свои определенные границы. Экономическая эффективность – полученный результат (критерии медицинского и социального эффекта) в сопоставлении с затратами на его достижение, выраженный в рублях. itm.consef.ru9

Эффективность деятельности медицинских организаций (Письмо Минздрава России от /10/2-5718) Эффективность деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, оценивается на основе: 1. Критериев доступности и качества медицинской помощи, установленных разделом VII «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи..». 2. Показателей ресурсного обеспечения медицинской помощи. itm.consef.ru10

Коэффициенты оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях : Коэффициент выполнения функции врачебной должности - для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях: Кв = Рф:Рн, где Рф - фактическое число посещений; Рн - плановое, нормативное число посещений. Показатель рационального использования коечного фонда оценивается как обеспечение нормативных показателей занятости койки при соблюдении нормативных сроков лечения: Kr = Of : On = Uf/Bf : Un/Bn, где: Of - фактический оборот койки, как отношение фактической занятости койки (Uf) к фактическим срокам лечения (Bf),On - нормативный оборот койки, как нормативная занятость койки (Un) к нормативному сроку лечения (Bn). Коэффициент целевого использования коечного фонда отражает занятость койки для обоснованной госпитализации стационарных больных, определяется экспертным путем и не может быть более 1: Ks= Us : Uo, где Us – количество больных, госпитализированных при наличии обоснованных показаний для стационарного лечения, оценивается экспертами иных больничных учреждений, страховых медицинских организаций и территориального фонда обязательного медицинского страхования,Uo – общее количество госпитализированных больных Коэффициент эффективного использования коечного фонда (Кэ) на основе оценки рационального и целевого использования коечного фонда - Кэ = Kr x Ks Экономический ущерб определяется по формуле: У = Ф х (1 - Кэ) где:У – экономический ущерб в рублях, Ф – сумма финансовых средств, затрачиваемых на содержание всего коечного фонда Кэ – коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда. При отсутствии данных о нормативах деятельности стационара принимаются значения среднегодовой занятости койки – 340 дней, средних сроков лечения – 11,4 дней и оборота койки – 29,8 больных за год. Коэффициенты финансовых затрат поликлиники (Кп) и стационара (Кс): Кп= Фп:Пп Кс= Фс: Пс Для этого сумма фактических расходов поликлиники (Фп) и стационара (Фс) сравнивается с утвержденными суммами расходов по поликлинике (Пп) и стационару (Пс) itm.consef.ru 11

Отечественный опыт внедрения систем оценки качества, доступности и эффективности медицинской помощи: 1. Метод коллектива ВНИИ им. Семашко, основан на расчете единого для всех типов ЛПУ специального показателя качества и эффективности - интегрального коэффициента эффективности (Ки), представляющего собой произведение коэффициентов медицинской эффективности (Км), социальной эффективности (Кс) и коэффициента соотношения затрат (Кз): Ки = Км х Кс х Кз, где Км = (число случаев достигнутых медицинских результатов)/(общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи); Кс = (число случаев удовлетворенности потребителя)/(общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи); Кз = (нормативные затраты)/(фактически произведенные затраты на оцениваемые случаи оказания медицинской помощи). Основным элементом этой системы является определение степени достижения конкретного результата, которым в зависимости от оцениваемого объекта могут быть: показатели динамики состояния пациентов при оценке эффективности лечебно-диагностического процесса; показатели динамики их здоровья при оценке здоровья определенных контингентов; удовлетворенность пациентов, врача, медицинского работника; создание гуманных условий больному в терминальной стадии заболевания; степень социальной (социально-экономической) адаптации пациента и пр. itm.consef.ru12

Отечественный опыт внедрения систем оценки качества, доступности и эффективности медицинской помощи: 2.Система «Автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи» ( разработчики: Коллективы Санкт-Петербургского НИИ кардиологии МЗМП РФ, НВМО «Центр качества и квалификации» и АО «Россгострах Санкт-Петербург»). Авторам метода удалось создать формализованный язык экспертизы качества медицинской помощи и специализированное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать сам процесс экспертизы и предоставляющее дополнительные сервисные функции – шаблон протокола экспертизы и заключения, глоссарий, контекстный поиск, нормативные, методические материалы и т.д. 3. Метод оценки качества и эффективности медицинской помощи, основанный на сравнении фактически оказанной медицинской помощи с медико-экономическим стандартом (МЭС, КСГ). В определенной мере этот метод разработан, адаптирован для практической деятельности и внедрен сотрудниками Института социально-экономических проблем здравоохранения г. Кемерово, Кемеровским облздравотделом и Кемеровской областной больничной кассой «Кузбасс», хотя многими территориями России достаточно эффективно используются аналогичный или подобные методы оценки КМП, адаптированные к конкретным условиям. itm.consef.ru13

Ключевые показатели эффективности (KPI) Позволяют: Определить цели организации и роль каждого сотрудника в их достижении, включая смежные,сервисные и другие подразделения и организации, участвующие в процессе оказания медицинской помощи. Выделить количественные и качественные параметры, достижение которых сотрудником и его подразделением соответствует интересам организации. Создать гибкую систему мотивации, основанную на комплексном учете личных и групповых достижений, поддержке инициативы, ответственности и солидарности. itm.consef.ru14

Матрица KPI itm.consef.ru15 Ключевые показатели, наименование ВесаБазовый (минималь- ный уровень) Норматив- ный уровень Плановый уровень Фактический уровень Относитель- ное значение Общие (1-3 показателя) Личные (3-5 показателей): Количественные Качественные ( в относительных единицах) Итоговое значение (относительное)

Благодарю за внимание! Вопросы? Мухин Юрий Юрьевич, Itm.consef.ru itm.consef.ru16