Физиология высшей нервной деятельности Введение2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физиология высшей нервной деятельности Введение
Advertisements

Физиология высшей нервной деятельности Введение
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям.

1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
Нейробиология Формы обучения. Элементарные компоненты поведения.
Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ 6» г. Сергиев Посад.
Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
Выполнила: Ученица 8 «Б» класса Колода Диана. Учитель: Баштанник Наталья Евгеньевна.
ПОДГОТОВИЛИ УЧЕНИЦЫ 7 –А КЛАССА ПРОХОРОВА ОЛЬГА И ЕКАТЕРИНА ГАВРИЛЮК ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ.
ПОВЕДЕНИЕ лекция 1 (этология, зоопсихология, физиология ВНД) С.В.Попов 2005.
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Учебный проект «Механизм образования условного рефлекса» Хрисанова А.П. Мамедова Г.Д. Истилеева А.
Нейробиология Рассудочная деятельность. Когнитивные формы обучения.
Координация и регуляция. Регуляция процессов жизнедеятельности Раздражимость Цель урока: познакомить учащихся с особенностями регуляции процессов жизнедеятельности.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам.
Транксрипт:

Физиология высшей нервной деятельности Введение2009

Предмет физиологии высшей нервной деятельности

И.П.Павлов определил предметом физиологии высшей нервной деятельности исследование высших (психических) форм деятельности мозга.

Основная задача физиологии высшей нервной деятельности объективное изучение материального субстрата психической деятельности.

В физиологии высшей нервной деятельности широко применяются исследования поведения животных, которое, в частности, служит удобной моделью психики человека (ряда ее базовых аспектов) и открывает более широкие возможности для проведения экспериментов.

Знания в области физиологии высшей нервной деятельности могут быть использованы для решения ряда практических задач, в том числе: Психотерапия (в особенности «поведенческая психотерапия») Сохранение здоровья и высокой работоспособности человека Воспитание детей в семье, педагогика Пропаганда, агитация, реклама Управление коллективами, разрешение межличностных конфликтов и иные аспекты вмешательства в социальное взаимодействие между людьми Управления поведением животных (кинология и др.) Повышение продуктивности животных (сельское хозяйство, пушное звероводство и др.)

Физиология ВНД (психобиология, физиологическая психология) – составная часть нейробиологии (нейронауки); одновременно физиология ВНД тесно связана с психологией. Круг проблем, исследуемых в физиологии ВНД, с одной стороны перекрывается с предметом зоопсихологии, с другой – с предметом психофизиологии.

Поведение

Под поведением понимают активное взаимодействие организма с внешней средой, обусловленное действием внешних и внутренних условий и опосредованное деятельностью нервной системы. Таким образом, поведение – внешнее проявление функции мозга. Поведение не всегда является непосредственной реакцией на стимулы, а может реализовываться по внутренней программе.

Поведение реализуется во внешнем мире прежде всего за счет произвольной или непроизвольной работы мышц (например, произвольное движение рукой, чтобы взять предмет со стола; или улыбка на лице человека, непроизвольно возникающая при социальном контакте), а также деятельности желез, которая практически всегда непроизвольна (например, выделение слез или пота).

Поведение (животных и человека) характеризуется целенаправленностью – т.е. имеет не только причину, но и цель.

Изучение структуры и функций мозга невозможно без учета важнейшего принципа, высказанного Ч.Дарвином в «Происхождении видов...» (1859): движущая сила развития организмов лежит в приспособительных взаимоотношениях с окружающей средой.

Соотношение основных элементарных компонентов поведения (по Л. В. Крушинскому, 1977). Большинство наблюдаемых нами видов реального поведения животных и человека включают в себя все три компонента одновременно. ОбучениеИнстинкт Разумное поведение

Инстинктивное поведение

Инстинкт позволяет животным (и отчасти людям) выживать, обеспечивать свои базовые потребности и оставлять потомство на основе программы, которая передается по наследству и способна обеспечить адекватное поведение при отсутствии соответствующего индивидуального опыта и каких-либо приобретенных знаний. Хотя инстинкт особенно важен для животных с коротким сроком жизни и маленьким размером мозга (например, насекомых), он играет значительную роль и в поведении человека.

Пример инстинктивного поведения. Недавно вылупившиеся птенцы запрокидывают голову, открывают рот и издают громкий писк. Родители помещают принесенную пищу в клювы птенцов.

Пример инстинктивного поведения: роющая оса помещает парализованного сверчка в норку в качестве корма для своих личинок.

Безусловный рефлекс относительно постоянная, видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Безусловный рефлекс можно считать наиболее упрощенной формой инстинкта, ограниченной простейшими физиологическими реакциями.

Обучение (условный рефлекс и другие формы обучения)

Обучение это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта (В. Торп, 1963).

Наследственно закрепленные безусловные рефлексы могут возникать, тормозиться и видоизменяться в ответ на самые разнообразные раздражения, с которыми сталкивается индивидуум. Таким путем ранее индифферентные раздражители приобретают качества биологически значимых сигналов. При этом образуются условные рефлексы. Как правило, для возникновения условных рефлексов требуется многократное повторение данной ситуации (сочетания стимулов).

Пример классического условного рефлекса

Эксперимент Э.Торндайка с «проблемным ящиком» - первое исследование инструментального условного рефлекса

Камера Скиннера для изучения инструментального условного рефлекса (вариант для голубей)

Дрессировка животных основана на принципах инструментального условного рефлекса

Карл Брюллов. Мать, просыпающаяся от плача ребенка г. Взаимодействие между матерью и ребенком формируется с обеих сторон в значительной степени по законам условнорефлекторного обучения

Пример условного рефлекса при взаимодействии родителей с детьми: если играть с ребенком тогда, когда он улыбается, то ребенок будет чаще улыбаться. Если же обращать внимание на ребенка только тогда, когда он плачет, то это сделает ребенка плаксивым.

Разумное поведение (элементарное мышление, элементарная рассудочная деятельность)

Элементарная рассудочная деятельность (элементарное мышление) животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

Первые эксперименты по изучению разумного поведения животных (эксперименты Кёллера на шимпанзе)

Эксперименты по изучению элементарной рассудочной деятельности: тест на экстраполяцию направления движения и тест на вмещаемость в объемную фигуру

Место физиологии ВНД среди других наук и ее применение на практике

Философия Психология Педагогика Медицина Психотерапия Биология Физиология Кибернетика Сельскохозяйственное животноводство Кинология, собаководство и разведение других домашних, декоративных и служебных животных Практические аспекты применения психологии: воспитание детей в семье и школе, руководство коллективом, менеджмент, финансовая деятельность, агитация и пропаганда, реклама и др.

Несколько рисунков из Интернета…