Формирование универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Мозговой штурм 1)Что вы знаете о «критическом мышлении»? 2)Что вы знаете о таксономии Блума? 3) Какие приемы критического.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией,
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Тема: «Достижение метапредметных образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС. Цель: внедрение федерального государственного образовательного.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ 6 г.Вольска.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений » (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие « Как учатся дети: Свод основ » ).

ТРКМЧП ТРКМЧП Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

ТРКМЧП направлена на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы осмысления– (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Роль учителя в ТРКМ: создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих сталкивает различные суждения

Задачи для ученика: формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы аргументированно спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Работа с художественным текстом Работа с информационным текстом Урок – взаимообучение Урок – дискуссия Урок – письмо Урок – исследование Типология уроков в ТРКМЧП

Этапы урока Задачи этапа Содержание деятельности учителя и учащихся результатПриемы и формы работы по формирова нию УУД предмет ный вызов Осысле ние Рефлек сия

Приемы, направленные на развитие умения систематизировать и анализировать информацию КластерыИнсерт Концептуальная таблица Таблица «ПМИ» Стратегия «Фишбон» «Бортовой журнал»

Кластеры (гроздья)

ПМИ (Плюс –Минус – Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» «Что в этом интересного?»

Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Концептуальная таблица Объект сравнения Линия сравнения Персоналии, факты

Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причи на Факты Факты Вывод

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Приемы, направленные на развитие осознанного чтения Дневник двухчастный и трехчастный Инсерт Чтение с остановками Таблица «ПМИ» Прием «Ромашка Блума» Прием «толстых» и «тонких» вопросов Сюжетная таблица

«Двухчастный дневник» цитатакомментарийвопросы

Сюжетные таблицы Кто?Что?Когда?Где?Почему?

Приемы, направленные на развитие умения формулировать проблему Стратегия «Идеал» Стратегия «Фишбон» Прием «Карусель» Мозговой штурм Приемы, направленные на развитие умения работать над понятием o Синквейн o Прием «Выглядит как…», «Звучит как…»

Прием «ИДЕАЛ» И- Идентифицируй проблему(Сформулировать проблему в виде вопроса) Д – Доберись до сути (Обозначить, какой информацией по данной проблеме владеете) Е – Есть вариант решения (Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы) А –А теперь за работу (Выбирайте 3 главных способа) Л- Логические выводы (Анализируя, выбираете наилучший способ решения проблемы. Объясните ваш выбор)

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…» Выглядит, как… Звучит как… - Часы - Конвейер - Ступеньки лестницы - Яркая картина - «Это ново!» - «Это интересно!» - Песня: куплет, припев

Приемы, направленные на развитие умения интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку проиденного СинквейнСинквейн КластерыКластеры ЭссеЭссе

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Спор-диалог Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) Перекрестная дискуссия 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)

Шесть шляп мышления Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

Приемы, направленные на формирование рефлексивных умений Оценочное окно Таблица «Знал, узнал, не понял» Таблица «Знал- Хочу узнать- Узнал» Синквейн

ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО Все понятно, могу применить Понятно, но надо ещё подумать, почитать дополнительно Не все понятно, нужна консультация Ничего не понятно

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы З – что мы знаем знаем Х – что мы хотим узнать хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию АБВГДЕЖЗ1254

Приемы, направленные на формирование умений планировать свою деятельность Таблица «Верные неверные утверждения» Таблица «Знал- Хочу узнать- Узнал» Приемы, направленные на формирование умений прогнозировать Прием «древо предсказаний»Прием «древо предсказаний» Таблица «Верные неверные утверждения»Таблица «Верные неверные утверждения» Прием «Чтение с остановками»Прием «Чтение с остановками» Игра «Верите ли вы»Игра «Верите ли вы»

Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Приемы, направленные на развитие умения задавать вопросы Прием «Ромашка Блума» Прием «толстых» и «тонких» вопросов

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Ромашка Блума П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Конструктор урока (по А.Гину) А. Начало урока Интеллектуальная разминка или опрос (по базовым вопросам) «Да-нетка»Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка «Светофор» Б. Объяснение нового материала Привлекательная цель Удивляй!Фантасти- ческая добавка Практичность теории Пресс-конфе- ренция В. Закрепление: тренировка, отработка Лови ошибку!Пресс-конфе- ренция УМШИгра-тренингИгра в случай- ность Г. Повторение Своя опораПовто-ряем с контролем Повторя- ем с расши- рением Свои примерыОпрос – Итог Д. Контроль «Светофор»Опрос по це- почке Тихий опросПрограм- мируемый опрос Идеальный опрос Е. Домашнее задание Задание массивомТри уровня Д/ЗНеобычная обычность Особое заданиеИдеальное задание Ж. Конец урока Опрос-итогОтсроченная отгадка Роль «психолог» Роль «подводящий итог» Обсуждаем Д/З

Конструктор урока в ТРКМЧП Работа с информацион- ным текстом Работа с худ. текстом Урок- взаимо- обучение Урок- дискуссия Урок- письмо Вызов Осмыс- ление Рефлек- сия

Задание: разработайте фрагмент урока в соответствии со сформулированной развивающей целью. Определите, какие УУД вы будете развивать в ходе урока Отберите приёмы, предложенные в технологических картах или свои, которые, на ваш взгляд, наиболее подходят для развития этих УУД Распределите этапы урока и соответсвующие им приемы Развивающая цель: создание условий для развития познавательных УД учащихся: анализа и сравнения – через использование различных приёмов работы с художественным текстом.

Литература С.И. Заир-Бек,И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» -Москва «Просвещение» 2004 И.В. Муштавинская Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод.пособие.-СПб.:КАРО, 2009 С.И. Заир –Бек Технология развития критического мышления через чтение и письмо: истоки, структура, цели.- Москва «Просвещение» 2011