Тема любви в лирике Н.А. Некрасова И как любил он – ненавидя. Анализ поэтического текста. 10 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Цель: Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова.
Advertisements

Я не люблю иронии твоей. Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,-
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
«Поэзия сердца» и проза жизни. Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни,
«Мысль, окрашенная чувством» Проект на тему :. Цель выступления: 1.Ознакомление с понятием «лирическое произведение». 2. Ознакомление с примерами лирических.
Николай Алексеевич Некрасов Любовная лирика и ее значение в жизни поэта Презентацию выполнили ученики 10 «а» класса Мельниченко Виктория Иванова Юлия Базыкина.
Николай Алексеевич Некрасов Любовная лирика и ее значение в жизни поэта Презентацию выполнили ученики 10 «Б» класса Григорьева Александра Негодяев Евгений.
«Поэзия сердца» ( тема любви в лирике Н.А.Некрасова)
Учителем ГБОУ СОШ 690 г. Москвы ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА Мокшиной Татьяной Михайловной.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Николай Алексеевич Некрасов О любви…. Не говори, что молодость сгубила… Не говори, что молодость сгубила Ты, ревностью истерзана моей; Не говори!.. близка.
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
Новаторство Н.А.Некрасова Анализ любовной лирики.
Л ИТЕРАТУРНЫЙ БРЕЙН - РИНГ Любовная лирика Н.А.Некрасов.
Литературный контекст Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье,,,» А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» Презентация.
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. А. С. Пушкин И. А. Крылов С. Есенин Ф. И. Тютчев А. Блок И другие поэты, писатели.
Жизни блаженство в одной лишь любви… Жизни блаженство в одной лишь любви…И.В.Гёте Выполнила Бурлака Елена Николаевна МОУ «СОШ10 сУИФ и ТД», г.Ноябрьск.
Биография Пушкина Александр Сергеевич Пушкин ( ) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе:
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье…». Тема стихотворения. В стихотворении А. А. Фета «шепот, робкое дыханье…» переплетаются две любимые поэтом темы – красота.
Транксрипт:

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова И как любил он – ненавидя. Анализ поэтического текста. 10 класс.

«Я не знаю другого сердца, которое так же умеем любить, как твоё, - только ты любишь без фраз и так называемых «излияний» Из письма В.П.Боткина Н.А.Некрасову

«Панаевский цикл» Цикл – несколько стихов, объединённых одной темой Адресат – имя человека, которому посвящены стихи «Я не люблю иронии твоей» «Я не люблю иронии твоей» «Поражена потерей невозвратной» «Поражена потерей невозвратной» «Да, наше жизнь текла мятежно» «Да, наше жизнь текла мятежно»

Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и нежившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей. Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны… «Я не люблю иронии твоей» 1850

«Поражена потерей невозвратной» Поражена потерей невозвратной, Поражена потерей невозвратной, Душа моя уныла и слаба; Ни гордости, ни веры благодатной – Постыдное бессилие раба! Ей всё равно – холодный сумрак гроба, Позор ли, слава, ненависть, любовь, - Погасла и спасительная злоба, Что долго так разогревала кровь. Я жду.. Но ночь не близится к рассвету, И мёртвый мрак кругом… и та, Которая воззвать могла бы к свету – Как будто смерть сковала ей уста! Лицо без мысли, полное смятенья, Сухие, напряжённые глаза – И, кажется, зарёю обновленья В них никогда не заблестит слеза. 1848

«Прости» Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, Не помни бурь, не помни слёз, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь – Благослови и не забудь! 1856

Когда критики говорят о «Панаевском цикле», то используют термин бытовая конкретизация. Некрасов не обошёл вниманием прозу, которая в любви неизбежна. В его стихотворениях изображены случаи из жизни Некрасова и Панаевой, ссоры и примирения, и опять ссоры это и есть «проза любви», быт, бытовая конкретизация.

В чём своеобразие интимной лирики Некрасова? Привычно ли для вас описание чувств к любимой? Какой образ любимой женщины создает Некрасов в стихах, посвященных Панаевой? Какой образ любимой женщины создает Некрасов в стихах, посвященных Панаевой? Какие мотивы ведущие?

Лирический герой Условный образ поэта Художественный «двойник» автора

План анализа стихотворения: 1. История создания (год, биография, прототип); 2. Тема (о чём); 3. Лирический герой, его чувства; 4.Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части; 5.Ключевые образы (предметный мир); 5.Ключевые образы (предметный мир); 6.Художественные средства; размер; 6.Художественные средства; размер; 7.Идея (основная мысль) 7.Идея (основная мысль)

Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и нежившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей. Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны… «Я не люблю иронии твоей» 1850

Что такое ирония? Почему причастия прошедшего времени? О чём мечтает лирический герой в 1 строфе? О чём грустит? Какие эпитеты помогают понять чувства поэта? (2 строфа) Назовите метафоры, эпитеты, сравнения 3 строфы. О чём они говорят? Оптимизм или пессимизм?

Выводы: Вот он – тупик. Тупик, в который приходят чувства. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Лирический герой понимает, что удержать любовь не сможет, остаются на его долю лишь последние вспышки страсти…

Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство в прекрасных мгновениях, Некрасов не обошёл вниманием и ту прозу, которая в любви неизбежна Новаторство любовной лирики

Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью. Видно, что они возникли под влиянием непосредственного чувства, являются результатом страстного лирического движения. Любовная лирика Некрасова показывает, что он мог быть «чистым лириком», свободным от тенденциозности и надуманности. Порой чувства Некрасова отличаются возвышенностью и поэтической грацией: Так это шутка? Милая моя, Как боязлив, как недогадлив я! Я плакал над твоим рассчитано-суровым, Коротким и сухим письмом: Ни лаской дружеской, ни откровенным словом Ты сердца не порадовала в нем... Оказалось, что опасения поэта были напрасны любимая женщина по-прежнему его любила: Всему конец! Своим единым словом Душе моей ты возвратила вновь И прежний мир, и прежнюю любовь, И сердце шлет тебе благословенья, Как вестнице нежданного спасенья...

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (прозы жизни), но и в том, что для изображения непоэтических явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы.

1. Наверное, мы любим её за необычность подхода к вопросу, за «живое», может быть, болезненное чувство любящего человека 2. Любовь у Некрасова – сложное противоречивое чувство, реально отображающее отношения любящих людей. 3 Возлюбленная выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник И всё же, почему нам нравится любовная лирика Некрасова?