Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Advertisements

РОСИМУЩЕСТВО Федеральное агентство по управлению городским имуществом.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович.
0 Местное сообщество может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций (муниципальная собственность).
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Структура Органов местного самоуправления
Сравнительная характеристика (по организации бюджетного и налогового учёта) 4-ПОБ-УДО-вз Милиной Ирины МОСКВА 2016.
* Государственные и муниципальные унитарные предприятия это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике РУКОВОДИТЕЛЬ ГОРЬКОВА ИРИНА.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Структура органов местного самоуправления
Транксрипт:

Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович

Тема Муниципальная собственность.

Ключевые слова - муниципальная собственность; - основания возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности; -муниципальные предприятия и учреждения; - приватизация муниципальной собственности; - внешнеэкономическая деятельность муниципальных образований; - межмуниципальные хозяйственные общества; - государственные гарантии защиты муниципальной собственности

Муниципальная собственность -имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ)

Муниципальная собственность (продолжение) Нормативно-правовая основа (этапы развития): -Закон РСФСР от г. «О местном самоуправлении в РСФСР»; -Закон РСФСР от г. «О собственности в СССР»; -Постановление Верховного Совета РФ от г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»; -Распоряжение Президента РФ от г. «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»; -Указ Президента РФ от г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальная собственность (продолжение) Нормативно-правовая основа (современное развитие): -Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8); в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132); -Федеральный закон 131-ФЗ в ст. ст. 49, 50 раскрывая состав экономической основы местного самоуправления (в ее материальной части) акцентирует внимание на закреплении целевого назначения муниципального имущества, его разграничении между видами муниципальных образований, а также определяет судьбу имущества, находящегося на территории муниципального образования, но не отвечающего указанному в законе целевому назначению

Муниципальная собственность (продолжение) Критерии разграничения муниципальной и государственной собственности (отличительные черты): 1.По субъектам. Субъектом права государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. 2.По объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности. 3.По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).

Муниципальная собственность (продолжение) 4. По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными субвенциями, входящими в местный бюджет, ограничено целевым использованием этих - финансовое обеспечение расходных обязательств при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий). При разграничении собственности особенно важно учитывать тот факт, что она выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определённых задач. В связи этим при разграничении собственности органам местного самоуправления должны быть переданы имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления (земельные участки под инженерным сетями общего пользования, предприятиями инженерной инфраструктуры и т.д.). Очень важно при этом обеспечить завершённость технологических циклов.

Муниципальная собственность (продолжение) В собственности муниципальных образований может находиться имущество, отвечающее следующим целям : -имущество, отнесённое к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов и предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения; -имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч.4 ст. 15 Закона 131-ФЗ;

Муниципальная собственность (продолжение) -имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; -имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Муниципальная собственность (продолжение) Выделяют следующие способы возникновения муниципальной собственности: -административный; -гражданско-правовой; Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданско-правовой способ более отвечает интересам местного самоуправления, так как при заключении гражданско-правовых договоров учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентами.

Муниципальная собственность (продолжение) Управление муниципальной собственностью: -органы местного самоуправления в установленном порядке вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки; -право муниципальной собственности и другие вещные права в соответствии с ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежат государственной регистрации в ЕГРП; -представительный орган муниципального образования, как правило, утверждает Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества;

Муниципальная собственность (продолжение) В Реестре муниципального имущества содержатся сведения: -муниципальные унитарные предприятия, организации, учреждения и муниципальное имущество, закреплённое за этими юридическими лицами; -муниципальный жилищный и нежилой фонды; -инженерные сети; -финансовые вложения и муниципальное имущество, переданное иным юридическим лицам.

Муниципальная собственность (продолжение) Принципы управления муниципальным имуществом органами местного самоуправления: -использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории; -использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального и (или) экономического эффекта; -поддержание муниципального имущественного комплекса в работоспособном состоянии; -эффективная реализация муниципального имущества, по тем или иным причина не приносящего социального и (или) коммерческого эффекта; -приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач.

Муниципальная собственность (продолжение) Право муниципальной собственности прекращается в случае: -гибели или уничтожения имущества; -при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; -в порядке разграничения муниципальной собственности; -путём обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; -по иным основаниям, предусмотренным законами РФ

Приватизация муниципальной собственности Нормативно-правовая основа: -Федеральный закон от г. 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Способы приватизации: -продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, на специализированном аукционе; -продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; -продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам; -выкуп арендованного муниципального имущества; -преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых, находится в муниципальной собственности;

Приватизация муниципальной собственности (продолжение) -внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; -отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций. Органы, осуществляющие процесс приватизации муниципальной собственности, являются комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. При приватизации муниципального имущества законным средством платежа является денежная единица РФ Доходы, полученные в результате использования и приватизации муниципального имущества, поступают в местные бюджеты.

Деятельность муниципальных предприятий Нормативно-правовая основа: -ГК РФ; Федеральный закон от г. 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» Муниципальное унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество МУП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. МУП может быть основано на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казённое предприятие) Фирменное наименование МУП должно содержать указание на собственника его имущества.

Деятельность муниципальных предприятий(продолжение) -Органы местного самоуправления: определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений; утверждают их уставы; назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий; заслушивают отчёты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования -Полномочия представительного органа муниципального образования в сфере управления МУП: -определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; - установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

Взаимодействие с хозяйствующими субъектами, расположенными в муниципальном образовании Органы местного самоуправления вправе: -координировать участие иных предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; -устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений в случаях, установленных законом; -осуществлять функции единого заказчика и объединять средства предприятий различных форм собственности на строительство в муниципальном образовании социально значимых объектов; -заключать договоры с зарубежными партнёрами на приобретение продукции для нужд территории и др.

Б Л А Г О Д А Р Ю ЗА ВНИМАНИЕ! © Будаев А.М., © Высшая школа экономики, 2011.