Кластерная политика как инструмент регионального развития Княгинин В.Н. Научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Всероссийское совещание руководящего состава.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регион как пространственная организация деятельности людей Необходимо различать понятия «регион», «административная часть государственной территории»,
Advertisements

«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
Международный опыт в развитии кластеров Александра Карташова главный специалист отдела финансирования и анализа Ассоциации «Некоммерческое партнерство.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
Территориальная организация экономики Дальнего Востока на перспективу Д.э.н., проф. Леонов С.Н. ИЭИ ДВО РАН, Хабаровск.
Стратегический план города Княгинин В. Н. научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Конференция «Березники: стратегический план развития города» 7 апреля.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Обучение российских и эстонских предпринимателей по теме : КЛАСТЕР, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Сектор.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области Центр кластерного развития для субъектов малого и среднего.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
1 4-я Всероссийская конференция выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров с международным участием Заместитель Министра А.Ю.
Потенциал создания территорий инновационного развития в российских регионах: стартовые условия, перспективы, региональная политика Иван Огнев директор.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
Инновационное развитие территорий с низким научно- техническим потенциалом д.э.н. В.В. Иванов заместитель главного учёного секретаря Президиума РАН.
Транксрипт:

Кластерная политика как инструмент регионального развития Княгинин В.Н. Научный руководитель ЦСР «Северо-Запад» Всероссийское совещание руководящего состава Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Некоммерческого партнерства «ОПОРА» в г. Иркутске 2-5 июня 2005 г.

1.Предназначение кластерной политики 2.Ограничения для кластерной политики в России 3.Потенциал кластерной политики в России

Кластерная политика в индустриально развитых странах развертывается последние лет в связи с ограничением потенциала конкурентоспособности крупных интегрированных компаний на динамичных глобальных рынках. Потребовалось мобилизовать новые ресурсы – малых и средних предприятий, территорий – для обеспечения национальной конкурентоспособности 1. Предназначение кластерной политики Первые масштабные программы кластерной политики: США – е годы Дания – е годы Австрия, Великобритания, Япония (Хоккайдо) – п.п х Финляндия, Франция – 1995 год Венгрия – 1996 год Словения – годы

1. Предназначение кластерной политики Кластерная политика была частью общей демократизации социальной, экономической жизни Децентрализация и демократизация регионального управления (доклад комиссии Гора, 1993) Отказ от «жесткой промполитик и» (отчет комиссии Бенджамена, 1990) Смена объекта управления – от отраслей, технологий и компаний к территориям (кооперационный план развития Силиконовой долины, 1992) Переход к глобальному масштабу стратегирова ния

«Сетевые регионы» в глобальной экономике, представленные кластерами, все более и более выигрывают конкуренцию у иерархических регионов 1. Предназначение кластерной политики Иерархические регионыСетевые регионы Базовая производственная структура Централизация производства (градообразующие предприятия) Сеть автономных фирм (networks of place) Концентрация без централизации Организация хозяйства Отраслевая или корпоративная Производственные кластеры Внутренняя конкуренция Отсутствует Функциональная специализация Присутствует Гибкая специализация Мобильность рабочей силы НизкаяВысокая Роль органов власти Высокая степень зависимости властей от компаний Высокая степень автономии властей и компаний Региональные стратегии Доминируют стратегии корпораций Стратегии как региональный консенсус (ЧГП)

Кластеры позволили мобилизовать новый ресурс – ресурс сетевой организации территорий. Данный ресурс становится базой конкурентоспособности в глобализованной экономике. 1. Предназначение кластерной политики Национальная конкурентоспособность во многом обеспечивается: в США – 24 группами кластеров (318 территориальных кластеров) в Италии – 200 «промышленными округами» в Дании – 29 ведущими кластерами

2. Ограничения кластерной политики в России В результате советской политики размещения производительных сил в РФ не существует практически ни одного конкурентоспособного кластера. Большинство регионов относится к иерархическим Примерно ¼ всех субъектов РФ имеет монопрофильную экономику. Основной донором бюджетов - крупные корпорации. Доля жителей ЗАТО в городском населении России составляет 1%. В 13 регионах РФ доля монофункциональных городов более 60% (40% городского населения Сибири) Кол-во городов В т. ч. монофункциональных Доля монофункц-х городов, % Чукотский АО33100 Хакасия5480 Карелия Ивановская обл Свердловская обл Кемеровская обл Нижегородская обл

Возможности демократизации регионального (местного) управления ограничены. Большинство поселений не способны сформировать демократическую пространственную организацию на базе децентрализованного управления 2. Ограничения кластерной политики в России В. Глазычев: только города с населением свыше 100 тысяч человек могут позволить себе разделение муниципальной власти на исполнительную и законодательную, а также существование независимых от публичной власти СМИ

Коммуникации между возможными участниками потенциальных кластеров затруднены в силу транспортных ограничений 2. Ограничения кластерной политики в России Совет по конкурентоспособности: В Европейской части РФ (77% всех городов) среднее расстояние между городами составляет более 70 км (в Центральном районе 45 км при км в Западной Европе). В восточных районах РФ - более 225 км (юг Западной Сибири – 114 км, Дальний Восток км)

2. Ограничения кластерной политики в России Источник: Независимый институт социальной политики

3. Потенциал кластерной политики в России В «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( годы)» среди приоритетов выделено «содействие формированию и развитию региональных экономических кластеров» Мобилизация ресурсов территорий для развития является важнейшим резервом социально-экономического роста РФ: увеличение производительности компаний, базирующихся в кластерном ареале ускорение инновационного процесса стимулирование создания новых компаний

В РФ уже предпринимались попытки развития территориальных кластеров: 3. Потенциал кластерной политики в России В Петербурге с 2000 года выполняется совместный российско- финский проект «Долгосрочная стратегия развития экономики Санкт-Петербурга» (9 кластеров - энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, пищевой, транспортный, туризм, деревообработка, программное обеспечение и информационные технологии, оптическое приборостроение, металлургия) В ноябре 2003 года Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, МИД и Министерство по вопросам производственной деятельности Италии подписали Меморандум по вопросам создания промышленных округов на территории РФ (21 округ) Разделы кластерной политики вошли в стратегии развития многих регионов (Псковской, Пермской областей, Красноярского края и пр.)

Процессы, способствующие формированию экономических кластеров: 3. Потенциал кластерной политики в России 1.Выделение непрофильных активов, сервисных подразделений и служб технологического обеспечения, развитие аутсорсинга (крупные корпорации, предпринимательские университеты и пр.). Например: «Русал», «ЛУКойл» и пр. 2.Реформирование системы профессионального образования (участие работодателей, непрерывное образование и пр.). Например: «Силовые машины», сотрудничающие более чем с 20 учреждениями профобразования 3.Рост производственного потенциала малых и средних российских фирм, расширение масштабов действия, усиление глобальной конкуренции 4. Рост глобальной конкуренции

3. Потенциал кластерной политики в России Ориентация на компании, стремящиеся расширить масштаб действия.

Экономические кластеры в разных регионах будут формироваться на различной базе: 3. Потенциал кластерной политики в России При этом регионы будут стремиться либо осуществить upgrade уже имеющихся протокластеров, выращивая их в полноценные кластеры (туристический кластер в Суздале), либо прилагать усилия для формирования новых (автомобилестроительный кластер в Петербургской агломерации) 1.компаний, производящих аналогичные или схожие по своим потребительским качествам товары; 2.рынков рабочей силы с определенными профессиональными навыками; 3.ключевых технологий; 4.природных ресурсов