Морозова Людмила Григорьевна МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцева Смоленской обл. Учитель биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Биосфера ее структура и функции. Вопросы 1. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема 2. Биологический круговорот. Круговороты веществ и потоки.
Advertisements

Давлятшина Люция Группа ИЗ Экология ( от др. греч ο κος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука ) наука о взаимодействиях.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз урок биологии в 9 классе МКОУ «Новолисинская СОШ»
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
Биосфера ГОУ СОШ 255 Учитель географии Холявко И.Г. Идентификатор
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова кафедра ботаники, общей экологии и природопользования ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Биология (от греч. bios – жизнь, logos – учение) – наука о жизни Биология изучает: Строение Проявление жизнедеятельности Среду обитания всех живых организмов:
Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Уровни организации живой материи
Экология Преподаватель: Уфимцева Мария Витальевна.
«Популяционно-биоценотический уровень жизни» Выполнила: Попова Е.А группа 6209.
Биология 10 классОкружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Эколо́гия (от греч. οικος дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος понятие, учение, наука) наука, изучающая взаимоотношения живой.
Экологические проблемы Какой ты след оставишь на земле?
Тема: Экология. Экологические факторы Задачи: Дать определение и сформировать знания об основных задачах, стоящих перед экологией. Сформировать понятие.
Основы общей биологии. Предмет и задачи курса. Методы исследования биологии. Связь биологии с другими науками.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. … Уровни организации живой материи иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения.
Значение биологии для понимания единства всего живого Выполнила: Бандорина Е.И. студентка 107 группы.
Урок биологии 11 класс Тема : « Биосфера - живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы » Разработала учитель биологии МБОУ Угловская сош Козлитина.
Почему нужно изучать ЭКОЛОГИЮ?. Название науке дал в 1866 году известный немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель. Оно состоит из двух греческих слов:
Законы теоретической биологии Законы организации и развития живой материи. 10 класс. Естествознание.
Транксрипт:

Морозова Людмила Григорьевна МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцева Смоленской обл. Учитель биологии

Экология в школьном курсе биологии

Земля – планета растений и животных не в меньшей степени, чем планета людей. И все, что мы делаем на Земле, затрагивает прямо или косвенно всю планетарную систему жизни. Систему, за счет которой мы существуем и главным врагом которой являемся.

Основная задача экологического образования в школе сформировать у учащихся целостное представление о месте человечества в биосфере, о взаимной связи абиотических, биотических и антропогенных процессов на планете, об исключительной роли экологической политики и личном участии в обеспечении экологической безопасности.

В решении этой задачи важная роль отводится дисциплине биологии по нескольким причинам: биологические основы функционирования экосистем универсальны, и основные законы жизни имеют всеобщее значение; живые организмы участвуют в преобразовании всех оболочек планеты – гидросферы, литосферы, атмосферы; от устойчивости биосферы зависит будущее человечества; только знание биологических основ позволяет грамотно рассматривать прикладные экологические проблемы.

Однопредметная модель рекомендует экологическое образование сконцентрировать на одной учебной дисциплине – экологии Многопредметная модель предполагает изучение всех экологических закономерностей и проблем в рамках традиционно преподаваемых в средней школе естественных дисциплин Смешанная модель предполагает получение учащимися экологических знаний, как в традиционных учебных дисциплинах, таких как биология, география, химия и физика, так и в самостоятельном курсе экологии

В ряде регионов страны экология в средних школах не изучается, так как данная дисциплина не введена в базовый федеральный компонент. Поэтому особенно актуальной остается проблема экологизации естественных школьных дисциплин (или экологически ориентированного обучения).

Тематические разделы Экологические компоненты в содержании 6 класс ( Ботаника ) Общее знакомство с растениями Среды жизни растений ; влияние факторов среды на растения ( абиотические и биотические ) Органы цветкового растения Роль беспозвоночных и других животных в опылении растений ; многообразие и значение плодов. Питание и размножение растений Роль минерального питания для растений ; проблемы химизации сельского хозяйства ( минеральные удобрения, пестициды ) Основные отделы царства растений Биологическое разнообразие царства растений и его функциональное значение ; происхождение культурных растений. Царство бактерийРоль прокариот в формировании современной атмосферы и в биологическом круговороте веществ ; санитарная микробиология. Царство грибов Природные сообщества Основные деструкторы растительного опада ; типы взаимоотношений грибов с растениями. Понятие о сообществе и экосистеме ; устойчивость экосистем ; приспособленность организмов к жизни в сообществе ; охрана редких видов

Многообразие животных Среды жизни и места обитания, типы взаимоотношений животных, трофические цепи и уровни. Для каждого класса животных : строение, размножение, условия жизни, влияние факторов среды, значение этих животных для человека. Развитие и закономерности размещения животных на планете Причины эволюции животного мира ; многообразие видов, как результат эволюции ; ареалы обитания ; методы изучения популяций. Животный мир и хозяйственная деятельность человека Одомашнивание животных. Закон РФ « Об охране животного мира ». Биологические отрасли природопользования : рыбное и охотничье хозяйства. Биологическое разнообразие животных и их вымирание. Красная книга РФ том « Животные ». 7 класс (Зоология)

8 класс ( Человек ) Происхождение человека Место человека в системе органического мира ; роль социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека. Организм человека и его строение Организм человека как единая целостная система ; типы тканей и их свойства ; взаимоизменение тканей под влиянием ряда факторов. Нервно - гуморальная регуляция физиологи - ческих функций Строение нервной системы ; болезни нервной системы и их взаимосвязь с состоянием окружающей среды и социальными процессами. Система опоры и движения Различные виды травм системы опоры и движения ; первая доврачебная помощь ; роль физических упражнений в укреплении двигательной системы Внутренняя среда организма Болезни крови и органов кровообращения ; иммунитет ; инфекционные болезни и их профилактика. Дыхание Болезни органов дыхания и их взаимосвязь с загрязнением атмосферы. Пищеварение Пищевые продукты и их качество ; пищевые рационы различных народов ; гигиена питания. Обмен веществЗаболевания при нарушении обмена веществ ; витамины в плодах и овощах ; нормы питания людей. Основы учения о высшей нервной деятельности Взаимосвязь психики людей и их поведения с состоянием окружающей среды ; нарушения биологических ритмов человека. Индивидуальное раз - витие человека Влияние факторов среды на внутриутробное развитие ребенка и на его развитие в первый год жизни.

9 класс ( Основы общей биологии ) Основы общей биологииМногообразие форм живых организмов. Типы взаимоотношений среди живых организмов. Основы учения о клеткеОтличие растительных и животных клеток Размножение и индивидуальное развитие организмов Повышенная чувствительность к факторам окружающей среды на определенных стадиях развития. Основы учения о наследственности и изменчивости Наследственность и окружающая среда. Основы селекцииГенетические основы селекции ; селекция растений и животных в ходе « зеленой революции ». Происхождение жизни и развитие органического мира Роль живых организмов в преобразовании оболочек планеты ( атмосферы, литосферы, гидросферы ); биологический круговорот веществ ; жизнь в различных средах. Учение об эволюцииМикроэволюция и макроэволюция ; направления эволюционного процесса. Основы экологииЭкологические факторы ; влияние факторов окружающей среды на организмы ; пространственная структура популяций ; динамическая характеристика популяций, экосистемы и их развитие ( сукцессии ); трофические цепи ; поток энергии в экосистемах ; красные книги ; охраняемые природные территории ; экономико - правовые основы природопользования ; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

10 класс ( Общая биология ) Возникновение жизни на ЗемлеПрокариоты и их роль в биосфере Учение о клеткеХимический состав клеток. Фотосинтез и хемосинтез. Размножение и развитие организмов ( генетика, селекция ) Роль мутаций ( химических и радиационных ) у живых организмов ; биоинженерные аспекты ( трансгенные растения ). 11 класс (Общая биология) Учение об эволюции органического мира Экологические основы эволюции – экологические взаимодействия как причина естественного отбора ; межвидовая конкуренция ; внутривидовая конкуренция. Биосфера, ее структура и функцииУчение о биосфере В. И. Вернадского ; компоненты биосферы ; границы и функции биосферы. Жизнь в сообществахЗаконы и следствия пищевых отношений ; законы конкурентных отношений в природе ; устойчивость в сообществах и экосистемах. Человек и биосфера. Антропогенные воздействия Экологические аспекты урбанизации ; загрязнение окружающей среды – химическое, физическое, биологическое ; агроэкология ; отходы производства и потребления ; охрана водных и почвенных ресурсов ; методы рекультивации. Ноосфера Ноосфера В. И. Вернадского ; техносфера ; коэволюция человека и природы ( Н. Н. Моисеев ); устойчивое развитие человечества.

Биологические задачи экологического содержания

Бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем белые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску. Объясните, почему это произошло?

Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же?

Летучие мыши не реагируют на свет, однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди, и горит свет. Объясните, причину такого поведения животных.

Среди паразитов человека известна трипаносома, относящаяся к классу жгутиконосцев и являющаяся возбудителем опасной болезни – сонной лихорадки. Объясните, почему это заболевание встречается в основном в Африке?

Рыба гольян – настоящий каннибал. Взрослые особи иногда пожирают свое потомство. В чем биологический смысл этого явления?

Решение задач происходит в процессе творческого поиска, логического рассуждения, предложения разных вариантов ответа. В результате такой работы происходит развитие творческой самостоятельности, познавательной активности учащихся, что в целом улучшает качество экологических знаний.

Литература: Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах.- Ростов н/Д: Феникс, 2002г. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь- справочник. – М.: Мысль, 1990 г. Попова Л.В. Экологическая составляющая в школьном курсе биологии. – МГУ, 2006 г.